19:45 31.05.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Экономика по Сергею Иванову
Комментарий к пресс-конференции первого вице-премьера
Странно было бы ожидать от первого вице-премьера правительства России концептуальной стройности и научной взвешенности, так как российское, а до него - и советское, правительства, всегда работали в режиме пожарных команд. Где задымиться - туда они и бросаются. Правда, сейчас так получилось, что хотя бы концептуальная связность возникла сама по себе - в российской экономике накопилось столько проблем, что тронь одну - обязательно заденешь другую, а потом и третью. В результате, касаясь двух-трех наиболее насущных проблем, вытаскиваешь за ними и все остальные.
Именно такое впечатление произвела пресс-конференция первого вице-премьера РФ Сергея Иванова на тему "Промышленное развитие России: проблемы и перспективы". Выступая, вице-премьер коснулся перспектив широкого круга отраслей, попадающих под его кураторство: авиационной и автомобильной промышленности, автомобильных дорог и морских портов, атомной энергетики и судостроения, сельскохозяйственного машиностроения и топливно-энергетического комплекса, внешней торговли и развития международных отношений в контексте укрепления обороноспособности России. В принципе, этого набора тем было бы достаточно для того, чтобы понять, что задачи перед Сергеем Ивановым стоят нелегкие, и их решение потребует немало сил и энергии. Тем не менее, кое-чего в его выступлении не хватало, поэтому оно походило скорее на технический, а не на экономический доклад, хотя, конечно, чистая экономика - это не его сфера ответственности.
Само по себе выступление было вполне оптимистичным. Действительно, за последние 15-20 лет в российском хозяйстве (с технической точки зрения) мало что решалось. Во многих отраслях царил застой и развал, мы теряли объемы производства, рынки сбыта и кадры, но вот теперь ситуация поменялась, и пришло время наверстать упущенное. Тут надо отдать должное первому вице-премьеру, который не стал лукавить и прямо заявил, что ситуация поменялась благодаря росту цен на мировых рынках на топливо, поэтому ТЭК стал очень быстро расти, заодно подтаскивая за собой смежные отрасли, которые выросли на его заказах. К сожалению, как развивалась ситуация дальше, вице-премьер не уточнил, но можно было догадаться, что "нефтяные" и "газовые" деньги дальше ограниченного круга отраслей не пошли, поэтому вся остальная экономика продолжала стагнировать и разваливаться.
Причем развал этот стал происходить совсем некстати, так как внезапно выросла потребность в товарах, спрос на которые был минимальным или даже отсутствовал все последние 15 лет, что, собственно, и привело к упомянутому развалу в выпускавших их отраслях. Это, прежде всего, авиастроение и энергетика. Разбогатевшая часть российского населения стала больше летать, спрос на услуги авиации вырос, а вот авиапарк, увы, давно не обновлялся и скоро его физически может перестать хватать. В качестве выхода из сложившейся ситуации авиакомпании стали использовать лизинг самолетов иностранного производства, но российское авиапромышленное лобби, которое, в отличие от отрасли, пока не развалилось, этому способу поддержания авиационного парка постоянно мешает, настаивая на реновации отечественной авиационной промышленности. Судя по тону выступления первого вице-премьера, оно нашло в его лице достойного защитника. Тем более что рынок сбыта для российских самолетов (пока внутренний) вполне приличный, и если авиапромышленность от ремонта старых самолетов перейдет к выпуску новых моделей, то тогда она обретет второе дыхание и этот проект можно будет считать удавшимся.
Аналогичная ситуация сложилась и в энергетике, где накопившийся за два десятилетия износ оборудования уже приводил к авариям. Этот износ вместе с нехваткой новых генерирующих мощностей и является заметным фактором сдерживания экономического роста. Но и здесь есть возможность превратить недостаток в преимущество, так как крупные заказы на производство энергетического оборудования для замены выбывающих турбин и генераторов смогут резко повысить загрузку и выпуск продукции в энергетическом и электротехническом машиностроении.
Еще одним ограничением, правда, не таким жестким, является слабая пропускная способность автомобильных дорог и морских портов. И это неудивительно, так как дорожное и портовое хозяйство, доставшееся России в наследство от СССР, не было приспособлено к такому потоку грузов и пассажиров, особенно в зарубежном направлении. Порты и дороги необходимо развивать, иначе нехватка транспортной инфраструктуры будет сдерживать экономическое развитие точно таким же образом, как и нехватка электроэнергии.
Но дороги и порты не нужны без автомобилей и кораблей, поэтому, вероятно, Сергей Иванов особенно подробно остановился на перспективах этих отраслей. По поводу развития автопрома он высказался в том духе, что эта отрасль уже наполовину иностранная, так как половина деталей в российских автомобилях - иностранного производства, а половина деталей в иностранных автомобилях российской сборки - местного производства. И сейчас для развития российской автомобильной промышленности главное - это перенести на российскую территорию производство максимально возможного количества деталей и узлов, из которых и российские, и иностранные компании-автопроизводители могли бы собирать свои автомобили. И вообще, сказал вице-премьер, мы сотрудничаем с иностранными автоконцернами по принципу - рынок в обмен на технологии. Мы даем вам возможность выйти на российский рынок, а взамен хотим получить ваши технологии производства и сборки автомашин.
Что касается судостроения, то здесь, по мнению г-на Иванова, российские перспективы не очень радужные, потому что конкурировать по самым массовым судам, вроде танкеров, с другими производителями, например корейцами, мы не сможем, и поэтому российскому судостроению придется сосредоточится на производстве нишевой продукции, вроде газовозов или химовозов, или на выпуске плавучих атомных станций. Конечно, было бы очень здорово, чтобы российские нефтепродукты отправлялась на экспорт в российских танкерах, сделанных из российской стали. Но увы, это пока неосуществимо.
Таким образом, цели экономического развития были определены первым вице-премьером достаточно четко. Но в связи с ними возникли два вопроса, которые в компетенцию Сергея Иванова прямо не входят, но неизбежно обострятся, если озвученная им программа действий начнет реализовываться.
Первый вопрос: откуда возьмутся средства на реализацию этих проектов? И авиация, и судостроение, и портовое строительство - очень капиталоемкие сферы. Если, скажем, с финансированием энергетики теперь все более или менее понятно - средства на строительства новых станций будут браться значительной частью за счет выручки от реализации уже имеющихся частным инвесторам, то вот с деньгами для остальных отраслей пока ничего не ясно. Во всяком случае, сейчас трудно представить себе частного инвестора, который готов скупать акции Объединенной авиастроительной или судостроительной корпораций. Или предполагается, что основным инвестором будет федеральный бюджет, который и так перегружен социальными обязательствами?
И второй вопрос. Понятно, что если все эти проекты будут запущены, то их первым результатом будет рост численности промышленно-производственного персонала и фонда оплаты труда в целом по народному хозяйству. Само по себе, это неплохо, но при этом надо учитывать, что обсуждаемые нами отрасли находятся очень далеко от производства потребительских товаров и услуг. Не получится ли так, что, нарастив выпуск продукции судо- и авиастроения и выплатив занятым в этих отраслях рабочим заработную плату, мы столкнемся с ростом цен на потребительские блага, так как производственные мощности и объем продукции потребительского комплекса страны на такой спрос не рассчитаны? И наряду с положительными моментами - ростом продукции тяжелого машиностроения, мы получим и отрицательные - ускорение роста цен в потребительском секторе, который обесценит дополнительные заработки всех занятых в российском хозяйстве, а также разнообразных бюджетников?
Вот на эти два вопроса очень бы хотелось услышать ответы до следующей пресс-конференции Сергея Борисовича Иванова, хотя относятся они и не к его компетенции.
Григорий Гриценко
31 мая 2007
Полит.ру
http://www.polit.ru/2007/05/31/
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме