23:15 30.05.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Интернет-конференция статс-секретаря - заместителя министра здравоохранения и социального развития РФ Любови Глебовой
ВЕДУЩАЯ: Добрый день, уважаемая Любовь Николаевна. Добрый день, уважаемые коллеги. Редакция сайта rost.ru начинает интернет-конференцию, посвященную проблемам демографического развития России и новым направлениям государственной политики в этой области.
Наш гость сегодня - статс-секретарь, заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Любовь Николаевна Глебова. Она любезно согласилась прийти к нам и ответить на вопросы интернет-аудитории. Я, редактор сайта rost.ru Александра Рабышева, проведу сегодняшнюю конференцию.
Тему демографии мы выбрали не случайно. Год назад Президент в своем Послании заявил программу демографического развития, обозначив основные ее направления: снижение смертности населения, эффективная миграционная политика и повышение рождаемости. Сегодня уже разработана концепция демографического развития России на период до 2025 года, и совсем недавно она обсуждалась на президиуме Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.
В течение двух недель к нам в редакцию поступило большое количество разнообразных вопросов на эту тему, связанных и с нововведениями в законодательство в поддержку семей с детьми, повышением качества медицинской помощи, снижением смертности, с той же миграционной политикой и новой концепцией тоже.
Надеемся, что в рамках сегодняшнего мероприятия мы получим ответы на многие из этих вопросов.
Поэтому первый вопрос, который мы выбрали, как раз связан с концепцией демографической политики. Задает его Шиляева Елена, москвичка. Она спрашивает: "Какие меры предусматривает концепция демографической политики страны до 2025 года для увеличения численности населения России? И что будет делаться в первую очередь?"
Л.ГЛЕБОВА: Добрый день, уважаемые коллеги. Мне сегодня предстоит поговорить на очень интересную тему. Я очень заинтересована в том, чтобы эта тема была так же интересна вам, как она интересна тем интернет-интересующимся, которые сегодня свои вопросы уже сформулировали. И, собственно, первый вопрос, который сформулирован, я думаю, и подобран как первый не случайно. Он, собственно, содержит в себе необходимость ответа такого концептуального, рамочного.
Ну, я бы хотела в первую очередь подчеркнуть, что мы с вами сейчас анализируем действия, которым один год. То есть ровно год назад Президент в своем Послании Федеральному Собранию в 2006 году заявил одной из главных задач страны на текущий год задачу решения демографической проблемы и, соответственно, назвал направления ее решения. Это увеличение рождаемости и снижение смертности, эффективная миграционная политика. И в связи с этой задачей, которая была поставлена ровно год назад, Правительством вместе со всеми заинтересованными сторонами, а сторон было очень много, к этому проявили интерес и общественность, и различные экспертные сообщества.
Это очень высокий уровень интереса со стороны субъектов Российской Федерации. И вот совместные действия со всех сторон в течение года - это и есть то, что мы сегодня с вами собираемся проанализировать, собираемся посмотреть, насколько эти меры эффективны, насколько они вообще перспективны, что они уже дают, какие тенденции они определяют, можно уже посмотреть, какие есть результаты.
Ну, в общем, год есть год, и знаете, в моем понимании это такой рубеж, который мы сегодня вместе с вами анализируем. Итак, демографическому проекту один год. Что касается рамочного представления о том, куда мы стремимся и что мы в первую очередь считаем важным, это, безусловно, все то содержание, которое мы вынесли на обсуждение после годовой работы, которое назвали "Концепция демографической политики страны до 2025 года". Вынесли первый раз на обсуждение президиума Совета по национальным проектам. Далее эта концепция будет еще обсуждаться, в том числе и на общественном совете Министерства здравоохранения и социального развития, который пройдет в июне месяце. Это обсуждение пройдет и в рамках всероссийского совещания, которое посвящено профессиональному празднику социальных работников, которое пройдет в Правительстве РФ в начале июня.
После обсуждения мы выносим эту концепцию на заседание Правительства и предполагаем, что к 1 июля она уже примет форму реального плана действий по поводу заявленных тем. Ничего, скажем так, безусловно нового, концептуального, кроме того, что определил Президент как направления работы, у нас, естественно, не заявлено. Но мы детализируем, мы, скажем так, расписываем поэтапно, мы анализируем, к каким результатам мы должны стремиться по трем направлениям. Я хочу их еще раз повторить: это повышение рождаемости, это снижение смертности, это эффективная миграционная политика.
И, наверное, нужно попробовать сказать в каких-то цифрах по результатам, которые мы ожидаем в реализации этих мер. В первую очередь мы предполагаем, что в результате наших мер по увеличению рождаемости население страны увеличится на 1,5-1,8 млн человек. Причем это увеличение рождаемости имеет два этапа. К 2015 году по этой концепции эффектом будет стабилизация ситуации. То есть у нас сейчас идет падение рождаемости, а к 2025 году в результате роста рождаемости население увеличится на 1,5-1,8 млн человек.
По фактору снижения смертности. В первую очередь, безусловно, мы смотрим на то, чтобы снижать смертность населения в трудоспособном возрасте. Именно поэтому среди мер, которые рассматриваются, в первую очередь - меры снижения смертности от травматизма на производстве, снижение смертности за счет дорожно-транспортных происшествий. Это два фактора, которые в большинстве своем влияют на смертность трудоспособного населения. И снижение смертности от раковых заболеваний и от онкологии, онкологических заболеваний. В основном это факторы, которые влияют на смертность в более пожилом возрасте.
Соответственно, мы понимаем, что задача стоит - к 2025 году сокращение смертности на 2,2-2,3 млн человек.
Далее. Увеличение численности населения мы, бесспорно, предполагаем за счет эффективной миграционной политики. У нас обеспечение миграционной политики не может быть, к сожалению, сформулировано в цифрах, но оно как раз добавляет нам тот баланс, о котором мы говорим, который при снижении смертности и увеличении рождаемости и, ну скажем так, добора того работоспособного населения, которого нам не хватает, за счет мигрантов, мы предполагаем как раз достичь к 2025 году того, что называется "стабильная демографическая ситуация", когда коэффициент рождаемости достаточен для воспроизводства, а коэффициент смертности позволяет коэффициенту рождаемости быть, скажем так, впереди и вести сбалансированный счет. Вот так мы попробуем на первый вопрос ответить.
ВЕДУЩАЯ: Спасибо. Следующий вопрос также связан с концепцией демографического развития. Задает его Соболев Павел, служащий из Архангельска. "Присутствует ли региональный компонент в концепции демографической политики? Ведь в южных районах и так высокая рождаемость, а стимулировать надо регионы с низкой рождаемостью".
Л.ГЛЕБОВА: Ну, безусловно, автор вопроса совершенно прав, и мы все с вами понимаем, что субъекты Федерации по тем показателям, о которых мы говорим, совершенно разные. В этом смысле субъекты Южного федерального округа имеют, безусловно, и сегодня высокие показатели по рождаемости, низкие показатели по смертности, и в этом смысле это высокие показатели естественного прироста населения.
И мы знаем, что на сегодняшний день во всех субъектах Российской Федерации уже действуют местные региональные программы, которые так или иначе связаны с поддержкой рождаемости, молодой семьи, с поддержкой всего того, что на сегодняшний день является ответственностью субъекта. И, собственно, те меры, которые мы принимаем на федеральном уровне, - это норма, ниже которой не может опуститься субъект, для того чтобы обеспечить меры государственной поддержки. Но каждый субъект формирует свою программу, и такая задача поставлена Правительством, и до 1 июня наши субъекты все формируют свои региональные демографические программы. Причем это могут быть как уже идущие программы - поддержки молодой семьи, поддержки рождения в семье третьего ребенка и так далее (в каждом субъекте они очень разные), - и скомпонованные все вместе.
Поэтому даже не мы учитываем региональную компоненту, мы формируем правила, и мы требуем, чтобы эти правила были в обязательном порядке в каждом субъекте исполнены. Но, конечно же, реализация в разных субъектах будет разная, и в этом смысле, если мы посмотрим, например, на первый квартал текущего года и на его некоторые показатели, мы можем увидеть, что за первый квартал уже пошел прирост родившихся.
Но если мы раньше всегда отмечали прирост родившихся в Южном федеральном округе, а после него - дальше, дальше, дальше, на 10 пунктов, на больше пунктов - прирост родившихся в других федеральных округах, то мы сегодня имеем уже другую картинку: за первый квартал у нас прирост родившихся в Южном федеральном округе - плюс 14%. То есть мы плюсовую динамику имеем уже по первому кварталу этого года. Следующие округа уже идут не в таком сильном от него отрыве. Приволжский федеральный округ дает нам чуть более 9% прироста, Уральский федеральный округ - более 8% прироста, Сибирский федеральный округ - более 7% прироста, почти 8. Это на самом деле очень большие цифры.
Ну и только Северо-Западный федеральный округ у нас дает прирост небольшой, не так быстро развиваются там меры и события, и динамика прироста родившихся у нас 3,4%. Поэтому ответ на вопрос нашего коллеги: учет, безусловно, должен быть, мы на своем уровне с точки зрения правил формируем обязательную цифру для всех, ниже которой опуститься ни один субъект не может, и смотрим за тем, каким образом готовятся региональные демографические программы и насколько они учитывают особенности того опыта, той практики, той ментальности, которые есть в том или ином регионе.
ВЕДУЩАЯ: Спасибо. Следующий вопрос задает Федулова Галина, работник социальной сферы из Екатеринбурга. "Какое финансирование предусматривает концепция демографической политики? Как будут поддерживаться семьи с детьми и увеличатся ли пособия?"
Л.ГЛЕБОВА: В первую очередь, конечно же, все мероприятия, которые запланированы на ближайшее время, и на 2007 год, и на бюджет 2008-2010 годов, - безусловно, все они обеспечены финансированием. Все то, что является федеральными обязательствами по поводу тех мер, которые заявлены, они все заложены в бюджете 2007 и 2008-2010 годов. В бюджете 2007 года, который уже исполняется, на мероприятия, связанные с реализацией демографического проекта, заложено 85 млрд рублей. Соответственно, в бюджете 2008-2010 годов, который сейчас обсуждается в Государственной Думе, заложены не только не меньшие цифры, но и сейчас идет обсуждение в пользу увеличения этих цифр, постольку поскольку по разным показателям, которые мы закладывали, мы планируем в течение следующих трех лет, естественно, смотреть динамику и возможность увеличения.
Что это за расходы? В первую очередь это все, что связано с выплатой увеличенных государственных пособий по рождаемости. Наши пособия по рождаемости увеличены фактически больше чем в два раза, они на сегодняшний день составляют по первому ребенку 1,5 тыс. рублей, а по второму ребенку - 3 тыс. рублей. В 2006 году у нас было 600 рублей. С 1 января 2007 года у нас 1,5 тыс. на первого ребенка и 3 тыс. на второго ребенка до достижения полутора лет. Это первая норма, и на нее заложены деньги.
Второе, на что заложены деньги. Большие суммы заложены на стимулирование того, чтобы детей из детских домов принимали в семьи на усыновление или на то, чтобы дети стали жить в патронатных семьях. У нас заложены разовые пособия по усыновлению в размере не меньше 8 тыс. рублей. Причем разные субъекты, конечно же, имеют возможность увеличивать эти суммы, но не меньше 8 тыс. рублей.
Следующий вид пособия - новый. Это так называемый материнский, или, в скобочках, семейный капитал, о котором достаточно широко уже информировано все население. Это сумма в 250 тыс. рублей - соответственно, с последующей индексацией. В бюджете она заложена с индексацией. Это сумма на рождение второго и последующих детей.
Есть разные виды других выплат, которые сохранены из предыдущего, скажем так, периода. На все эти выплаты только в 2007 году в федеральном бюджете запланировано 85 млрд рублей.
ВЕДУЩАЯ: Спасибо. Следующий вопрос задает Седых Наталья, госслужащая из Оренбургской области. "Качество медицинской помощи в наших женских консультациях и родильных домах очень низкое, и женщинам приходится обращаться в платные медицинские центры. Для многих это не прихоть, а единственный шанс выносить и родить ребенка. Планируются ли действенные меры по улучшению качества родовспоможения?"
Л.ГЛЕБОВА: Безусловно, важнейшей мерой, которая направлена на улучшение родовспоможения, на то, чтобы этот вид медицинской помощи стал более качественным и более доступным, на реализацию этой меры направлена тема "родовый сертификат". Программа "Родовый сертификат" вступила в силу уже в прошлом году и показала свою эффективность уже тем, что учреждения родовспоможения получают средства, следующие "за беременной женщиной": она в консультацию - деньги за ней в консультацию, она в роддом - деньги за ней в роддом. А сейчас, в этом году, введен еще талон, так называемый "третий талон", когда она уже родила, и у нее ребенок, и она пошла в детскую консультацию, и деньги пошли за ней в детскую консультацию. Так вот, у нас есть родовой сертификат, талон номер один, талон номер два и талон номер три.
Насколько это эффективно... Ну, во-первых, это дополнительные средства для учреждений родовспоможения. При этом возможность выбрать этой женщине свое учреждение дает развитие такой конкурентной среде среди этих учреждений, и они действительно заботятся о качестве обслуживания.
У нас в бюджете 2007 года на мероприятия по реализации родового сертификата выделено 14,5 млрд рублей.
Мы много внимания сейчас уделяем сети перинатальных центров, это специализированные учреждения родовспоможения, они у нас предложены в ряде субъектов Российской Федерации и формируются на принципах софинансирования - федеральные деньги и деньги субъектов Российской Федерации.
И, безусловно, мы рассчитываем на то, что подкрепленные вот такими финансовыми вливаниями меры дадут возможность повышения качества и доступности для всех тех, кто принял решение пойти рожать.
ВЕДУЩАЯ: Спасибо. Еще вопрос задает Пашной Артем, студент из Московской области: в рамках улучшения демографии ведется программа по повышению рождаемости. А как же быть с высокой смертностью? В частности, из-за сердечно-сосудистых и раковых заболеваний умирает большинство населения. Как Правительство предполагает решать этот наболевший вопрос?
Л.ГЛЕБОВА: Вот смотрите, наши спрашивающие тоже знают о том, что онкология и кардиология - это две главные причины, в связи с которыми у нас смертность имеет такие высокие показатели. Поэтому у нас есть две отдельные программы, они существуют не с этого года, но в этом году к ним особенно пристальное внимание.
Это отдельно выделенные средства на реализацию специальной программы по снижению смертности больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Надо сказать, что на эти цели выделено 6 млрд рублей в 2007 году. Они предусматривают следующие вещи: это, безусловно, увеличение мероприятий по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, поскольку кардиологию, безусловно, легче лечить, когда она еще только начинается, как и, наверное, любое другое заболевание. Мы много внимания этой теме уделяем в рамках реализации темы высокотехнологичной помощи, в рамках строительства высокотехнологичных центров и в рамках существующих центров высоких технологий.
На эти средства, о которых я сказала, - 6 млрд рублей - будет проведено восстановительное лечение, потому что это тоже очень важный период для тех, кто страдает заболеваниями сердечно-сосудистой системы. И будет проплачен реабилитационный период для больных. Собственно, на два этих периода, восстановление и реабилитацию, направлены меры, на которые тоже выделены средства на следующий период - 2008-2010 годы.
Также все, что касается мер по онкологии, - это тоже специализированные программы. Это в первую очередь сдвиг на то, чтобы профилактика и раннее выявление онкологии стали предметом заботы не только потенциального больного, но и врача. Очень много для введения скрининговых программ выделено сейчас средств и много действий на это будет направлено.
Мы считаем, что эти новые дополнения дадут возможность нам минимизировать или хотя бы уменьшить риски смертности в связи с сердечно-сосудистыми заболеваниями и онкологическими заболеваниями.
ВЕДУЩАЯ: Спасибо. Следующий вопрос. Даже не совсем вопрос, а скорее целое предложение по поводу поддержки рождаемости дает Дорожная Екатерина из Санкт-Петербурга. "В последнее время в России, как и за рубежом, женщины становятся мамами во все более зрелом возрасте, после 30, а то и ближе к 40 годам. Это обусловлено многими причинами, включая и проблемы с жильем, и проблемы потери трудоспособности на время беременности и родов. При этом большинство демографических программ и тех, которые способствуют решению проблем демографии - косвенным образом, например, жилищная программа "Молодая семья", - совершенно не затрагивает эту категорию женщин. На мой взгляд, женщин в возрасте от 30 до 35 как минимум лет не следует сбрасывать со счетов, поскольку уровень современной медицины позволяет обеспечить для них сопровождение беременности квалифицированными специалистами и благополучные роды. Адекватные программы социальной поддержки таких семей, в которых супругам больше 30 и они хотят детей - и первого, и второго, - мне кажется, были бы вполне уместны". Вот такой вот вопрос-предложение.
Л.ГЛЕБОВА: В первую очередь нужно сказать, вообще, на самом деле, все мероприятия, которые направлены на стимулирование рождаемости, не имеют ограничений по возрасту. Собственно, это, наверное, в первую очередь такое собственное самосознание у женщин. Мы никоим образом, формируя эти меры, не распределяем их по группам возрастов. В равной степени эти меры доступны как 20-летним, так и 40-летним, то есть всем женщинам в репродуктивном возрасте они обеспечиваются в равной степени.
Наши меры больше направлены на стимулирование рождения второго и третьего ребенка в семье, поэтому они все-таки адресованы не к совсем молодым, а, в общем, к тем, кто принимает сознательное решение рожать. Потому что первого ребенка как минимум рожают если не все, так многие. А вот рождение второго ребенка - это уже осмысленное решение семьи.
Прозвучавший в ходе вопроса тезис о том, что стимулировать надо еще и жильем, - это правильный вопрос. Жилье только для молодых, программа "Молодая семья" рассчитана действительно только на тех, кому до 30. Поэтому мы сейчас рассматриваем расширение возраста участвующих в программе "Молодая семья" от 30 до 35 лет. Хотя дискуссия о том, что такое "молодая семья", достаточно широкая. "Молодая семья" - это потому, что там молодые женились? Или "молодая семья" - потому, что там семье еще срок месяц или год?
В последнее время мы ведем обсуждение. Много прошло встреч, круглых столов, общественных слушаний. В Госдуме очень много проводилось таких обсуждений в рамках подготовки этой концепции, эта тема достаточно часто встает. "Молодая семья" - это семья из молодых, или "молодая семья" - это та, которая еще только что родилась, а возраст участников этой "молодой семьи" может быть 60 и 40 или, может быть, 40 и 60? Это вопрос достаточно спорный, но мы сейчас в программу "Молодая семья" по поводу жилья вносим изменения, которые связаны с темой - не до 30, а до 35 лет. Я рассчитываю, что это для многих будет большим подспорьем.
ВЕДУЩАЯ: Вопрос задает Макарова Анастасия из Самарской области. Насколько мне известно, в нашей стране была чрезвычайно длительная, тяжелая и забюрократизированная процедура усыновления детей. Делается ли что-нибудь в настоящее время, чтобы бездетные российские семьи не стояли годами в очередях на усыновление?
Л.ГЛЕБОВА: В первую очередь надо отметить, что сам процесс усыновления является очень сложным правовым институтом, и мы, конечно же, должны быть застрахованы от ошибок, которые могут нарушить права и интересы ребенка. Конечно же, мы рассчитываем на то, что решение усыновить чаще связано действительно с желанием воспитать ребенка, с желанием не эксплуатировать его. Но для того, чтобы быть в этом уверенным, надо, безусловно, обеспечить все процедуры знания о том, что семья, которая желает усыновить этого ребенка, имеет все необходимые условия для того, чтобы он вырос в этой семье.
Для того чтобы обеспечить эти права, существует целая правовая процедура, о сложности которой наверняка и говорит Анастасия. Процедура действительно сложная, но мы не хотим ее упрощать, потому что она объективно выверена и на сегодняшний день показала свою правоту, правомерность таковой быть. Другой вопрос, что в тех мерах, о которых мы сегодня говорим, в рамках демографического проекта мы предусмотрели меры, которые стимулируют решение семей взять на усыновление или взять в семью, так называемую патронатную семью, еще детей, детей из детского дома.
И для этого как минимум мы установили единовременное пособие, которое не может быть ниже 8 тыс. рублей для каждой семьи, которая берет ребенка к себе. Надо сказать, что такой опыт у нас в регионах уже есть. Мы совсем недавно рассматривали в этом смысле опыт Пермского края, который в течение уже многих лет ставит задачу не строить детские дома, а их закрывать. Закрывать детские дома, мотивируя семьи к тому, чтобы они брали детей из детских домов к себе.
Каким образом мотивируют? Надо сказать, что они установили достаточно высокую плату родителям в таких семьях - как педагогам, не меньше 4 тыс. рублей. Дальше. Пособие на содержание такого ребенка в семье в Пермском крае на один месяц составляет также 4 тыс. рублей. Надо сказать, что это не единственные материальные меры. Они развернули очень широкую сеть центров психологического сопровождения такого процесса - психологические консультации, подготовка родителей к тому, чтобы они знали, как обращаться с ребенком, меры, которые направлены на то, чтобы организовать новое семейное воспитание. То есть что они делают? Они детские дома закрывают, но не отдают их в продажу как помещения, как иногда делают это, а они на месте этих детских домов создают центры сопровождения и помощи тем семьям, которые берут к себе на воспитание детей из детских домов.
Я думаю, что такой опыт достаточно интересен, и те меры, которые мы у себя предусмотрели на федеральном уровне, они стимулируют такие шаги в регионах. Собственно, нашим девизом должно, наверное, стать: "Как можно меньше детских домов в нашей стране!" И мне кажется, что это позволит рассматривать процедуры усыновления или размещения в семьях более привычными. Они, может быть, не настолько сложны с правовой точки зрения, сколько не очень привычны, потому что не так часта практика их применения. Чем чаще эта процедура будет использоваться, тем она будет проще и тем легче ее будет реализовывать. Но процедура эта должна быть, потому что она защищает интересы детей.
ВЕДУЩАЯ: Спасибо. Следующий вопрос задает Стиценко Василий, медицинский работник из Хабаровского края. "Почему многодетным семьям выплачивают пособия в том же размере - 200 рублей на каждого ребенка, как и семьям, имеющим одного - двух детей?"
Л.ГЛЕБОВА: Вы знаете, тут я должна достаточно четко разграничить: что является ответственностью федерального уровня и что является ответственностью субъекта. Так вот, в соответствии с 81-м Федеральным законом от 19 мая 1995 года "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" все, что связано с пособиями по многодетным семьям, - это ответственность субъектов РФ, и они сами на уровне субъектов определяют, какую сумму платить многодетным семьям.
Я больше того скажу: они именно на уровне субъекта определяют, что такое многодетная семья. И насколько многодетная семья может претендовать на меры государственной поддержки. И в этом смысле у нас есть разный опыт. Мы понимаем, что многодетная семья, например, в субъектах Центрального округа и многодетная семья в субъектах Южного округа - это разное понимание и, соответственно, разное отношение.
Я хочу еще раз сказать, что мы задаем только рамку, мы задаем то, ниже чего быть не может. А вот это пособие, о котором идет речь, - это пособие целиком устанавливается на уровне субъекта РФ, и поэтому думаю, что в этом вопросе скорее содержится цифра какого-то региона, и мне тут достаточно трудно апеллировать к тому, на основании чего этот регион взял такую цифру за основу своего расчета.
Но я еще раз говорю, что мы достаточно много работаем с субъектами РФ, особенно сейчас, когда они готовят свои демографические концепции, и, безусловно, мы видим: после того как прошел год, когда Президент обратил на это внимание, активно пошли меры на федеральном уровне, - субъекты чувствуют свою ответственность за то, чтобы у них тоже происходило изменение этих мер в лучшую сторону. Увеличивается количество программ на уровне субъектов, меняются цифры. Надо сказать, что я не помню ни одного случая, чтобы какая-либо ситуация по выплатам в субъектах была бы ухудшена. У нас либо остается на том же самом уровне, либо идет в сторону увеличения. Такая тенденция очевидна.
ВЕДУЩАЯ: Следующий вопрос похож на этот, но тем не менее я его озвучу. Татьяна Мартынович из Московской области спрашивает, почему право на льготный проезд в транспорте имеют только дети из многодетных семей, а для родителей льготный проезд не предусмотрен? Нельзя ли дать такое право хотя бы одному из родителей, ведь они, как правило, работают и постоянно пользуются общественным транспортом?
Л.ГЛЕБОВА: Вы знаете, наверное, такой вопрос можно было бы задать и по отношению к другим видам льгот, которыми пользуются на сегодняшний день определенные категории граждан. Но здесь нужно вспомнить, что это право на льготный проезд в транспорте было предоставлено детям из многодетных семей в тот период, когда решалась задача одинаково равного доступа к образованию. Ребенок из многодетной семьи должен доехать в школу, а она располагается где-то в трех-четырех остановках. Если кто-то в обычной семье может позволить себе купить ему проездной билет, то здесь в этом смысле трудности. Эта норма установлена еще в 92-м году.
Родители не каждый день ездят в школу, и в этом смысле эта мера не рассматривалась по отношению к ним. Никогда не рассматривалась. Другой вопрос, может ли она быть рассмотрена? Наверное, может быть рассмотрена, но это тоже ответственность субъектов Российской Федерации, и только на уровне субъектов они могут принять решение по этому поводу.
Хотя мы сейчас как раз настроены на увеличение тех пособий, которые мы даем многодетным семьям.
ВЕДУЩАЯ: Спасибо. Следующий вопрос задает Ерофеева Алла из Москвы. "Почему ежемесячное пособие на ребенка до достижения им совершеннолетия выплачивается только семьям, чей совокупный доход не более 5 тыс. рублей в месяц?"
Л.ГЛЕБОВА: В каждом регионе по-разному. За расчетную величину всегда берется величина прожиточного минимума. Как правило, берется соотнесение дохода семьи с прожиточным минимумом. Если доход семьи менее прожиточного минимума, то, соответственно, эта семья относится к категории малообеспеченных, если он выше прожиточного минимума, то она уже по другой категории идет. Поэтому в данном случае мы можем все-таки говорить, что сравнение в основном идет не с абсолютными цифрами, а с цифрой прожиточного минимума, который фиксируется каждый год разный.
И в этом смысле, поскольку тенденция сейчас явно направлена на то, что с каждым годом прожиточный минимум увеличивается, мы подтягиваем все меры поддержки точно так же под прожиточный минимум. Мы можем говорить, что эта цифра не статична, и, собственно, те, кого мы называем малообеспеченными семьями, их контингент не сужается. Расширяется или нет - другой вопрос. Я просто не обладаю в данный момент какими-то данными. Может быть, от того, что количество малообеспеченных семей будет уменьшаться, это можно будет считать эффективной государственной политикой.
ВЕДУЩАЯ: Спасибо. Вопрос задает Якова Татьяна из Московской области. "Жилищный вопрос является зачастую основополагающим для решения семьи завести детей, а тем более - второго и последующего. Наша семья многодетная и признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, и с 2003 года мы стоим в очереди на улучшение жилищных условий. Каковы перспективы получения жилья в ближайшем будущем? Возможно ли, что решение вопроса о предоставлении жилья многодетным семьям будет решаться на федеральном уровне?"
Л.ГЛЕБОВА: В соответствии с нормами нашего законодательства решение о предоставлении жилья не может приниматься на федеральном уровне, это ответственность, которая зафиксирована в региональном и местном законодательстве. Все формы предоставления кредита, использование ипотеки, заключение договоров социального найма - все это зафиксировано на местном уровне.
Есть разные формы. Есть, например, формы, когда сумма кредита уменьшается на какое-то количество при рождении ребенка. Я знаю, что такие меры есть в Пензе, в Самаре, в Москве. Принимается решение, берете вы кредит по ипотеке такой-то суммы, у вас рождается первый ребенок, эта сумма становится меньше, например, на пять тысяч, дальше пошло на восемь тысяч, ну и так далее. Мер в этом смысле достаточно много на региональном уровне. Перспективу переведения этой темы на федеральный уровень я не считаю оправданной, поскольку здесь все же более гибкими в этом смысле являются муниципальные и региональные законы, правила и нормы.
ВЕДУЩАЯ: Спасибо. Еще один вопрос от многодетной мамы. Она спрашивает: льготы, предоставляемые государством на содержание детей, несопоставимо малы по сравнению с реальными расходами на содержание ребенка. Возможно ли решить вопрос об освобождении родителей от уплаты единого социального налога?
Л.ГЛЕБОВА: Во-первых, единый социальный налог - это деньги, которые выплачивают не мама и не папа, а выплачивает работодатель. Если мы будем рассматривать такой вопрос, если мы очень хотим избавить работодателя от лишнего налога, то наверное. Правда, не очень понимаю, какой при этом будет плюс самой маме, поскольку она лишится тех отчислений, которые за нее делает работодатель, которые направлены на то, чтобы у нее было пенсионное обеспечение, социальное обеспечение: медицинское обслуживание, санаторно-курортное обслуживание, разные другие виды обслуживания, которые в социальном пакете есть. Если перестают за нее уплачивать единый социальный налог, то она перестает ими пользоваться.
Поэтому думаю все-таки, что этот вопрос задан, наверное, скорее из-за непонимания структуры единого социального налога. То есть схематично это выглядит следующим образом. Единый социальный налог уплачивается работодателем за работника. Если в этот момент работник находится в декретном отпуске, то по тем пособиям, которые выплачиваются, работодатель обязан продолжать выплачивать единый социальный налог. С этой точки зрения, мы, наверное, должны стоять, что, не дай бог, работодатель будет отказываться выплачивать этот единый социальный налог. Это приведет к незащищенности работницы в пенсионном возрасте и невозможности пользоваться всеми формами социального пакета на данный момент.
Поэтому давайте мы сделаем так: давайте все вместе будем стоять за то, чтобы единый социальный налог обязательно уплачивался работодателем за работника.
ВЕДУЩАЯ: Ну конечно, в противном случае, надо так понимать, что...
Л.ГЛЕБОВА: Это ущемление.
ВЕДУЩАЯ: ...Что многодетная мама лишится возможности пользоваться бесплатной медицинской помощью, будет платить значительно больше.
Следующий вопрос задает Королева Людмила, служащая из Ярославской области. "В настоящее время большинство женщин, имеющих детей, вынуждены работать даже до достижения ребенком трехлетнего возраста, потому что размер пособия не позволяет ей содержать этого ребенка. Возможно ли хотя бы в отдаленной перспективе выплачивать матерям такое пособие на содержание ребенка, которое бы позволило женщине не работать, а посвятить себя воспитанию детей?"
Хотелось бы.
Л.ГЛЕБОВА: Знаете, я могу поспорить с тем, что женщинам хотелось бы этого. Вообще в мировой практике такого нет, чтобы государство полностью взяло заботу на себя по поводу содержания матери, которая воспитывает своих детей. Такого в международной практике нет.
И, более того, я никогда не видела, чтобы женщины за это боролись. В принципе все наши меры направлены на то, чтобы стимулировать женщину к рождению, имея в виду, что у нее сохраняются все возможности активного участия в этой жизни. Ее профессионального роста, карьерного роста, образования. Поскольку множество женщин не принимают решение о рождении детей именно в связи с тем, что это отрывает ее от возможности расти как профессионалу, расти как интеллектуалу. Для наших женщин, собственно, как и для всех женщин во всем мире, это является достаточно важным фактором их жизни.
Если мы будем рассматривать вопрос о том, чтобы постоянно содержать ее, постоянно держать на гособеспечении, первое - мне кажется, это пойдет вразрез с интересами самой женщины с одной стороны. С другой стороны, ни одно государство не сможет взять на себя такую функцию развития иждивенчества в таком масштабном явлении. Я думаю, все женские движения будут против того, чтобы такие меры государство вводило.
ВЕДУЩАЯ: Следующий вопрос связан с новой формой государственной поддержки семей, которая с этого года была введена, - с материнским капиталом. До 2010 года, казалось бы, еще много времени, а семьи уже задумываются о том, как они потратят и с какими сложностями могут столкнуться.
Ионкина Наталья из Москвы задает такой вопрос: "Если наша семья средства материнского капитала направит на образование ребенка, а институт закроют, как бывает с коммерческими вузами, и капитал вернется назад в Пенсионный фонд, будет ли он дальше индексироваться в соответствии с инфляцией или уже не будет? В законе написано, что не будет. Но ведь нашей вины здесь нет".
Л.ГЛЕБОВА: Первое. Раз мы коснулись материнского капитала, то мы помним, что у нас три направления траты материнского капитала по истечении трех лет, когда родился ребенок. На образование ребенка - любого, на приобретение жилья для семьи, и третье - на накопительную часть своей трудовой пенсии.
Если она приняла решение о том, что направляет эти средства туда-то, по этому поводу дала заявление в Пенсионный фонд, а потом приняла другое решение, то другое ее решение уже реализовано быть не может. Вне зависимости от того, насколько, с ее точки зрения, эффективно и правильно было принято ее предыдущее решение. Не может в принципе.
Теперь. Если она направила эти деньги на образование в коммерческий вуз, который потом закрыли, потому что он оказался, скажем так, не соответствующим тем требованиям, которым должно отвечать высшее учебное заведение... Это называется, коллеги, таким образом: думай, когда принимаешь решение, насколько гарантированно, насколько ты доверяешь тому учреждению, куда направляешь свои средства. Это ведь не важно, какие средства ты отправляешь, свои личные из зарплаты, накопления, которые сделала сама, или накопления, которые сделало за тебя государство. Почему в этом смысле за свои средства ты хочешь отвечать, думая об этом и не думая, что тебе их вернут, а за те средства, которые накопило за тебя государство, оно еще и должно подумать и защитить тебя же от неверных решений. Ну поверьте, да? В логике. Поэтому здесь ответ один. Безусловно, законодательство не предусматривает возврата средств при принятом уже решении, а при выборе высшего учебного заведения, куда могут быть направлены средства на образование ребенка, здесь все-таки можно дать только один совет: будьте внимательнее, относитесь к этим деньгам как к своим кровным, и тогда у вас не встанет такого вопроса.
ВЕДУЩАЯ: Да. Будьте бдительны.
Л.ГЛЕБОВА: Будьте бдительны.
ВЕДУЩАЯ: Еще вопрос задает аспирант из Ленинградской области Петренко Дарья. "Можно ли с помощью материнского капитала оплатить образование первого ребенка или капитал предназначен только для того ребенка, при рождении которого он получен?"
Л.ГЛЕБОВА: Ответ очевиден и очень краток: для любого ребенка. Это не имеет значения абсолютно, первый это ребенок, второй ребенок, поскольку, обратите внимание, капитал у нас называется "материнский", в скобках "семейный", поэтому - как мать решит. На образование любого ребенка в семье он может быть направлен. Но именно ребенка, потому что широко шла дискуссия о том, не может ли этот капитал быть направлен на образование матери. Дискуссия шла широкая достаточно, но в окончательном варианте закона о материнском (семейном) капитале все-таки зафиксировано, что это средства, которые идут на образование детей - любого в семье.
ВЕДУЩАЯ: Спасибо. Следующий вопрос задает Широков Антон, научный работник из Новосибирской области: "Почему не предусмотрено право на семейный капитал для мужчины, усыновляющего второго или последующего ребенка, если он неродной отец?"
Л.ГЛЕБОВА: Право на семейный капитал для мужчины предусмотрено в том случае, если мать лишена возможности пользоваться этим правом. В результате того, что ее лишили материнских прав, в результате смерти, не дай бог, в результате каких-то других явлений, которые не дают матери возможность распоряжаться этим капиталом.
Я еще раз подчеркиваю, что в данном случае название капиталов - материнский и семейный - определяется таким образом, что кто-то один является распорядителем. Как правило, это мать. Если законом предусмотрено, что мать не имеет права им распоряжаться, тогда в распоряжение вступает отец. И, в общем, в таком виде права на семейный капитал отца, который усыновляет второго и последующего детей, предусмотрены.
Например, такая понятная жизненная ситуация: если неродной отец, который не усыновлял ребенка, с 1 января 2007 года его усыновит, он получит все эти необходимые льготы, то есть 8 тыс. единовременного пособия. Собственно говоря, получит мать, поскольку получилась полноценная семья, в которой появился усыновленный ребенок. Такая процедура предусмотрена, поэтому мужчина имеет право на этот семейный капитал в тех случаях, которые определены законом.
ВЕДУЩАЯ: Спасибо. Следующий вопрос задает Ашкенази Татьяна из Ханты-Мансийского автономного округа. "В каком году в первый раз будет проиндексирован размер материнского капитала с учетом инфляции?"
Л.ГЛЕБОВА: Это процедура ежегодная. Уже с учетом индексации в бюджете 2008 года материнский (семейный) капитал зафиксирован в размере 267 500 рублей в соответствии с тем индексом инфляции, который заложен в бюджете. Если смотреть по всем темпам предполагаемой инфляции, то к 2010 году этот капитал будет исчисляться 302 тыс. рублей. То есть он будет следовать за инфляцией, индексироваться каждый год.
ВЕДУЩАЯ: Спасибо. Следующий вопрос снова возвращает нас к теме детских пособий. Задает его студент из Самарской области. "Будут ли повышены пособия на детей при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком?"
Л.ГЛЕБОВА: Наверное, я частично уже давала ответ на этот вопрос в самом начале. С 1 января 2007 года уже повышено. Они на сегодняшний день у нас зафиксированы на самом деле как 40% от средней месячной заработной платы, но не менее тех цифр, которые я назвала: 1,5 тыс. рублей на первого ребенка и 3 тыс. рублей на второго ребенка. Не менее. А более может быть - 40% от средней месячной заработной платы.
Другой вопрос, что у нас эти меры впервые с 1 января 2007 года распространяются и на неработающее население. Поэтому для студентов это очень важно. Раньше эти меры у нас реализовывались только по отношению к тем, кто платил свои взносы в соцстрах, за кого единый социальный налог уплачивали. А за кого не уплачивали, на тех меры не распространялись. А в связи с правилами, которые мы вводим с 1 января 2007 года, эти меры распространяются и на неработающее население, в том числе на студентов.
ВЕДУЩАЯ: Вот следующий вопрос как раз тоже от неработающего населения, которое получило право на пособие, но столкнулось с некой трудностью в его получении. Сергей Петренко, военнослужащий из Волгоградской области, спрашивает: "Чтобы оформить пособие по уходу за ребенком, у моей жены потребовали копию трудовой книжки. Но она не работает и трудовой книжки у нее нет. По новому закону пособие могут получать неработающие женщины, зачем же тогда требуют трудовую книжку?"
Л.ГЛЕБОВА: Есть правила, есть понятные всем процедуры. Это выплаты, которые идут традиционно через систему социального страхования. Соответственно, когда оформляется новый вид пособия, требуется определенный набор документов, он прописан. Если трудовая книжка там прописана, а ее нет, то тогда индивидуальная ситуация, ее, конечно, решать нужно. Но абсолютно прав задающий вопрос: не имеют права требовать то, чего не может быть.
Наверное, все-таки это связано с тем, что новая мера по назначению пособий неработающему населению сталкивается с отсутствием практики у тех, кто это оформляет. Ну не привыкли еще, что тем, у кого нет трудовой книжки, выплачиваются эти пособия. Привыкнем. Будем более внимательны.
ВЕДУЩАЯ: Да. Привыкнем, тем более что цифры впечатляющие о количестве тех женщин, которые в этом году смогли получать эти пособия. Значит, видимо, работникам соцстраха придется учиться очень быстро.
Л.ГЛЕБОВА: Ну и не только соцстраха, поскольку материнский капитал у нас уплачивается через систему Пенсионного фонда. То есть тут, знаете, многим придется поучиться работать в новых условиях.
ВЕДУЩАЯ: А вот еще один вопрос связан с совсем юными родителями. Задает его Челнокова Раиса Михайловна из Ростова-на-Дону. "Будет ли выплачиваться пособие по уходу за ребенком, если родителям не исполнилось 16 лет и они не состоят в браке?"
Л.ГЛЕБОВА: Знаете, кошмарная она или нет, это уж так, оценочное суждение, но на самом деле процедура-то понятная. Если родители несовершеннолетние, до 16 лет они не имеют права реализовывать свои права, как и любые другие права, и над ними установлено опекунство. Это такая понятная процедура, поэтому опекун и будет реализовывать те права по отношению к ребенку, которые отнесены к родившей матери или к тому, кто заявил свои права на отцовство. А при нефиксированном браке это обязанность тех опекунов, которые несут ответственность до вступления в совершеннолетие тех, кого они опекают. То есть процедура понятная. Она, в общем, ничем не отличается от всех других процедур опеки. То есть все права того, кто не достиг 16-летнего возраста, реализуются через опекуна. И право воспитывать ребенка - тоже через опекуна. Но в любом случае без пособия они не остаются.
ВЕДУЩАЯ: Вопрос, связанный с пособием по уходу за ребенком. Задает его Дятлова Маргарита из Москвы. Имеют ли право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком индивидуальные предприниматели и где они могут получить данное пособие?
Л.ГЛЕБОВА: Такой частный вопрос, который как раз демонстрирует то, что у нас уже достаточно население информировано об этих видах новых пособий, достаточно столкнулось с тем, что должна быть новая практика их применения. И вот для того, чтобы эта практика применения была, у нас издан отдельный совместный приказ Минздравсоцразвития и Фонда социального страхования. Он издан в апреле текущего года и как раз определяет все детали и всю технику получения, назначения и выплат этих пособий. Все, что касается индивидуальных предпринимателей, урегулировано этим совместным приказом в одном из пунктов этого приказа. И я думаю, что в данном случае просто нужно его взять тем, кто задает вопрос, потому что там много деталей, не очень интересных всем нашим собеседникам. Это совместный приказ от 13 апреля 2007 года No 270/106 - у меня здесь вот перечень всех нормативных актов, которые обеспечивают технику реализации всего этого дела, вот этот приказ регулирует эти правила, пункт 6, можно посмотреть, и коллеги получат полноценный ответ по этому поводу.
ВЕДУЩАЯ: Спасибо. Вопрос задает Таранова Валентина, медицинский работник из Свердловской области. "Когда борьба с курением и пивом от слов перейдет к делу? Сегодня курят и пьют школьницы, а завтра они не смогут родить ребенка".
Л.ГЛЕБОВА: Интересный вопрос, особенно по первой части - борьбы с курением. У нас завтра Международный день борьбы с курением. Я понимаю, что этот вопрос задан накануне случайно, но на самом деле не случаен он с той точки зрения, что вопрос о сокращении потребления табака и алкоголя, особенно среди несовершеннолетних, вопросы профилактики, безусловно, очень остро стоят в последнее время.
Это один из тех вопросов, которые волнуют и Государственную Думу, и Правительство Российской Федерации. Безусловно, мы рассматриваем и запретительные меры, связанные с ограничением количества мест, где можно распивать алкогольные напитки и курить. С другой стороны, мы понимаем, что одни запретительные меры никогда не являются эффективными. Мы с вами уже имели опыт 85-го года, сплошного запрета на продажу алкоголя. Не можем сказать, что результаты были отменны с этой точки зрения.
Потому мы рассматриваем широкий комплекс, скажем так, профилактических мер, пропагандистских мер, которые связаны с разъяснительной работой. В нее включено большое количество общественных организаций.
Вот только недавно создан новый национальный комитет по так называемому санитарному просветительству, который среди несовершеннолетних предполагает вести работу по поводу того, насколько вот эти факторы важны.
Но на самом деле вопрос-то поднят в широком контексте. Безусловно, здоровый образ жизни - это непременно нужная основа для того, чтобы наши дети рождались здоровыми. Поэтому это, конечно, выбор каждой женщины и мужчины, и ответственность перед будущим поколением за то, какое здоровье я дам своему ребенку. Я отвечаю перед своим ребенком за свое здоровье, я отвечаю не только перед собой, а еще и перед тем, какой мы генофонд сформируем в нашей стране в будущем поколении.
Поэтому вот такой взгляд на свое здоровье, что это не только твое личное дело и не только ты имеешь право распоряжаться своим здоровьем или нездоровьем. Это достаточно, мне кажется, важный взгляд.
И если мы добьемся того, что человек будет отвечать за свое здоровье не только перед самим собой, но и перед будущим поколением, перед своими детьми, то тогда, конечно же, многие наши программы борьбы с табакокурением, с алкоголем, с наркотическими проблемами, они все станут более легко решаемыми, потому что эти проблемы нельзя решать за человека или без человека. Мне кажется, что все меры, которые мы в рамках нашего демографического проекта формулируем, рассчитаны следующим образом: да, эти меры есть, но они не могут быть единственными. Они направлены на то, чтобы стимулировать человека к тому, чтобы он сам заботился о том, что ему нужны дети, чтобы эти дети были здоровыми.
ВЕДУЩАЯ: Спасибо. Вопрос задает студентка из Свердловской области. Вопрос тоже связан с получением материнского капитала. "Как Вы считаете, почему молодые мамы не торопятся в Пенсионный фонд за материнским капиталом? Они не верят, что эти деньги получат?"
Л.ГЛЕБОВА: Вы знаете, а я радуюсь тому, что наши мамы не торопятся в Пенсионный фонд за материнским капиталом. Мы на самом деле боялись того, что с 1 января мамы будут убегать из роддомов и бежать за этими деньгами. Этого не произошло, и меня это очень сильно радует. Я считаю, что это свидетельство того, что мама верит в то, что эти деньги никуда не пропадут. А пока у нее есть другие заботы. Пока у нее малыш на руках, пока она еще сама не очень сильно привыкла к тому, как его держать. "Когда я могу от него отойти" и "когда мне лучше не отходить от него"? Она уверена в том, что то, что ей дало государство, никуда не денется. Это ровно означает, что они государству верят.
ВЕДУЩАЯ: Спасибо. Сейчас, Любовь Николаевна, с Вашего позволения, хотелось бы предоставить слово журналистам.
"АРГУМЕНТЫ НЕДЕЛИ": Меня зовут Рената Москальчук, я представляю газету "Аргументы недели". Самый больной вопрос, наверное, во всех регионах - рождаемость-то повысится, а с детскими садами что-то предполагается делать или нет?
Л.ГЛЕБОВА: Спасибо за вопрос. Мы не коснулись этого в ответах на предыдущие вопросы. Одной из мер в первую очередь является то, что мы повысили возмещаемость платы за детские дошкольные учреждения нашим молодым мамам. Во всех муниципальных дошкольных учреждениях плата родителей составляет не более 20% от той стоимости содержания, которая тратится на него в детском саду. То есть уже сегодня они платят только 20%.
У нас предусмотрено, что мы возмещаем расходы на третьего ребенка - 70%, второго ребенка - 50% и первого ребенка - 20%. Мы на сегодняшний день возмещаем в этой пропорции. Это касается только муниципальных дошкольных учреждений, это не касается частных детских садов, поскольку за частные детские сады мы не можем нести ответственность с точки зрения того, сколько стоит там содержание ребенка и как определить, что такое 20%. Это одна сторона вопроса.
И другая сторона вопроса: в региональных демографических программах мы в первую очередь смотрим на расширение сети дошкольных образовательных учреждений. Мы отлично понимаем, что на сегодняшний день у нас тенденция такова, что мест в детских садах пока не хватает.
Поэтому вот две части. Мы их будем строить больше, и мы это требуем от субъектов, и мы определили, какое количество возмещения платы на данном этапе мы берем как свое обязательство.
ЖУРНАЛ "ОТРАСЛЕВОЕ ПИТАНИЕ": Небольшая преамбула сначала. Как утверждает главный редактор нашего журнала академик Виктор Тутельян, возглавляющий Институт питания РАМН, неправильное питание первого года жизни стоит ребенку двух-трех лет от общей продолжительности. Неправильное школьное питание еще два-три года. То есть получается, если у нас на начальном этапе жизни ребенок имеет проблемы с питанием, то, значит, пять-шесть лет от общей продолжительности жизни мы у него забираем. И вопрос такой. Рассматривается проектом правильное питание как действенный рычаг, влияющий на демографическую ситуацию? И какие шаги предприняты в этом направлении?
Л.ГЛЕБОВА: Спасибо за вопрос. Знаете, во-первых, конечно, всегда трудно спорить с профессионалами, но это тот случай, когда никакого желания спорить нет. Наверное, у Вас абсолютно верная точка зрения, поскольку Вы представляете отраслевой профессиональный журнал, где цифры приводятся наверняка объективные и правильные.
Что же касается школьного питания, то эта тема давно находится в центре внимания. Есть отдельный проект по школьному питанию, который обсуждается в Государственной Думе, и каждый год мы закладываем отдельные средства в бюджетах, которые связаны с изучением этой темы, потому что на школьное питание деньги не федеральные идут, а деньги муниципальные. Но для того, чтобы понять правильно, что такое школьное питание, для этого на эти исследования и на модели этого закладываются деньги и в федеральном бюджете тоже. Это первое.
Второе. На то, каким образом соблюдаются правила этого школьного питания, направлены все меры контроля, который осуществляется с нашей стороны. Все наши службы надзора и контроля, которые призваны за этим следить, имеют свои отдельные планы по питанию детей и по школьному питанию. Что касается того, насколько эти программы питания эффективны на сегодняшний день, тут уже оценка с вашей стороны, со стороны экспертного сообщества. И мы, конечно, наблюдаем, что экспертное сообщество встревожено тем, каким образом совместить качество питания и те средства, которые на это выделяются.
"АРГУМЕНТЫ НЕДЕЛИ": Я еще хотела бы уточнить по поводу миграции. У нас границы откроются - и все приедут в Россию, то есть китайцы - добро пожаловать - и все остальные?
Л.ГЛЕБОВА: Миграционная политика - это тоже очень сложный кусок демографического проекта. Мы совсем не затронули его содержание. Наверное, в связи с тем, что у нас на сегодняшний день действительно существует представление о миграционной политике как о количестве въезжающих китайцев, лиц такой-то национальности.
Конечно же, тема миграционной политики, она более сложная, она имеет, конечно, другие параметры и другие показатели, безусловно. Сначала мы анализируем рынок труда и понимаем на сегодняшний день, что проблема у нас заключается не в безработице и в том, что нужно восполнить, а в так называемом региональном дисбалансе между спросом и предложением. То есть у нас замещающими являются те рабочие места, на которые не претендуют наши граждане или на которые нельзя найти рабочую силу среди наших граждан.
Но это такой взгляд на миграционную политику, когда, мол, к нам приезжают и занимаются той работой, которой не хотят заниматься наши соотечественники. Такая составляющая тоже есть, но она не единственная.
У нас на сегодняшний день, например, готовится к реализации государственная программа переселения наших соотечественников из-за рубежа. Это очень большая программа. Она как раз дает все методики и технологии. А кто же нам нужен-то сюда, в страну, кого мы приглашаем? И какие условия создаем для тех, кого приглашаем сюда? И насколько это ущемляет интересы живущих уже на территории тех городов?
Это достаточно сложный и интересный подход. И мы на сегодня выяснили, что на самом деле потребность в рабочей силе у нас на рынке труда не только связана с неквалифицированной рабочей силой. У нас высокая потребность в высококвалифицированных кадрах, у нас высокая потребность в получении другой профессии, на которую не всегда идут те, кто уже все имеет. Они продолжают искать, например, работу по своей специальности и не очень хотят быть переквалифицированными. Те, кого мы приглашаем, те, кто приезжает в качестве мигрантов, они более готовы к тому, чтобы переквалифицироваться в профессии. Скажем так, они более гибкие с точки зрения занятия тех рабочих мест, на которых действительно не хватает сегодня рабочей силы.
Одну программу я назвала. Другое. Вы сами являетесь свидетелями того, как мы сейчас внимательно работаем с иностранной рабочей силой. Мы устанавливаем квоты для иностранных мигрантов, мы усиливаем законодательство в миграционной политике, которое позволит нам изменить существующее положение дел, которое связано с тем, что у нас нефиксированная теневая миграция превышает даже количество тех, кто зарегистрирован как иностранная рабочая сила.
Вы знаете о том широком комплексе мер, который у нас разработан в связи с замещением иностранной рабочей силы на наших рынках. Вы знаете о тех мерах, которые предусматривают возможность использования рабочей силы на рынках, но не более чем 40% иностранной рабочей силы. Вот эти правила рассматриваются и вводятся в связи с вступлением в жизнь демографического проекта.
Это непростые правила, это непростое их внедрение, но мы над этим действительно много работаем. Но показатели, например, по рождаемости, по смертности, которые я уже приводила, по некоторым тенденциям здесь будут более позднего времени. Мы сегодня готовим всю законодательную базу, мы сегодня готовим усиление мер ответственности за нефиксированную миграцию - надо сказать, что это большие программы, и мы рассчитываем на то, что миграционная политика перестанет восприниматься в нашей стране как засилье китайцев и лиц другой национальности.
"ВЕДОМОСТИ": Нет ли опасности, что пособия, материнский капитал, льготы превратятся в раздачу денег, которыми прежде всего воспользуются так называемые "неблагополучные семьи", и превратится рождение детей в способ зарабатывания денег. А люди, которые могли бы вырастить здоровых детей и дать им образование, в меньшей степени заинтересованы в этом?
Л.ГЛЕБОВА: Хороший вопрос, спасибо. Конечно, такие опасения у всех присутствуют. Безусловно, эту тему высказывали очень многие при обсуждении тех законодательных актов, которые обеспечат вступление в жизнь этих пособий. Вы абсолютно правы, но нельзя все-таки не принимать во внимание, что желание родить ребенка в наших семьях все-таки превалирует не с точки зрения того, чтобы его эксплуатировать и за него деньги получать. Все-таки в большинстве наших семей детей рожают для того, чтобы у них были дети. И соотношение, конечно, неблагополучных семей и семей благополучных, которые рожают не для того, чтобы на них зарабатывать деньги, у нас таково, что мы не можем лишать возможности благополучные семьи мер государственной поддержки.
Соотношение таково, что мы из-за небольшого количества неблагополучных семей не можем лишить этой возможности благополучные семьи, которые действительно нужно поддерживать, которые действительно используют эти деньги на воспитание детей. Мы попробовали от этого застраховаться в вопросе введения нового пособия, а именно материнского (семейного) капитала. Очень широкую дискуссию вызвал срок, по истечении которого можно воспользоваться этим капиталом. И вот именно из-за того, что такие опасения, которые Вы высказали, существуют, мы и настояли на том, что материнским (семейным) капиталом мать может воспользоваться только тогда, когда ребенку исполнится три года.
Во-первых, у нас есть меры, которые отслеживают степень "неблагополучности", и там идет процедура лишения материнских прав. Она не позволит потом наживаться на детях, на этих суммах, которые вновь вводятся.
Второе. Мы, конечно же, рассчитываем на то, что за три года даже неблагополучная мать перестанет относиться к своему ребенку как к источнику получения денег.
Кстати, существовал еще и вопрос, который, думаю, тоже интересует. Вот если в благополучной семье ребенок умирает за это время... Ну, мало ли что случается! Я должна вам сказать, что если даже за это время ребенок умер, то через три года мать имеет право воспользоваться этим капиталом, поскольку этот капитал связан с рождением ребенка.
Многие задавали вопрос, что это вы там через три года только выплачиваете, а он, может, за это время умрет? Умрет - все равно этот капитал мать получит. Я ответила на ваш вопрос?
"ВЕДОМОСТИ": У меня еще есть вопрос. Насколько мне известно (я уже немножко знакома с концепцией), там говорится о том, чтобы стимулировать рождаемость, мамочек с маленькими детьми... То есть работодателя обязуют принимать на работу мамочек с маленькими детьми. То есть это будут какие-то штрафные санкции в отношении работодателя, который, например, не принимает на работу с несколькомесячным ребенком или еще что-то?
Л.ГЛЕБОВА: Смотрите, я думаю, что это все-таки несколько более желанное, чем в реальности существующее, поскольку отношения работника и работодателя определены в рамках Трудового кодекса. И когда мы рассматривали необходимость или возможность внесения изменений в Трудовой кодекс, для того чтобы усилить меры ответственности работодателя перед женщиной, которая ушла в декретный отпуск, мы, проанализировав, поняли, что тех мер, которые на сегодняшний день в отношения между работодателем и работником заложены, достаточно для того, чтобы работодатель не имел возможности принятия субъективного решения не дать женщине уйти в декретный отпуск.
То есть контракт с работником определен таким образом, чтобы законодательно сроки нахождения с ребенком были зафиксированы в контракте. И если она имеет право находиться в декретном отпуске до трех лет, значит, он ничего не имеет права сделать, там нет такой возможности. Не заложено. Поэтому мы посчитали, что дополнительные меры ответственности работодателя за то, что гарантирует государство, избыточны. Тех мер, которые заложены в Трудовом кодексе, достаточно.
Кстати, широкое обсуждение этой темы шло в рамках трехсторонней комиссии, которая включает профсоюзы, работодателей и власть, где обсуждаются всегда все нюансы трудовых отношений. И вот в связи с введением этих норм, конечно же, многое было под вопросом, но ни одна из мер не вызвала настороженного отношения со стороны работодателей. Там даже другой вопрос: готовы ли, например, работодатели и со своей стороны стимулировать каким-то образом работницу, чтобы она шла в декретный отпуск? Вот это, я считаю, следующий вираж, это было бы хорошо. Я думаю, мы поставим себе задачу, чтобы они такое в свою практику вводили.
"ПЕРВЫЙ КАНАЛ": Вы в самом начале говорили о том, что сегодня демографическому проекту исполнился ровно год. Вы какую бы дали оценку всем действиям за прошедший год?
Л.ГЛЕБОВА: Я не самый благодарный, безусловно, оценщик и менее всего имею право оценивать то, что делается в первую очередь в нашем министерстве, но тем не менее цифры говорят сами за себя. Мы совершенно точно говорим о том, что тенденции повышения рождаемости и снижения смертности за первый квартал текущего года налицо. У нас идет повышение рождаемости на 8,5% по сравнению с этим же периодом прошлого года и снижение смертности на 9,5% по сравнению с первым кварталом прошлого года. Знаете, мне кажется, что лучшей оценки или, например, какого-то другого критерия оценки эффективности тех мер, которые мы вводим, придумать невозможно. И такая тенденция, такая динамика, она, конечно, сохраниться не может, поскольку это такой первый всплеск, это понятно.
Мы своей задачей видим сохранение динамики по этим вот цифрам.
ВЕДУЩАЯ: Уважаемые коллеги, наше время, к сожалению, подходит к концу. Спасибо вам большое, спасибо Вам, Любовь Николаевна, что на наши вопросы ответили.
Л.ГЛЕБОВА: Спасибо. Спасибо всем.
29 мая 2007 года
www.rost.ru
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме