13:00 24.05.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

Выдержки из стенограммы выступления Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева на заседании президиума Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике

    Д.МЕДВЕДЕВ (вступительное слово): Добрый день, уважаемые коллеги.

Сегодня у нас достаточное количество вопросов в повестке дня президиума. Мы рассмотрим концепцию демографической политики на период до 2025 года. Это такой серьезный, идеологический документ. Обсудим меры по модернизации медицинской помощи прежде всего стационарного звена в контексте пилотных проектов и поговорим еще о первичной переработке сельхозпродукции и регулировании всех сопряженных с этим вопросов. И, наконец, поговорим о том, как идут национальные проекты, в частности проект "Образование" в масштабах одной области на примере Ярославской области.

Несколько слов о стационарном звене здравоохранения. Как мы договаривались, работа здесь должна строиться в режиме пилотного проекта. На данное направление в 2007 году выделено 8 млрд рублей из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Сразу хотел бы сказать, что подготовка к этой важной теме недопустимо затянулась. В итоге на серьезную работу по проведению этих мероприятий остается практически полгода, в то время как мы договаривались, что в течение всего 2007 года будут идти соответствующие мероприятия. Поэтому нам надо оценить возникающие в связи с этим риски и сроки проведения мероприятий. От этих проектов мы ожидали и ожидаем по-настоящему значимых сдвигов в здравоохранении, прежде всего в стационарном звене здравоохранения, существенной модернизации экономики, организационных основ работы больниц. Вот именно то, на что направлены пилотные проекты. В этой связи регионы должны сформировать прямую зависимость между уровнем оплаты труда и качеством работы медицинских сотрудников. По оценкам, это должно позволить поднять заработную плату в стационарах до 30%, то есть цель очевидная.

Кроме того, нужно развить систему стандартизации медпомощи, установить взаимную ответственность и преемственность в действиях поликлиник и больниц, ликвидировать дублирование медицинских услуг. И тем самым избавиться от пресловутых нерациональных и неоправданных расходов, о которых много говорится. Я уже не говорю об укреплении принципов страховой медицины, системы обязательного медицинского страхования. Просил бы руководителей субъектов Федерации взять работу по введению названных контрольных механизмов под свое личное внимание. Обеспечить тщательную и скрупулезную проработку нормативной и методической базы мероприятий. И, самое главное, безотлагательно, в течение двух недель, заключить с Минздравсоцразвития соответствующие соглашения, приняв весь комплекс необходимых нормативных актов. Без этого работа по "пилотам" не пойдет.

Следующий важный ключевой вопрос - концепция государственной демографической политики. Этот документ был подготовлен по поручению Президента России во исполнение Послания и соответствующих поручений, которые давались на Совете Безопасности. Фактически речь идет о комплексном и стратегическом документе, базовые направления которого должны быть рассчитаны на период до 2025 года. Поэтому ответственность и за выбор соответствующих механизмов, и за приоритеты, которые мы определим, огромна. И это предопределяет качество нашего обсуждения - внимание к этому документу.

В этом же году мы уже приступили к реализации первоочередных мер, принятых по итогам президентского Послания 2006 года. Надо сказать откровенно, свои обязательства по финансированию федеральный центр неукоснительно выполнил. Однако в части субъектов нашей страны региональные власти, да и муниципалитеты тоже не подготовились как следует, и денег там люди пока не получили. Такая недопустимая ситуация сложилась с госпомощью семьям, принимающим детей на воспитание. Сбои с выплатами на детей-сирот идут в Смоленской, Кировской и Ростовской областях, в Республике Саха - Якутия и Ставропольском крае. Кроме того, неудовлетворительно выплачиваются компенсации родительской платы за дошкольников в ряде регионов. В Санкт-Петербурге и в Ставрополье они пока еще не начались. Это безобразие, потому что мы деньги в принципе выделили, по сути, не под свои полномочия. Об этом неоднократно дискутировали и в этом зале. Либо, уважаемые регионы, начните их осваивать, либо отвечайте перед гражданами своими деньгами.

Ведомства, региональные и местные, а также контрольные органы должны четко отвечать за выполнение этих мероприятий. И я полагал бы правильным расширить отчетность по национальным проектам за счет включения в эту отчетность демографических параметров. Мы этого не сделали пока. Нужно сделать это безотлагательно.

Обращаю внимание Минздравсоцразвития и Минобразования: вопрос, видимо, требует рассмотрения на межведомственной группе. Тем более что к этой проблеме мы вернемся уже 5 июня, когда у нас будет Всероссийское совещание работников социальной сферы. Рассчитываю, что к тому времени ситуация кардинально улучшится по тем регионам, которые я назвал.

Подчеркну еще раз: мы будем заниматься демографическим развитием самым серьезным образом. Финансирование демографических мероприятий у нас включено в трехлетний бюджет. При этом мы уже понимаем, что нам не ограничиться ранее принятыми решениями. Их придется и усиливать, и развивать, особенно в перспективе. В частности, необходимо воссоздать полноценные государственные и общественные институты, направленные на укрепление семьи. Такие, как опека и попечительство, как сопровождение и помощь патронатным семьям, другие формы воспитания и интеграции детей в полноценной семье. И здесь нам нужно оценить и качество, и полноту нашего законодательства, особенно в тех сферах, которые непосредственно влияют на демографию.

Поездки по стране показывают, что у нас в этом смысле далеко не все так благополучно, как мы привыкли считать. Есть какие-то нюансы, которые просто уходили из-под нашего контроля. В частности, например, стаж патронатных воспитателей и некоторые другие моменты, которые требуют, видимо, воплощения в законодательстве. И в целом нам нужно существенно углубить само понимание существа демографических процессов, давать оценку демографической ситуации на основе главных индикаторов социально-экономического развития регионов.

Конечно, мы за последние годы впервые беремся за такие проблемы, причем проблемы, имеющие отдаленный горизонт планирования. Так далеко - до 2025 года - мы еще ничего не просчитывали ни по одному из направлений, по сути, государственной политики. Ясно, что такого рода прогнозы носят, как принято говорить, вероятностный характер и остаются предметом самых разных дискуссий - и научных, и публицистических, и просто разговоров в быту. Тем не менее очень важно очертить круг основных задач государства в сфере демографии.

Что это за задачи? Это прежде всего создание условий для роста продолжительности и качества жизни людей, побуждения их к сбережению здоровья, создание условий для формирования мотивации к рождению и воспитанию детей, к укреплению основ современной семьи. И, наконец, это вопрос эффективной миграционной политики. В такой логике не должно быть односторонности или превалирования каких-то отдельных возрастных групп населения. Нам одинаково важны и увеличение рождаемости, и создание условий для достойной и физически благополучной жизни во всех возрастах, и, конечно же, в старости. А также - устранение причин преждевременной смерти и потери здоровья в трудоспособном возрасте. Цифры сейчас не буду называть - они хорошо известны. Я вчера с журналистами встречался. Они действительно такие страшные. И об этих цифрах каждый из нас должен помнить практически при реализации любого из направлений социальной политики.

Замечу, что каждый регион имеет свои особенности демографической ситуации. Страна у нас большая. И субъектам нашей Федерации необходимы собственные, региональные программы демографического развития. Причем финансовые ресурсы для их исполнения - общеизвестно - есть.

Отдельного внимания президиума требуют предложения по развитию первичной переработки сельхозпродукции, регулированию импорта в связи с этим. Поручение по их подготовке дано Президентом в марте нынешнего года на заседании большого Совета. Проблема понятна. По национальному проекту сегодня строится почти 1,5 тыс. новых животноводческих комплексов. Значительно возросли объемы продукции в личных подворьях, фермерских хозяйствах - во всех хозяйствах, кто воспользовался новыми льготными кредитными схемами.

Где бы я ни был, все губернаторы говорят, что это проблема. В ряде хозяйств мясо просто некуда девать. По итогам первого квартала текущего года прирост производства свинины составил 9%. Это солидный рост для нашей страны. И впервые за многие годы отмечена положительная динамика по производству говядины и молока. Теперь, конечно, наша основная задача - создать инфраструктуру для организации сбыта и переработки растущих объемов мясо-молочной продукции. Здесь основная проблема. И при этом - заложить стимулы к повышению качества и конкурентоспособности отечественных животноводов, к их переходу на современные технологии.

Но надо посмотреть и на другие факторы - на регулирование импорта. Безусловно, государство будет исполнять все международные обязательства, которые мы приобрели в процессе вхождения в ВТО. Но конкретные механизмы этих договоренностей должны отвечать интересам всех субъектов, которые работают на внутреннем рынке. То есть нам необходимо найти здесь баланс интересов. Вчера мы на эту тему встречались. В предварительном порядке обсуждали этот вопрос с профильными ведомствами.

http://www.rost.ru
23 мая 2007 года



Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме