21:00 16.05.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

Выборно-денежная политика

    Цена избирательного голоса в России год от года растет. Дивящимся на результаты своих выборов гражданам, может, и кажется иначе.

Расхожее утверждение "деньги не пахнут" решил опровергнуть лидер "Справедливой России" Сергей Миронов. Деньги, идущие на финансирование партий, не должны источать запах табака и алкоголя, а производителям и поставщикам вредоносного зелья и дыма нельзя позволить лоббирование своих "узкокорпоративных интересов в ущерб интересам общества и государства".

Главные политические оппоненты Миронова единороссы тут же дали свое толкование этой оздоровляющей законодательной инициативы. "Справедливыми" движет вовсе не забота о здоровье нации, а желание лишить конкурентов одного из финансовых источников. Зампред комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Владимир Мединский подтвердил, что "Единую Россию" спонсируют представители алкогольного и табачного рынка. И добавил с модным нынче в партии власти откровенным цинизмом: "При существующей финансовой системе в стране никто никогда не докажет, что деньги идут именно от производителей табака или алкоголя. Если кто-то захочет что-то профинансировать, то он это сделает".

Чистосердечие политиков, однако, никогда не бывает полным. И для спикера верхней палаты Миронова, и для депутата нижней палаты Мединского, и для всех прочих, кто будет обсуждать дискриминирующий по политическому признаку пивоваров, виноделов, табачников и продавцов водки законопроект, хорошо известно: кто, кому и сколько может дать, определяется вовсе не законами. Отправители и получатели денег на выборы и прочие политические игрушки, равно как и объем перечисляемых или передаваемых адресату в коробках из-под офисной техники, дорожных сумках, кейсах и прочей таре средств, уже давно согласовываются в Кремле.



Именно там решают, чем пахнут дензнаки и можно ли позволить такой-то корпорации перевести в избирательный фонд такой-то партии такое-то количество денег.

После печального конца ЮКОСа, руководителей которого лично и публично несколько лет назад журил сам президент Путин, негодовавший, что в обмен на помощь эта компания требовала от спонсируемых ею партий включения в выборные списки "своих" людей, политических авантюристов среди бизнесменов не осталось. По мелочи, на региональном уровне местные предприниматели еще рискуют играть, помогая не тем, кого поддерживает власть. Но на федеральном поле, где и игры круче, и ставки выше, дать денег без спросу никто из крупных корпораций не осмелится. А пожертвования мелких особо никого не волнуют. При растущих год от года ставках на избирательные услуги, в первую очередь на телерекламу, поступлений от мелких спонсоров, симпатизирующих той или иной партии, хватит лишь на расклейку черно-белых плакатов на стоящих на уличных окраинах фонарных столбах.

Конечно, курочка по зернышку клюет. И оппозиционные партии, не имеющие такого жирного генерального спонсора, как СПС, а это РАО "ЕЭС России", пытаются мобилизовать любые ресурсы - от копеечных взносов простых граждан (старую коммунистическую технологию сбора членских взносов теперь освоило, к примеру, и "Яблоко", сопровождающее непременной квитанцией на помощь партии любое свое печатное издание) до тысячных перечислений мелкого бизнеса. Но этих денег, по признанию самих партийцев, едва хватает для скудного финансирования текущей деятельности.



Соваться с такими средствами на выборы - то же самое, что Золушке ехать на королевский бал в тыкве.

Грядущая федеральная кампания будет для оппозиционных партий не только политическим, но и финансовым испытанием. Список партий, которым крупному бизнесу будет дозволено помочь, вряд ли будет длинным. Тем, кто в него не попадет, обращаться за помощью даже к дружественным и давно знакомым воротилам хоть за явной, хоть за тайной помощью будет бесполезно. Отказ практически неизбежен.



Деньги все-таки пахнут, и не только алкоголем и табаком, но и нефтью, и металлом, и даже конкретными банковскими сейфами.

Но и попадание партии в число разрешенных к спонсированию структур не гарантирует ничего, кроме того, что свой процент по давно заведенному российскому выборному обычаю получит и тот, кто пробил кремлевский аккредитив, и предъявитель этого самого аккредитива. Выборы в России чем дальше, тем больше проводятся не для того, чтобы граждане кого-то реально выбирали, а для того, чтобы их устроители, главные лица забега и еще некоторое количество ловких людей из выборно-обслуживающего персонала могли подзаработать.

На достижение победы многим из допущенных к получению спонсорской помощи может просто не хватить. Поскольку определение объемов финансирования будет осуществляться из единого центра, распределяться пожертвования будут по принципу разных множителей: вслед за миллионом, направленным неким концерном на поддержку оппозиционной партии, два пойдут на помощь более симпатичной власти оппозиции, десять отгрузят как выборный дар партии власти и т. д. и т. п.

Сергею Миронову, пока не испытывавшему, как показывает опыт региональных выборов, недостатка в деньгах, стоит хлопотать не о сокращении списка потенциальных спонсоров, а о коэффициенте, исходя из которого будет финансироваться его партия. Цена избирательного голоса в России год от года растет. Дивящимся на результаты своих выборов гражданам, может, и кажется иначе. Но удивление избирателей, так же как и мнение, давно никого не интересует.

"Газета.Ru"
http://www.gazeta.ru/2007/05/15



Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме