18:30 07.05.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

Игорь Семенихин: Модернизация экономики и приоритетные национальные проекты

    В последние месяцы российская экономика демонстрирует рекордные темпы экономического роста. Достигнутые результаты позволяют руководству страны вновь поставить вопрос об ускоренной модернизации России, необходимость в которой ощущается, может быть, острее, чем когда бы то ни было в прошлом.
Как известно, в своем историческом развитии наша страна прошла через несколько витков модернизации - начиная со времен Петра I и заканчивая советской научно- технической революцией. И каждый раз в повестку дня ставился один и тот же вопрос: догнать и (если удастся) перегнать наиболее развитые в экономическом и военно-техническом отношениях страны Запада.
И каждый раз поставленная задача, несмотря на, казалось бы, грандиозные успехи, оказывалась недовыполненной, а модернизация - незавершенной. России так и не удалось попасть в элитный клуб наиболее развитых экономик мира. Последняя неудача - крах советской модели модернизации - стоила народу особенно дорого: распада СССР с последующим многолетним кризисом, отбросившим страну на десятилетия назад.
В наши дни задача модернизации, т.е. преодоление разрыва в уровне социально-экономического развития между нашей страной и странами-лидерами, актуальна как никогда. Дело в том, что неравномерность развития различных государств и регионов мира в последние годы резко возросла как следствие научно-технической революции.
Группа наиболее развитых стран ("золотой миллиард") входит в период создания общества знаний, в котором наука становится основной производительной силой, а уровень развития человеческой личности - основным показателем развитости общества. В то же время большая часть человечества еще находится на индустриальной (или даже доиндустриальной - традиционной) стадии развития.
Ускорение научно-технического прогресса достигло таких темпов, что страны-аутсайдеры рискуют отстать "навсегда", т.е. лишиться шанса в исторически обозримой перспективе преодолеть свое отставание. А следствием социально-экономического отставания становится отставание военно-техническое с перспективой утраты государственного суверенитета.
Это относится и к нашей стране. Стало очевидно: нельзя упустить время для модернизации России, без которой ей не сохранить себя в жесткой мировой конкуренции.
Сегодня перед нами стоят очень серьезные задачи. Решение этих задач - ключ к долгосрочному росту российской экономики. Среди них особое значение имеют вложения в человеческий капитал.

Ключом к росту российской экономики является создание условий для развития человеческой личности: "Талант, способности личности играют сегодня во многом определяющую роль". Именно в этом аспекте и следует рассматривать реализуемые сегодня в России приоритетные национальные проекты: "Образование", "Здоровье", "Развитие агропромышленного комплекса", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России!". В силу остроты сложившейся в нашей стране демографической ситуации меры по преодолению демографического кризиса были также приравнены к приоритетному национальному проекту.
Масштаб этих социальных инициатив достаточно впечатляющий. Данные проекты подразумевают существенные дополнительные расходы в названных сферах - на сумму около 0,5-0,6% ВВП ежегодно. Одновременно мы проводим здесь структурные реформы. В целом расходы составляют около 9% ВВП, или 30% всех бюджетных затрат".
КАК ПОЯВИЛАСЬ сама идея приоритетных национальных проектов? Развитие потенциала личности напрямую зависит от доступности и качества образования, здравоохранения, информации, коммуникаций и т.д. Понимание подобных задач и стремление найти наиболее эффективную форму для их решения привели к идее проектного подхода. Сама идея была взята, строго говоря, из бизнес-опыта и доказала свою жизнеспособность на деле.
Реализация нацпроектов не означает простого, механического увеличения ассигнований на те или иные программы. Речь идет прежде всего о развитии творческого начала у граждан страны. Проявляется такая направленность, например, в сознательной ставке на лидеров, характерной для всех нацпроектов. Проект "Образование" предполагает стимулирование наиболее способных учеников и педагогов, самых продвинутых школ и вузов.
В проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" поддержку получают в первую очередь те семьи, муниципалитеты и субъекты федерации, которые готовы вкладывать в строительство жилья собственные средства.
А в проекте "Развитие АПК" предусматривается льготное кредитование строительства крупных животноводческих комплексов, но опять-таки тех, в которые собственники готовы инвестировать капитал.
Таким образом, нацпроекты помогают выявить наиболее перспективные точки роста в соответствующих сферах народного хозяйства и, стимулируя их, добиваться общего прогресса.
Другой принципиальной особенностью программы нацпроектов является их инновационная направленность: государственную поддержку получают именно те направления развития, которые связаны с использованием и внедрением самых передовых технологий. Здесь и компьютеризация всех без исключения школ, обеспечение доступа к интернету, снабжение медицинских учреждений самым передовым (прежде всего диагностическим) оборудованием, финансовая поддержка вузов, использующих современные методы и формы обучения.
Иными словами, сверхзадачей приоритетных национальных проектов является создание в России социально-экономической инфраструктуры, адекватной требованиям новой инновационной экономики - экономики знаний. Одновременно обеспечивается общий подъем всей социальной сферы, общего уровня жизни населения, что, в свою очередь, способствует накоплению так называемого "человеческого капитала".
В развитых государствах вложения в образование, науку, культуру, здравоохранение в разы превышают вложения в машины, оборудование, здания, сооружения. Соответственно и основной прирост национального богатства определяется сегодня, прежде всего, качеством жизни и условиями, созданными для раскрытия человеческого потенциала.
Успешная реализация стратегии ускоренной модернизации России будет означать переход всей нашей экономической и социальной сферы в новое качество. Следствием построения в России экономики знаний и соответствующего ей общества будет резкое, в разы, повышение экономического и оборонного потенциала страны.
Только таким путем можно вернуть нашему Отечеству утраченный статус сверхдержавы и реально продвинуться в направлении многополярного мира.
Между тем , в реализацию нацпроектов все больше включается и гражданское общество, которое на себе чувствует всю их значимость. При этом, безусловно, процесс этот сложный и порой противоречивый, поскольку не все государственные и муниципальные.органы проявляют интерес к работе с общественными организациями в силу своей инертности, а то и "местечковых" интересов. Но именно полномасштабное подключение институтов гражданского общества к контролю над осуществлением нацпроектов , их инициатива и предложения могут вывести эту программу на более высокий, а главное более эффективный уровень, а также способствовать развитию демократических основ государства. государства. Ведь современное зрелое гражданское общество - это общество свободной организации. Именно гражданская активность, в конечном счете, находит выражение в участии в реализации общенациональных программ, коими и являются нацпроекты, в защите социальных прав и свобод человека.

07.05.2007
www.nasledie.ru



Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме