14:00 29.04.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

Контрольное управление Президента РФ: ИНФОРМАЦИЯ о ходе контроля за реализацией приоритетных национальных проектов

    В 2006 году работа по контролю за реализацией национальных проектов осуществлялась в рамках системы контроля и мониторинга, утвержденной президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Система позволила на практике отработать взаимодействие и координацию между различными структурными звеньями государственного и общественного контроля.
В общей сложности за минувший год осуществлено более 5000 мероприятий по контролю за реализацией национальных проектов. Контрольным управлением Президента Российской Федерации во взаимодействии с аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и другими организациями, осуществляющими надзорные и контрольные функции, контролировалось выполнение проектных мероприятий, сетевых графиков непосредственно в регионах.
В ходе контрольных мероприятий акцентировалось внимание на эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств, решались также задачи, связанные с необходимым расширением и развитием отдельных приоритетов и направлений в составе национальных проектов.
Так, в проекте "Здоровье" были произведены уточнения и внесены отдельные нормативные изменения в порядок функционирования системы родовых сертификатов. В проекте "Образование" был уточнен и существенно расширен первоначально представленный перечень организаций, педагогические работники которых выполняют функции классного руководства и могут являться получателями соответствующих доплат. Проект "Развитие агропромышленного комплекса" был дополнен мероприятием, предусматривающим предоставление государственной поддержки отраслям оленеводства и табунного коневодства, традиционным для коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" были дополнительно включены мероприятия, сформировавшие самостоятельное направление по развитию крупносерийного малоэтажного домостроения в субъектах Федерации.
Значительное место в осуществлении контроля было отведено профилактической работе по предупреждению нарушений в региональном законодательстве, связанном с реализацией национальных проектов.
В целом, согласно данным контроля, по итогам 2006 года удалось достичь общих позитивных результатов в реализации национальных проектов. Большинство программных мероприятий было выполнено в установленные сетевыми графиками сроки. Финансирование национальных проектов в 2006 году осуществлено в полном объеме, а выделенные средства освоены по большинству направлений.

Субъекты Российской Федерации активно включились в их реализацию и в целом регулярно отчитываются о ее ходе. Объемы софинансирования мероприятий проектов со стороны региональных и местных бюджетов значительно увеличились. При этом сохранены ранее существовавшие меры по поддержке здравоохранения, образования, жилищно-коммунального и агропромышленного комплексов, активизации демографических процессов.
В то же время анализ материалов, полученных в результате контрольных мероприятий, позволил выявить ряд факторов, снижающих темпы реализации национальных проектов, поставить задачи по их устранению и внести соответствующие корректировки в работу Совета.

Проблемы финансирования

В качестве основной проблемы финансирования отмечалось неравномерное поступление средств. Большая часть федеральных бюджетных ассигнований была получена на местах в III и IV квартале. На этот же период пришлась массовая поставка в регионы централизованно закупленных различных материально-технических средств и оборудования, что в ряде случаев создало определенные трудности в освоении на местах выделенных ресурсов, а также при вводе в эксплуатацию получаемого оборудования и техники.
С задержками происходила корректировка региональных бюджетов, которые были утверждены в большинстве случаев без учета необходимого софинансирования национальных проектов. Однако своевременные меры контрольных органов позволили в итоге преодолеть этот недостаток. В итоге в 2006 году на реализацию национальных проектов направлено более 100 млрд рублей из бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и внебюджетных источников. А в ряде регионов объем софинансирования превысил сумму выделенных из федерального бюджета средств. Например, по Уральскому федеральному округу - почти в 5 раз. В Дальневосточном округе наибольшие средства из консолидированных бюджетов регионов (1409,7 млн рублей) были выделены на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры. Объем софинансирования из федерального бюджета составил 282,9 млн рублей.
В рамках контроля за рациональным и эффективным использованием выделенных финансовых ресурсов территориальные подразделения Росфиннадзора провели проверки в 12,4 тысячи учреждений здравоохранения, образования, жилищно-коммунального и агропромышленного комплексов.
При реализации мероприятий и отдельных направлений конкретных национальных проектов имелись проблемы, снижающие темпы их реализации.

Проект "Здоровье"

В национальном проекте "Здоровье" видна позитивная динамика. В субъектах происходит укрепление материально-технической базы диагностической службы первичной медицинской помощи, скорой медицинской помощи; проводится дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок, дополнительная диспансеризация работающего населения и т.д. Однако существуют и проблемы, в том числе и по этим направлениям.
При значительном увеличении заработной платы до настоящего времени не определены критерии оценки результатов деятельности медицинских работников первичного звена по оказанию дополнительной медицинской помощи, не регламентированы порядок учета объема и качества дополнительно выполняемых работ.
Не в полном объеме выполнены графики проведения дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях науки и социальной сферы, а также на предприятиях с вредными и (или) опасными условиями труда.
В основном данное положение обусловлено отсутствием в ряде муниципальных лечебно-профилактических учреждений лицензий на право оказания отдельных видов медицинской помощи, поздним поступлением специального оборудования (маммографы, ультразвуковые аппараты), а также недостаточным использованием выездных бригад узких специалистов (урологи, невропатологи, эндокринологи и т.д.), особенно в малонаселенных территориях. Например, в Северо-Западном федеральном округе дополнительную диспансеризацию прошли 605,8 тысячи работников бюджетной сферы, или 81,3% от плана, охват работников отраслей с вредными условиями труда составил 94,2%, в Дальневосточном федеральном округе дополнительную диспансеризацию прошли 92,5% работников бюджетной сферы.
Не выполнено государственное задание по дополнительной иммунизации населения. Так, по состоянию на 15 января 2007 года охват трехкратной иммунизацией инактивированной полиомиелитной вакциной составил 18,8%, против гепатита В - 92,3%, против краснухи - 79,8% от числа подлежащих вакцинированию. Такие показатели явились следствием в первую очередь неправильного планирования на местах численности контингентов, подлежащих иммунизации, отсутствия должного взаимодействия в организации и проведении прививочной кампании, позднего поступления прививочного материала.
В ряде субъектов Российской Федерации имели место нарушения при поставках медицинской техники, транспорта и препаратов. Установлены факты несоблюдения сроков поставок оборудования, его некомплектности и неисправности в Вологодской, Иркутской, Новгородской областях и ряде других субъектов Федерации.
В отдельных регионах органами местного самоуправления не обеспечена подготовка помещений к приему оборудования и вводу его в эксплуатацию. Такие случаи установлены в Архангельской, Курганской областях, Пермском крае и ряде других территорий. Например, в Псковской области по состоянию на январь текущего года не были введены в эксплуатацию 14 рентгеновских и 7 флюорографических аппаратов из-за отсутствия необходимых разрешений Роспотребнадзора на их использование.

Проект "Образование"

Материалы контрольных проверок, полученные из федеральных округов, свидетельствуют, что в проекте "Образование" реализация большинства мероприятий набрала необходимую позитивную динамику.
Вместе с тем следует отметить, что в 2006 году с опозданием начались конкурсные процедуры по закупке учебного и учебно-наглядного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений. Затянувшееся начало этой работы, а также ограниченное число фирм, выпускающих лабораторное оборудование и учебные пособия для школ, не позволило выполнить в полном объеме поставки его в регионы.
Например, в общеобразовательные заведения Сибирского федерального округа поступил 731 комплект учебного и учебно-наглядного оборудования из предусмотренных по плану 1107, в школы Дальневосточного федерального округа - 370 из 462. По информации из регионов Южного федерального округа, полученное учебное оборудования в составе предметных кабинетов (физики, географии, биологии) только на 50% содержит востребованный в школах материал.
Следует также обратить серьезное внимание на обеспечение создания в воинских частях учебных центров начального профессионального образования для военнослужащих (за 2006 год создано всего 3 центра, а в 2007 году предстоит создать 21).

Проект "Развитие агропромышленного комплекса"

Результаты проведенных контрольных мероприятий показывают, что в течение 2006 года удалось развернуть механизмы государственной поддержки сельскохозяйственного производства, которые, как и предусматривал проект, позволили повысить инвестиционную привлекательность АПК, начать его техническое перевооружение, активизировать предпринимательский потенциал жителей села.
Однако не во всех субъектах Российской Федерации оказывалась должная помощь селянам в привлечении необходимых средств. Еще не везде созданы залоговые фонды, в стадии разработки находятся механизмы предоставления государственных гарантий для обеспечения заимствований, привлекаемых на развитие малых форм хозяйствования. При этом отмечался недостаток залоговой базы и необходимого количества поручителей у хозяйствующих субъектов.
Требует пересмотра разработанная ОАО "Россельхозбанк" программа развития системы земельно-ипотечного кредитования, в которой определены условия кредитования сельхозпредприятий под залог земли.
Основные проблемы, решение которых находится в компетенции региональных органов власти, обусловлены сложностью оформления и согласования кадастровых документов и документов на межевание, низкой кадастровой стоимостью земельных участков.
Сохраняются проблемы с обеспечением жильем лиц, проживающих в сельской местности. В данном случае мероприятия по контролю показали, что не везде четко соблюдаются правила предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан.
Не все созданные в 2006 году сельскохозяйственные кооперативы различной направленности реально приступили к хозяйственной деятельности. Например, в Сибирском федеральном округе количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов возросло в 4 раза, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов - в 2 раза. Однако, по данным межрегиональной инспекции ФНС России по Сибирскому федеральному округу, реально работало только 57% кооперативов, состоящих на учете в налоговых органах.
Сдерживающим фактором является опережающий рост объемов импорта мяса (говядина и свинина) по сравнению с темпами роста производства в отечественных сельскохозяйственных предприятиях (в 2006 году импорт мяса свежего и мороженого (без мяса птицы) составил 1411 тыс. тонн, или на 5,3% больше, чем в 2005 году, рост отечественного производства мяса - 4,6%). При этом цены на импортную продукцию ниже, чем на отечественную.
При реализации проекта "Развитие агропромышленного комплекса" в прошлом году производство молока, по данным Росстата, выросло на 0,6%, тогда как в предыдущие годы этот показатель имел отрицательную динамику. Вместе с тем поголовье коров продолжает сокращаться (за 2006 год - на 2,3%, на январь текущего года - на 4%), что требует принятия дополнительных мер, направленных на обеспечение двухлетнего целевого показателя роста производства молока (4,5%).

Проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"

В 2006 году обеспечен ввод 50,2 млн кв. метров жилья, или 115,2% к уровню 2005 года. Однако для выполнения предусмотренного проектом показателя 2007 года по вводу жилья (56,3 млн кв. метров) потребуется сохранить достигнутые темпы строительства, а для обеспечения доступности жилья - увеличить их в несколько раз.
Сдерживающим фактором для участия в проекте субъектов Российской Федерации, особенно дотационных, является незначительная составляющая средств федерального бюджета в подпрограммах "Обеспечение жильем молодых семей", "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства", "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры", что в свою очередь ведет к снижению темпов роста объемов жилищного строительства.
Существующие условия софинансирования проектных мероприятий при реализации проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" не позволили многим регионам (особенно дотационным) участвовать в проекте из-за отсутствия необходимых средств.
Так, на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в 2006 году направлено 1,86 млрд рублей, или 89% от запланированного объема средств федерального бюджета (2,1 млрд рублей). На текущий год запрашиваемая 72 субъектами Российской Федерации, отобранными Росстроем по конкурсу, сумма средств федерального бюджета составляет 2,085 млрд рублей при плановом объеме 3,6 млрд рублей и переходящем остатке 234,7 млн рублей.
В большинстве муниципальных образований отсутствуют правила землепользования и застройки территорий. Медленно решаются вопросы по разработке и утверждению документов территориального планирования, что в значительной степени обусловлено недостатком средств для осуществления указанных мероприятий.
Быстрое наращивание объемов жилищного строительства тормозится недостаточной развитостью строительной индустрии, а также низким качеством выпускаемых стройматериалов. По данным Госстроя, только 75% отечественных строительных материалов соответствуют зарубежным аналогам.
Итоги контрольной работы показали, что темпы реализации приоритетных национальных проектов в 2006 году набрали положительную динамику. Субъекты Российской Федерации активно включились в процесс их реализации. О результативности этих действий свидетельствуют позитивные сдвиги в общественном мнении.
В ходе выполнения мероприятий национальных проектов произошла консолидация усилий всех ветвей власти, общественных организаций в решении накопившихся десятилетиями социальных проблем, затрагивающих самые болевые точки жизни граждан страны.
В текущем году работа по контролю за реализацией национальных проектов в основном будет сосредоточена в регионах. Значительная часть контрольных мероприятий будет направлена на преодоление межведомственных и бюрократических барьеров, а также на проверку эффективности использования материальных и финансовых ресурсов, поступивших в регионы.
Существенное внимание будет уделено выполнению запланированных показателей и качественных характеристик параметров, достигаемых в результате реализации проектов.

29 апреля 2007 года
www.rost.ru



Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме