17:00 25.04.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Приоритетные национальные проекты и стратегическое планирование: методологические аспекты
Мы считаем, что ПНП являются, по сути, локомотивом развития экономики России и ошеломляющим поворотом в социальной политике государства. Как неоднократно подчеркивал Дмитрий Медведев в своих выступлениях или в недавней своей статье в газете "Коммерсант" именно социальная политика может и обязана в России, по примеру развитых стран стать кумулятивным снарядом или просто двигателем прогресса в развитии, как экономики, так и общества.
И в этом плане долгосрочное стратегическое планирование в области социальной политики, рассчитанное не на несколько лет, а на десятилетия вперед приобретает решающее значение.
Что же касается методологических аспектов ПНП, то они так же важны для их последующего внедрения в различных смежных областях. На мой взгляд, таких аспектов ПНП можно выделить как минимум три.
Первая и может быть, главная - это тщательная подготовка необходимой законодательной базы перед началом их реализации. Если кто-то думает, что подготовка к реализации ПНП, о которых Президент России Владимир Путин объявил 5 сентября 2005 года, только с этого момента и началась, то они глубоко ошибаются. Тот же Дмитрий Медведев, выступая в начале 2005 года и занимая тогда должность руководителя Администрации Президента РФ, невзначай проговорился, назвав крупный пакет законов по проблемам жилищной политике в целом, принятый Госдумой, новым национальным проектом в области обеспечения граждан России добротным и комфортабельным жильем. То есть, подготовка к реализации ПНП в принципе, я могу и ошибаться, началась и курировалось Дмитрием Медведевым чуть ли не с момента его назначения на должность руководителя Администрации Президента РФ. Он, как юрист, явно контролировал подготовку всей законодательной базы не только по нацпроекту "Жилье", но и по всем остальным приоритетным национальным проектам. Только после этого и началась практическая реализация национальных проектов.
Второй, и может самый важный, методологический аспект ПНП - это применение к их реализации проектного подхода. Как говорит сам Дмитрий Медведев, идея была взята из бизнеса, но ее еще надо было грамотно применить на практике при реализации ПНП. И это в принципе удалось сделать и Президенту России Владимиру Путину и основному куратору нацпроектов Дмитрию Медведеву. Важность этого аспекта состоит в том, что проектный подход позволил в принципе обойти громоздкую бюрократическую машину, возглавляемую Правительством РФ с его министерствами, агентствами, службами и так далее, путем создания Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов, который возглавил лично Владимир Путин, поручив осуществлять практическую работу этого органа Дмитрию Медведеву, как Председателю Президиума этого Совета. Совет в принципе превратился в теневой параллельный орган исполнительной власти, который и начал, не мытьем, так катаньем внедрять, а иногда и вбивать в головы чиновников на местах проектный подход в реализации ПНП.
Примеров важности внедрения именно этого методологического аспекта реализации ПНП можно привести множество. Взять хотя бы тот же нацпроект "Жилье". Именно проектный подход позволил в кротчайшие сроки по бюрократическим меркам быстро расшить узкие места, вплывшие в процессе его реализации, путем быстрого принятия необходимых поправок в действующее законодательство и не в один закон, а сразу в несколько. Я имею в виду, например, выделение земельных участков на осуществление строительства жилья и создание на них всей сложной системы инженерной инфраструктуры. То есть и первый методологический аспект - законодательный, и второй - проектный подход позволили в связке не дали заболтать реализацию ПНП, а неуклонно продолжать ее осуществление, несмотря на встречавшиеся трудности.
Третий и не менее, вероятно, важный методологический аспект, внедренный под руководством Дмитрия Медведева, состоит в том, что была создана практически новая в масштабах всей страны система мониторинга и контроля как реализации ПНП, так и расходования выделяемых на нее финансовых средств. Это привело к тому, что в недавнем выступлении главы Росфиннадзора Сергея Павленко после проверки расходование средств, выделенных на реализацию ПНП в 2006 году, он, можно сказать, с радостью и удивлением сообщил, что, проверив на 90 % расходование этих средств, его служба обнаружила, что процент расходования этих средств не по прямому назначению по сравнению с расходованием средств бюджета страны в целом выглядит неправдоподобно низким. По разным нацпроектам эти цифры колеблются от 1-2 % до десятых долей процента. Это стало возможным только в связи с выше упомянутым внедрением мощной электронной системы мониторинга и контроля в масштабах всей страны. То есть, тот же Дмитрий Медведев может, нажав кнопку, увидеть на экране, как идет строительство жилого дома или больницы в любом населенном пункте России и на сколько осуществление этого строительства соответствует докладам чиновников с мест.
Есть, вероятно, и другие методологические аспекты, примененные при реализации ПНП, но на мой взгляд, именно эти три методологических столпа в реализации ПНП и позволили, как говорит Дмитрий Медведев, начать действительное стратегическое планирование и бюджетирование не только в области социальной политики, но и в других сферах развития экономики России.
И здесь, конечно, большое значение имеет и личностный фактор. Я позволю себе еще раз упомянуть Первого вице-премьера Правительства России Дмитрия Медведева, так как с моей точки зрения он и приоритетные национальные проекты идеально подошли друг другу. Все-таки роль личности в истории играет до сих пор весьма значительную роль, несмотря на глобализацию, компьютеризацию и прочие научные и экономические достижения.
Лев Иванов.
25 апреля 2007 года.
www.nasledie.ru
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме