21:15 13.04.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

Юрий Шарандин: Прописка для представителей власти не важна

    В воскресенье, 15 апреля, пройдут выборы в Законодательное собрание Красноярского края. Это вызвано необходимостью избрать органы власти нового субъекта Российской Федерации - объединенного Красноярского края, образованного с 1 января 2007 года. Строго географически границы края остаются теми же, однако прекращают свое существование два автономных округа - Эвенкийский и Долгано-Ненецкий (Таймырский), занимавшие более половины гигантской территории края. О том, к чему может привести такое объединение, и о некоторых аспектах выборного законодательства России "Росбалту" рассказал председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, сенатор от Эвенкийского автономного округа Юрий Шарандин.


- Юрий Афанасьевич, как вы оцениваете предвыборную обстановку в Красноярском крае и шансы политических игроков?

- Не возьмусь отвечать на этот вопрос, имея ввиду какие-то точные проценты, потому что борьба за избирателя продолжается, и самая активная. Причем очень большое количество людей еще не определилось со своим выбором. По разным избирательным округам - от 20% до 30% и даже 35%. Это говорит о том, что у партий еще есть шанс привлечь на свою сторону некоторых избирателей.

Когда неопределившихся избирателей много, на выборах возможны сюрпризы. Социологические исследования показывают, что люди часто принимают спонтанные решения, уже придя на избирательный участок. Сколько будет таких спонтанных решений - вопрос для социологов и для политтехнологов достаточно болезненный. Причем среди неопределившихся достаточно много молодежи, несмотря на то, что молодежь в Красноярском крае достаточно политически активная.

- Есть ли у вас мнение по поводу скандала, случившегося с партией "Союз правых сил" перед самыми выборами?

- Во-первых, когда речь идет о нарушении закона, то аргумент, что "все нарушают закон", прозвучавший из уст лидеров СПС, не работает. Даже если закон действительно нарушается всеми, это не освобождает от обязанности ответить за свои действия тех, кого поймали за руку. Во-вторых, наверное, правоохранительным органам виднее, кто нарушает, а кто нет. Кто и в какой степени отвечает за какие нарушения. Ссылка на то, что такие нарушения носят общий характер, меня совершенно не удовлетворяет. В-третьих, СПС - партия, которая ориентируется на совершенно определенный слой населения, позиционирует себя как правая. И, конечно, понимая, свое весьма специфическое положение, - "тень ее бывших лидеров" все еще лежит на ней, - она должна делать все, чтобы этот имидж менять. И это у СПС, к сожалению, не очень получается. Так что не было бы повода у правоохранительных органов - не было бы искандала.

- То, что в стране происходит укрупнение регионов, понятно и вполне объяснимо - очень уж их много. Но как вы относитесь к прозвучавшей инициативе о присоединении к Красноярскому краю еще и Хакасии и Тывы?

- Я повторю вслед за президентом России мысль о том, что все должно основываться на целесообразности. Безусловно, можно говорить об объединении регионов любой конфигурации. Но сейчас идет процесс объединения тех субъектов Федерации, которые условно называются "сложносоставными". Красноярский край - один из них: Таймыр, и Эвенкия уже находились в его составе. Аналогичным образом, Пермский край возник недавно путем слияния Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.

Об этом, кстати, недавно говорил Конституционный суд, разбирая пример Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа, входившего в нее. Так вот, экономические связи внутри Тюменской области никогда не прерывались, а более 6070% денежных отчислений, которые получал Ханты-Мансийский автономный округ, где находятся богатейшие запасы углеводородов, шли в областной бюджет.

Внутри Красноярского края также и территориальные, и экономические связи никогда не прерывались, и отчисления, которые получал, "Норильский никель", шли в краевой бюджет. Законодательное собрание формировалось из представителей всех регионов, входящих в Красноярский край. Такова сложная конфигурация, доставшаяся нам в наследство от Советского Союза.

Хакасия, между тем, к настоящему моменту в составе Красноярского края не была. То, что она когда-то из него выделилась, - это совершенно другой вопрос. Хакасия - это самостоятельный, никак экономически не связанный (за исключением хозяйственных связей на уровне предприятий) с Красноярским краем регион.

Пусть сначала будет наработан опыт по экономическому интегрированию сложносоставных субъектов. Пусть на их территории начнет действовать объединенное законодательство. Пусть произойдет то, что обычно всегда ставится во главу угла - выравнивание уровня жизни на вновь созданных территориях и переход этих территорий в режим самодостаточности, когда не будет регионов-рецепиентов, и уровень их экономики поднимется до уровня регионов-доноров. Вот тогда можно будет говорить уже об объединении субъектов Федерации, которые не были сложносоставными. Тогда может встать вопрос об объединении регионов-соседей, которые друг у друга ни в экономической жизни, ни в формировании органов власти еще не участвовали. Это качественно другая задача.

- И у Эвенкийского, и у Долгано-Ненецкого автономных округов были свои губернаторы. Куда они теперь денутся?

- Я могу сказать только об эвенкийском губернаторе Борисе Золотареве - чрезвычайно активный, продвинутый руководитель, он для Эвенкии сделал очень много. Сейчас Золотарев баллотируется по одному из региональных списков в Законодательное собрание края. И я уверен, что он попадет в новый состав. Что касается губернатора Таймыра, не знаю точно.

- А новым губернатором края, как вы думаете, будет снова Александр Хлопонин?

- По этому вопросу я ничего не имею права говорить: надо исходить из презумпции абсолютной воли президента России. Он выносит кандидатуру губернатора на утверждение Законодательного собрания. Но, по логике вещей, Хлопонин был до сих пор губернатором Красноярского края и сейчас возглавляет край в переходный период, так что у него максимальные шансы для занятия этого поста.

- И еще один важный вопрос: как вы относитесь к идее выборности членов Совета Федерации?

- Избирать Совет Федерации можно только после внесения изменений в Конституцию. Есть два юридических института: выборы и представительство. Члены Совета Федерации являются представителями органов власти субъектов Федерации, - статьи 95-96 Конституции РФ. И ничего в этой конфигурации изменить нельзя, не меняя Конституции. Потому что часть 2-я статьи 95 гласит: "В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти". А вот Государственная дума, как гласит следующая, 96-я статья, избирается сроком на 4 года. Так что порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливаются федеральными законами. Конституция четко разделила институт выборности и институт представительства. Конституция предполагает, что две палаты парламента России должны наделяться полномочиями через различные процедуры.

Представим, что мы изменили Конституцию и стали избирать Совет Федерации. Тогда страна столкнется с другими рисками. В настоящее время развитие партийной системы в России вполне однозначно. Вопрос: если Совет Федерации будет сформирован после выборов так же, как и Госдума, если большинство в нем, как и в Госдуме, будет принадлежать одной и той же партии, - как тогда Совет Федерации сможет играть роль баланса и фильтра для принятых Думой законов? Да, в Совете Федерации более ста человек являются членами партии "Единая Россия". Это абсолютное большинство. И если бы мы подчинялись партийной дисциплине, которая была бы жестко продекларирована и соблюдалась, тогда ни одного закона, принятого в Госдуме, Совет Федерации не смог бы отклонить - в силу партийной дисциплины. Но мы представляем регионы и поэтому свой мандат на время заседания кладем на место N2, а на место N1 мы ставим свою ответственность как федерального законодателя и представителя конкретного региона. И это помогает Совету Федерации исполнять свою роль противовеса, баланса и фильтра.

- Сторонники выборности говорят, что это поможет избавиться от той практики, когда регионы представляют люди, которые сами там не живут.

- А что в таком случае делать с губернаторами? Что делать с господином Боосом в Калининграде, с господином Шанцевым в Нижнем Новгороде, с господином Менем в Иванове? Если мы начинаем применять такие мерки, тогда пусть и депутаты Государственной думы баллотируются из числа тех, кто более 10 лет проживает на данной территории.

Это - если перевести дискуссию в русло формальной логики. Если же говорить об этом предмете с точки зрения конституционного права, то налицо несоразмерное ограничение пассивного избирательного права граждан РФ. Ограничение права быть избранными - для депутатов, и ограничение права занимать определенные государственные должности - для членов Совета Федерации. Такое ограничение не является конституционным. Конституция содержит только одно ограничение: президентом Российской Федерации может стать только гражданин в возрасте 35 лет и старше, который 10 лет проживает на территории России. Прочие требования ценза оседлости являются неконституционными.

- А вы сами в Эвенкии живете?

- Я коренной москвич. В Эвенкии я не живу. Я там бывал периодически, пока существовала необходимость. Представлял губернатора, выполнял его поручения, и, что самое интересное, подавляющее большинство поручений губернатора надо было выполнять именно в Москве.

Беседовал Леонид Смиронов

ИА "Росбалт"
http://www.rosbalt.ru/2007/04/13/



Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме