21:15 13.04.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

Дмитрий Медведев на посту - страница жизни

    30 октября 2003 года с поста руководителя Администрации Президента был уволен Александр Волошин, а на его место назначен Дмитрий Медведев. К этому времени Медведев уже обзавелся личным прозвищем среди работников Администрации Президента. По стилю поведения и манере работы Медведева между собой они стали называть его "Визирь". И это прозвище еще больше закрепилось за ним в новой должности. На посту руководителя Администрации Президента Медведев стал действительно в восточном понимании этого термина личным визирем Президента Путина. И это его первая в жизни должность именно руководителя одного из важнейших властных подразделений страны

Надо, наверное, сказать несколько слов о самой Администрации и её руководителе безотносительно к личности Дмитрия Медведева. Это единственный орган власти, который не прописан в Конституции России. Его полномочия не регулируются и федеральным законодательством. Несмотря на это, его влияние в выстроенной в России вертикали власти огромно. Мнение руководителя Администрации Президента или его заместителей по любому мало-мальски значимому вопросу, касается ли это политики, экономики, социальной сферы, науки или культуры, является определяющим и решающим, хотя никто из власть имущих открыто это вряд ли подтвердит. Страной, по сути, выполняя волю и решения Президента, практически, но, не светясь, руководит Администрация Президента.

Такая неявная, но очень значительная роль руководителя Администрации Президента, весьма импонировала стилю работы Дмитрия Медведева - главное, не светиться, но при этом великолепно выполнять свою работу. Правда, на новой, фактически по некоторым государственным вопросам второй должности в стране, Дмитрию Медведеву пришлось немного раскрыться и дать несколько интервью различным изданиям.

Вот что он, например, заявил в интервью программе "Вести недели" телеканала "Россия" почти сразу после назначения на эту должность.

Новый глава администрации Кремля Дмитрий Медведев считает для себя важной возможность сравнивать ушедшую и нынешнюю эпохи для принятия решений: "Я считаю важным для моего поколения то, что мы можем сравнивать две эпохи. Ту, которая ушла, но мы росли в ней, получали образование в эту эпоху. И та эпоха, которая наступила. Со всеми ее плюсами и минусами. Мне кажется, это довольно важно для того, чтобы определяться в какой-то ситуации, принимать взвешенные решения", - сказал Медведев. Он также сообщил, что получил образование в Ленинградском государственном университете на юридическом факультете, который закончил уже достаточно давно. "В последующей жизни, видимо, это и сформировало определенный набор ценностей", - сказал новый глава Администрации президента. Отвечая на вопрос, в какой из этих двух эпох было спокойней, Медведев сказал: "Веселее - в прежней, интересней - в этой".

Кроме того, новый глава администрации Кремля подчеркнул, что чувствует колоссальный груз ответственности на новой должности: "Груз ответственности, безусловно, огромен, он колоссален, - сказал Медведев. - С другой стороны надеюсь на некоторый опыт, приобретенный в этих стенах".

Дмитрий Медведев также заявил, что считает опасным административный раж в деятельности правоохранительных органов: "С самого начала своей деятельности президент определил в качестве первоочередной задачи развитие нашей правовой системы, проблему неукоснительного соблюдения законов всеми лицами, независимо от их должности и материального состояния, - сказал он. - И при этом, конечно, очень важно, чтобы закон, в том числе и нормы об ответственности, применялись не избирательно, а в равном объеме ко всем гражданам России".

Сегодня, отметил Медведев, правоохранительные органы активно взялись за расследование ряда дел. "Дел, которые связаны с деятельностью крупных федеральных чиновников, руководителей регионов, представителей бизнеса, - указал он. - В то же время ведутся и дела в отношении самих сотрудников правоохранительной системы, которые подозреваются в совершении преступлений. Мы исходим из того, что все эти дела будут скрупулезно расследованы. А решение о виновности перечисленных лиц примет только суд в соответствии с нашим законодательством".

"Полагаю, что государство должно помогать правоохранительным органам, обеспечивать их независимость в повседневной работе, не допуская вмешательства различных сил в их деятельность, - подчеркнул Медведев. - В то же время административные органы, включая и органы правоохранительные, - это такой очень серьезный инструмент. Он вызывает очень мощную реакцию в самых разных сферах. И в какой-то момент в их деятельности может возникнуть некий административный раж. Это опасная вещь. Последствия не до конца продуманных действий незамедлительно скажутся в экономике. Вызовут смущение в политической жизни".

Между прочим, об административном раже в деятельности правоохранительных органов Дмитрий Медведев высказался как раз в то время, когда эти органы наехали на ЮКОС и Ходорковского с Лебедевым, как писали некоторые издания, с прямой подачи Владимира Путина. Но Дмитрий Медведев, как корпоративный юрист, не побоялся выразить свою правовую оценку ситуации.

С появлением у Дмитрия Медведева необходимости публично высказывать свои взгляды по животрепещущим проблемам жизни страны, и у нас появилась возможность напрямую комментировать его высказывания, а не гадать на кофейной гущи.

В следующий раз публично выступить Дмитрий Медведев посчитал необходимым, причем в иностранных СМИ, а именно в газете "Financial Times", со своими комментариями итогов выборов в декабре 2003 года в Государственную Думу четвертого созыва. К этому его принудила, развязанная в западных СМИ, кампания по дискредитации итогов выборов, так как на них проиграли правые либеральные партии СПС и "Яблоко".

Комментируя итоги выборов, Дмитрий Медведев задает ряд вопросов и сам на них отвечает.

"Что это означает? Станет ли завтрашняя Россия менее либеральной? Сойдет ли она с пути демократии и рыночных реформ, в направлении национализма и авторитаризма?

Подобные опасения не оправданы. Фактически, выборы усилили политическую базу для продолжения демократических и экономических реформ. Сегодня консервативно-центристские фракции партии "Единая Россия" имеют в новой думе конституционное большинство в 300 мест. Эта партия в последние годы является главным источником политической поддержки президента Владимира Путина. Политическая стабильность - одно из главных достижений последних лет - была подтверждена и легетимизирована российским народом.

Это исключительно важно для экономики. Потребности России в долгосрочных инвестициях, включая зарубежные, едва ли могут быть удовлетворены без четких основополагающих правил для экономики. В последние годы, благодаря консервативно-центристскому большинству в думе, г-н Путин обеспечил принятие законов, которые жизненно необходимы для рыночных реформ. Эти законы облегчили налоговое бремя, либерализовали правила валютного регулирования и позволили провести пенсионную, таможенную и земельную реформы.

Судебные реформы особенно важны. Независимый и компетентный суд, защищающий права всех слоев населения, является неотъемлемой составляющей процветающего общества. Важность, которую народ придает судебной системе, помогает понять, почему дело "ЮКОСа" накануне выборов так широко освещалось как в российских, так и в иностранных средствах массовой информации. Глава нефтяной компании Михаил Ходорковский был обвинен в уклонении от уплаты налогов и взят под арест. Но каков бы ни был исход этого дела, следует помнить об одном: это не история о прокурорах, "охотящихся" на бизнесменов, сущность этого дела - равенство перед законом всех людей, какими бы богатыми они ни были.

И это отчасти объясняет, почему центристы одержали победу. Они поддержали президентскую политику укрепления стабильности и создания равных, прозрачных и справедливых условий для экономической жизни и сделали ее своей политической платформой. Фактически, они перехватили инициативу у традиционных либеральных партий России.

Естественно, поражение либерального крыла не дает оснований для безудержного ликования, поскольку в думе должны быть представлены все значимые политические партии. Кроме того, либеральные реформы нуждаются в поддержке возможно более широкого диапазона политических и общественных сил. Можно только надеяться, что либералы не уйдут с политической арены, не в меньшей мере потому, что их цели разделяют миллионы россиян.

Но если они хотят когда-нибудь вернуться, им придется осознать тот факт, что российский либерализм должен стать более социально ориентированным. Экономические реформы 1990-х годов не сумели привлечь всех в рыночную экономику. Десятки миллионов людей остались на обочине. Сегодня 31 миллион человек имеют доход ниже прожиточного минимума. Тот факт, что всего лишь год назад таких было 37 миллионов, внушает надежду. В то же время прожиточный минимум в России, составляющий 2121 рубль в месяц, очень низок. Политикам нужно будет обратить больше внимания на проблему бедности.

В этом могут помочь социальные программы, но они не станут самым важным средством преодоления бедности. Конкурентная экономика должна добиваться этого главным образом с помощью рынка - посредством модернизации производственных предприятий, создания новых рабочих мест и развития конкуренции. Это - главный пункт консервативно-центристской программы.

Первый год после выборов должен продемонстрировать, насколько эффективна и успешна консервативно-центристская политика. Это будет год, когда энтузиазм и надежды, порожденные выборами, будут самыми сильными. России нельзя терять это время понапрасну".
Вот это уже речь не мальчика, а мужа. Все акценты расставлены, на все вопросы даны четкие ответы.
Кстати, по вопросам судебной реформы Дмитрий Медведев высказался более полно на совещании председателей судов России в начале 2005 года. Вот что пишет об этом "НГ" в номере от 02.02.2005.
С тех пор как Дмитрий Козак ушел из Кремля, именно Медведев отвечает за судебную реформу. В последние дни он развернул небывалую публичную активность. Выступая вчера в "Президент-отеле", шеф кремлевской администрации напомнил собравшимся, что на недавнем съезде судей "был законстатирован очевидный политический факт: судебная реформа состоялась". Судьи обрели подлинную независимость и вносят все более серьезный вклад в дело укрепления государства. Зарплату служителям Фемиды заметно повысили, скоро еще повысят в 1,8 раза (и это "еще не предел").

Однако, предупредил глава администрации, судебная реформа хоть и состоялась, но еще не завершилась. Сейчас судам, как органам государственной власти, надо работать прежде всего над повышением своего авторитета у населения. В том числе посредством открытости и гласности - причем не только для СМИ, но и в буквальном, так сказать, смысле слова. "Ни один орган государственной власти сегодня не может быть столь открыт и доступен", - подчеркнул Медведев. Он отметил, что ситуация, когда граждан в суд пускают только по повесткам, недопустима и не может быть оправдана, например, мерами безопасности. Камень брошен ну хотя бы в сторону Московского арбитражного суда, где был установлен жесткий пропускной режим. Кстати, Мосгорсуд легитимность такого режима минувшим летом подтвердил.

По мнению Медведева, освещение деятельности судов тоже могло бы вестись лучше: ему сложно вспомнить заявление судебной пресс-службы по какому-либо из резонансных дел. "А ведь информационных поводов было достаточно", - заметил глава администрации. И все поняли, что нашим независимым судам теперь придется не просто выносить решения по самым щекотливым делам, но и объясняться по этому поводу. Так сказать, от лица государства. Общедоступными, по мнению Медведева, должны стать судебные решения - в частности, через интернет. Пока собственные сайты имеют только полтора десятка судов, а ведь развитие этого направления может произвести настоящую революцию в этой области: например, можно было бы подумать о трансляции видеоконференций по делам, которые представляют повышенную общественную значимость.
Но гораздо более четко в должности Руководителя Администрации Президента РФ Дмитрий Медведев высказался по наиболее важным проблемам российской политики и изложил свое видение развития гражданского общества, передачи власти и развития экономики России в интервью журналу "Эксперт" в No13 от 04 апреля 2005 года. Вот изложение его взглядов по различным вопросам, конспективно выраженная на сайте Страна.RU. по сообщениям РИА "Новости".

Внутренняя политика

Дмитрий Медведев полагает, что уличные выступления доказывают существование гражданского общества. "Выступления на улице - нормальная реакция смущенных людей. Если хотите, прямое и не всегда приятное доказательство существования гражданского общества. Ничего сверхъестественного в них нет", - заявил он.

"Другое дело - это серьезный сигнал власти о том, что механизмы, заложенные в законе, не срабатывают в должной мере, не просчитаны все сложности, - отмечает Медведев. - И власть должна быть адекватна, когда готовит законы, и когда исправляет допущенные промахи". "Конечно, лучше если дискуссии о необходимых мерах проходят не на улице, а в рамках социально эффективных процедур. Для этого должны быть рабочие механизмы взаимодействия общества и власти. Скажем, та же Общественная палата", - считает глава кремлевской администрации.

Дмитрий Медведев опроверг сообщения некоторых СМИ о борьбе "элитных группировок", в том числе в Администрации президента России. "Борьба группировок в администрации - один из расхожих политологических штампов", - заявил Медведев. "Последние пять лет в аппарате президента существует лишь одна группа. Это команда тех, кто помогает президенту исполнять его конституционные полномочия", - подчеркнул он. По его словам, в Кремле работают люди, прошедшие разный жизненный путь, имеющие разные корни и круг общения, и взгляды людей по отдельным вопросам также могут различаться. "Это хорошо. Мы не ЦК КПСС и не пропагандирует единомыслия. Главное не утратить критичность по отношению к себе, не опуститься до примитивных управленческих схем, забыв об истинных целях государственной деятельности", - отметил глава администрации.

Дмитрий Медведев считает, что Россия может исчезнуть как единое государство, если не удастся консолидировать элиты. Если мы не сумеем консолидировать элиты - Россия может исчезнуть как единое государство. С географических карт были смыты целые империи, когда их элиты лишились объединяющей идеи и вступили в смертельную схватку", - заявил Медведев. Медведев считает консолидацию российской элиты возможной только на одной платформе - "для сохранения эффективной государственности в пределах существующих границ". "Все остальные идеологемы вторичны", - полагает он.

По его словам, за последние годы удалось укрепить единство государства и обеспечить должную стабильность для экономического роста. "Но если расслабиться и отдаться на волю волн, последствия будут чудовищны. Распад Союза может показаться утренником в детском саду по сравнению с государственным коллапсом в современной России. И тогда уж плохо будет всем, в том числе нашим ближним и дальним соседям", - сказал руководитель администрации президента России.

Новый способ избрания губернаторов

В Кремле надеются, что новый способ избрания главы региона укрепит единство власти, консолидирует региональные элиты, создаст условия для большей эффективности в исполнении принятых решений. "Новый способ избрания главы региона появился вовсе не для того, чтобы перетряхнуть наш губернаторский корпус. Он, на мой взгляд, в целом вполне квалифицирован и работоспособен", - заявил руководитель администрации президента РФ Дмитрий Медведев. По его словам, вопрос был в единстве исполнительной власти в масштабе России и, как следствие, в ее эффективности. "Новая система избрания губернаторов, направленная на укрепление единства власти, должна консолидировать региональные элиты, создать условия для большей эффективности в исполнении принятых решений", - отметил глава администрации Кремля.

Медведев подчеркнул, что основной принцип подбора кандидата на должность губернатора очевиден - это профессиональная способность исполнять обязанности. "Все остальное - образование, собственная команда и даже опыт - очень важны, но вторичны", - считает он. По словам Медведева, сегодня "чрезвычайно" ощущается отсутствие так называемого кадрового резерва. "Хотелось бы и притока "свежей крови". Считаю ситуацию, когда губернатором может стать и карьерный чиновник, и менеджер из бизнеса, и политик федерального уровня абсолютно нормальной. Лишь бы он был готов к эффективной работе, к нормальным коммуникациям с региональными элитами и центральной властью", - сказал руководитель кремлевской администрации.

Он расценил как "полностью позитивный" опыт новой системы избрания губернаторов. "Все примеры наделения полномочиями руководителей регионов свидетельствуют о том, что система работает, и новые люди, которые появляются на новых должностях, известны в регионах, они достаточно легко находят контакт с региональными элитами", - сказал Медведев.

Говоря об ответственности местных Законодательных собраний и политической элиты в регионе, Медведев сказал, что нет оснований сомневаться в том, что будет выдерживаться разумная политическая линия. "В тех случаях, когда требуются соответствующие консультации - они проводятся... Все это проходит гласно и, на мой взгляд, в общем, свидетельствует о том, что новая система наделения губернаторов полномочиями работает", - отметил Медведев. По его мнению, прежде "далеко не всегда происходила серьезная верификация подходов кандидата на должность высшего должностного лица". "Сейчас такая возможность существует, и площадкой для реализации этой возможности является Законодательное собрание", - сказал глава Администрации президента РФ.

Свобода СМИ

Дмитрий Медведев считает, что несвободны лишь те СМИ, которые контролируются какой-либо одной группировкой. Оценивая положение российских СМИ, Медведев сказал: "Положение российских СМИ соответствует той ступени развития государства и общества, на которой мы находимся. Не выше и не ниже". "На мой взгляд, несвободны те СМИ, которые контролируются какой-либо одной группировкой - властной, олигархической или сектантской. Причем степень их контроля выходит за рамки осуществления обычных корпоративных процедур в коммерческой организации", - отметил Медведев. По его словам, "естественно", если власть определяет совет директоров на государственном канале, поскольку это основано на технологиях управления акционерным обществом. "Если кто-то решает организовать информационный "слив" в интересах конкурентной борьбы - это манипулирование общественным сознанием. Если же власть крепко провязана в информационном поле с какой-либо бизнес-структурой, возникает олигархическое телевидение второй половины девяностых прошлого века. И свобода слова здесь не при чем", - отметил Медведев.

Правая идеология

Дмитрий Медведев не исключает, что одним из плацдармов развития правой идеологии в стране могла бы стать соответствующая фракция в "Единой России". "Не исключаю, что одним из плацдармов развития правой идеологии могла бы стать и соответствующая фракция в "Единой России", - сказал глава кремлевской администрации в интервью журналу "Эксперт". По его мнению, "наличие нормальной правой партии - системообразующая вещь. Нет вразумительных правых - нет и центра, и левых. Но появится такая партия только при наличии людей, объединенных истинно правыми ценностями, а не желанием пролезть в Думу".

По мнению Медведева, одна из исторических бед России состоит в пренебрежении ценностями частной жизни и частной собственности. "Подсознательный коллективизм российского люда использовали самые разные силы - от монархистов до большевиков. Последствия этого видны до сих пор, - отмечает Медведев. - Многие партии просто опасаются говорить о защите частной собственности, симметричной защите государственной. Программные цели значительной части политических сил невнятны, их идеология смазана, у них нет собственного лица".

Руководитель Администрации президента РФ полагает, что "недостаток нормальной правой идеологии плодит суррогаты и предрассудки". "Политическая элита у нас не структурирована. Подчас политик из правого лагеря может сказать (а то и сделать) такое, что не снилось радикально левому", - сказал Медведев. "Посмотрите, как повели себя многие из тех, кто относит себя к правому спектру, в ходе так называемой монетизации льгот. Никто из них ясно не сказал, что замена льгот деньгами - одно из самых примитивных условий первоначального развития рынка", - отметил глава кремлевской администрации.

Гражданские права

Дмитрий Медведев считает, что российское законодательство защищает право собственности, а нарушает ее "рынок правосудия". "Гражданский кодекс и другие законы в сфере гражданского права сегодня у нас одни из самых современных в мире", - отметил Медведев. Проблема, по его словам, в другом. "Во-первых, нашим отношениям собственности не хватает стабильности. Норма права есть, а спокойствия нет. Вот - корень всех опасений", - сказал глава кремлевской администрации. Он назвал "неуважение к собственности" одной "из исторических российских проблем". "Приватизация 90-х годов была революционная, проходила быстро, правила менялись и были не всегда продуманны. Отсюда обеспокоенность: придут и отнимут под надуманным предлогом. Надо закрыть эти опасения юридически корректным способом", - считает Медведев.

Во-вторых, отметил он, существует явная неудовлетворенность деятельностью судебной системы. "Советская система защиты права собственности в суде была однобока и недоразвита, российская только становится на ноги. Вредную роль в ее развитии сыграли и отдельные коммерческие споры, когда на защиту интересов враждующих бизнес-групп бросали все возможные ресурсы, начиная от властных и заканчивая, что греха таить, денежными. С эти необходимо кончать. "Рынок правосудия" должен быть полностью свернут. Сегодня это понимают все, кто участвовал в его формировании", - заявил глава администрации Кремля. "Независимая судебная система нужна всем - и власти, и бизнесу, и отдельному гражданину", - подчеркнул он.

Укрупнение регионов

Дмитрий Медведев поддерживает идею укрупнения регионов России. "Нам вообще стоит подумать об облике нашей Федерации", - сказал Медведев. "Что мы оставим в наследство потомкам: гармоничное федеративное государство или набор абсолютно разных по размеру и экономической силе кусочков страны? Поэтому идея укрупнения регионов - способ развития Федерации в рамках существующей Конституции", - отметил глава кремлевской администрации. Главное, по его словам, чтобы это укрупнение проходило спокойно, "без надрывов, при соблюдении существующих правовых процедур".

Передача власти

Дмитрий Медведев считает, что сохраняется риск резкого изменения вектора развития страны. "Несмотря на стабильное развитие нашего государства в последнее пятилетие, риск резкого изменения вектора развития страны сохраняется (притом, что серьезной угрозы основам политического устройства страны, на мой взгляд, не существует)", - заявил глава кремлевской администрации. "Он, конечно, значительно меньше, чем в 1996 году. Но вопрос в том, что и сегодня остаются серьезные проблемы, способные раскачать общество и привести к залпу общественных катаклизмов, - отметил Медведев. - Это - терроризм, бедность, преступность". "Кроме того, в истории России легальный переход власти сам по себе был непрост, - сказал он. - В царские времена он основывался на кровном родстве, в советские - на решениях элиты, легендируемых под акты народной воли".

"Сегодня у нас есть возможность создать традицию передачи власти законным путем на основе реальной демократии, - подчеркивает глава Администрации президента РФ. - Многократное повторение этой традиции создаст прочную основу демократической власти в стране, даст иное качество развития государства". "Поэтому основной риск, - делает вывод Медведев, - дестабилизация общественной жизни, возникшая вследствие актов террора или грубых экономических ошибок и проходящая на основе масштабной драки элит. Как следствие - передел собственности, возникновение региональных барьеров, сепаратизация общественной и хозяйственной сфер".

Сильная Россия

Дмитрий Медведев заявил, что сильная Россия необходима не только нам, но и нашим соседям и партнерам. "В конце концов, сильная Россия должна быть столь же необходима не только нам, но и нашим соседям и партнерам", - сказал Медведев. По его словам, "какие бы проблемы не переживала наша страна, какие бы противоречия ее не раздирали, какие бы ошибки не совершались во внутренней и внешней сфере, наши партнеры оставались к ним совершенно равнодушны. Оно и понятно. Слабое государство уязвимо и неопасно".

"Сегодня Россия укрепилась изнутри и вновь стала заявлять себя как полноценный игрок на международной сцене. Это не нравится, вызывает досаду, нарушает сложившиеся геополитические пасьянсы, - отмечает глава кремлевской администрации. - И пусть страхи перед Россией фантомны и иррациональны, к сожалению, в ряде случаев они приводят к всплескам политической активности". "Основной вопрос до боли знаком: туда ли идет Россия? Не свернули ли мы на проторенную тропу авторитаризма (тоталитаризма, реваншизма и пр.)?, - говорит Медведев. - Нам следует спокойно относиться ко всему этому, не оправдываться и не вилять, доказывая, что мы остались прежними. Что мы привержены общемировым ценностям. Что право собственности и права человека первичны и принципиальны. Что мы хотим быть полноценными членами европейской семьи. В то же время занимать открытую аргументированную позицию по основным вопросам". "Время все расставит по своим местам", - считает глава президентской администрации.

Экономика

В Кремле не считают критической экономическую ситуацию в России, несмотря на ряд негативных тенденций. "Экономическая ситуация не является критической, но должна как минимум настораживать", - заявил руководитель администрации президента РФ Дмитрий Медведев. "Действительно произошло некоторое снижение темпов роста, существуют и риски возрастания уровня инфляции. При этом полноценных данных для анализа снижения темпов роста пока нет", - отметил он. Отвечая на вопрос, какие концепции преодоления возможной хозяйственной стагнации обсуждаются в Кремле, Медведев сказал, что поддержание относительно высоких темпов роста ВВП (не менее 7%) должно основываться, прежде всего, на финансовой стабильности - соблюдении макроэкономических пропорций курса и инфляции.

"Не менее важен деловой климат, включающий в себя, в том числе, разумное налоговое администрирование, грамотную антимонопольную политику, стабильность отношений собственности", - считает Медведев. В среднесрочной перспективе, по его словам, "крайне важны" меры, направленные на развитие малого и среднего бизнеса в стране, повышение производительности труда, привлечение масштабных инвестиций и реализацию крупных национальных проектов. "Для изменения инфляционной динамики необходимы поддержка конкуренции, стимулирование снижения издержек монополий и ограничение тарифов, повышение привлекательности фондового рынка", - отметил также глава кремлевской администрации. "Важнейшей инфраструктурной вещью" Медведев назвал сильную финансовую систему.

"Сегодня мы видим медленный и не вполне уверенный рост финансовой системы, когда достаточно легкого ветерка на рынке, чтобы накренились даже весьма солидные банки. Отсюда вывод - финансовая система слаба и нуждается в радикальном укреплении, особенно имея в виду вступление России в ВТО", - подчеркнул Медведев. По его словам, открытие границ для иностранного финансового капитала не должно привести к разрушению национальной финансовой системы. "Необходим комплекс мер по защите наших финансовых институтов. Но такой комплекс, который не будет провоцировать примитивную спекуляцию российских финансовых игроков на национальных интересах, порождая, на самом деле, стагнацию на этом рынке", - сказал глава администрации Кремля. "Сильная финансовая система - условие развития национального капитала", - подчеркнул Медведев. По его словам, финансовые институты страны должны обеспечивать значительную часть кредитных и страховых ресурсов для российских компаний. "Желательно также и проникновение российских финансовых институтов в соседние страны", - сказал Медведев.

Дмитрий Медведев считает, что традиционный государственный капитализм - тупиковый путь развития для экономики. "Моя позиция неизменна - традиционный государственный капитализм - тупиковый путь развития для экономики. И дело не в том, что государство объективно худший хозяин, чем частник", - заявил он. "Опыт ряда государств (скажем, Норвегии) показывает, что и очень крупные государственные компании могут быть эффективны. Думаю, что и у нас государственные компании далеко не исчерпали своего потенциала, - отмечает Медведев. - К тому же, в масштабах России частному бизнесу всегда было трудно в одиночку. Есть сферы деятельности (например, оборонная промышленность, транспортная система страны), где, я уверен, государственное присутствие сохранится очень надолго".

По его мнению, "рассматривать Россию как совокупность ряда крупных государственных компаний опасно по иным причинам". "Прежде всего, вокруг государственных компаний не может (а в ряде случае - и не должна) формироваться частная среда. Соответственно, государственные компании сами по себе не обеспечивают рост среднего и малого бизнеса. А он - основа любой экономики, основа гражданского общества", - подчеркивает глава администрации. "Кроме того, государственные компании не могут полноценно конкурировать друг с другом - ведь у них один собственник. А хозяин не должен конкурировать с самим собой. Стало быть, государственный капитализм - путь к полному монополизму и стагнации в экономике", - считает Медведев. "Роль же крупных государственных компаний состоит сегодня в поддержании необходимого уровня производства в стратегически важных отраслях, а также оказание публичных услуг в общественно значимых сферах (транспорт, в некоторые виды связи и др.), - заявил он. - В дальнейшем вполне возможна и приватизация части таких компаний".

"Главное здесь, - делает вывод глава администрации президента РФ, - не совершать поспешных действий, тщательно просчитывать последствия передачи активов от государства в частные руки. Иными словами, не топтаться на месте, но и не забегать вперед". Как отметил Медведев, "частные рынки должны формироваться и в результате деятельности госсектора. В противном случае им грозит возврат в двухсекторную экономику". В то же время он признал, что "государству в одиночку не справиться с бедностью". "Взаимная ответственность государства и бизнеса за дела в стране - именно то, что нам нужно", - считает глава президентской администрации.

Старт проекту строительства восточного нефтепровода будет дан после определения его экономической эффективности, заявил Дмитрий Медведев. "Проект очевидно затратный и сейчас нужно окончательно определиться с экономической эффективностью строительства. Нам не нужна новая стройка века с непредсказуемым концом (скажем, как в случае с БАМом)", - отметил Медведев. По его словам, в этом проекте нужно синтезировать две трудносоединимые вещи - гигантские объемы строительства и эффективность проекта. "Задача сложная, но разрешимая. После этого можно дать старт проекту", - сказал глава администрации Кремля.

По его мнению, нефтепровод Тайшет - Сковородино - бухта Перевозная общей мощностью до 80 млн. тонн нефти в год - это "мегапроект, способный реально потянуть за собой развитие Сибири и Дальнего Востока" и сопоставимый по масштабам с БАМом. "Решено определить до 1 мая текущего года этапы этого строительства, принять решения по вопросам акватории, ряд других шагов. Строительство нефтепроводной системы не должно привести к закапыванию денег", - сказал Медведев. Он отметил также, что восточное направление развития России - критически важно. "Не будем развиваться на восток, не будет единой России. Это аксиома. Но развитие в этом направлении весьма трудный и затратный проект", - заметил глава кремлевской администрации.

При этом, по его словам, существуют проблемы не только экономические - высокие тарифы на транспорт, неразвитость хозяйственной и финансовой инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока. "Очевидная и очень сложная проблема - демографическая. Пустоты в этой части страны должны решительно заполняться. Это вопрос продуманной демографической и иммиграционной политики", - отметил Медведев. "Иначе на Дальнем Востоке будет царить холод и запустение. Или развивать его будем уже не мы", - сказал глава администрации Кремля.

Дмитрий Медведев считает, что не стоит преувеличивать угрозу экспансии западного капитала в Россию. "Я бы не преувеличивал угрозу экспансии западного капитала в Россию. Напротив, пока инвестиций в Россию крайне недостаточно", - сказал он. "Действительно, независимость России может базироваться только на национальном капитале, - считает Медведев. - Он должен быть никак не слабее иностранного". По его мнению, "ряд секторов экономики вообще должен покоиться преимущественно на внутреннем капитале. Речь идет о ресурсных компаниях, транспорте, финансовых и некоторых других предприятиях".

"Значительно тревожнее случаи оттока капитала в иностранные компании или массового сброса активов российских предприятий, - рассуждает глава администрации. - Они могут иметь как объективное (например, благоприятная ситуация на фондовых рынках других стран), так и психологическое (например, персональные страхи за себя и свой бизнес) происхождение. Но с этими проблемами невозможно справиться простыми решениями из Кремля или Дома Правительства. Требуется постоянная и методичная работа, направленная на улучшение инвестиционного климата внутри страны". "Эта работа - одна из главных миссий власти", - заявил Медведев.
Так думал Дмитрий Медведев в апреле 2005 года, руководя Администрацией Президента РФ и не зная, что уже 14 ноября 2005 года он будет назначен первым заместителем Председателя Правительства РФ. И на новом посту станет основным куратором приоритетных национальных проектов, отвечающим за их реализацию, будет обеспечивать единство экономического пространства страны, разруливать госполитику в сфере природопользования, развития массовых коммуникаций и взаимодействовать с судьями и прокуратурой. Впереди его ждет новая ответственейшая работа. Продолжение следует.

Лев Иванов.

13 апреля 2007 года.
www.nasledie.ru



Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме