20:00 06.04.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

Выделяй и властвуй

    Создание объединенного следственного комитета будет перенесено на 2008 год

Недавно члены "Единой России" Алексей Розуван и Алексей Волков внесли на рассмотрение в Государственную думу проект поправок в Уголовно-процессуальный кодекс и Закон "О прокуратуре". Они предлагают ограничить функции прокуроров только надзором за следствием, непосредственно заниматься которым должен будет специально созданный следственный комитет. Причем его руководителя, по замыслу парламентариев, предстоит утверждать Совету Федерации по представлению президента. Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству рекомендовал палате одобрить проект закона о создании следственного комитета, но не абсолютно самостоятельного, а внутри Генеральной прокуратуры РФ.

Однако при первом рассмотрении в Комитете Госдумы по безопасности проект не прошел. Против голосовали даже некоторые члены "Единой России", не поддержала идею и сама Генпрокуратура. На заседании этого комитета заместитель генпрокурора Сабир Кехлеров заявил, что неприятие вызывает положение о том, что представители следственного комитета смогут возбуждать уголовные дела без соответствующей санкции прокуроров. "Мы готовы поддержать законопроект, если функции следствия будут частично сохранены за Генпрокуратурой", - сообщил парламентариям Кехлеров. Ведомство не хочет, чтобы возникла фактически независимая от него служба.

Извлеченные "из-под сукна"

Идея создания следственного комитета Генеральной прокуратуры и его управлений на региональном уровне, в том числе и в структуре специализированных прокуратур, имеет, пожалуй, одну из самых длинных в постсоветской России предысторий. В начале 90-х годов было опубликовано несколько законопроектов по реформированию исполнительной, законодательной, судебной ветвей власти и особого ее "ответвления" - прокуратуры. В их числе был и проект закона "О Федеральном следственном комитете".

К сожалению, по разным причинам те наработки надолго положили "под сукно". Но обоснования для нынешнего проекта предложены те же самые, что и в былом: "Прокуратура совмещает функции следствия и надзора, никому не подконтрольна и фактически надзирает сама над собой. Чтобы усилить следствие, надо отделить его от надзора". И опять предлагается урезать процессуальные полномочия прокуроров: лишить их права возбуждать и прекращать уголовные дела, участвовать в предварительном расследовании и давать руководящие указания следствию, оставив только функции надзора за соблюдением закона при расследовании и поддержке обвинения в суде. Кроме того, за прокурорами должно сохраниться право изымать дела у одного органа и передавать другому, возбуждать и расследовать дела в отношении самих следователей.

Впрочем, попытку реанимировать идею о разделении функций надзора и следствия предпринимал в 2001 году заместитель руководителя администрации президента Дмитрий Козак. Он предлагал в соответствии с международными стандартами создать единую Федеральную службу расследований, куда бы вошли следователи МВД, ФСБ, наркоконтроля и прокуратуры. А передав новому органу следственные функции и аппарат Генпрокуратуры, ее "остатки" подчинить Министерству юстиции.

Позицию Козака поддержал тогдашний министр внутренних дел Борис Грызлов. И в ноябре 2003-го даже премьер-министр Михаил Касьянов заявил, что такой вариант преобразований будет рассмотрен в феврале 2004 года - после завершения первого этапа административной реформы. Но как раз в указанный срок Грызлов переехал в Думу, а премьер был отправлен в отставку. В дальнейшем проявленную Козаком и Грызловым инициативу постарался свести на нет генпрокурор Владимир Устинов. Год назад он, выступая на заседании в Совете Федерации, высказался категорически против создания Федерального следственного комитета РФ. По его словам, объединяя следователей различных министерств и ведомств в один специальный орган, можно потерять индивидуальность каждого из них. "Они растворятся в одной большой структуре, и хорошей их работа не получится", - сказал Устинов.

Статусные опасения

Почему же Генпрокуратура так настойчиво противодействует предложениям, совпадающим с международной практикой? Дело в том, что прокуратура на сегодняшний день по Конституции является по сути самостоятельной ветвью власти. Это уникальный институт, реформировать который чрезвычайно сложно. Хотя бы потому, что только в прокуратуре нет так называемой собственной системы безопасности в отличие от МВД, ФСБ, МЧС, наркоконтроля. Между тем примеров нарушения законности сотрудниками прокуратуры предостаточно.

Прокурорские боятся в первую очередь утраты своих реальных привилегий, очень удобной ведомственной обособленности от следовательского сообщества других силовых структур. По признанию Владимира Устинова, возглавляющего ныне Минюст, следователи прокуратуры расследуют лишь 30% возбужденных в стране уголовных дел - вдвое меньше, чем, скажем, обрабатывают сотрудники МВД. Однако первые имеют денежное содержание в 3-4 раза больше, нежели милицейские следователи (30-40 тыс. рублей против 10-15 тысяч). Вот и опасаются прокурорские работники, что возможный переход в единый следственный комитет понизит их профессиональный и социальный статусы до положения сотрудников органов внутренних дел.

Ну а тем, кому суждено остаться лишь "надзорниками", тоже понятно: прокуратура с передачей следственных функций другой структуре лишится не только реального рычага давления на "земные" ОВД, но и превратится из могущественного, влиятельного органа власти в банальную предписывающую контору. Поэтому нынешний вариант проекта поправок в УПК и закон "О прокуратуре", внесенный на рассмотрение в Госдуму, вероятно, ждет тот же финал, что случался с выдвигавшимися ранее предложениями.

Компромисс никому не нужен

Не будем забывать также о предстоящей полосе выборов. В этот период власти тем более не нужна перетряска правоохранительной системы. Этого Генпрокуратура и аффилированные с ней силовики попытаются просто не допустить. Перераспределение статусов и полномочий ни к чему данным структурам, пока по итогам выборов полностью не определится расклад в трех ветвях верховной власти. Раньше на утверждение нового закона можно и не надеяться. Несмотря даже на выраженное вроде бы согласие нынешнего генерального прокурора Юрия Чайки с новым законопроектом. Правда, сделал он это еще в ранге министра юстиции в прошлом году. Объявил на Стокгольмской встрече глав правоохранительных ведомств России и СНГ о том, что в нашей стране будет все-таки создана Федеральная служба расследования. Но заместитель генпрокурора своим недавним заявлением в Госдуме практически дезавуировал сказанное ранее шефом.

В последней декаде марта депутаты от оппозиционных партий при отсутствии тяжелой артиллерии - высших руководителей органов прокуратуры, Верховного суда, МВД - пытались не пропустить в первом чтении проект, направленный на лишение Генпрокуратуры исключительности. Однако большинством голосов депутаты Государственной думы приняли в первом чтении законопроект о создании в структуре прокуратуры РФ следственного комитета, а в военных прокуратурах - военно-следственных управлений. Но это совершенно не означает, что даже с внесением соответствующих поправок проект закона легко пройдет второе и третье чтение в нижней палате парламента.

Более того, накануне обсуждения проекта закона спикер Госдумы Борис Грызлов высказал предположение, что еще не созданный следственный комитет Генпрокуратуры "может стать прообразом будущего самостоятельного следственного комитета". В общем, нацеленность парламентариев на организацию Федеральной службы расследования РФ не исчезла. И некий компромиссный, временный вариант следственной структуры на самом деле никому не нужен. Все определится лишь тогда, когда будет четко и внятно объявлено политическое решение о создании абсолютно самостоятельной службы расследования. А для этого опять же надо дождаться финала всей круговерти выборов.

Анатолий Цыганок
директор Центра прогнозирования Института политического и военного анализа
Московские новости No13
06.04.2007



Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме