09:45 26.03.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

Виталий Аверьянов: Этничность против нации

    Национализм как сложившаяся политическая сила в России так и не состоялся

Один из типажей современного русского национализма - это, мягко говоря, "странные националисты". Для них этничность оказалась удобным маркером индивидуального, частного интереса, который ставится превыше всего. В этом отношении они мало чем отличаются от "демократов" образца 1990 года.



"Велесова слобода" против Третьего Рима

В 2006 году в среде национально ориентированных публицистов разгорелся жаркий спор о "нации" и "империи" как двух качественно отличных проектах русского будущего. Этот спор был по существу искусственным, поскольку шел вокруг иллюзорных сущностей: демонстрировалось ощущение усталости от "имперского тягла", тогда как имперского государства у России уже давно нет. Впрочем, антиимперский пафос ряда аналитиков и журналистов можно расценить как "профилактический" - сродни антифашистскому пафосу воинствующих неолибералов. Только здесь культивируется не русофобия, а, напротив, показная и несколько слащавая русофилия, стремление сострадать несчастным русским.

Антинационалистические и антиимперские кампании, если быть зорким, проводятся в постсоветской России регулярно. Их лейтмотивы очень просты: Россия многонациональна, поэтому национализм у нас опасен и должен подавляться; все империи рано или поздно распадаются, наша уже распалась и не возродится, поэтому разговоры на тему империи вредны, а сами империалисты невменяемы. Все строится на двух этих заклинаниях, не имеющих ничего общего с данностями русской жизни, ее национальной и имперской природой.

Со стороны бутафорских националистов на арену были выпущены подпольные идеологи с призывами "родить" нацию, изобрести новую Русь, открыть свои "ведические корни", родить себе веру, заклясть и вызвать великих языческих богов и т.д. Востребованным оказался поэт Широпаев, ненавидящий Византию, святого князя Александра Невского и называющий православие "осколком хазарского влияния", а историческую Россию - "тюрьмой для русского народа", и даже - знакомые штампы! - страной рабства и кнута. Востребованным оказался некий профессор Петр Хомяков, призывающий покончить с Россией, "имперско-византийской" традицией и сформировать демократическую конфедерацию "Русь" с обязательным отделением Северного Кавказа и обязательным же проектом интеграции русских в Запад и НАТО. Официальной религией новой нации Хомяков предлагал сделать язычество. Актуализировались региональные диссиденты, ненавидящие Москву (кто-то театрально, а кто-то и по более серьезным причинам - будучи вынужденным бежать в провинцию от московских преступных группировок). На время большую рекламу получили такие экзотические секты как-бы-националистов, как "Республика Северная Русь", "Новгородское вече", "Велесова слобода" и прочие национал-анархистские и сепаратистские кружки (вплоть до "русских сатанистов").

Нашлись и бутафорские "имперцы", которые с пеной у рта начали отождествлять вышеупомянутые клинические случаи с русским национализмом вообще. Они противопоставляли язычникам абстрактный Третий Рим, клерикальную идею, византизм и прочие книжные концепции. Полемика в горячей фазе продолжалась до 4 ноября (Русского марша). Как по команде, в ноябре искусственный спор утих.



Куда ни кинь - всюду "порченые русские"

Наиболее острые баталии между имперцами и этнократами в 2006 году развернулись на интернет-ресурсах Станислава Белковского (apn.ru и nazlobu.ru) и на сегодняшний день почти свернуты, оставив, впрочем, после себя несколько сотен активистов, которые до сих пор с механической точностью воспроизводят на сетевых форумах полемические ходы и остроты полугодовой давности. Уже из одного этого можно сделать вывод, что попутчики вроде Милитарева и Белковского с их идеями скрещивания русского движения с либералами и "новыми левыми" ("политсодомии") - довольно вредный балласт для национал-патриотического движения.

Во время спора 2006 года (который является, по всей видимости, генеральной репетицией схватки политического сезона 2007-2008) цитаты из наиболее оголтелых как-бы-националистов обильно приводились в прессе и использовались как аргументы в пользу наличия неофашистской угрозы. Главной жертвой вылазки "странных националистов" в 2006 году стала партия "Родина", вернее, остатки ее национально ориентированного крыла. Как верно отметил один из современных политологов, псевдо-националистические радикалы, неоязычники и нацисты, не будучи способными нанести ущерб российской государственности, наносят огромный вред патриотической оппозиции. А неспособность этой оппозиции к "различению духов" или хотя бы грамотному отсечению нигилистов делает из достаточно вменяемых политиков легкую мишень для замарывания грязью.

В результате же получается, что те, кто еще вчера собирал подписи под антифашистским пактом и на этой волне громил партию "Родина", сегодня пытаются вычерпывать все, что осталось от риторического набора вчерашних "фашистов", и сделать эту риторику лозунгом момента. Не слишком удачно стартовавший под эгидой "Единой России" "Русский проект" во главе с депутатом Исаевым, вполне вероятно, может повторить участь того "левого крыла" партии власти, идея которого была предложена тем же Исаевым. Понимаемый как дискуссия на тему национализма, "Русский проект" действительно необходим - только нужен он не столько большинству нации, сколько самим "единороссам" и многочисленным чиновным и общественным деятелям, любящим спекулировать на теме многонациональности и борьбы с экстремизмом. "Прочищать мозги" нужно товарищам по партии, ряду членов Общественной палаты, многим министрам, некоторым правозащитникам и представителям диаспор этнических меньшинств и иммигрантов. Нужно поработать и со СМИ - чтобы сбалансировать количество оценок и комментариев на эту тему и перестать раздражать большинство нации (ее коренные народы, а также всю консервативную часть общества) неумными антинационалистическими и антиимперскими кампаниями.

Картина безотрадна. Национал-патриотический лагерь, выдвинувший в 2003 году проект "Родина", не сумел удержать равновесие и в политическом плане рухнул. Лагерь идеологических русских националистов так и не сумел нащупать центр тяжести своего мировоззрения, не сумел даже сформулировать простой и взвешенный ответ провокаторам, которые разожгли вредный спор об "этнократии" и "имперстве". В результате у любого непредвзятого внешнего наблюдателя создается впечатление, что куда ни кинь - всюду только "порченые русские", а достойных профессиональных политиков, защищающих интересы великоросского большинства, не видать.



Три типа русских националистов

Между тем конструирование естественной и сбалансированной националистической силы в России не было бы сложным делом, если бы ему не мешали.

На сегодня водораздел в националистической среде проходит между традиционными идеологическими националистами, которые определились с набором своих принципов и условным "национализмом большинства", у которого нет отчетливой идеологии, но у которого есть достаточно определенное мироощущение. Последним обстоятельством воспользовались "странные националисты". Наиболее наглядным образом отличия между тремя указанными типами видны в таблице.

При анализе мироощущения и идей всех трех типов националистов становится достаточно очевидным, что в оптике государственных интересов "националисты большинства" могут быть конструктивны в качестве молодежной структуры при более взрослой политической силе идеологических националистов. "Комсомольцам" в силу их специфики многое позволяется, допускаются увлечения и заигрывания с запретным. Однако и сфера их ответственности должна быть функционально ограничена. По мере взросления скинхед, как правило, становится национал-традиционалистом. Иными словами, структуры вроде ДПНИ и прочие спонтанно возникшие националистические группы молодежи в большинстве своем были бы способны стать группами поддержки и пропагандистскими отрядами в структурах зрелого национализма.

Однако проблема в том, что настоящий зрелый национализм как сложившаяся политическая сила в России так и не состоялся. В результате ситуацией воспользовался третий тип - как-бы-националисты. Их замыслы глубоко противогосударственны. В этих деятелях есть что-то шакалье. Их дух глубоко не русский. Не исключено, из них получился бы неплохой материал для какого-нибудь другого национального или имперского проекта. Хорошо бы, чтобы их таланты пригодились где-нибудь подальше от границ России - и очень плохо для всех нас, если они будут востребованы здесь.

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ТИПЫ НАЦИОНАЛИЗМА ТИП МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Условные "националисты большинства" Консенсус максимальной широты при подчинении всех ценностей "нации" Идеологические националисты Иерархическое мировоззрение, в котором ценности находятся в соподчиненном порядке; нация является базовым принципом, но не обязательно верховным Внешние провокаторы, "странные националисты" Повышенный интерес к раскольнической тематике: имперцы и этнократы, "православнутые" и "родноверы" и т.п.

АУДИТОРИЯ

Условные "националисты большинства" Ставка на молодежную среду с ультраправой субкультурой; готовность к сотрудничеству с неоязыческими и экзотическими течениями Идеологические националисты Ставка на более зрелую аудиторию со сложившимся национал-традиционалистским мировоззрением (готовность к сотрудничеству с патриотами самого широкого спектра) Внешние провокаторы, "странные националисты" Загадочное для националиста пристрастие к либеральным СМИ и олигархам, внимание к левым радикалам, интерес к противоестественным коалициям и синтезам (политсодомия)

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ

Условные "националисты большинства" Поверхностное противопоставление "нации" и "государства"; решимость возродить полноценную русскую нацию Идеологические националисты Убежденность в том, что нация в России существует много столетий; проект преображения государства в национальном духе, в том числе выращивания недостающих органов и институтов Внешние провокаторы, "странные националисты" Резкая поляризация между "режимом" и "народом", между "государством" и "нацией"; главная ценность - "валить режим" любой ценой; всеядность в отношении политических партнеров

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Условные "националисты большинства" Воспроизводство старой теории "героя и толпы", революционные и конспиративные методики Идеологические националисты Пробуждение в русских сознательного творческого чувства национального достоинства и исторической сопричастности Внешние провокаторы, "странные националисты" Возбуждение агрессивных чувств и чувств коллективной ущербности (русские как извечно угнетенные); разжигание ксенофобии всех видов

ИНСТИТУТЫ

Условные "националисты большинства" Ставка на низовую самоорганизацию, стремление клонировать опыт Кондопоги как "удачного" народного схода Идеологические националисты Установка на создание общероссийских националистических институтов, включая и сетевые структуры; Кондопога, Сальск, и др. - симптомы слабости нации Внешние провокаторы, "странные националисты" Упор на собирание эклектичных акций, где соединялись бы правые и левые радикалы (венгерская технология); "Кондопогу - в каждый дом!"; "Кондопога - город-герой!"

ОТНОШЕНИЕ К РОССИЙСКОМУ ИСЛАМУ

Условные "националисты большинства" Исламу предполагается гарантировать в законе определенную защиту (при недоверии к нему, связанному с неверием в собственные силы) Идеологические националисты Ислам рассматривается как традиционный партнер русского христианского большинства - партнерская, а не враждебная ипостась ислама должна сознательно культивироваться Внешние провокаторы, "странные националисты" Инстинктивная исламофобия, смешанная с расовым отчуждением; с другой стороны, преувеличение силы и влияния ислама; стремление "стравить" две части коренного населения - большинство нации с мусульманским меньшинством

КОНКРЕТНЫЕ ПРИМЕРЫ ВЫРАЗИТЕЛЕЙ ВЗГЛЯДОВ

Условные "националисты большинства" А. Савельев, К. Крылов, А. Белов (Поткин) Идеологические националисты Н. Нарочницкая, В. Хомяков, В. Махнач Внешние провокаторы, "странные националисты" М. Пожарский, П. Хомяков, В. Голышев

23.03.2007
ИД "МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ"
http://www.mn.ru/



Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме