09:45 26.03.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Сергей Лавров: Мюнхен: мировая политика на перепутье
Анализ развития событий последних лет, реакция в мире на внешнюю политику России и особенно на Мюнхенскую речь президента Владимира Путина подтверждают жизнеспособность и востребованность нашей стратегии в международных делах. Об этом свидетельствуют и результаты проведенного МИДом России по поручению президента Обзора внешней политики страны.
Главный вывод - сделанный в 2000 году выбор в пользу прагматизма, многовекторности и твердого, но без конфронтации отстаивания национальных интересов - полностью себя оправдал.
В основе нашего видения мира тогда и сегодня - здравый смысл и трезвая оценка тенденций, определяющих современное мировое развитие. "Бостон Глоб", анализируя выступление президента Владимира Путина в Мюнхене, писала: "Москва раньше Вашингтона осознала одну важную истину: в мире воцаряется "полиархия" - международная система с участием многочисленных и разнообразных игроков, чьи альянсы и ориентация меняются с калейдоскопической скоростью". Отсюда потребность в сетевой дипломатии.
Во многом благодаря укреплению России впервые за последние полтора десятка лет создается реальная конкурентная среда на рынке идей мироустройства, адекватного современному этапу мирового развития. Становление новых глобальных центров влияния и роста, более равномерное распределение ресурсов развития и контроля за природными богатствами закладывают материальную основу для многополярного миропорядка.
Многополярный мир не несет никакой заряженности на конфронтацию. Просто объективно появляются новые центры силы. Они соперничают, в том числе за влияние, за доступ к природным ресурсам. Так было всегда, и ничего фатального в этом нет. Но здесь не должно быть "игр с нулевым результатом", требуется формировать коллективное лидерство ведущих государств многополярного мира - лидерство, опирающееся на международное право и уважающее роль ООН. Это как раз и дает реальный выход на решение проблемы управляемости в современном мире.
Опыт последних шести лет убедительно показывает, что попытки обойти реальность многополярного мира оборачиваются неудачей. Какие бы примеры мы ни взяли, вывод один - современные проблемы не имеют односторонних, тем более силовых, решений. Попытки их решить с помощью силы лишь усугубляют ситуацию, загоняют ее в тупик. Ощущение дефицита безопасности также порождается застоем в разоруженческой сфере, который обостряет угрозу расползания оружия массового уничтожения.
Думаю, навязывание миру гипертрофированного значения фактора силы - временное явление. Роль силовой составляющей в мировой политике будет падать. Тут можно провести параллель с президентскими выборами 1992 года в США, когда не все поняли значение фактора экономики: "Все дело в экономике, глупый!" Сейчас - уже в глобальном масштабе - на первый план выходят вопросы обеспечения устойчивого социально-экономического развития государств, включая удовлетворение энергетических потребностей, борьбу с бедностью, сбережение окружающей среды. Именно возросшая экономическая взаимозависимость служит важным фактором поддержания международной стабильности.
В ставке на военную силу мы видим коренной порок политики проповедующих ее стран. Этот менталитет в свое время определил приписываемую Сталину фразу: "Сколько у Ватикана дивизий?" Теперь, когда мы обсуждаем Ирак, то в ответ на предложения работать коллективно зачастую слышим: "А готова ли Россия направить свои войска в Ирак?" То есть других форм совместной работы вроде и не существует.
Нам всегда было чуждо стремление воспользоваться чужой бедой. Но тут не обойтись без того, чтобы кардинально изменить иракскую стратегию коалиции, приведя ее в соответствие с преобладающим анализом как в других столицах, так и в самих США. В этом русле идет многосторонняя встреча, состоявшаяся недавно в Багдаде. Этот процесс решено продолжить, и его необходимо использовать для выработки новой, коллективной стратегии в Ираке. Как говорится, лучше поздно...
В наших отношениях с США нет никакой конфронтационной предопределенности. Речь не идет о какой-то новой холодной войне, для которой нет никаких объективных оснований. Негативистский подход в корне чужд нашей внешней политике.
Но нам важно видеть последовательность и логику в действиях партнеров. Если под предлогом "иранской угрозы" у наших западных границ размещаются элементы национальной ПРО США, вводятся санкции против российских компаний, то зачем городить огород в Совете Безопасности ООН? Надеюсь, что американские партнеры над этим задумаются. Тем более что нас призывают бороться с гипотетической угрозой, а в это время создают реальную угрозу нашей безопасности.
Мы против "стратегических игр" в Европе, которые могут буквально на пустом месте создать конфронтационный потенциал и выстроить европейскую политику по принципу "свой - чужой". Одностороннему проекту с национальной ПРО в Европе имеются коллективные альтернативы, в том числе в форме системы ПРО ТВД с участием НАТО и России и с учетом интересов безопасности всех. Именно коллективный подход снял бы эту проблему, тогда как реализация односторонних планов прямо скажется на наших отношениях с НАТО. В любом случае новые ракеты в Европе - это vu c вполне предсказуемыми последствиями образца начала 80-х годов.
В принципе настораживает то, что унаследованные из другой эпохи структуры и инструменты - НАТО, ОБСЕ, ДОВСЕ и ряд других - в реальной жизни превращаются в средства воспроизводства блоковой политики в современных условиях. Уверен, долго так продолжаться не может. Существует реальная опасность того, что ситуация с не доведенной до конца реформой европейской архитектуры безопасности будет законсервирована, предопределив новый раскол Европы на десятилетия вперед. В этом проявляется рубежность нынешнего этапа европейской политики.
Главная задача сегодня - выработать модальность дальнейшего взаимодействия в международных делах. В этом значение того разговора, к которому пригласил всех наших партнеров президент Владимир Путин в Мюнхене. Разговора откровенного, честного, на почве признания реалий современного мира. Полное равноправие, в том числе в анализе угроз и принятии решений, - это необходимый минимум.
Сергей Лавров - министр иностранных дел РФ. В 1990-1992 гг. - директор Департамента международных организаций и глобальных проблем МИД, в 1992-1994 гг. - заместитель министра иностранных дел, в 1994-2004 гг. - постоянный представитель Российской Федерации при ООН.
В 2004 г. возглавил МИД Российской Федерации.
23.03.2007
ИД "МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ"
http://www.mn.ru/
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме