09:45 26.03.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Павел Данилин: Чей `Мир` мы утопили?
Российская космическая станция "Мир" провела на орбите 15 лет и была затоплена в Тихом океане в 9 утра по московскому времени 23 марта 2001 года.
Никто не мог подумать тогда, что этот объект станет притчей во языцех и будет упоминаться в длинном ряду страшилок, которыми наша псевдопатриотическая оппозиция кормит доверчивую публику. Кремль утопил "Мир" - согласитесь, звучит грозно и красиво.
Так и хочется представить себе, как гордость российской космонавтики парит в космосе и как злобная власть топит эту гордость в Тихом океане. При этом наши доблестные космонавты грудью стоят за станцию, которая еще десятилетия могла бы висеть в небесах, принося стране многомиллиардную прибыль. Рука тянется к гранате (в крайнем случае - к перу), чтобы отомстить этому режиму за то, что угробил достояние наших отцов. Но все же разум предлагает разобраться с тем, что произошло 6 лет назад на самом деле.
Предлагаю начать даже не с истории "Мира", а с небольшой цитаты из газеты "Ведомости" от 23 октября 2000 года, которая как раз и повествует о судьбе нашего космического объекта: "Президент MirCorp Джеффри Мэнбер пообещал вложить в станцию в следующем году как минимум 170 млн. долларов. В случае если он получит корабли взаймы на годик-другой. То есть если Россия все же решит сорвать график полетов к МКС. В нынешней ситуации это равносильно выходу нашей страны из международной программы. Мэнбер, по его собственным словам, всю прошлую неделю доказывал в правительстве и Государственной думе, что надо принять его предложение, ведь на выполнение обязательств перед NASA денег в российском бюджете все равно нет".
"Наши доблестные космонавты грудью стоят за станцию, которая еще десятилетия могла бы висеть в небесах, принося стране многомиллиардную прибыль"
Прочтенный отрывок, я думаю, у многих вызывал законное недоумение. При чем тут какая-то MirCorp? Что это вообще за компания такая? Какие корабли она должна получить взаймы? При чем тут график полетов к МКС? Что за Мэнбер, который лоббирует в Госдуме и правительстве интересы "Мира"? Между прочим, это только те вопросы, которые на виду. А есть еще и много других, с которыми сталкиваешься, когда начинаешь разбираться в непростой судьбе космической станции.
Теперь как раз пришло время истории. Сама идея "Мира" родилась в 1976 году, когда НПО "Энергия" (впоследствии, после приватизации в 1990-х, - РКК "Энергия") выступило с предложениями по созданию долговременных орбитальных станций. Это были так называемые проекты ДОС-7 и ДОС-8. В 1978 году был готов эскиз проекта. После этого на НПО "Энергия" и КБ "Салют" была начата работа по подготовке базового модуля ДОС. К 1985 году создан комплексный стенд для испытаний системы модуля. Испытания прошли успешно, и в результате уже 20 февраля 1986 года первый модуль станции был выведен на околоземную орбиту, а 13 марта на станцию прибыл первый экипаж в составе Леонида Кизима и Владимира Соловьева. Во время второй экспедиции 31 марта 1987 года (тогда экспедиции работали около года каждая) на "Мир" пришел первый модуль "Квант", предназначенный для астрофизических исследований. Пятая экспедиция, гостившая на станции уже полгода (срок пребывания в космосе сократили, если не считать полуторагодовалый полет врача Валерия Полякова), пристыковала к "Миру" модуль "Квант-2" в декабре 1988 года. Этот модуль должен был обеспечивать более удобный выход в космос экипажа, а также нести на себе дополнительное оборудование. И тут для "Мира" начались тяжелые времена, как и для всей нашей страны.
Забегая вперед, скажем, что космическая станция была собрана полностью лишь 27 апреля 1996 года и состояла из базового блока, модулей "Квант-1" и "Квант-2", о которых я уже сказал, из модуля "Кристалл" (предназначенного для научных исследований и обеспечения стыковки кораблей), модуля "Спектр" (занимавшегося исследованием природных ресурсов Земли, атмосферы планеты и окружающей станцию среды), а также модуля "Природа" (выполнявшего схожие со "Спектром" функции). Стоит отметить, что к моменту распада СССР "Спектр" и "Природа" были недостроены и, скорее всего, так и не были бы построены из-за нехватки денег, если бы не американское агентство NASA, частично профинансировавшее их сооружение. Впрочем, в этой связи модуль, ранее предназначавшийся для военных исследований, поменял свое назначение на чисто гражданское.
Космическая станция была собрана полностью лишь 27 апреля 1996 года и состояла из базового блока, модулей "Квант-1" и "Квант-2", из модуля "Кристалл", модуля "Спектр", а также модуля "Природа"
К 1991 году стало очевидным, что первоначальные планы по использованию "Мира" сорваны бесповоротно. В этом же году правительство передает станцию в аренду создавшему ее предприятию - "Энергии". Хотя финансирование полетов на "Мир" велось из средств государственного бюджета, в те годы деньги поступали крайне нерегулярно, и вполне вероятно, что "Мир" просто не был бы собран полностью. Однако в дело вмешался расчет. США, приступившие в 1980-х к разработке программы собственной ДОС Freedom, убедились, что в одиночку вести подобную работу - задача неподъемная. В результате уже в 1993 году российскими и американскими специалистами было предложено создание единой международной космической станции. Как уже говорилось выше, именно финансирование американцев позволило собрать два недостроенных модуля, а также поддерживать станцию "Мир" на орбите. За это астронавты США получили право посещать космический объект, обучаясь длительным полетам, а NASA упростило поставленную перед собой задачу по созданию ДОС, которая впоследствии будет названа МКС. Правда, американцам пришлось потесниться - помимо России в создании Международной космической станции приняло участие еще 15 стран.
Таким образом, "Мир" стал плацдармом для отработки технологий для МКС, а также неоценимым источником опыта для космонавтов и исследователей. Между тем интересно напомнить, что, в соответствии с советскими планами развития отечественной пилотируемой космонавтики, вместо "Мира" к 1995 году должен был летать вокруг Земли "Мир-2". Об этом многие забывают, отчего и происходит серьезная недооценка того, что происходило с космической станцией в конце XX столетия.
В конце 1980-х или в начале 1990-х "Мир" должен был быть затоплен и заменен на "Мир-2", который, учитывая опыт первой станции, следовало построить и запустить к 1995 году. Разработчики не предполагали, что "Мир" будет летать 15 лет. Более того, они не предполагали эксплуатацию "Мира" даже в течение 10 лет. Зададимся вопросом: а на какой гарантийный срок работы была рассчитана космическая станция на самом деле?
Точную цифру в СМИ найти почти невозможно. Ряд изданий в конце прошлого века писали о 15 годах эксплуатации, что равнозначно тому, сколько фактически пролетала станция. Это не соответствует действительности. Равно как не соответствует действительности и широко распространенное убеждение, что ресурс "Мира" составлял пять лет. В частности, этого ошибочного мнения придерживается летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, академик, член Академии естественных наук генерал-майор авиации Владимир Джанибеков, который заявлял: "Космическая станция "Мир" отработала 15 лет при ресурсе пять лет". На самом деле ресурс "Мира" составлял три года. Об этом говорится в стенограмме заседания правительства Российской Федерации от 20 января 2000 года, расшифровку которой можно посмотреть здесь. Коптев Юрий Николаевич, генеральный директор Российского авиационного космического агентства, выступая перед Кабинетом министров, честно признается: "Первоначально комплекс "Мир" проектировался с гарантийным сроком эксплуатации три года. К настоящему времени фактический срок эксплуатации комплекса превысил первоначально запланированный более чем в 4 раза".
Отметим, что к моменту затопления гарантийный срок работы был превышен впятеро.
Соответствовал ли "Мир" к концу своей эксплуатации стандартам безопасности, разработанным для полета станции в трехлетнем режиме? Безусловно нет. И количество нештатных ситуаций на борту, которое росло в геометрической прогрессии, и отзывы космонавтов доказывают, что работать на "Мире" в конце 1990-х было попросту невозможно. Приведу слова астронавта Дэйва Вулфа, работавшего зимой 1997/1998 года на "Мире" около четырех месяцев. Вулф рассказывал, что за время его пребывания на станции трижды отключались все системы жизнеобеспечения и навигационного контроля. Всякий раз они длились не менее суток.
"Мир" был настолько опасен, что посылать туда космонавтов было уже страшно. С каждым полетом вероятность того, что космонавты не вернутся, все возрастала и возрастала.
Соответствовал ли "Мир" к концу своей эксплуатации стандартам безопасности, разработанным для полета станции в трехлетнем режиме? Безусловно нет
Серия поломок началась с 1992 года. Конечно, и до этого на "Мире" что-то случалось, шло не так, но именно с 1992 года поломки стали системой. Так, весной 1992 года оказались неработоспособными все гиродины (силовые гироскопы, поддерживающие вращение космической станции), установленные снаружи модуля "Квант-2". Весной 1994 года на станции произошел крупный пожар. В том же году "Мир" потерял ориентацию, были отключены многие системы на борту станции, в том числе и вентиляция, что создало серьезную угрозу жизни экипажа. В июне 1995 года из-за неправильных действий ЦУПа во время стыковки модуля "Спектр" не раскрылась одна из двух солнечных батарей и на станции ввели режим жесточайшей экономии энергии. В феврале 1997 года на "Мире" случился пожар, результатом которого стала серьезная недостача кислорода. В июне 1997 года произошло самое серьезное происшествие - с "Миром" столкнулся грузовой корабль "Прогресс". Был пробит один из модулей станции, повреждена солнечная батарея, на станции в очередной раз ввели режим экономии энергии (солнечную батарею так и не удалось потом запустить в нормальный режим работы). В том же году 8, 14 и 22 сентября на "Мире" выходил из строя бортовой компьютер и станция теряла ориентацию. Можно приводить еще множество свидетельств космонавтов о поломках, множество сообщений Росавиакосмоса касательно того, что "Мир" к началу XXI века стремительно терял воздух, что пожары на станции были не редкость, что энергии часто не хватало для подачи воздуха, не говоря уж о нормальной вентиляции, которой попросту не было (в результате на станции постоянно пахло потом и мочой), что однажды (1 июня 1995 года) космонавты даже отказались выходить в космос для ремонта солнечных батарей!
Впрочем, разговаривая с псевдопатриотами, я убедился в том, что человеческая жизнь для них - дело второстепенное. "Зато престиж державы!" - с сумасшедшим блеском в глазах восклицают одни. "Зато результаты космических исследований!" - с алчным азартом потирают руки другие. Самое главное - объяснять первым, что гибель космонавта на орбите наносит престижу родины ущерб гораздо больший, чем затопление тяжелой железяки, - дело бесполезное. А вторые никогда не поверят, если им рассказать, что практически никаких научных исследований на "Мире" в последние годы не проводилось, что все силы космонавтов уходили на поддержание жизнеспособности "Мира". А ведь это именно так и было - о каких исследованиях можно говорить в ситуации дефицита энергии? Что можно исследовать, если на станции нечем дышать?
Впрочем, предоставим слово профессионалу, коим, безусловно, является Константин Феоктистов, летчик-космонавт СССР, доктор технических наук, профессор, проектировавший "Восток", "Восход", корабль "Союз", орбитальные станции "Салют", "Салют-4", "Салют-6", "Салют-7" и "Мир" в том числе. Так вот, по его словам, "на станции "Мир" функции космонавтов в основном сводились к работе техников-диспетчеров или ремонтников. Отдача от научных исследований невелика". Специально для псевдопатриотов надо объяснить, что имел в виду Феоктистов. СССР для "Мира" готовил исследователей космоса. Они должны были работать на станции, срок службы которой составлял три года, а затем готовиться к полету на новую станцию. Но новой станции не было, и летать пришлось на отслужившей свой срок старой. В результате уже Россия готовила не исследователей и покорителей звездной бездны, а крайне дорогостоящих космических сантехников и слесарей. Это очень грустно, но эту грустную правду надо признать.
Наконец, тем, кто рвет волосы на голове по поводу затопления "Мира", хотелось бы еще раз рассказать о том, какие именно поломки происходили на борту станции. Трижды в сентябре 1997 года на станции отказывал бортовой компьютер. Трижды станция теряла ориентацию. Зимой 1997/1998 года также трижды отключались системы навигационного контроля. Что это значит? Что в один прекрасный момент ЦУП мог полностью потерять контроль над станцией, та превратилась бы в обычный многотонный склад железа и оборудования, а затем неуправляемо рухнула на Землю. Надо сказать, что падение такой станции на какой-нибудь город соответствовало бы налету эскадрильи современных бомбардировщиков с полным боезапасом. Число потенциальных жертв даже подсчитать невозможно, о престиже России и говорить бы не пришлось. Кстати, никакого экономического роста сейчас точно не было бы, так как Москва обязана была бы выплачивать по искам страховых компаний многомиллиардные суммы. Вот такая перспектива. Причем ничего фантастического - все это могло произойти на самом деле. Таким образом, решение о контролируемом затоплении дряхлой и разваливавшейся станции "Мир" в 2001 году выглядит не просто правильным, но еще и крайне запоздавшим. Справедливости ради стоит сказать, что еще в 1998 году совет главных конструкторов принимал решение о затоплении "Мира". Росавиакосмос даже называл время и место затопления "Мира" - ноябрь 1999 года. О событиях, отсрочивших затопление в 1999 году, мы поговорим чуть позже.
Но в любом случае возникает вопрос: почему тянули так долго? Ну не выполнил "Мир" возложенных на него задач до конца отведенного ему срока. Ну не вышло. Погибло государство, которое дало жизнь станции. Но это же форс-мажор. Оказывается, не так все просто.
Когда рушился СССР, когда в казне не хватало денег ни на что, а перед крупными городами маячила вполне реальная угроза голода, в ноябре 1991 года российское правительство передало "Мир" в аренду корпорации "Энергия". Договоренности с американцами в 1993-м позволили российским предприятиям, связанным с космосом, получать деньги. Но деньги эти могли поступить только от станции "Мир", и в первую очередь на обеспечение жизни самого "Мира", ведь американцам был жизненно необходим российский опыт длительных космических полетов. И они были готовы за него платить. В результате за 4,5 года визитов астронавтов на "Мир" США перечислили более 500 млн долларов, что обеспечило 50% поступлений для финансирования станции. РКК "Энергия" в свою очередь строила модуль "Звезда" для МКС и обеспечивала пребывание астронавтов США на "Мире". Между тем нехватка средств замедлила запуск модуля "Звезда" почти на два года и Россия чуть не вылетела из списка участников МКС.
Американцам был жизненно необходим российский опыт длительных космических полетов. И они были готовы за него платить
То есть только безденежность, если не сказать нищета России не позволили затопить "Мир" в соответствии с расчетными сроками. Космическое имущество, которым являлся "Мир", эксплуатировалось в хвост и в гриву. Но все же настал и предел эксплуатации. Показателем этого является то, что американские астронавты стали отказываться от полетов на "Мир", а 9 июня 1998 года станцию покинул последний американец. Помимо этого, 29 января 1998 года в Вашингтоне был подписан Меморандум о взаимопонимании между Росавиакосмосом и NASA по вопросам сотрудничества в рамках Международной космической станции. И если раньше "Мир" помогал строительству МКС, с 1998 года он стал помехой, так как отвлекал не только человеческие и финансовые ресурсы на поддержку своего существования, но и ракеты, количество которых не могло быть резко увеличено (тем более учитывая дефолт 1998 года и общее ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры). Тогда же прекратилось и финансирование "Мира" за счет бюджета США. Станция, как уже говорилось выше, все чаще стала выходить из строя, в результате совет главных конструкторов принял решение о затоплении ее в 1999 году.
Но тут вмешалась политика. Ухудшение отношений России и США на рубеже 1998-1999 годов, связанное с подготовкой агрессии против Югославии, а также операцией ВС США и Великобритании в Ираке в 1998 году, привело к тому, что Москва в лице набиравшего тогда силу премьер-министра Евгения Примакова решилась на асимметричный ответ Штатам. 22 января 1999 года премьер-министр подписал постановление правительства, продлевавшее срок службы станции "Мир" до 2002 года. Это было чисто политическое решение, своего рода демарш, который фактически ставил под угрозу выполнение программы полетов на МКС. У тогдашней слабой России не было других средств продемонстрировать свое несогласие с политикой наглого гегемона: разворот самолета да угроза не послать на МКС корабли - вот и все, что было в арсенале России в 1999 году.
Вместе с тем подписание постановления еще не гарантировало выделения финансовых средств. Более того, в постановлении указывалось, что средства следует изыскивать из внебюджетных источников. Между прочим, в законе "О федеральном бюджете на 2000 год" в статье 24 предусматривалось даже бюджетное финансирование полета "Мира" в пилотируемом режиме. В законе говорилось о том, что деньги на "Мир" должны пойти от доходов, поступающих в 2000 году от распоряжения принадлежащими Российской Федерации правами на результаты НИОКР военного и двойного назначения сверх тех, что заложены в бюджете. Да, бюджетная строчка была прописана. А вот механизм поступления этих средств прописан не был. И деньги, соответственно, не поступали, да их никто и не собирался тратить на "Мир". Что еще раз подтверждает - решение не топить "Мир" в 1999 году было именно политическим.
Конечно, нельзя забывать и о лоббизме. Так, РКК "Энергия", арендатор "Мира", была крайне незаинтересована в затоплении станции в то время. Январское постановление 1999 года появилось при активном участии главы РКК Юрия Семенова. Отметим, что Росавиакосмос дистанцировался от принятия постановления - его глава Юрий Коптев в день подписания правительственного документа демонстративно отправился в Германию.
Собственных средств у РКК "Энергия" на поддержание жизни "Мира", естественно, не хватало. Более того, учитывая обязательства РКК по программе МКС, а также существенную задолженность бюджета России перед корпорацией, вряд ли "Энергия" смогла бы в одиночку заниматься "Миром". В том числе поэтому в августе 1999 года станцию покинули космонавты, и она продолжала полет в беспилотном режиме, а с 8 сентября ЦУП перевел "Мир" в режим консервации.
Теперь, наконец, пришла пора рассказать о последних полутора годах жизни "Мира", о компании MirCorp, а также о несбывшихся надеждах на возможность коммерческого использования старой космической станции.
Итак, "Мир" законсервировали, но в соответствии с правительственным постановлением существование станции должно было продолжаться до 2002 года. Политическая составляющая к этому времени уже отошла на задний план. Примакова сменил на посту премьера Степашин, которого затем так же сменил Путин. РКК "Энергия" не готова была платить за "Мир" те деньги, которые требовались для того, чтобы он летал вокруг Земли.
Транспортные корабли, которые использовались для поддержания "Мира", фактически брались в долг у программы МКС
В результате было принято решение об образовании коммерческого предприятия, которое бы организовывало коммерческое использование станции. С этой целью в феврале 2000 года была создана частная корпорация MirCorp, которой РКК "Энергия" передала "Мир" в субаренду. Штаб-квартира компании находилась в Голландии. 60% акций MirCorp принадлежало РКК "Энергия", остальное - компании Gold & Apple, а также IT-бизнесмену Шириндживу Катурии. В штате компании трудилось 6 человек. Президентом ее был Джеффри Мэнбер, до того восемь лет возглавлявший американский офис РКК "Энергия". Компания была намерена вывести "Мир" на IPO и получить на бирже несколько сот миллионов долларов. Сейчас в связи с тем, что IPO не было произведено, трудно сказать, была ли MirCorp организацией махинаторов или искренне заблуждающихся романтиков, но последующие события показали, что коммерческой жилкой руководство организации если и обладало, то крайне специфической.
Надо сказать, что все существовавшие ранее планы частного коммерческого использования "Мира" провалились. Денег обещали многие, но никто не достал ничего. В отличие от предшественников, MirCorp удалось привлечь порядка 40 млн долларов и профинансировать полеты двух грузовиков к "Миру" и одного пилотируемого корабля. Но на этом коммерческий запал компании угас. В кейсе у MirCorp был заказ от Gold & Apple на проведение исследований, а также заказ от американского бизнесмена Денниса Тито, который хотел стать первым космическим туристом. Помимо этого был подписан контракт с телекомпанией NBC на организацию ТВ-шоу, победитель которого должен был полететь на "Мир". Но этого оказалось критически мало, а больше потенциальных заказчиков не было видно на горизонте.
Основная причина заключалась в том, что проводить исследования на старой станции "Мир", как уже говорилось выше, было небезопасно, дорого, а часто и невозможно. Оборудование "Мира" было сильно изношенным, со сроком работы от 5 до 15 лет, соответственно, наука, которая за это время далеко ушла вперед, не нуждалась в тех исследованиях, которые можно было провести на таком оборудовании. И наконец, в это время строилась новая МКС, на которой как раз с учетом новейшего оборудования, комфортных условий и высокой степени безопасности было удобнее и эффективнее проводить все исследования. "Мир" в этой ситуации оказался лишним.
Что же касается туризма, то тут опять же вставал вопрос безопасности. И конечно, комфорта. Платить миллионы долларов за то, чтобы жить в тесном гробу, пропахшем многолетним ароматом потоотделений и мочой, согласятся немногие.
В результате наша космическая станция была не просто лишней - она оказалась "пятым колесом в телеге". В то время как Россия должна была выполнять обязательства по запуску ракет к МКС, компания MirCorp пользовалась как раз теми ракетами, которые и должны были лететь в космос во исполнение российских обязательств. Вот в чем объяснение той странной фразы из газетной цитаты, которую я привел в самом начале. Транспортные корабли, которые использовались для поддержания "Мира", фактически брались в долг у программы МКС. Таким образом, в 2000 году стало понятно - либо Россия топит старый "Мир" и выполняет свои обязательства по МКС, либо в 2001-2002 годах у России не будет уже ни "Мира", ни МКС. Кстати, то, что MirCorp не удалось реализовать планы по привлечению космических туристов помимо Тито, - большая удача. Ведь в противном случае Россия вынуждена была бы посылать на МКС во исполнение обязательств вместо собственных исследователей балласт в виде богатых экстравагантных любителей туризма.
Выбор любого здравомыслящего правительства очевиден. Но тут в дело вмешались лоббисты как из российских НИИ и предприятий, связанных с обеспечением полета "Мира", так и из MirCorp. Были привлечены депутаты Госдумы, в первую очередь коммунисты и жириновцы, а также развернута широкая пропагандистская кампания под лозунгом "Топить "Мир" - транжирить государственные средства!". Выше уже объяснялось, что именно поддержание жизни "Мира" являлось транжирством, но в данном случае интересен сам факт привлечения псевдопатриотов для обеспечения корпоративных интересов в ущерб интересам общероссийским.
В итоге с официальным предложением затопить "Мир" выступил на заседании правительства в середине ноября 2000 года гендиректор Российского авиакосмического агентства Юрий Коптев. Правительство одобрило это предложение. В марте 2001 года "Мир" был затоплен. Процесс затопления был произведен безукоризненно - громадная станция, входя в атмосферу Земли, частью сгорела, частью обрушилась в заданный участок Тихого океана, не причинив никому никакого вреда.
http://www.vz.ru/2007/3/23/
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме