13:45 16.03.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Путины-2008 и их планы на Украину
Путины-2008 и их планы на Украину
Ровно через год 9 марта 2008-го в России пройдут выборы президента. Политическая избирательная кампания в России переходит в активную фазу, когда все претенденты на высший пост в соседнем государстве должны положить свои карты на стол. Учитывая огромное значение этих выборов для Украины, предлагаем вниманию обзор кандидатов в президенты РФ, их скрытые связи с Киевом и прогноз новой "украинской политики" Москвы.
"Второй" и "третий" Путины
По состоянию на конец февраля этого года, согласно данным соцагентства "Левада-Центр", среди претендентов на пост президента РФ (без Путина) наивысший рейтинг имеют первые вице-премьеры Дмитрий Медведев (19%) и Сергей Иванов (16%). За ними идут лидеры КПРФ Геннадий Зюганов (8%) и ЛДПР Владимир Жириновский (8%). Вместе с тем, ни за одного из названных кандидатов не проголосовало бы 22%.
Однако, как справедливо отмечает глава Центра политической конъюнктуры Константин Симонов, в России сегодня главным избирателем является не народ, а Владимир Путин. Это подтверждается и соцзамерениями: 43% граждан РФ в мае 2006, по данным "Левада-Центра" готовы поддержать того кандидата, на кого укажет президент. Еще больше россиян (59% в мае 2006) хотели бы увидеть в качестве кандидата самого Путина. 33% готовы закрыть глаза на изменение к Конституции, запрещающее ему баллотироваться на "третий срок". Как показывает январский опрос "Левада-Центра", около 65% респондентов не смогли выделить "слабых сторон" президента Путина. А его "сильные стороны" (энергичность, образованность, талантливость и ответственность) проецируются гражданами на наиболее вероятных преемников - Медведева и Иванова. Хотя самой важной "сильной стороной" обоих кандидатов считается близость к телу президента. В этом показателе Медведев немного опережает, а по "образованности" и "интеллигентности" Иванов ощутимо лучше воспринимается россиянами, чем Медведев.
Но на самом деле уход Путина россияне воспринимают как трагедию. Для них Путин - это экономический рост, возрастающее самоуважение и чувство гордости за свою страну как великую мировую державу. Его рейтинг оставались стабильными и в долгую войну в Чечне и во время терактов в Беслане и Норд-Оста. Его не пошатнула ни возрастающая коррумпированность власти, ни скандальное дело ЮКОСа, ни убийство Анны Политковской, и уж тем более ни "цветные революции" в соседних государствах.
Поэтому можно утверждать, что россияне проголосуют за того, кто убедит в стабильности, а также экономическом и международном подъеме России.
Не случайно Путин распределил социально-экономические сферы ответственности между Ивановым и Медведевым. Первого в середине февраля 2007 освободили от бремени ответственности за реформу армии и поручили управлять "реальной экономикой": ВПК, тяжелой сырьевой промышленностью, машиностроением. Второй - с ноября 2005 возглавил реализацию так называемых "национальных проектов" в сферах здравоохранения, образования, обеспечения доступным жильем и развития села.
Опасные эксперименты Кремля
Однако подготавливаемая Кремлем конкуренция между двумя-тремя вариантами "нового Путина" может внезапно обострится по ряду внутреннеполитических причин. По мнению эксперта "Московского фонда Карнеги" Лилии Шевцовой, в 2006 году Кремль экспериментировал с созданием сразу нескольких конкурирующих проектов: новой стабильности, социально ориентированного лидерства, мобилизации общества для борьбы с врагом. В то же время, отмечает Шевцова, само общество готово поддержать и лидера, который стал бы "чистильщиком" - начал борьбу со всепроникающей коррупцией. Но эта формула опасна для власти - такой лидер может оформиться стихийно и взять власть вопреки воле большинства правящего класса.
Другим опасным проектом является разжигание этнического национализма в России. Борьба власти с нелегальными мигрантами, попытка первой этнической чистки грузин, продемонстрировали, что Кремль может мобилизовать граждан против врага, на роль которого может быть избран любой этнос, соседняя страна, включая Украину, или политическая сила.
В-третьих, нельзя исключать и вариант "третьего срока" Путина. Сложность процедуры изменения Конституции РФ (нужны 2/3 голосов в Госдуме, далее ¾ голосов Совета Федерации и еще согласие 2/3 законодательных советов субъектов Федерации) и неуверенность Кремля в мобилизации админресурсов для проведения конституционной реформы, подталкивают Путина к выбору преемника. Однако сам преемник может стать всего лишь президентом-куклой: например, после года правления он подает в отставку и Путин опять получает право избираться на два срока подряд.
Еще одним вариантом пролонгации президентства Путина является решение Конституционного суда о возможности баллотирования на "третий срок", если во время правления происходили существенные изменения к Конституции.
Путин как система
Пока конституционные планы продолжения президентства Путина гипотетические. Это подтверждается и тем, что реальная политическая борьба в России разворачивается между номенклатурно-политическими группировками (НПГ) в окружении президента за право выдвинуть своего преемника. Однако прежде, чем рассмотреть интересы каждой группы, необходимо знать основные правила соревнований.
Дело в том, что Путин во время встречи с западными политологами в рамках так называемой Валдайской группы в середине 2006 назвал три основные проблемы, с которыми столкнется его преемник: коррупция, недиверсифицированная экономика и демографический спад. При этом он дал понять, что безусловными требованиями к следующему президенту является сохранение нынешних достижений: целостности России, экономического роста и решение социальных проблем. Если сгруппировать эти проблемы в три блока: силовой (борьба с коррупцией и сохранение целостности страны), экономический (реструктуризация экономики и ускорение роста) и гуманитарный (социальная защита и демографическая политика), становится ясно, что Путин занимается не только поиском преемника. Президент выстраивает систему, которая бы сдерживала агрессию разных группировок и направлять их энергию на решение проблем страны. Их откладывание подорвет власть нынешней верхушки, как это случилось в 1998-1999 годах с "семьей" Бориса Ельцина. В этом отношении показателен комментарий Глеба Павловского "Коммерсанту" по поводу назначения Иванова "вторым" первым вице-премьер-министром: "Первый вице-премьер у президента Фрадков (но ему не быть преемником), теперь их стало трое. Иванов и Медведев - заместители Фрадкова по стране и безопасности. В новой конфигурации правительство России - это правительство Путина, и преемником Путина будет Путин, а президентом - кто-то из его политической команды. Создается аппарат для реализации планов президента. Наивно полагать, что трехлетний бюджет, нацпроекты, реформы армии прекратятся в 2008 году. А речь Путина в Мюнхине обозначила приоритеты безопасности, поэтому выросла позиция Иванова. Путин не играет вице-премьерами - он просто строит свою программу".
То есть, Путин хочет превратить выборы президента из "игры с нулевой суммой", когда выигравший вытесняет конкурентов и тем самым ставит под угрозу стабильность, в соревнование, в котором каждая группа получает свой участок работы. Соответственно каждая НПГ получает свою долю госресурсного пирога - бюджет, доходы от экспорта и управления экономиками регионов и госпредприятий, протекционизм ФПГ.
Возможно, президентом станет тот, кто продемонстрирует высшую эффективность на своем посту. А занявшие вторые и третьи места войдут в правительство как премьер-министр и вице-премьеры, главы Госдумы или Совета Федерации, председатели крупных государственных корпораций.
Другое дело, насколько Путину удастся проконтролировать ход конкуренции и выборов. Ведь перед ним самим стоит вопрос "жизни после 2008 года". Если он делает выбор в пользу одного из предлагаемых ему вариантов разными группами (председатель "Единой России" или глава объединенной нефтегазовой корпорации, или глава СНГ), он становится в зависимость от одной из групп, чем вызывает зависть соперников и провоцирует их на неожиданные политические шаги. Пока что Путин сдерживает так называемую "силовую" и "либеральную" НПГ и способствует укреплению своей "семьи".
О методах "экономического захвата" Украины, разработанных для преемников Путина, читайте в продолжении материала завтра...
Петр БУРКОВСКИЙ, Национальный институт стратегических исследований
http://www.pk.kiev.ua/2007/03/09/
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме