09:00 27.02.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

РАЗДВОЕНИЕ ВВП

    Ровно через год - 2 марта 2008 года - в России пройдут очередные президентские выборы, которые, вопреки прогнозам, вполне могут оказаться альтернативными.
Неперсональный вопрос

Не исключено, что Владимир Путин, как и обещал, не станет выдвигать какого-то одного "преемника", дав возможность избирателям самим выбрать нового президента страны. Например, из двух предложенных им кандидатов... Как бы то ни было, недавние кадровые перестановки свидетельствуют в пользу именно такого сценария.

Неожиданный для многих кадровый рост Сергея Иванова породил весьма противоречивые оценки ситуации на предвыборном олимпе.

"Шансы Сергея Иванова резко возросли после того, как президент снял с его плеч армию с ее дедовщиной и уравнял его по статусу с другим фаворитом - Дмитрием Медведевым", - говорят одни.

"Медведев неважно себя зарекомендовал: говорит плохо, в телевизоре вял, руководимые им нацпроекты идут ни шатко ни валко. Иванов на его фоне - просто орел, да и Россию в обиду не даст. После Мюнхена и президент так считает", - вторят им другие.

"Это только кажется, что Путин повысил Иванова. На самом деле Медведев по-прежнему фаворит: за ним все так же ресурс нацпроектов. Иванов же теперь гол как сокол: если раньше за ним стоял нешуточный ресурс Минобороны, то теперь - лишь десяток белодомовских клерков", - полагают третьи.

"Теперь окончательно ясно, что ни Иванов, ни Медведев - никакие не преемники. И это не последние отставки-назначения. Настоящий преемник появится позже - весной-летом, и Иванов с Медведевым будут работать на него", - уверены четвертые.

Между тем статусное повышение Иванова - не обязательно следствие изменения взглядов Владимира Путина (а именно он в конечном счете решает, какой будет предвыборная конфигурация) на персоналии. Гораздо более вероятно, что назначением Иванова Путин дает понять, что окончательно остановился на технологии передачи власти. В рамках которой, кстати, персоналии не так уж и важны. Куда важнее роли, которые им предстоит сыграть: как известно, у хорошего режиссера именно под роли идет подбор актеров (в данном случае - Экторов, то есть деятелей). Путин же - хороший режиссер, и с технологией передачи власти, равно как и с предвыборным сценарием, он, похоже, определился. По крайней мере, с основными мизансценами.

"Кто вам сказал, что будет именно преемник? - усмехнулся как раз накануне назначения Иванова один ответственный кремлевский чин в ответ на дежурный вопрос о преемнике. - Вы же сами писали, что выборы должны быть альтернативными и конкурентными - такими они и будут".

Выборы на альтернативной основе

Вот и сам Путин в последнее время все чаще говорит о преемственности курса. Такое впечатление, что в его голове план решения "проблемы-2008" сложился. Более того, план вступил в завершающую стадию реализации, чему сам президент несказанно рад. И поэтому, вопреки обычаям, он готов даже чуть-чуть поговорить на эту тему.

На недавней "большой" пресс-конференции в Кремле Путин обмолвился, что на президентских выборах-2008 "преемников никаких не будет - будут кандидаты на пост президента РФ". И задача власти - лишь "обеспечить демократический способ освещения их избирательных кампаний, изложения ими своих предвыборных позиций с тем, чтобы граждане РФ смогли сделать осознанный выбор".

Собственно, "изложением позиций" оба потенциальных кандидата (будем следовать путинской терминологии!) - Дмитрий Медведев и Сергей Иванов - как раз и занимаются. Сначала Медведев выступил на Давосском экономическом форуме, презентовав себя в качестве убежденного либерала-западника, а потом и Иванов съездил на мюнхенскую конференцию по вопросам политики безопасности, где (вслед за президентом) выступил в роли убежденного "ястреба", консерватора и державника. И тот факт, что его повысили сразу же после этого выступления, - лишнее подтверждение: актерскую пробу на одну из двух главных ролей Иванов прошел успешно.

Похоже, Путин вопреки ожиданиям политтусовки так и не возьмет на себя бремя окончательного выбора. Его понять можно. С одной стороны, цена такого выбора крайне велика, а отвечать за конкретные шаги бывшего подчиненного после 2008 года Путин вряд ли захочет. Тем более что шаги эти, весьма вероятно, могут быть крайне непопулярными (достаточно взглянуть на список "отложенных на после 2008 года" социально-экономических проблем - от реформы ЖКХ до реформы местного самоуправления). А ведь после 2008-го у Путина будет и 2012 год: кто знает, не захочет ли он вернуться?

С другой стороны, Путину важно сохранить диалог и с той частью элиты, которая будет недовольна фигурой путинского сменщика (а в том, что недовольных будет немало, причем кто бы ни стал президентом в 2008-м, можно не сомневаться). Если имя сменщика назовет сам Путин, недовольство его выбором автоматически перейдет на него самого. Если же выбор будет предоставлен другим, как говорится, с них и спрос.

Единственным субъектом, которому можно будет доверить такой выбор, как ни парадоксально это звучит, вполне может оказаться многонациональный российский народ. Тот самый, кому по Конституции и принадлежит вся полнота власти в стране.

В условиях, когда кандидаты (но не преемники: здесь Путин абсолютно точен в терминах) заранее отобраны, более того - каждый из них олицетворяет собой один из путей развития страны (Иванов - умеренно-консервативный, Медведев - умеренно-либеральный), окончательное решение вопроса, кто придет на смену Путину, можно смело доверить самому населению.
Издержки демократии По мнению политолога Владимира Жарихина, вариант решения "проблемы-2008" "через введение преемников в электоральный процесс" выглядит вообще наиболее приемлемым. "У нас ведь с 1996 года не было публичной дискуссии о путях развития страны", - сетует политолог. "А ситуация выбора, пусть и смоделированная таким образом, очень благотворно сказалась бы на формировании нормального политического процесса в России", - уверен он. Ведь Иванов и Медведев - "люди с разными взглядами, но не с разными идеологиями".

Власть давно уже застраховала себя от возможного появления "третьей силы", которая гипотетически могла бы вклиниться в борьбу двух фаворитов Кремля и неожиданно перехватить победу у одного из них. По словам президента Центра политической конъюнктуры Константина Симонова, "все политическое пространство уже занято, и шансов у потенциального "выскочки" нет никаких". Как полагает Жарихин, "рейтинг Путина настолько высок, что, если он поделит его на двоих и даже на троих, все равно именно его кандидаты выйдут во второй тур: здесь нечего опасаться Зюганова-Жириновского-Касьянова и кого бы то ни было".

К тому же более-менее внятные политические силы к этому моменту так или иначе уже будут втянуты в орбиту поддержки того или иного кандидата: либералы-западники "лягут" под Медведева, патриоты-государственники - под Иванова. "Лишние люди" - те, кто не попал ни туда, ни сюда, - скорее всего, окажутся на обочине политического процесса.

"Бинарный подход" позволит существенно отформатировать и сами элитные группы. Как сказал один близкий к Кремлю политтехнолог, "это же замечательно - не дать нашей элите всей толпой прильнуть к одному кандидату: пусть делают ставки, пусть кто-то из них проиграет!". Только в этом случае, уверен он, "есть надежда, что проигравшие окажутся нормальной оппозицией: не оппозицией, которая угрожает разрушить общественный строй, а оппозицией, готовой в любой момент встать у руля".

Впрочем, даже если такая модель передачи власти хороша с точки зрения перспектив развития страны, для самого Путина она вовсе не панацея. Ведь чтобы третий президент РФ: а) захотел и б) смог сохранить "преемственность курса", за его спиной должен маячить второй президент РФ - сам Владимир Владимирович.

Единственный же способ для Путина не кануть в политическую Лету - создать такую систему сдержек и противовесов, в которой ее неформальный лидер В.В. Путин будет играть весьма и весьма значимую роль. Чтобы каждый "винтик" системы понимал: без ВВ вопросы не решить.

Возможно, такая (тоже, кстати, построенная по "бинарному" принципу) система и складывается на наших глазах.

Сдержки и противовесы: партийно-парламентский расклад

Как известно, в России вот уже полгода целых две партии власти, которые весьма кстати возглавляют спикеры обеих палат парламента. Что и говорить, "идейные бодания" партийцев часто вызывают усмешку. Но не будем забывать: для многих людей во власти биполярная система прокремлевских партий - дело весьма серьезное.

С одной стороны, это шанс привлечь к сотрудничеству ту часть властной элиты на местах, которая не уместилась в рамках одной партструктуры (поводов было хоть отбавляй: не позвали в список, прогнали - вспомним обидный для многих функционеров процесс объединения ОВР и "Единства", - просто "наехали" на бизнес).

С другой стороны, что ни говори, а иных способов сформировать многопартийность в системе, где "кто не с нами, тот против нас", нет. А многопартийность (пусть и такая) власти нужна: закисание однопартийной номенклатуры к концу второго президентского срока Путина налицо. Не случайно президент (на той же "большой" пресс-конференции в Кремле) высказался в том смысле, что борьбу между этими двумя партиями считает "правильной, принципиальной, и чем острее она будет, тем лучше". "Нужно время", сказал президент, чтобы разглядеть "социал-демократическое направление" "Справедливой России" и "праволиберальное" - "Единой России". Раз "нужно время", значит, оба проекта - всерьез и надолго. Причем вне зависимости от того, кто именно их будет возглавлять.

Впрочем, и персональный состав имеет значение. В этом смысле весьма характерно, что помимо лидеров обеих партий и одновременно спикеров обеих палат парламента - Бориса Грызлова и Сергея Миронова (эту парочку иногда тоже номинируют в преемники) - партийно-парламентское пространство "патронируют" еще как минимум двое. Это глава президентской администрации Сергей Собянин и его зам Владислав Сурков.

В силу того, что "поляну окучивают" фактически четверо, по сведениям "Профиля", отношения внутри "четверки" порой весьма и весьма напряженные. С одной стороны, каждый из четверых имеет выход на президента. С другой - все вместе находятся в сложной системе взаимоподчинения: лидеры партий формально должны координировать свою работу с Сурковым, он, в свою очередь, не может не считаться со своим прямым начальником Собяниным, тот же вряд ли способен проигнорировать мнение третьего и четвертого лиц в государстве - спикеров обеих палат. Тем более что он из Тюмени, а Грызлов с Мироновым - "питерские". И так далее.

Именно по причине избыточной конфликтности среды в ней в ближайшее время вполне возможны кадровые перемещения...

Как бы то ни было, партийно-парламентское поле построено таким образом, что без главного разводящего ни одному из Зкторов явно не справиться. Вероятно, состав следующей Думы, где у ЕР не будет единоличного "пакета акций" и ей волей-неволей придется считаться с "миноритарием" в лице СР, лишь зафиксирует уже сложившийся расклад: без Путина - никуда.
Сдержки и противовесы: силовые структуры Что и говорить, силовых структур в стране гораздо больше, чем партий власти, но и на этом поприще наблюдаются характерные "бинарные" подвижки.

Так, наряду с Национальным антитеррористическим комитетом (НАК создан год назад, его возглавляет директор ФСБ России Николай Патрушев) вот-вот должна появиться структура, которая будет координировать борьбу с коррупцией (этакий "НАК номер два" - возможно, Национальный антикоррупционный комитет). В начале февраля президент подписал известный указ No129 о создании межведомственной рабочей группы по выработке мер по борьбе с коррупцией. Среди прочего до 1 августа группа, возглавляемая помощником президента Виктором Ивановым, должна представить предложения "по определению (созданию) специализированного органа, уполномоченного на координацию работы по борьбе с коррупцией".

Характерно, что сразу же после выхода указа заговорили о том, что антикоррупционный орган (а ведь это мощнейший рычаг контроля за всей чиновничьей братией государства) может возглавить Виктор Черкесов - ныне глава Федеральной службы по борьбе с наркотиками. Не только и не столько потому, что президент ему доверяет (куда ж без этого!), а по принципу "от противного": всем известно, что Черкесов - давний оппонент Патрушева.

В результате (с Черкесовым или без него - персоналии, как было сказано, не самое главное) в России появятся две структуры, способные контролировать все силовые ведомства по "сквозному" принципу. Не целиком всё МВД (ФСБ, прокуратуру, налоговые органы и т.д.), а лишь ту часть, которая отвечает за борьбу с террористами/коррупционерами. Но и этого будет достаточно.

Помимо двух "НАКов" стоит упомянуть и двух нынешних кураторов силовых структур: помощника президента Виктора Иванова (он еще отвечает за кадровую политику) и его однофамильца - секретаря Совета безопасности РФ Игоря Иванова. Как и внутри партийно-парламентской ниши, отношения внутри "силовой четверки" правильнее всего было бы назвать "конструктивно-напряженными". И даже частично "динамичными": по слухам, на место секретаря СБ РФ вместо Иванова к осени может прийти человек с совершенно другой фамилией (например, тот же Черкесов, если возглавить "НАК номер два" ему окажется не по зубам).

Ясно, что и здесь (даже более, чем где бы то ни было) роль Путина - ключевая.
Сдержки и противовесы: правительство Тот же принцип - два "исполнителя" и два "куратора", - как выяснилось, применим и для конструирования системы сдержек и противовесов внутри Белого дома.

Уже сейчас очевидно, что основные номинанты в преемники - Иванов и Медведев, - несмотря на свой вице-премьерский статус, будут несколько дистанцированы от остальной части кабинета. Ведь за ними закреплено общее руководство нацпроектами (Медведев) и инфраструктурно-инновационными прорывами на базе ВПК (Иванов). При этом курировать работу всего кабинета (в том числе и по вверенным первым вице-премьерам приоритетным направлениям) по-прежнему будет Михаил Фрадков (при помощи "простых" вице-премьеров, а возможно, и "дублеров" - Александра Жукова и Сергея Нарышкина). Но кроме Фрадкова правительство - зона ответственности замглавы президентской администрации Игоря Сечина (не зря же один из самых непубличных чиновников страны раз в неделю аккуратно "светится" перед телекамерами во время встреч президента с членами кабинета!).

В результате и на этом направлении действует крепкая "четверка". Как и в случае с парламентом и силовиками, каждый член "квартета" имеет самостоятельный выход на Путина, но без решающего слова главы государства все вместе вряд ли смогут действовать согласованно и сообща.
Слово и дело государево Впрочем, главные персональные вопросы - хочет ли сам Путин оставаться действующим российским политиком и сможет ли он через какое-то время снова вернуться во власть - по-прежнему остаются без ответа.

Во властных коридорах царит уверенность, что президент хочет и сможет.

Как сказал один высокопоставленный кремлевский чиновник, "не ищите исторических параллелей: мол, в России от власти можно уйти лишь в никуда". На нынешнем этапе, уверен чиновник, возможен вариант, когда "президент лишь на время отойдет от дел, чтобы потом вернуться". "Никаких потрясений не будет - все лишь рассядутся чуть-чуть иначе, чем сейчас, чтобы Владимир Владимирович уже в новом качестве продолжал вести страну в правильном направлении", - вторит ему другой высокопоставленный собеседник "Профиля". "Вы еще успеете замучить будущего президента страны вопросами типа "когда же вы, уважаемый, уступите свой пост Владимиру Владимировичу?" - шутит чиновник.

Что ж, возможно, так оно и будет...

ВЛАДИМИР РУДАКОВ

Профиль > N7 (516) / Февраль 2007 /



Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме