11:00 21.01.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Семенихин Игорь Радио России программа `Особое мнение` Тема беседы - Доступное образование.
В конце 2006 года мы начали подводить итоги реализации приоритетных национальных проектов, и, судя по количеству отзывов, пришедших в адрес программы, наше общество по-прежнему заботить эта тема, поэтому в гостях у программы - политолог, эксперт Института развития гражданского общества и местного самоуправления, редактор интернет-сайта www.viperson.ru Игорь Васильевич Семенихин.
- Тема беседы - доступное образование. И хотя Игорь Васильевич в некоторых публикациях называет себя дилетантом, тем не менее он неплохо разбирается во всех национальных проектах. Кстати, почему вы к себе так несправедливы?
Семенихин: Потому что любой человек в какой-то мере дилетант в своих суждениях, так как не может охватить все сферы жизнедеятельности человека, особенно, когда те касаются таких разнородных вопросов, как образование, здравоохранение и, например, жильё.
- Если говорить о нацпроекте "Образование", один из экспертов вашего Института назвал его чуть ли не самым приоритетным из всех приоритетных. Как вам такая оценка?
Семенихин: Я не соглашусь с этой оценкой. Считаю, что приоритетным проектом у нас сейчас является вопрос демографии. Если мы не решим демографическую проблему, тогда все остальные нацпроекты повиснут в воздухе и уйдут в небытиё. Учить некого будет.
- Согласно заявленному приоритетный нацпроект "Образование" включает поддержку и развитие лучших образцов отечественного образования, внедрение современных образовательных технологий, создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня, повышение уровня воспитательной работы в школах и развитие системы профподготовки в армии. То есть, предусматривает довольно широкий спектр направлений. Но что такое лучший образец? С чем сравнивать? Что означает поддержка лучших образцов?
Семенихин: Известно, что лучший образец никогда и никем ещё не был изобретён. Это как бы стадия развития, но тем не менее есть какие-то ориентиры, на которые можно равняться. Одна школа, один вуз как бы лидируют в том или ином инновационном проекте, той или иной инновационной программе, поэтому каких-то лидеров всегда можно выявить и обозначить.
- Что касается бизнес-школ мирового уровня. Для того чтобы иметь их, нужно как-то этот уровень себе представлять: что передавать, чему учить. У нас ведь с компаниями с конкурентоспособностью, высокой технологичностью и инновационностью дела не очень хорошо обстоят.
Семенихин: Вы правы. Вопрос в том, что существующее ныне количество бизнес-школ большей частью являются чисто коммерческими по рождению, созданными для зарабатывания денег и придания выпускникам этих бизнес-школ какого-то статуса. Глубокого статуса, согласен, нет, поэтому и намечено создание в рамках нацпроекта "Образование" двух первых бизнес-школ в качестве образцов в Москве и Санкт-Петербурге.
- Мы всю жизнь считали, что наше образование - самое лучшее, и многие считают так до сих пор. Почему сегодня отечественное образование перестаёт отвечать современным требованиям?
Семенихин: Советская система образования, по мнению большинства аналитиков, была и остается фундаментальной. Но ситуация в мире настолько изменилась, что сейчас требуются специалисты конкретного профиля, конкретных знаний, конкретной спецификации. Поэтому нынче фундаментальными становятся умение учиться, отбирать и применять необходимую информацию, взаимодействовать и проектировать экономику на будущее.
- Если я правильно понял проект, нужно наилучшим образом использовать такой важнейший экономический фактор как труд человеческий. Много ли зависит от того, какое это тогда образование: стандартное или индивидуальное, государственное или частное, общее или специальное? Это играет какую-то роль?
Семенихин: На мой взгляд, не играет. Важен конечный результат: какой продукт, какого специалиста мы имеем на выходе. Если специалист по своей профессиональной тематике, по своему уровню знаний востребован обществом, значит труд государства и образовательной системы не пропал даром. А когда выходят специалисты, и они не востребованы: из педагогов идут в печники, еще куда-нибудь, значит, этот труд у нас пропал даром.
- Насколько известно, в России 1100 высших учебных заведений. Из них 610 - государственные, и остальные - частные. Зачем нам столько высших учебных заведений, разве стране нужно столько?
Семенихин: Рост числа вузов и студентов характерен не только для России. Это мировая тенденция. Другое дело, что все страны ищут новые финансовые механизмы, чтобы поддержать высшее образование...
- В России механизм один: платные вузы и платные отделения, которые расширяются, тем самым сокращая количество бесплатных мест.
Семенихин: Это правда, к сожалению. И из года в год сокращается количество абитуриентов, но это происходит в результате демографического спада. На сегодняшний момент то, что люди стремятся к высшему образованию, и то, что увеличивается количество вузов, это как раз посыл общества, что оно хочет развиваться, и посыл родителей, которые хотят дать детям высшее образование, чтобы те получили определенный статус в обществе.
- Ну да, по сравнению с 90-ми годами, когда самым престижным приложением сил была работа в коммерческой палатке, а о поступлении в высшее учебное заведение тогда никто и не думал, безусловно, это сдвиг. В любом случае качество образования может оценивать только заказчик, то есть конкретная организация. И здесь, что вполне обычно для рыночных отношений, складывается конкурентная среда. Причем же здесь государство? Почему оно вдруг озаботилось так этой проблемой и решило в неё вмешаться?
Семенихин: Государство - это главный регулятор всех процессов в обществе. Частный бизнес - скорее поддержка, а главный базис - это государство. И оно должно регулировать эти процессы, должно выстраивать...
- Но мы же все последние годы только и говорили, что рынок всё сам отрегулирует.
Семенихин: Он ничего не может сделать. Я как японист и журналист-международник изучал опыт Японии. Так там регулирование образования происходит в первую очередь со стороны государства: и начального, и среднего, и высшего, а потом подтягивается бизнес. Без этого у нас будет хаос. То есть государство должно регулировать все эти процессы в обязательном порядке.
- Достаточно ли прошло времени, чтобы говорить о том, как реализуется национальный проект "Образование"?
Семенихин: Как известно, о национальных проектах заговорили в конце 2005 года, так что годовые итоги подвести можно. На нацпроект "Образование" в 2006 году было выделено 48 млрд рублей. Это большая цифра. 10 тысяч лучших учителей, отобранных по конкурсу, получили президентские премии по 100 тысяч рублей, а каждая из 3 тысяч школ, которые внедряли инновационные программные технологии, получила по миллиону рублей с условием, что они могут распоряжаться этими деньгами по своему усмотрению. Заработная плата учителей, как и у всех бюджетников, к концу прошлого года повысилась на 26,5 процента. 17 лучших инновационных вузов по результатам конкурсной борьбы получили гранты на реализацию своих программ на общую сумму 9,2 миллиарда рублей. Можно и дальше говорить об итогах: например, 3,5 тысячи автобусов были поставлены сельским школах, чтобы доставлять детей на занятия. Можно говорить и о том, что начата работа по созданию двух университетов - в Южном и Сибирском федеральном округах. Это те первые итоги проекта, о которых можно уже говорить.
- Затронем проблему качества и доверия к образованию. Вы привели цифры, сколько миллиардов рублей было выделено. Но система ведь осталась прежней. Где гарантия, что эти деньги не будут просто переварены в коррупционном образовательном котле. Его существование ведь реальность. Не все руководители вузов хотят это признавать, но спросите, что называется, у любого на улице. Где гарантия, что эти деньги не уйдут в песок, и всё не останется по-прежнему?
Семенихин: Понимаете, и при неплохом подборе литературы в туалете можно получить хорошее образование. Стандарты образования должны быть очень четко зафиксированы и контролироваться. Вот почему, когда одни вузы получают сейчас дотации, а другие - не получают, начинается как бы протестное движение тех вузов, которые недополучили. Привыкли, что дают всем. На мой взгляд, требования к вузам: если ты хорошо готовишь кадры, хорошо получаешь, а если не умеешь, то будешь на задворках - правильные. А равномерное распределение денег приведет лишь к тому, что образование будет даваться только для галочки: даешь деньги и можешь зачет или экзамен не сдавать, все равно получишь диплом. Этого не должно быть...6.01.2007 19:22 МСК "Особое мнение" Игоря Семенихина
В конце 2006 года мы начали подводить итоги реализации приоритетных национальных проектов, и, судя по количеству отзывов, пришедших в адрес программы, наше общество по-прежнему заботить эта тема, поэтому в гостях у программы - политолог, эксперт Института развития гражданского общества и местного самоуправления,
редактор интернет-сайта www.viperson.ru Игорь Васильевич Семенихин.
2007-01-16
Приложения:
Фото 1s 12 Kb
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме