15:00 11.01.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Председатель Архангельской областной избирательной комиссии Александр Яшков: Новая избирательная система заставляет партии работать
- Александр Георгиевич, в преддверии выборов в Государственную Думу РФ мы наблюдаем активизацию политических партий. Какое отношение к партиям складывается в Архангельской области?
- Действительно, партийная жизнь в области оживляется, партии интенсивнее участвуют в выборах, выдвигая как списки кандидатов по единым округам, так и кандидатов по мажоритарным избирательным округам. Естественно, основная активность партий по "хождению в народ" заметнее перед выборами, особенно федерального масштаба. Однако у населения Архангельской области еще достаточно высок процент недоверия к партийной системе по вполне объективным причинам. Основная работа и партийный актив сосредоточены в административном центре, а в городах и районах области партийные ячейки либо отсутствуют, либо их деятельность мало заметна или непонятна обывателям. Как правило, в регионах немного авторитетных лидеров и конструктивных программ, привлекательных для избирателей. И, к сожалению, низкий авторитет партий в нашем обществе сложился с учетом исторических традиций и реалий.
- В таком случае, готово ли население, в Архангельской области, выбирать депутатов Госдумы по пропорциональной системе?
- Избиратели области в целом положительно оценивают участие политических партий в формировании органов государственной власти: четыре состава Госдумы формировалось по смешанной системе, в 2004 году половина Архангельского парламента избиралось по партийным спискам. К тому же участие партий в выборах исключает вероятность проведения довыборов взамен досрочно выбывших депутатов, что ослабляет негативное пиарвоздействие на избирателей и смягчает отторжение выборов населением. Пример тому - довыборы депутата областного Собрания по избирательному округу No3 в Архангельске в марте этого года. Тогда агитационная кампания превратилась в поток информационной "чернухи", что вызвало резко негативную реакцию избирателей. Поэтому пропорциональная система голосования вряд ли вызовет затруднения или препятствия в организации выборов со стороны избирательных комиссий.
- Могут ли выборы по пропорциональной системе в дальнейшем отразиться на специфике работы депутатов Госдумы в регионе? Когда-то кандидаты в депутаты Госдумы "вели" за собой партию, на этот раз партия "поведет" их...
- Деятельность конкретных депутатов, безусловно, должна будет измениться. И ориентироваться им придется не только на проблемы отдельных избирателей, предприятий и даже региона, а еще и на реализацию программы партии с учетом интересов избирателей всей страны. Такая работа намного масштабнее и, наверное, за ней будет не так заметна деятельность отдельного депутата. Опять же возрастет роль региональных отделений политических партий, преодолевших 7% барьер в Госдуму.
- Вокруг последних "избирательных" поправок много споров, касающихся демократичности выборов. А как вы их оцениваете?
- Вопрос в том, как определить степень демократичности выборов? Если исходить из общих принципов демократии: сменяемость власти, свобода волеизъявления избирателей, соблюдение принципа: один человек - один голос, наличие политической конкуренции, степень монополии на власть у одной партии, то, полагаю, что в России высокая степень демократичности выборов. А что касается последних поправок, то они уже действуют и нам надо думать, как применять их, а не обсуждать. Проведение в нашей области муниципальных выборов в октябре этого года с применением новых норм федерального законодательства не вызвало каких-то протестных настроений у избирателей, заметных нам по результатам выборов.
- И все же, не отразятся ли поправки, особенно об отмене порога явки, и о снятии с выборов "кандидата против всех", на желании избирателей участвовать в выборах?
- Возможно, такие изменения и повлияют на снижение явки избирателей. На выборах в Московскую городскую Думу в декабре 2005 года уже имели место такие нововведения, как отсутствие строки "Против всех кандидатов" и "Против всех списков кандидатов", применение высокого заградительного барьера - 10%. Тогда прогнозировали явку избирателей не менее 40-45%, а фактическая она оказалась невысокой - 34,75% от общего числа избирателей, внесенных в списки.
Здесь необходима усиленная информационная работа избирательных комиссий, органов власти и местного самоуправления, активная деятельность политических партий, если они преследуют цель представлять народ, а не группу избирателей. Но отмечу, что с отменой порога явки должно меняться и восприятие выборов у избирателей. По логике, если они не участвуют в формировании власти, то не вправе и предъявлять претензии к ее деятельности.
- Не логичнее ли в этом случае будет ввести право на отзыв избранной власти, если избиратель оценит ее работу неудовлетворительно? Он участвовал в формировании власти - он вправе предъявлять ей претензии.
- Это вполне логично. Практика отзыва депутатов и мэров применялась и раньше. Но спрос с партий намного выше и серьезнее. И здесь сами партии заинтересованы в эффективной работе. Депутат избрался - и три года может не работать в округе. Главное "выложиться" во время избирательной кампании. Партиям так сравнять счет непосильно. В 1995 году в стране действовало 43 партии. И где они теперь? В 2007 году партий будет гораздо меньше. Процесс слияния партий будет продолжаться. Планка 7% - действительно высока. Повышение барьера "проходимости" для партий способствует формированию парламента с более низкой представительностью.
- Будет ли архангельский закон о выборах следовать федеральному примеру в отказе от смешанной системы голосования? И какая избирательная система, по вашему мнению, оптимальна для выборов в региональные парламенты?
- Напомню, раньше, когда выборы проходили только по мажоритарной системе, нередко законодательные органы власти не могли приступить к работе из-за того, что в некоторых одномандатных округах ни один из кандидатов не набирал необходимого для победы количества голосов. Таким образом, число избранных депутатов оказывалось меньше необходимого кворума. Применение смешанной избирательной системы было предусмотрено Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в 2002 году. В 2004 году 31 депутат Архангельского областного парламента избиралось по одномандатным округам и 31 по единому избирательному округу, включающему Архангельскую область и Ненецкий автономный округ. Переход избрания региональных парламентов полностью по пропорциональной системе зависит только от воли действующих депутатов. Федеральное законодательство позволяет им самостоятельно решать такие вопросы. Хотя смешанная система оптимальнее для регионов - так сохраняется представительность власти.
- Но были же попытки депутатов от ЛДПР внедрить пропорциональную систему голосования на территории области...
- Да, но это технически сложный процесс, требующий изменения Устава области. В нем же прописано, что парламент Архангельской области формируется по смешанной системе, и для изменения требуется желание не менее трети депутатов или трех процентов населения. Половина действующих депутатов избирались в округах, да и далеко не каждому "списочнику" уготовано почетное место оказаться в партийном списке вновь. Поэтому ввести пропорциональную систему голосования на местном уровне будет не так и просто.
- Как вы думаете, региональные отделения каких партий в Архангельской области смогут преодолеть с 7% барьер?
- В действующем парламенте, который избирался при барьере в 5% представлено всего четыре избирательных объединения и блока из 23 участвующих в выборах. Что касается прогнозов, то они вне компетенции избирательных комиссий. Поживем - увидим! Выборы депутатов Государственной Думы покажут, какие политические партии имеют вес в нашей области.
Беседовала Наталия Личкова
Росбалт-Север, 25.12.2006
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме