20:15 08.01.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Выборы. Электоральная проверка СНГ
Выборы в России, Армении и Узбекистане и Туркмении определят лицо постсоветского пространства на ближайшие годы
Наступающий год принесет с собой новый виток электорального цикла на просторах СНГ. Если вспомнить, серия выборов-2006 (в Казахстане, Белоруссии и Таджикистане) грозила завершиться ставшими почти модными "революциями".
Однако режим казахстанского лидера Нурсултана Назарбаева, чьи успехи на экономическом поприще столь несомненны, что его поддерживает абсолютное большинство населения страны, устоял. Столь же уверенно, хотя и менее демократично победил белорусский лидер Александр Лукашенко.
Без интриги и вяло прошли парламентские выборы в Таджикистане. Что ждет Россию, Армению и Узбекистан: "цветные революции", укрепление существующего режима или же передача власти от правящих элит к умеренной парламентской оппозиции?
Очевидно, что от исхода парламентских выборов в России будет зависеть ситуация в СНГ в целом, однако и избирательные кампании в Армении и Узбекистане нельзя считать второстепенными. И, если прогнозировать выборы в России сравнительно несложно: все зависит исключительно от курса властей и их умения избегать ошибок, подобных тем, что были сделаны во время монетизации льгот, а также от рейтинга "Единой России", - то в Узбекистане или, скажем, Армении, не говоря уже про Туркмению, все гораздо сложнее. В частности, от того, какие партии пройдут в парламент закавказской республики, зависит исход предстоящих выборов президента Армении. А значит - судьба Нагорного Карабаха, стабильность в закавказском регионе в целом, союзнические отношения Еревана и Москвы, а также сохранение российской военной базы и, наконец, позиция Армении по поводу возможной военной операции США или НАТО против Ирана.
Кстати, как заявил в ушедшем году прессе известный американский эксперт по Закавказью и вопросам политического, военного и экономического развития стран бывшего Советского Союза Ричард Киракосян, предстоящие в Армении в 2007 году выборы станут "критическим моментом" также в отношениях республики с Евросоюзом. По его словам, если в Брюсселе не будут удовлетворены исходом выборов (читай: в парламент не пройдут оппозиционные партии, настаивающие на приоритетном развитии отношений не с Россией, а с ЕС) то Европейский союз "пойдет по пути укрепления отношений с Грузией и Азербайджаном". По мнению эксперта, основным препятствием на пути евроинтеграции является чрезмерная зависимость Армении от России. "Это не означает, что Армения должна на 100% повернуться к Евросоюзу, но путь приближения Европы к Армении решается в Ереване, а не в Брюсселе", - резюмировал Киракосян, откровенно давая понять, какова будет позиция Европы, а скорее всего - и США в случае весьма вероятной уверенной победы в Армении блока партий, поддерживающих действующего президента Роберта Кочаряна. Тут, кстати, надо отдельно отметить, что западные аналитики недаром пугают армянскую правящую элиту - они лишь напоминают о том, что не так давно в стране за подготовку госпереворота был задержан один из лидеров объединений ветеранов конфликта в Нагорном Карабахе, а прошлые выборы проходили в условиях народных волнений.
Что касается президентских выборов в Узбекистане, то их значение трудно переоценить, учитывая, что сегодня эта страна - вторая по влиянию после Казахстана и первая - по размерам и вооруженности армии. Ислам Каримов, после трагических событий в Андижане, где военные подавили то ли антиправительственные выступления, то ли исламистский мятеж (версии узбекского руководства и Запада различны) стал знаковой фигурой в регионе, да и в мире в целом. Он едва ли не единственный из правителей "развивающихся" стран рискнул противостоять управляемой революции (неважно кем управляемой - исламистами или западными неправительственными организациями). И в итоге Каримов сохранил власть и стабильность в своей стране. Что позволило ему накануне президентских выборов уже в конце 2006 года предложить стране ряд умеренных демократических реформ, перестраивающих систему госвласти в Узбекистане на подобие российской. По сути дела, если эти изменения, в чем-то расширяющие полномочия главы государства и легализующие оппозиционные партии, произойдут, то можно будет говорить о построении "суверенной демократии" по-узбекски.
Правда, это будет только в том случае, когда сам Ислам Каримов не заявит о своем намерении вновь побороться за пост главы государства, а либо самоустранится, либо предложит народу преемника. Ведь юридическая "зацепка" для того, чтобы сохранить власть, у действующего узбекского президента будет - по конституции он больше не может переизбираться, однако речь идет о существующем основном законе. А в случае внесения в него радикальных изменений в любой момент можно заявить, что избрание проходит в соответствии с новым законодательством, и старые сроки президентства - не в счет.
Итак, узбекские поправки в конституцию и проект закона "Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны" предполагают, что с 2008 года (именно так обозначен срок в поправках) узбекский президент (которым с 2007 года, скорее всего, будет уже не Каримов) будет выведен из системы исполнительной власти. Он станет гарантом конституции и, как гласит новая редакция 89-ой статьи узбекского Основного закона, главой государства, который "обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти". Кроме того, глава государства "назначает и освобождает от должности хокимов (глав исполнительной власти - Страна.Ru) областей и города Ташкента в соответствии с законом". Наконец, в соответствии с новой редакцией пункта 15 статьи 93, "президент вправе освободить своим решением от должности хокимов районов и городов в случае нарушения ими конституции, законов или совершения действий, порочащих честь и достоинство хокима". Что, очевидно, практически дословно повторяет российский закон, позволяющий главе государства отправлять в отставку губернаторов республик или областей РФ. С тем лишь важным исключением, что главу администрации Ташкента, равно как и столичной области, президент назначает единолично.
С 2008 года в Узбекистане также появится "оппозиция его величества" - а именно фракции в парламенте, понятие "парламентского большинства" и оппозиционные партии, у которых будет право вносить альтернативные законопроекты, гарантированно входить во все согласительные комиссии и, наконец, просто не быть ущемленными со стороны "большинства". Все это, надо отметить, крайне схоже с многочисленными законами "об оппозиции", которые принимаются или, по крайней мере, предлагаются к принятию в последние годы практически во всех странах СНГ.
В то же время явно наблюдается "дубляж" даже регламента российской Госдумы и уставов парламентов еще целого ряда бывших советских республик. Например, в соответствии с внесенным Каримовым законом, "фракция политической партии, созданная в законодательной палате, имеет гарантированное право на замещение ее представителем одной должности заместителя спикера законодательной палаты".
Дублируется и порядок назначения премьер-министра страны. Так, "кандидатура премьер-министра республики Узбекистан для утверждения законодательной палатой и сенатом" представляется "президентом после проведения консультаций с каждой из фракций политических партий и депутатами, избранными от инициативных групп избирателей, в течение месяца после избрания должностных лиц и формирования органов палат" парламента республики. Ну, и утверждается премьер общим голосованием, простым большинством голосов. А в случае его неутверждения глава государства может еще дважды вносить на рассмотрение депутатов своего кандидата на высший правительственный пост. Если же депутаты вновь откажут президенту, он назначает исполняющего обязанности премьер-министра и распускает парламент.
Таким образом, в случае реализации этих реформ, Узбекистан превращается, как минимум формально, в одно в наиболее демократическое государство Средней Азии. Кроме того, при условии проведения выборов в соответствии с законодательством, он становится первым государством, где произошла мирная передача власти в рамках демократических процедур.
А это крайне важно, если учитывать, что свой пост пока покинуло только два среднеазиатских лидера, ставших главами государств после развала СССР. Это свергнутый в ходе "цветной революции" в Киргизии Аскар Акаев и скончавшийся в соседней с Узбекистаном Туркмении Сапармурат Ниязов (Туркменбаши). А это особенно важно на фоне предстоящих 11 февраля выборов президента в Туркменистане, где правящие кланы явно обойдутся без соблюдения "демократических формальностей", что они уже показали, отправив за решетку спикера парламента, который должен был стать и.о. президента после смерти главы государства и за один день переписав конституцию.
08-01-2007
http://vlasti.net/
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме