15:15 03.01.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

Сергей Ильин: Политические и экономические итоги года

    Основной вопрос, который задавали эксперты в уходящем году: "Ну, хорошо - стабильность достигнута - но когда она сменится развитием?.."


Главным лозунгом уходящего года стал переход о стабильности к развитию. Относился он и к политической сфере, и к экономической, тем более что они достаточно жестко взаимосвязаны. При этом на первое место вышел вопрос структурных изменений, и именно они стали своеобразным индикатором того, чего удалось достичь по итогам уходящего года.

Основной вопрос, который задавали эксперты в уходящем году, звучал примерно так: "Ну, хорошо - стабильность достигнута - но когда она сменится развитием?..". Вопрос, прямо скажем, не лишен логики: стабильность, в какой-то момент, начинает именоваться застоем - особенно в реалиях XXI века. Другой вопрос, что наблюдаются и зачатки развития: по меньшей мере, если исходить из того, что промежуточной переходной фазой между этими этапами по определению становится реструктуризация.


Предвыборное партстроительство

Реструктуризация - или, если угодно, переконфигурация - особенно хорошо заметна на примере партийно-политического строительства. До самого последнего времени отечественное партийное поле напоминало, скорее, "Гуляй поле" из самых лихих времен российской истории прошлого века. Огромное количество разного рода партий и партиек, представлявших, в ряде случаев, их учредителей с приятелями и членами семей.


В какой-то момент возникло ощущение, что тенденция меняется на противоположную: заговорили об общей зачистке политического поля. Однако ситуация, при которой в стране более десятка политических партий вряд ли дает основания для столь разных выводов.


А вот что действительно происходит - так это обретение партийным полем некоторой структуры. Прямо скажем, процесс очевидно контролируется "сверху" - но без этого, надо полагать, нормальная конфигурация, характерная для стран с развитой демократией едва ли может быть достигнута в обозримые сроки. При том, что до парламентских выборов остается уже меньше года. Неудивительно, кстати, что именно в прошедшем году особенно отчетливо были заметны усилия власти на ниве идеологической (здесь, как минимум, можно говорить о том, что "лед тронулся"). А одним из важных аспектов "суверенной демократии" является именно тема партстроительства.


Новая структура партийного поля выглядит достаточно логично. Есть две очевидно теряющие "партии-ветераны" - КПРФ и ЛДПР. На выборах-2007 они, скорее всего, преодолеют 7-процентый барьер, хотя серьезной роли в парламентских коллизиях играть не будут. Равно как и далеко не очевидно их присутствие в Думе после выборов-2013. Есть еще с десяток партий самой разной направленности - от довольно маргинальных до имеющих некоторое влияние. Попадут ли они в новый состав Думы - большой вопрос, хотя у некоторых из них (к примеру, у СПС) определенные шансы сохраняются.


Наконец, есть, есть два "тяжеловеса" - так сказать, новый и старый. И если "Единая Россия" традиционно позиционируется как "партия власти", то вновь образованная "Справедливая Россия" имеет пока лишь не вполне понятный статус "второй ноги". Судя по всему, именно здесь и будет наблюдаться главная интрига предстоящего электорального сезона. Причем многое станет ясно уже после весенних выборов в региональные заксобрания.


Экономическая концентрация


В сфере экономики изменения также имели не только количественный, но и структурный характер. Причем в части количественной динамики России, в общем-то, есть чем похвастаться.


В уходящем году экономический рост ускорился, приблизившись к 7 процентам. Рос и внутренний спрос - причем как потребительский, так и инвестиционный. Только за 10 месяцев 2006 года реальные доходы населения выросли на 11,5% (год назад эта цифра составила 9,1%). На фоне достаточно успешной борьбы с инфляцией, продолжился рост объемов ЗВР и Стабфонда.


Стабильная политическая и экономическая конъюнктура нашла свое отражение в росте рейтингов России по оценкам крупнейших мировых рейтинговых агентств. Что не замедлило сказаться на состоянии отечественного фондового рынка. Капитализация его еще до конца года превысила триллион долларов США, а индекс РТС к концу декабря перевалил за отметку 1900, более чем в полтора раза превысив прошлогодние показатели, и в три с лишним - уровень 2004 года. Аналитики уверенно прогнозируют, что к весне 2007 года индекс РТС превысит рубеж 2000 пунктов.


При этом стали ясны новые "локомотивы роста", они же - "голубые фишки". Концептуально структура пока не поменялась - основной прирост капитализации дает ТЭК. Однако теперь речь идет не просто о "нефтянке+Газпром": так, декабрьский рост был обусловлен, в первую очередь, успехами РАО ЕЭС и Сбербанка. А вот что очевидно - так это "прибавка в весе" тех компаний, в которых высока доля государственного капитала - и эту тенденцию можно, пожалуй, назвать структурной. Связано это как напрямую с сростом доверия к российскому государству (как в стране, так и за рубежом), так и с той финансово-инвестиционной политикой, которую проводит менеджмент этих компаний. Многое уже было сказано о сверхамбициозном проекте Северо-европейского газопровода, не остались в накладе новые акционеры Роснефти (в том числе, и простые российские граждане), готовятся к выходу на IPO Сбербанк и Внешторгбанк. А на этом фоне "подтягивается" и частный капитал - от сырьевого до высокотехнологичного (к примеру, компании-операторы сотовой связи); причем речь идет, в числе прочего, и об экспансии на внешние рынки.


Иными словами, бизнес, в условиях суверенной демократии, сделал за отчетный год шаг вперед. Другой вопрос, что все сказанное выше относится, в первую очередь, к крупнейшим российским компаниям. Однако в условиях растущего потребительского спроса создаются и дополнительные возможности для среднего и малого бизнеса: его мобильность позволяет наиболее оперативно удовлетворять растущие потребности потребителей. Еще одна проблема - сохраняющийся перекос структуры экономики в сторону ТЭК. Здесь так же заметны определенные подвижки (создание Инвестиционного фонда и т.п.), но реальных перемен можно ожидать лишь в будущем. Так или иначе, при наличии четкой политической воли со стороны государства, на реальные позитивные сдвиги можно рассчитываться и здесь.

http://www.vz.ru/2006/12/31/



Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме