19:15 27.12.2006 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Максим Григорьев: Россия - энергодержава vs энергопридаток (НЭП - 4)
В предыдущей статье "Новая энергетическая политика (НЭП) для России - 3" читатель мог ознакомиться с примером ОПЕК, перспективными программами и проектами в СССР и США, а также почему "вчера было рано, завтра будет поздно" для реализации "Новой энергетической политики (НЭП)". Продолжим описывать ее контуры.
"Да, мы знаем: такой наша промышленность, наша экономика строилась еще в советские времена. Но знать этого - абсолютно недостаточно".
(В. Путин)
"Скромность и трезвость самооценки не повредят амбициям, наоборот, сделают их реалистичнее и честнее".
(В. Сурков)
1. "Энергетическая держава" vs "сырьевой придаток"
За 2005 год экспорт минеральных продуктов России оставил 64,6% от общего экспорта, продукция химической промышленности - 5,9%, экспорт машин, оборудования и транспортных средств - 5,6%. За тот же 2005 год, например, в Белоруссии экспорт машин, оборудования и транспортных средств Белоруссии - 20,3%. Очевидно, что наш экспорт традиционно имеет сырьевую направленность. Эта ситуация не является новой для России уже на протяжении пары сотен лет: зерно, масло, лес, нефть и т. д. В 1901 году доля России в мировой добыче нефти составляла 53%, а до 1904 года русский керосин обеспечивал около половины потребностей Англии. В 1924 году мы экспортировали зерна на 37,8%, лес и лесоматериалы на 13%, нефть и нефтепродукты на 11%, а в 1985 году общая доля экспорта сырья и продуктов первичной переработки приближалась к 70%. Современная структура экспорта во многом является наследницей советской.
При этом в 1970 году экспорт машин и оборудования из СССР составлял 21,5%. Безусловно, большая его часть шла в страны СЭВ и третьего мира и во многом была мотивирована политическими причинами, но "из песни слова не выкинешь". Сейчас многие из этих рынков для машин, оборудования, готовой продукции потеряны.
При этом роль России в поставках энергоносителей на мировой рынок только увеличивается. Именно эта роль во многом определяет ее геополитическое влияние, является инструментом проведения внутренней и внешней политики. От этой роли нельзя и невозможно отказаться. Но именно энергетика, включая атомную, может стать базой и локомотивом развития и диверсификации экономики, которая должна идти не за счет снижения объемов поставок энергоносителей, а за счет увеличения других отраслей, в первую очередь смежных.
Однако и диверсификация, и развитие экономики России пойдут только в том случае, если будут развиваться связанные с энергетикой отрасли энергомашиностроения, в том числе атомного, энергосбережения, в широком смысле использоваться сохранившиеся конкурентные преимущества в промышленной инфраструктуре. Произойдет это только в том случае, если эти отрасли будут развиваться с опорой на российские конструкторские бюро и научные институты, сохранившиеся кадры, научный потенциал и заделы в материаловедении, физике, ядерных технологиях, химии, металлургии, развитие которых и требует соответствующих инвестиций, продиктованных конкретными проектами. Нам не только не стоит бояться новых технологических и прорывных решений, а напротив, именно их и необходимо реализовывать в первую очередь. При этом с конструкторскими бюро и инновационными структурами можно делить и риски, и прибыль.
Не секрет, что на внешних рынках наша продукция не всегда проигрывает из-за плохого качества, а часто за счет недостаточной разработанности финансовых и кредитных схем, недостаточной поддержки государства. Существенным плюсом России является то, что качественная продукция нашего энергомашиностроения будет гарантированно иметь сбыт на внутреннем рынке, что, в свою очередь, позволит достичь оптимальной себестоимости при выходе на внешний рынок.
Важным и конкретным направлением энергомашиностроения, в котором мы двигаемся, является переход к серийному производству энергетических систем - атомных станций, платформ, танкеров. Это не только возможно, но, в иной форме, уже было нами сделано ранее. Например, за время своего существования предприятие "Севмаш" имеет уникальный опыт строительства 128 подводных лодок с ядерной энергетической установкой. Именно на нем сейчас заканчивается строительство нефтедобывающей платформы для месторождения Приразломное в Баренцевом море с общей стоимостью до миллиарда долларов и первой в мире плавучей атомной станции. Рынок для последних систем, в особенности с учетом задач опреснения воды, - огромен.
Иначе говоря, "главнейшая задача - диверсифицировать нашу экономику, сделать ее современной, развивающейся на новейших технологиях" (В. Путин), и "могущественная энергетическая держава (до которой пока далеко) возникнет не в результате гипертрофии сырьевого сектора, а в борьбе за обладание высокими технологиями связи и информации, энергомашиностроения и энергосбережения, производства принципиально новых видов топлива" (В. Сурков).
2. Борьба за "центр прибыли" - российская реальность
Несмотря на то, что в наше время рынки и разделение труда имеют глобальный характер, транснациональные компании часто имеют свое собственное мнение, отличающееся от мнения правительств государств, где живут их владельцы, а идеи свободной и либеральной торговли стали практически частью пакета "атлантических ценностей", поддержка национального бизнеса и экономики остается одной из основных задач любого государства.
Еще в XIX веке комплекс мер протекционистской политики США назывался "Американской программой". Сейчас большинство их отраслей экономики не требуют поддержки государства, в отношении этих рынков американское правительство говорит о ценностях свободной торговли; в отношении же тех, что требуют такой защиты, используется старый подход в виде протекционистских тарифов и прямой государственной поддержки национальной промышленности. В области сельского хозяйства - государственные займы, компенсационные выплаты, приобретение продукции по фиксированным ценам на государственные средства, отдельно финансирующиеся программы по ирригации и водоснабжению - в итоге сельскохозяйственная продукция в общей доле экспорта США превышает 9%. Не менее хорошо известна протекционистская политика по защите сталелитейной промышленности.
Все это является официальной американской политикой - в Национальной стратегии безопасности США от 2002 года, несколько нелогичной по форме, но ясной по смыслу, записано: "Для продвижения свободной торговли США разработали детальную стратегию... помощь отечественной промышленности и трудящимся в адаптации... меры, которые мы использовали для сектора сельского хозяйства и помощи американской сталелитейной промышленности. Выгоды от свободной торговли не должны быть за счет американских трудящихся". Кстати, в этом же документе говорится о готовности увеличить расходы на разработку новых энергосберегающих технологий до 4,5 миллиардов долларов.
Достаточно показательна и история с фактическим запретом продажи американской нефтяной компании Unocal, когда китайская Chinese National Offshore Oil Co (CNOOC) была вынуждена отозвать свое предложение в 2005 году. Unocal была продана американской компании Chevron за 16,5 миллиардов долларов, несмотря на то, что первоначальное предложение китайской стороны составляло 18,5 миллиардов долларов и обязательства не увольнять "практически всех" работников компании. При этом еще до отказа китайцев участвовать в сделке компания Chevron не стала увеличивать свое предложение, чувствуя поддержку государства и будучи уверенной в конечном результате.
Конкурентоспособность российской экономики существенно ниже американской, поэтому поддержка государством национального бизнеса имеет для нас существенно больший приоритет. Естественно, эта поддержка должна носить современных характер: регулировка налоговой нагрузки, предоставление кредитов и гарантий, венчурные фонды, высокотехнологичные зоны, правильный подход к кооперации с иностранными компаниями и инвесторами - стремление к получению технологий и знаний, а не получение готовых объектов. Безусловно, первые образцы российской промышленности будут стоить дороже, чем аналогичные зарубежные. Однако на эти деньги будет произведено перевооружение технической базы, обновлены конструкторские бюро, сохранены кадры, последующие образцы станут дешевле, и в итоге для страны будет выгоднее. Например, так действуют Китай и Индия при поставках российского вооружения, Норвегия при создании своего судостроения. Недопустима аналогичная проекту "Сахалин-2" ситуация, когда большая часть финансирования на технологии, разработки и производства была оставлена за рубежом. Следует стараться максимально использовать зарубежный опыт "связанного" финансирования проектов, оставляющего большую его часть на работу национальных проектных, сервисных, консалтинговых и прочих компаний.
Нерешенной проблемой является излишний и дублирующий характер контроля бизнеса со стороны государства - то, что было разумно пять лет назад, стало ограничивающим развитие сегодня. Важнейшая составляющая помощи национальному энергетическому бизнесу - поддержка средних негосударственных компаний, которые могут эффективно взять на себя освоение и эксплуатацию небольших или старых месторождений, которые малоинтересны для крупных компаний. Для этого им необходимо предоставить не только возможности доступа к трубопроводам, но и возможность участия в строительстве новых, с гарантированными объемами прокачки и контрольным пакетом государства. Нерешенной проблемой является установление критериев между международной экспансией российского бизнеса и уводом бизнеса за границу.
Основной же задачей является необходимость развития с соблюдением основного критерия: "центр прибыли от международных проектов использования российских ресурсов должен закрепиться в России. Так же, как и центр власти над ее настоящим и будущим" (В. Сурков).
"Новая энергетическая политика (НЭП)" - продолжение следует.
http://www.vz.ru/2006/12/27/
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме