21:39 20.12.2006 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Максим Григорьев: Энергетика - завтра будет поздно (НЭП - 3)
В предыдущей статье "Новая энергетическая политика (НЭП) для России" - 2 читатель мог ознакомиться с особенностями борьбы западных компаний за "центр прибыли" с Ираном, экономическим прессингом СССР по-американски и недавним неудавшимся польским шантажом Европы и России. Продолжим описывать контуры "Новой энергетической политики" (НЭП).
"Вчера было рано, завтра будет поздно"
(В.И. Ленин)
1. Пример ОПЕК
В 1960 году в Багдаде Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией и Венесуэлой (позднее к ним присоединились другие страны) была создана ОПЕК (The Organization of the Petroleum Exporting Countries) - организация, объединяющая страны экспортеры нефти. Основная цель организации - контроль над мировыми ценами на нефть.
В дальнейшем страны ОПЕК неоднократно использовали эмбарго на поставки нефти для экономического прессинга. Несмотря на то, что многократное ограничение поставок нефти привело к развитию эффективных контрмер, в ряде случае оно было исключительно эффективно. В 1973 г. египетские и сирийские власти начали войну против Израиля, однако, несмотря на первоначальные успехи, оказались на грани военного поражения.
Страны ОПЕК ввели эмбарго по отношению к странам, поддерживавшим Израиль - США, ряду европейских стран, частично к Японии. Несмотря на блокаду поставок нефти в Нидерланды - европейскую страну, ЕЭС приняло решение о поддержке арабских стран.
В наши времена ОПЕК эффективно защищает свои интересы и не дает крупнейшим потребителям - западным странам диктовать свои условия, а с другой стороны, удерживает цены на нефть от резкого роста.
Основным уроком, который можно извлечь из этого примера, является необходимость скоординированных действий с естественными союзниками. Именно поэтому частью "Новой энергетической политики" (НЭП) является создание "газовой ОПЕК". Рано или поздно она будет создана по примеру ОПЕК вне зависимости от опасений западных стран и по той простой причине, что это соответствует национальным интересам и потребностям народа России. Однако при ее создании следует учесть интересы крупных европейских потребителей газа, готовых поддержать ее политически и выстроить работу на основе традиционных долгосрочных контрактов.
Единственной альтернативой "газовой ОПЕК" является "газовый Картель покупателей", который будет диктовать свои условия России и который уже начинает складываться в Европе.
2. Перспективные программы и проекты: ГОЭЛРО, "Дамба Гувера" и ТВА
В декабре 1920 г. VIII Всероссийским съездом Советов был одобрен Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО). Аналогичным образом называлась Комиссия по его разработке, к работе в которой было привлечено более 200 специалистов. В рамках ГОЭЛРО на основе экономического районирования были определены перспективные потребности различных отраслей народного хозяйства и план по созданию необходимых энергомощностей. Этот план стал первым перспективным планом развития страны на десятилетний период на основе экономического районирования и стал толчком для последующих взаимоувязанных планов развития транспортной сети, промышленности и т.д. В 1926 году была пущена первая отечественная гидроэлектростанция - Волховская ГЭС, в 1932 - самая мощная в Европе Днепропетровская ГЭС (ДнепроГЭС). Одновременно шло развитие отечественного энергомашиностроения, что позволило к 1934 году полностью отказаться от импорта энергетического оборудования. К 1935 план ГОЭЛРО был перевыполнен.
Примерно тогда же - в 1922 году - в США представителями штатов, связанных с рекой Колорадо, при участии Г. Гувера был подписан договор о разделении полномочий в области водных ресурсов - "Компромисс Гувера". Он сделал возможным проект по строительству гидротехнического узла и ГЭС, которые позже были названы "Дамбой Гувера". Однако соответствующие средства были выделены только после избрания Г. Гувера президентом США в 1930 году - почти через десять лет, а строительство закончилось к 1936 году. Во многом благодаря дешевой электроэнергии возросло значение городов Лос-Анджелеса и Сан-Диего, в этом районе была создана мощная авиационная промышленность и другие военные производства. Помимо существенного роста энергомощностей для американской экономики, значение "Дамбы Гувера" состоит в том, что она стал образцом для начала в 1933 году первого крупного проекта в США по развитию региона - ТВА (TVA - Tennessi Vallеy Authority) в бассейне реки Теннеси, который затрагивал сразу несколько штатов. В рамках этого проекта в 30-х годах был построен ряд больших и средних плотин и гидроэлектростанций, часть ГЭС была приобретена у частных компаний. Создание мощной энергетической базы послужило толчком для развития химической промышленности и электрометаллургии, например алюминиевой компании "Алкоа", а после войны - атомной промышленности (город Окридж стал крупнейшим в США центром по производству ядерного оружия). Впоследствии в рамках проекта ТВА стали комплексно увязываться и решаться такие вопросы, как производство электроэнергии и электрификация сельских районов, судоходство и борьба с паводками, промышленное и коммунальное водоснабжение, охрана дикой природы и рациональное землепользование. Оба проекта - "Дамба Гувера" и ТВА - финансировались из государственных средств.
Сейчас и экономика, и политическая власть России созрела для инициирования крупных прорывных проектов. При этом, как говорил В. Ленин: "Вчера было рано - завтра будет поздно".
Вчера было рано потому, что спад промышленного производства вызвал спад потребности в электроэнергии, недостаток средств не позволял осуществлять крупные инфраструктурные проекты, а слабость политической власти вызывала, сосредоточена на решении сиюминутных задач и не позволяла отвлекаться на осуществление этих проектов.
Завтра будет поздно, потому, что недостаток мощностей станет сдерживать рост экономики, а потеря темпов может закрыть для страны возможность занять достойное место в глобальной экономике, получить несколько ведущих эксклюзивных ниш, таких как энергетическая. Завтра будет поздно, потому, что США активно и целенаправленно предпринимают шаги по обеспечению контроля над энергоресурсами. Эти шаги не направлены исключительно против России, а диктуются общей логикой и стратегией конкуренции - не меньшие усилия тратятся на то, чтобы ограничить энергетическую независимость Китая. Завтра будет поздно, потому, что в Европе одни страны навязывают другим "газовый Картель покупателей", дискриминирующий производителей. Завтра будет поздно, потому что может измениться благоприятная для России конъюнктура. Иначе говоря, "давно пора учиться изобретать, управлять, конкурировать" (В.Сурков). При этом вступление в ВТО значительно уменьшает запас оставшегося времени.
За девять месяцев 2006 года рост энергопотребления составил 4,7%, а в следующем году в 22 регионах страны рост энергопотребления ожидается от 5 до 8% (по данным Минпромэнерго), Россия обладает достаточным запасом финансовых резервов, а политическая система - запасом устойчивости. Иначе говоря, "российской экономике необходим мощный рывок по увеличению использования атомной энергии, гидроресурсов, угля для производства энергоресурсов" (В. Путин).
Экономике России, как государственной, так и частной, не говоря уже об иностранных инвесторах, нужен ясный, взаимоувязанный для разных отраслей план действий государства по развитию на ближайшие пять-десять лет. Это значительно снизит риски нестабильности, выражающиеся в абсолютно конкретной форме - присутствие/отсутствие проектов и инвестиций. Иначе говоря, нужен "ясный сигнал экономике, всем участникам рынка, как строить свою работу на ближайшие годы, на десятилетия" (В. Путин). В области энергетики это в первую очередь связано с наличием нужных объемов энергоресурсов, стабильности их поставок и прогнозируемости цены, возможности участвовать в строительстве и инвестировании в новые энергомощности. Иначе, "сегодняшнее величие небесспорно, завтрашнее - неочевидно" (В. Сурков).
Очевидно, не только реализация, но и разработка этих проектов должна строиться в тесном сотрудничестве с частным бизнесом России. Приведем несколько примеров необходимых "прорывных" проектов в области энергетики:
а) объединение энергосистем для переброски мощностей с Сибири на Урал и в европейскую часть страны;
б) строительство трубопроводов в Восточном направлении в кооперации с заинтересованными странами и российским бизнесом;
в) ускоренная разведка и освоение новых месторождений, в том числе в районе российского шельфа. Кооперация с иностранными партнерами и заинтересованными странами желательна на условиях совместного владения дистрибуцией энергоресурсов на их национальных рынках;
г) масштабное строительство атомных станций с соответствующим развитием российской атомной индустрии и участием ее в зарубежных проектах, занятие на мировом рынке ниши поставщика мобильных атомных станций, главным образом плавучих;
д) модернизация мощностей по переработке нефти и газа, в особенности по выработке сжиженного природного газа, развитие нефтехимической промышленности; модернизация старых нефте- и газоперерабатывающих заводов, в ряде случаев - строительство новых, в том числе находящихся около портов, работающих на экспорт;
е) масштабное внедрение энергосберегающих технологий в экономике России.
"Новая энергетическая политика (НЭП) для России" - продолжение следует.
http://www.vz.ru/2006/12/20/
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме