21:00 18.12.2006 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

Сергей Абакумов: Благотворительность как инструмент решения социальных проблем

    Какой бы ни была официальная политика в социальной сфере, она не позволит решить все проблемы общества. Переход от патерналистского государства к субсидиарному в интересах построения в России гражданского общества, провозглашенный Президентом России, возможен только при активном взаимодействии государственных и гражданских институтов, устойчивом развитии благотворительности как эффективного инструмента реализации социальной политики.

- У национальных проектов и благотворительности одна конечная цель - решение социальных проблем. В чем особенности решения этой задачи посредством благотворительной деятельности?
- Национальные приоритеты - это государственные проекты, нацеленные на решение самых острых и неотложных социальных проблем наших сограждан. Одним из инструментов решения таких проблем является благотворительность, которая базируется не на законодательно установленных обязанностях властных структур, а на частной и корпоративной, но всегда добровольной инициативе граждан и их объединений. Решение об оказании адресной благотворительной помощи или меценатской поддержки - это осознанные акты милосердия, связанные с распоряжением личными материальными, финансовыми или трудовыми ресурсами конкретных людей.
Государство благотворительностью не занимается. Она находится вне сферы государственного или иного официального администрирования и зависит от зрелости гражданского общества. В странах с развитыми гражданскими институтами и с устойчивой экономикой благотворительность является частью механизма перераспределения общественных благ от обеспеченных слоев населения в пользу наиболее нуждающихся и малоимущих.
В России к благотворительности, прежде всего, следует отнести помощь нашим социально уязвимым согражданам, людям, находящимся за чертой бедности и пострадавшим от стихийных и иных бедствий, реабилитацию людей с ограниченными возможностями, благотворительную социальную и духовную поддержку ветеранов войны, детей-инвалидов и сирот и т.д.
- Какие проблемы возникают при осуществлении благотворительной деятельности?
- Президент России на первом пленарном заседании Общественной палаты Российской Федерации часть своего выступления посвятил поддержке российских благотворителей. В частности, он отметил, что их социальный статус в нашем государстве и обществе находится на низком уровне. Основная задача государства состоит в том, чтобы создать благоприятные правовые, организационные и финансовые условия для осуществления благотворительной деятельности. Необходимо совершенствование законодательства в этой сфере для снятия бюрократических барьеров и предотвращения необоснованных изъятий в бюджет части средств, направляемых на благотворительность в адрес конкретных благополучателей, предоставления возможности участникам благотворительности в полной мере проявить преимущества своего статуса. Кроме того, государство призвано обеспечить достаточные гарантии целевого использования благотворительных средств, а соответствующие государственные структуры и механизмы гражданского общества обязаны осуществлять контроль такого целевого использования.
Сейчас благотворительная деятельность сильно затруднена и сложностями в оформлении пожертвований, предоставлением отчетности, разночтениями в старых и новых законах, связанных с налогообложением, и т.д. Этот процесс нельзя назвать стимулирующим. Поэтому в рамках Общественной палаты была создана Комиссия по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства.
- Какая работа проводится Комиссией Общественной палаты по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства?
- В настоящее время проводится работа по совершенствованию действующего законодательства с целью создания наиболее благоприятных правовых и экономических условий для осуществления и развития благотворительности в стране.
Завершается согласование предложений Комиссии - новой редакции закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"; поправок к Налоговому и Гражданскому кодексам и сопрягаемым с ними законов. Также предлагаются дополнения и поправки к законам, связанным с определением четких условий и форм контроля за финансовой деятельностью некоммерческих организаций и предоставлением льгот и преференций на такие формы благотворительной деятельности, как эндаумент. Эндаумент - это вклад, взнос, определенный объем финансовых средств, откладываемый в пользу некоммерческой организации на определенных условиях. Это может быть пожертвование от юридического или физического лица или специально собранный целевой взнос. Средства такого фонда размещаются в финансовых инструментах с целью получения процентов. Как правило, проценты направляются на покрытие оперативных расходов, что обеспечивает финансовую устойчивость организации, а средства самого фонда - на реализацию проектов.
Во многих странах данный вид дохода некоммерческой организации рассматривается как благотворительность, поэтому сами взносы в эндаумент и проценты налогом не облагаются. Эндаумент дает возможность донорам - крупным компаниям и частным лицам формировать ресурсный (резервный) капитал, например для решения долгосрочных задач, в частности в системе народного образования (в вузах и школах), социальных учреждениях (детских домах, медицинских реабилитационных центрах) и т.д. Такой инструмент позволит крупным компаниям принимать более активное участие в реализации приоритетных национальных проектов.
- Какие задачи ставит перед собой Комиссия?
- Среди основных задач можно назвать: проведение аналитических исследований с целью создания реальной базы данных о деятельности благотворительных организаций, прежде всего в регионах; совершенствование действующего российского законодательства в области благотворительности, милосердия и волонтерства; разработку предложений по усилению роли гражданского образования и обучения в сфере благотворительности; углубление взаимодействия гражданских институтов и всего благотворительного сообщества с органами законодательной и исполнительной власти для подключения благотворительных организаций к осуществлению государственных социальных программ, в которых имеется дефицит трудовых ресурсов. Здесь неоценима помощь добровольцев. К числу задач, стоящих перед нашей Комиссией, а также перед региональными Общественными палатами, общественными и некоммерческими организациями также можно отнести: повышение уровня профессионализма в области благотворительности и укрепление его инфраструктуры; изменение системы учета деятельности и отчетности при осуществлении благотворительности. Создание прозрачности благотворительного сектора должно способствовать сужению возможностей коррупции, встраивания и использования благотворительных организаций в теневом и криминальном бизнесе; создание механизмов доступа гражданских институтов в лице общественных и некоммерческих благотворительных организаций к государственным ресурсам, а также включение этих организаций в круг соисполнителей государственных программ.
- Что необходимо сделать для того, чтобы активизировать благотворительную деятельность?
- Я не согласен с мнением, что необходимо искусственно создавать какие-то особые и тепличные условия для развития благотворительности. Если в целом построить наше законодательство таким образом, чтобы наши сограждане могли без сложностей принять участие в процессе благотворительности, то они будут этим заниматься. Основанные на добровольных началах меценатство и благотворительность исторически были в русских традициях.
Мы можем наблюдать, что представители крупного бизнеса формируют благотворительные фонды, осуществляют взносы, выделяют гранты на образовательные и иные, востребованные обществом, проекты. На последнем съезде РСПП бизнес заявил о том, что он несет социальную ответственность перед обществом - была принята соответствующая резолюция.
Например, национальный проект "Образование" предполагает расширенное включение общественности в сферу государственного управления. И это не случайно, так как в сфере образования стратегические интересы государства и корпоративные интересы бизнеса совпадают. Поэтому часть традиционных для Министерства образования и науки функций по выработке образовательных стандартов, оценке работы школ и вузов делегируется общественным организациям - от объединений работодателей (РСПП, ТПП, "Деловая Россия", ОПОРА) до советов руководителей высших и средних учебных заведений.
Весной этого года Президентом России Владимиром Путиным были проведены встречи с деловой элитой страны, посвященные национальным проектам. В результате предпринимательские организации взяли на себя затратный и не обещающий скорой отдачи труд по разработке методик, позволяющих объективно оценить качество образования (например, методика делового рейтингования вузов (ДеРеВо), предложенная ОПОРой.
Особый интерес и внимание к проблемам развития благотворительности и милосердия проявляет Первый вице-премьер Правительства России Д.А. Медведев, о чем свидетельствует его участие в общественных конференциях, организованных при участии нашей комиссии, а также его неформальные встречи, в том числе и по этим вопросам, с членами Общественной палаты РФ.
Это и есть пример искомого диалога гражданского общества и государства. Более того: сам факт участия в этом процессе государственной и предпринимательской элиты наряду с многочисленными общественными и благотворительными организациями в различных регионах страны свидетельствует, что ростки гражданского общества на российской почве, несмотря на прогнозы скептиков, прижились. Очевидно, что конструктивный диалог и взаимодействие власти и гражданского общества, наметившиеся в ходе реализации национальных проектов, могут стать серьезной проверкой как их реальной способности работать в качестве равноправных партнеров во имя общего блага, так и зрелости, дееспособности самих гражданских и государственных институтов.

19.12.2006
С.А. Абакумов.



Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме