20:00 11.12.2006 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Олег Родионов: Вектор национального развития
Разработка и реализация Приоритетных национальных проектов (ПНП) ставит вопрос о роли государства в формировании стратегии современной России. Об этом корреспондент "Трибуны" беседует с Олегом Родионовым, членом Президиума Политического Совета "Партии социальной справедливости"
Сергей ГУЩИН
- Среди отечественных экономистов последние 15 лет радикальный либерализм считался эффективным рыночным инструментом. По вашему мнению, они во всем ошибались?
- А вы полагаете, что невидимая рука рынка отрегулировала все социально-экономические процессы и вывела Россию на уровень мировой экономики? Монетаристские идеи нобелевского лауреата по экономике Милтона Фридмана оказали влияние не только на Рейгана и Тэтчер. Провозглашенный ими принцип тотальной приватизации, жесткий контроль за денежной массой были с восторгом взяты на вооружение и Международным валютным фондом.
Но экономический кризис, разразившийся в Латинской Америке в 90-х, вызвал жуткую критику в Монетаристские идеи нобелевского лауреата по экономике Милтона Фридмана оказали влияние не только на Рейгана и Тэтчер Дмитрий Медведев - государево око нацпроектов адрес лидера Чикагской школы. У нас шоковая терапия тоже надолго запомнилась. Рука рынка оказалась бесцеремонной и жесткой. В результате теперь имеем эклектичную экономику, а большинство наших отраслей оказались неконкурентоспособными на глобальном рынке. Сложилась однобокая сырьевая специализация страны, лишающая нас перспективы занять достойное место в международном разделении труда.
- Экономические тупики и вынудили искать новую стратегию развития России?
- Безусловно! Правда, некоторые либеральные аналитики встретили концепцию национальных проектов в штыки: посыпались обвинения в произвольности направлений, недостатке выделяемых средств, отсутствии механизмов реализации. Но главный вопрос - увязка нацпроектов с общей стратегией развития страны - остается пока в тени. А между тем именно этот аспект проблемы представляет наибольший интерес. Ведь ПНП - это не механизм латания дырок, это начало поворота в социально-экономической стратегии государства. Леонид Григорьев, известный экономист, президент Института энергетики и финансов, считает, что перед нами стоит проблема не отдельной идеи использования средств, он имеет в виду Стабфонд, а увязки долгосрочных целей развития страны и отдельных программ.
- Алексей Кудрин сказал, что в декабре представит анализ рисков экономики РФ до 2046-2050 годов. Собственно это был его ответ о судьбе Стабфонда. Как вы оцениваете решение министра финансов?
- Сошлюсь опять на Григорьева, который как-то по аналогичному поводу сказал, что доклад писался ровно тот срок, на который рассчитан. Стабилизационный фонд растет давно, он большой, но не сравним с потенциальными потребностями страны. Экономисты вообще говорят о голландском синдроме, когда страна паразитирует на экспорте природных ресурсов и развивается за счет внешних факторов, а не за счет реальной экономики. Нам необходима реструктуризация, которая позволила бы реализовать преимущества природных богатств, дать рост интеграции в мировую экономику, особенно в контексте планируемого присоединения к ВТО. Стратегия модернизации не сводима к набору крупных проектов и должна охватывать нерешенные институциональные проблемы первого переходного периода. Пора, видимо, начать думать о втором переходе на магистраль развития, еще на одно поколение. А это займет не меньше времени, но потребует больше ума, споров и труда, поскольку движение к нормальным рыночным институтам и демократии будет сталкиваться с сопротивлением интересов тех групп, кого нынешнее положение дел вполне устраивает. Таких людей немало.
- То есть нацпроектам откровенно противостоит коррупция?
- Она противостоит всему. Что до нацпроектов, то уже прозвучало - контроль за ними будет особый. Медведев, курирующий ход национальных проектов, в том числе и "Здравоохранение", с возмущением говорил о скандале в Фонде обязательного медицинского страхования - ведь речь идет о здоровье всей нации!
- Взгляды на роль государства в стимулировании экономического роста неоднократно менялись, вместе с ними изменялись стратегии многих развивающихся стран. Чей опыт убедительнее?
- Опыт Японии, стран Азии и Латинской Америки доказывает, что для обеспечения быстрого роста государство должно следовать весьма сложной стратегии, каждый раз выбирая новую политику, адекватную той стадии развития, на которой в данный момент
находится страна. Сложившаяся сейчас у нас ситуация во многом уникальна: Россия в первом десятилетии XXI века одновременно восстанавливает экономику (до уровня 1990 года), стимулирует экспорт, заимствует технологии, выходит на путь инновационного развития. В идеале все это нужно делать поэтапно, не забегая вперед, без преждевременных "переключений". Но жесткая международная конкуренция не оставляет нам времени на поэтапную пролонгированную модернизацию, более того, необходимо осуществить рывок. Хорошо, что курирование нацпроектов досталось Дмитрию Медведеву: он знаком с новыми экономическими теориями и понимает, что монетаристские идеи не решают социальных проблем. Не может быть и речи о сокращении доли государственных расходов в валовом внутреннем продукте страны. Этот вывод особенно актуален для приоритетных направлений развития: образования, науки, культуры, социальной защиты населения.
Страна должна стать конкурентоспособной по всем направлениям.
Государство должно активнее вмешиваться в нынешнюю социальную сферу, стимулируя повышение качества жизни граждан, рост потенциала человеческой личности. Это вмешательство необходимо и для решения демографической проблемы, и для развития интеллектуальных составляющих общества. Государство должно активизировать свою роль на информационно-культурном пространстве, где очевидна угроза исчезновения традиционной для России системы ценностей, формирующих национальное самосознание.
- Идеи Майкла Портера, создателя теории конкурентоспособности и теории кластерного экономического роста, достигли и нас?
- Портер - известный ученый, и с его мнением нельзя не считаться.
Индекс конкурентоспособности для бизнеса, разработанный им, оценивает микроэкономические факторы, определяющие уровень производительности национальной экономики. Выводя этот индекс, который вошел во все учебные экономические программы, Портер обобщил опыт стран, которые в ХХ веке сумели стать наиболее процветающими. Но это не значит, что только такой путь и возможен. Тем более он сам говорит, что национальное процветание не наследуется, а создается. К сожалению, на деле Россия совершает только первые шаги в этом направлении. Но эти первые шаги знаменуют собой начало крутого поворота, и будем надеяться, что нашим государственным мужам хватит твердости, чтобы быстро и уверенно пройти все расстояние, отделяющее Россию от наиболее развитых государств мира.
08.12.2006
Газета "Трибуна"
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме