20:36 01.11.2006 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

Аналитический обзор интернет-ресурсов, посвященный Приоритетным национальным проектам и деятельности Д.Медведева

    Анализ содержания различных сайтов (, , и др.), показал, что на них содержатся разнообразные материалы, освещающие основные сферы деятельность Д. Медведева на посту первого вице-премьера Правительства РФ. Так как Дмитрий Медведев в Правительстве РФ является куратором социально-экономического блока и ответственным за реализацию Приоритетных национальных проектов, то совершенно логично, что в прессе освещение его деятельности осуществляется, главным образом, сквозь призму национальных проектов. В интернет-изданиях широко представлены материалы, посвященные деятельности Дмитрия Медведева на посту первого вице-премьера: интервью Д.Медведева различным телеканалам, радиостанциям, газетам и журналам; выдержки из стенограмм выступлений на заседаниях Правительства РФ и Совете при Президенте РФ по реализации Приоритетных национальны проектов и демографической политике; статьи в газетных и Интернет изданиях; результаты социологических исследований относительно степени популярности Д. Медведева и его перспектив на предстоящих президентских выборах.
Многие сайты ежедневно пополняются новыми публикациями, центральной фигурой которых является Дмитрий Медведев, и их общий объем постоянно растет вместе с частотой упоминания его имени в прессе. Однако, необходимо отметить, что ряд материалов носит скорее спорадический, нежели системный, характер, и посвящены скорее фигуре Дмитрия Медведева как политика, чем смыслу, содержанию и основным направлениям реализации Приоритетных национальных проектов. Тем не менее, материалы, затрагивающие проблемы реализации национальных проектов, ответственными за которые и является Д. Медведев, дают довольно полную информацию о мерах и механизмах по их реализации.
Структурно весь массив публикаций, посвященных деятельности Дмитрия Медведева на посту первого вице премьера Правительства РФ, ответственного за социально-экономический блок и реализацию приоритетных национальных проектов, можно разделить на несколько блоков:
1. Материалы, освещающие деятельность по реализации национальных проектов:
"Образование"
"Здравоохранение"
"Доступное жилье - гражданам России"
"Развитие агропромышленного комплекса"
2. Материалы, освещающие деятельность по реализации демографической политики.
3. Материалы, посвещенные поиску новых источников финансирования национальных проектов, а также отлаживанию системы финансового контроля за их реализацией.
4. Материалы, освещающие внешнеполитическую деятельность и встречи с иностранными политическими лидерами.
5. Материалы, освещающие рабочие поездки Дмитрия Медведева по стране и встречи с региональными представителями власти и населением.
6. Материалы, освещающие деятельность по газификации страны (иногда это направление деятельности называют еще одним национальным проектом).
7. Материалы, посвещенные рассмотрению Дмитрия Медведева в качестве политического деятеля и анализу его перспектив на президентских выборах 2008 года.
8. Материалы, освещающие деятельность по внедрению и развитию в России информационных технологий (ИТ).
9. Материалы, носящие несистемный, случайный характер.
Если рассматривать линию номер один, посвященную деятельности Дмитрия Медведева в качестве куратора реализации Приоритетных национальных проектов, то она в свою очередь логично распадается на четыре сегмента в соответствии с основными направлениями реализации национальных проектов: медицину, образование, жилищное строительство и развитие агропромышленного комплекса. Проведенный контент и ивент анализ всего блока публикаций показал, что главным и наиболее упоминаемым среди приоритетных национальных проектов является национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", которому посвящено подавляющее большинство информационных материалов данного блока. По мнению Д. Медведева, "с самого начала именно он воспринимался как самая сложная задача, как самый трудный проект, так как процессы, за которые мы взялись, чрезвычайно сложны. Они выходят на глубинные проблемы. На реальную ситуацию с оплатой труда, с доходами людей, с их подготовленностью к инвестициям в недвижимость. Не так давно проводился опрос о том, что россияне считают признаком преуспевания в жизни. 80% ответили: наличие своего жилья. Власть уже неоднократно бралась за решение данной проблемы и проваливала ее."
Согласно данным публикациям и заявлениям Д.Медведева основные цели и задачи этого проекта состоят в том, чтобы:
создать эффективные инструменты, которые позволят тем, кто хочет улучшить свое жилищное положение, добиться этого. Речь идет не о том, чтобы получить бесплатную квартиру от государства, а именно заработать возможность для приобретения человеческого жилья;
за два года сделать доступной ипотеку снизив ставку ипотечных кредитов до 7-8%;
повысить динамику и объемы жилищного строительства, которые тормозятся недостатком мощностей стройиндустрии, что приведет в свою очередь к развитию смежных областей экономики;
развить современную улично-дорожную сеть и сеть автомобильных дорог;
решить целый ряд системных правовых вопросов, в частности, разработать и запустить ряд механизмов - и налоговых, и финансово-экономических - для роста объемов строительства;
сократить административные барьеры и создать добросовестную конкуренцию на рынке жилья;
перейти от точечной застройки к освоению больших земельных массивов, к комплексному жилищному строительству.
В публикациях и заявлениях первого вице-премьера подчеркивается, что в рамках данной программы предстоит оценить целесообразность предоставления субсидий и государственных гарантий на обустройство земельных участков застройщиками и предприятиями коммунального комплекса, доработать механизм государственного участия в подготовке земельных участков под застройку. Также акцентируется внимание на необходимости того, чтобы доступность жилья достигалась совместными усилиями федерального центра, регионов и муниципалитетов.
В то же время, в материалах говорится и о проблемах, мешающий успешной реализации проекта "Доступное жилье - гражданам России". По мнению Д.Медведева, успешной реализации препятствует тяжелый пласт застарелых проблем, причем каждая из них может составить предмет для отдельного обсуждения. Это и административные барьеры, тормозящие рост предложения, и монополизация жилищного рынка на отдельных территориях, а также недостаточное развитие стройиндустрии, других смежных производств. В крупных городах, таких как Москва, Петербург, Уфа, Волгоград, Нижний Новгород, Екатеринбург, рост цен на жилье составил 40-50%. Получается, что при улучшающейся экономической ситуации, растущих доходах реальная доступность жилья во многих городах для значительной части семей снижается. Иногда утверждают, что рост цен - это результат развития ипотеки, поэтому ставки ипотечных кредитов необходимо снижать, чтобы сделать кредиты реально доступными для людей со средним заработком - для молодежи и бюджетников.
Одновременно следует также запустить набор инструментов для реального развития ипотеки, причем все это сделать вместе с повышением качества застройки и с обустройством новых районов дорожно-транспортной и социальной инфраструктурой.
Вторым по значимости национальным проектом является "Образование". Об этом говорит количество публикаций в прессе, посвященных реализации данного национального проекта и то внимание, которое обращает на его реализацию Дмитрий Медведев, по мнению которого, образование, в широком смысле слова, сегодня превратилось в один из национальных проектов. В рамках реализации данного проекта планируется:
выделить денежные премии для наиболее талантливых учителей и наиболее способных учеников;
выделить гранты (по 1 миллиону рублей) школам за внедрение инновационных программ;
заняться материально-техническим оснащением школ.
подключить к Интернету все школы страны;
развить систему начального и среднего специального образования, где государство будет участвовать совместно с работодателями;
поддержать развитие высшего образования: модернизировать аудитории, приобрести новое учебное, научное оборудование, организовать переподготовку профессорско-преподавательского состава, воспользоваться услугами педагогов и ученых из других стран;
повысить качество услуг и сам уровень отечественного образования;
предотвратить отъезд за границу молодых и талантливых российских ученых;
создать новый фундамент российского образования ХХI века.
    Согласно данному национальному проекту, около 20 регионов нашей страны примут, с начала 2007 года, участие в пилотных проектах модернизации системы образования. В этих "пилотных регионах" будут реализовываться новые основы системы образования, в т.ч. нормативно-подушевое финансирование, отраслевая система оплаты труда и другие. Как заметил Медведев, "в оптимальной форме пока это не делается нигде, несмотря на то, что отдельные регионы пробуют вводить у себя такую систему".
Будет осуществлен "широкомасштабный переход к модернизированной системе образования, поскольку в дальнейшем новые регионы сомкнутся с другими и образуют новую образовательную среду". В связи с этим Дмитрий Медведев особо подчеркнул, что "национальный проект должен привести в итоге в действие новые механизмы, зачатки которых мы способны создать уже сегодня". "Проект рассчитан на несколько лет, но это не означает, что мы в дальнейшем откажемся от введенных сейчас мер поддержки, но они пока затрагивают лишь отдельные участки", - заметил первый вице-премьер. "Не менее важно - создать механизм, и он, благодаря пилотным проектам уже в стадии подготовки".
Дмитрий Медведев также сформулировал и еще одну приоритетную цель данного проекта, заявив, что одаренные дети не должны стать "добычей" иностранных компаний. Государство, по его мнению, должно следить за судьбой одаренных детей, победителей различных олимпиад и конкурсов. Необходимо отслеживать их судьбу, чтобы эти дети не стали добычей иностранных компаний, которые предлагают выгодные условия, а мы блестящих и одаренных детей потеряем", - подчеркнул Медведев. В этой сфере "не должно быть административных барьеров, но в то же время государство должно создавать условия для таких детей, чтобы они могли адаптироваться в современную жизнь", - отметил первый вице-премьер.
По мнению Дмитрия Медведева, смысл данного национального проекта "не в том, чтобы просто деньги раздать - очевидно, что в этом плане никакого резона создавать отдельный национальный проект не было. Можно было просто увеличить соответствующие затраты по государственному бюджету и распределить их. Сутью той работы, которой мы сейчас занимаемся, как это ни высокопарно прозвучит, является все-таки создание такого образования, которое бы отвечало вызовам 21-го века. Образования эффективного, образования инновационного, технологически выстроенного и в то же время доступного на всех этажах этого образования: и в средней школе, и в высшей школе, в послевузовском образовании. Такого образования, которое будет достойно наших детей". Сегодня главная задача - создать образование, отвечающее стандартам ХХI века, основанное на современных технологиях, но вместе с тем доступное. Повышение качества и доступности образовательных услуг - это наша естественная приоритетная национальная задача, решение которой должно обеспечить конкурентоспособность страны в XXI веке.
Вместе с тем в текущих планах предполагается расширение финансовой самостоятельности учебных заведений (речь идет в целом обо всем бюджетном секторе и о вузовском бюджетном секторе, в том числе) с одновременным повышением ответственности за все составляющие учебного процесса.
Следующим по важности национальным проектом, согласно степени его упоминаемости в прессе, является проект "Здоровье". В рамках данного проекта планируется:
оснащение муниципальных учреждений диагностическим оборудованием и санитарным автотранспортом;
повышение технологического уровня медицинского обслуживания;
проведение комплекса мер по снижению смертности от так называемых управляемых причин;
повышение зарплат медсестер и врачей первичного звена - участковых терапевтов и педиатров.
Формулируя причины, подвигнувшие сделать "Здоровье" национальным проектом, Дмитрий Медведев заявил следующее: "Состояние здравоохранения можно определить как посредственное. Поэтому нужно было найти все тот же набор приоритетов, вложив деньги в которые, можно было бы за относительно короткий срок создать внятный результат. Мы действительно стали на государственном уровне значительно внимательнее относиться к тем процессам, которые идут во врачебной среде. И поэтому в целом появился проект по здоровью. Цель его, я думаю, очевидна. Она заключается не только в том, чтобы помочь врачам чувствовать себя полноценными участниками нашей жизни, но и, конечно, прежде всего в том, чтобы повысить качество медицинского обслуживания. Но эти две цели - они, вне всякого сомнения, взаимосвязаны.
    Первый вице-премьер также заявил, что в рамках данного национального проекта будет происходить переход на новую систему оплаты труда (точнее - новые выплаты), работникам фельдшерско-акушерских пунктов, врачам "скорой помощи". "Мы будем заниматься в целом модернизацией системы оплаты труда и бюджетной сети медицинских учреждений. Такие решения приняты. Будем заниматься этими вопросами предельно ответственно и аккуратно, с тем чтобы не сломать существующую сегодня систему. В то же время, понимая все ее несовершенство и резервы, которые имеются в этой сфере, будем вводить новые подходы. По мере распространения этих новых бюджетных технологий, соответственно, его влияние будет распространяться и на другие территории. Но еще раз повторяю: делать это мы будем аккуратно и таким образом, чтобы в результате вот этих шагов все люди, имеющие отношение к здравоохранению, приобретали новые возможности, получали более высокую оплату труда и, соответственно, могли совершенствовать свои профессиональные навыки".
И, наконец, четвертым по списку и количеству упоминаний в прессе, но вряд ли по значению является национальный проект "Развитие АПК". Говоря о нем, Дмитрий Медведев высказал мысль, что сельское хозяйство - самый "земной" проект. Потому что, как известно, сельское хозяйство - не только сфера производства, но и образ жизни огромного числа людей. А у нас на селе живет почти треть населения. Главная задача в этой области состоит в том, чтобы деньги дошли до селян, которые хотят заниматься развитием животноводства, приобретать новую технику.
По мнению В. Путина, национальный проект по развитию сельского хозяйства направлен в первую очередь на повышение доходов селян. "Важно, чтобы они за свой труд получали достойную оплату. Важно, чтобы у нас было достаточно продуктов собственного производства. Но вряд ли мы добьемся успехов, если производителя сельхозпродукции будут безжалостно обирать разного рода посредники. Я уже сейчас не говорю о системных проблемах, которые мы с вами хорошо знаем, диспаритет цен, ГСМ и так далее и так далее".
Одной из самых приятных неожиданностей в ходе реализации проектов стал невероятно высокий энтузиазм людей в деревне. Количество обращений за кредитами превзошло все ожидания. То есть люди хотят использовать финансовый ресурс, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Еще совсем недавно у многих было ощущение: сколько денег деревне ни давай, они все равно исчезнут, будут пропиты и разворованы. Теперь после опыта работы над этим приоритетом стало очевидным: люди хотят развивать свой маленький бизнес. Они готовы потратить эти деньги на инвестирование в производство. В итоге правительство перевыполнило показатели выдачи кредитов.
Перевод отрасли на новые технологии должен повысить и производительность, и конкурентоспособность сельскохозяйственного производства, создать базу для инвестиций в социальную сферу, в том числе - и, наверное, прежде всего - в строительство жилья. Перевооружение аграрного сектора, в свою очередь, требует и притока квалифицированных кадров, для которых нужны именно комфортные условия, а не просто жилье и работа.
Важно также, чтобы хозяйства, производящие сельскохозяйственную продукцию имели возможность реализовывать свою продукцию, выходить на рынок в качестве полноценных участников этого рынка, а не бедных родственников, которые попадают в сложное положение даже при наличии хорошей продукции, хорошего урожая. Главными на сегодняшний день на рынках являются полукриминальные группировки, поэтому необходимо принять необходимые решения, регламентирующие торговлю на оптовых и розничных рынках, отрегулировать присутствие там иностранных работников, в т.ч. - усилив ответственность администраций за нарушение миграционных правил как работниками рынка, так и участниками торговли. И ужесточить визовый режим по отношению к иностранным гражданам, нарушающим наше российское законодательство.
Необходимо принять дополнительные меры по совершенствованию торговли на оптовых и розничных рынках в целях защиты интересов российских товаропроизводителей и населения, коренного населения России.
Еще одним важным направлением деятельности, примыкающим к нацпроекту развития АПК является проект " Развития аквакультуры в РФ", который вполне мог бы стать самостоятельным национальным проектом.
К приоритетным национальным проектам также непосредственно примыкает демографическая политика, проблемы газификации страны, развитие системы коммуникаций и развития высоких технологий. Каждая из этих проблем заслуживает отдельного внимания и вполне могла бы стать отдельны национальным проектом. И если решение демографической проблемы сейчас уже является одной из приоритетных задач правительства, то другие пока не удостоились такого большого внимания.
Оценивая роль и значимость национальных проектов, Дмитрий Медведев отметил, что одна из задач федеральных национальных проектов была именно в том, чтобы разбудить местных начальников. "Вы же знаете, как в России все устроено. Обязательно должен быть сигнал из Москвы. Для того, чтобы на местах начали понимать, что да, вот какой-то приоритет новый появился. Значит, наверное, и нам нужно отметиться. И в этом плане, как мне кажется, очень важная воспитательная функция есть у каждого национального проекта, она побуждает наших коллег, работающих в органах власти - и регионов, и муниципалитетов - тоже заниматься этими вопросами. Тем более что в соответствии с нашим законодательством об образовании, это как раз компетенция, вы знаете, регионов и муниципалитетов".
Воспитательная функция приоритетных национальных проектов для чиновников, о которой говорит Дмитрий Медведев, в действительности может сыграть очень важную роль, которая заставит нашу бюрократию, наконец-то повернуться лицом к народу.
. Говоря об идеологии национальных проектов, Д. Медведев отменил, что в основе идеологии выделения грантов лежит простая мысль, что поощрение только тогда и достигает цели, когда грантами отмечаются не все, а именно лучшие. Когда в этой форме поощрения заложен очевидный стимулирующий элемент. Или когда нам нужно сделать акцент на каком-то отдельном звене (например, первичной медицинской помощи).
"Национальные проекты с самого начала задумывались как срочные способы решения горящих социально-экономических задач. Но мы никогда не рассматривали их как временную меру, которая по истечении двух лет будет просто закрыта", - заявил Д.Медведев. Сниматься будут лишь те задачи, решения которых "мы сумеем добиться", подчеркнул он. Нужно было найти все тот же набор приоритетов, вложив деньги в которые, можно было бы за относительно короткий срок создать внятный результат.
Дмитрий Медведев особо подчеркнул, что смысл национальных проектов заключается в том, что они являются ответом на вызовы 21-го века.
Завершая обсуждение национальных проектов необходимо отметить, что общие представлений о приоритетах общественного развития были сформулированы в посланиях и программных выступлениях Президента России 2000-2006 годов. На этой основе и были сформулированы ближайшие социальные цели, как сугубо практические задачи, стоящие перед государством в его социально-экономической политике, воплотившиеся, в конечном счете, в ПНП.
Уже на первой стадии реализации ПНП в 2005-2006 годах, стала заметна "увязка" ПНП с общим социально-экономическим курсом правительства. Наиболее приоритетные задачи развития государства и общества непосредственно связаны с идеологией ПНП.
Необходимо отметить, что представляет практический интерес и исследования блока публикаций, связанных с изучением Дмитрия Медведева как политика и претендента на пост Президента. Из них можно сделать вывод, что рейтинг Д.Медведева, как публичного политика, постоянно растет, что во многом связано с его деятельностью по реализации ПНП.
В завершении необходимо отметить, что материалы, представленные в Интернете, вызывают интерес и имеют практическую ценность с точки зрения возможности их использования при подготовке предвыборных избирательных программ (особенно в части социального блока), формирования новых национальных проектов и расширения старых. Однако все это потребует проведения более полных и детальных исследований представленного материала вкупе с продолжением сбора нового материала, посвященного данной проблематике.
Национальные проекты также вполне могли бы стать ядром новой национальной идеи, однако для выяснения их применимости в данной области, а также степени популярности в народе необходимо провести ряд социологических исследований, касающихся определения приоритетных направлений общественного развития и связи с ними национальных проектов.


01 ноября 2006 г.                     И.Константинов



Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме