08:36 29.09.2006 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Сергей Матвейчук: За длинным рублём: как сделать рубль резервной СКВ?
С 1 июля 2006 года российский рубль стал полностью конвертируемой валютой, - правда, пока только на бумаге. А вот для того чтобы наш рубль стал мировой резервной валютой, в соответствии со статусом страны - члена "клуба восьми высокоразвитых стран мира", необходимо ещё пройти долгий и трудный путь. По мнению экспертов, этот путь займёт никак не меньше времени, чем создание евро. Правда, можно применить русскую смекалку и создать свободно конвертируемую национальную валюту в течение года. Но тогда нам следует обратить внимание на отечественный исторический опыт развития денежной системы.
Рубль в двадцатом веке
Отечественная кредитно-денежная система пережила в бурном XX веке 5 этапов развития, каждый из которых соответствовал историческим вызовам на пути развития страны.
Первый этап. Берёт начало в 1897 г., когда министр финансов С. Витте ввёл в обращение обеспеченный золотом рубль, а заканчивается революцией 1917 года. Эти 20 лет были, пожалуй, единственным прецедентом в отечественной истории, когда страна имела национальную свободно конвертируемую валюту. Минфин, возглавляемый графом Витте, создавал золотой рубль не ради достижения амбициозной политической цели, а ради финансового обеспечения масштабных планов модернизации российской экономики. Планы модернизации, как правило, инициировались и проводились в жизнь Минфином, за что это ведомство называли государством в государстве.
Второй этап. Введение в 1922 году золотого червонца было вызвано необходимостью подавления гиперинфляции, а также ради финансового обеспечения НЭПа и подготовки к масштабной модернизации аграрного и индустриального секторов экономики. Характерной чертой 2-го этапа являлась оригинальная система параллельного хождения (с 1922 по 1924 год) "совзнаков" и золотого червонца. В данной системе твёрдая валюта постепенно занимала доминирующее положение путём гибкого, последовательного регулирования соотношения в обращении совзнаков и червонцев, что было связано с характером товарооборота и с целью изменения структуры кредита в пользу червонца, происходящего на фоне снижения цен и повышения покупательной силы червонца.
Третий этап. Кредитно-денежная система периода развитого социализма 1930-х - 1950-х гг. характеризовалась жёстким запретом на хождение иностранной валюты. Слабые экспортные возможности отечественной экономики порождали дефицит иностранной валюты, которая была необходима для стратегического импорта. Восполнить дефицит пытались за счёт интенсивной разработки месторождений золота серебра, платины. Кроме того, государство скупало у населения благородные металлы, драгоценные камни и антиквариат. Уровень инфляции на данном этапе хорошо иллюстрируют две деноминации рубля - в 1947 и 1961 годах.
Четвёртый этап. Советская кредитно-денежная система в 1970-е - 1980-е годы успешно обслуживала товарооборот со странами СЭВ и неприсоединившимися странами социалистической ориентации, ради чего была построена уникальная мультивалютная система, которая ещё ждёт своих исследователей. В те времена советские финансовые власти использовали для внешних расчётов за товары и услуги: переводной рубль; клиринговый рубль; валютные боны и чеки. С 1970-х годов государство развивает мощный источник поступления валютных средств - экспорт нефтегазового сырья. Именно на эти деньги разворачивалась масштабная модернизация экономики, когда по импорту закупались не только техника, технологии, оборудование, но и целые заводы. США сумели остановить этот процесс во второй половине 80-х, когда в сговоре с Саудовской Аравией обрушили цены на нефть. Чтобы предотвратить коллапс экономики, правительство Горбачёва-Рыжкова прибегло к массированным внешним заимствованиям и распродаже золотого запаса. Правительство Ельцина-Гайдара добило кредитно-денежную систему страны либерализацией цен 1992 года. С того времени, начался ещё один уникальный период отечественной финансовой истории, когда доллар, де-факто, стал доминирующей валютой на территории России.
Пятый этап. С 1992 года на складах страны безнадёжно застряло импортное оборудование на миллиарды долларов, на зарубежных судоверфях остановилось строительство судов для модернизации торгового флота и т. д. Высокая инфляция начала 1990-х практически уничтожила накопления граждан и предприятий. Слабая и аморальная власть не сумела вернуть населению обесцененные накопления, хотя имелась возможность конвертировать внутренний долг в акции приватизируемых высоколиквидных предприятий. Народ самостоятельно нашёл убежище для накоплений - доллар США. Затем по тому же пути пошло и государство - нынешние валютные резервы ЦБ РФ уже превышают 200 млрд. долларов.
Таким образом, можно сделать вывод, что состояние денежной системы зависит, в первую очередь, от состояния государственной власти. Сильная власть большевиков оказалась способной ввести в обращение твёрдую национальную валюту в условиях послевоенной разрухи. В те же годы германские власти не справились с аналогичной задачей, из-за чего в денежном обращении Германии доминировала иностранная валюта. В современной России, слабой финансово-экономической власти не удаётся создать эффективную кредитно-денежную систему - даже в условиях профицитного бюджета и огромных валютных резервов. Возможно, предлагаемая ниже концепция развития отечественной кредитно-денежной системы подтолкнёт финансово-экономический блок правительства России к более решительным действиям, соответствующим амбициозным планам возвращения стране статуса великой державы.
Какой рубль нам нужен?
Сейчас много говорят о необходимости для российского рубля обретения статуса свободно конвертируемой валюты (СКВ). Аргументы приводятся разные: свободный обмен в зарубежных странах; престиж страны; стимул для иностранных инвесторов и т. д. При этом трезвые головы говорят, что без изменения финансово-экономической политики рубль не имеет предпосылок стать СКВ, так как в стране слишком высока инфляция, слишком мало мы производим востребованных на внешнем рынке товаров. Переход к торговле нефтью за рубли мало что изменит, так как денежный оборот нефтяной торговли в десятки раз ниже денежного оборота на российских валютных биржах. Гораздо важнее определиться, а какой рубль необходим для подъёма конкурентоспособности отечественной экономики?
Конкурентоспособность экономики зависит от обеспеченности доступными по цене ресурсами: энергетическими; сырьевыми; кадровыми; финансовыми. Наиболее недоступным, в период реформ, для российских производителей оказался финансовый ресурс, так как отечественные банки предоставляли кредит в 3 - 4 раза дороже, чем европейские и на короткий срок. А для модернизации производства требуются длинные деньги, ведь реализация крупных проектов продолжается, в среднем, 5 лет. Голубые фишки научились кредитоваться в западных банках, а остальные производители вынуждены работать на безнадёжно устаревших фондах, особенно бедственное положение в аграрном секторе. Когда отечественные банки смогут кредитовать производителей на условиях не хуже, чем в Европе?
Финансовая аксиома говорит, что получить доступные и долгосрочные кредиты можно лишь тогда, когда население будет заинтересовано делать долгосрочные накопления на депозитных счетах банков. Например, самыми крупными накоплениями владеет население Японии (свыше 13 триллионов долларов) - видимо, поэтому в этой стране самый низкий ссудный процент. А японская экономика занимает второе место в мире после американской, и в этом достижении не последнюю роль играет обеспеченность дешёвыми финансовыми ресурсами.
Возможно ли, создать в России кредитно-денежную систему не хуже японской? Да. Если внедрять достижения западных финансовых институтов на базе отечественного опыта финансовых реформ XX века.
Концепция кредитно-денежной реформы
Для начала следует определиться - какие приоритеты хотели бы видеть в нашей национальной валюте различные субъекты российской экономики.
Обыватели ожидают валюту, которая сберегала бы накопленный капитал от инфляции и финансовых потрясений. С 1992 года такой валютой для россиян был доллар, но, в последние годы, он потерял доверие в качестве валюты-убежища из-за обесценивания и угрозы дефолта в США.
Бизнес ожидает от национальной денежной системы длинных и дешёвых денег, для того чтобы финансировать долгосрочные инвестиционные проекты.
Банки ожидают такой денежной политики от властей, которая будет стимулировать население к хранению денег на долгосрочных депозитах.
Рациональные ожидания субъектов рынка можно реализовать только за счёт комплексных мер в сфере экономики и финансов. При этом, необходимо учитывать высокую степень поляризации в социально-экономической сфере: между бедными и богатыми; перспективными предприятиями и безнадёжно не рентабельными; развивающимися банками и обречёнными на поглощение или ликвидацию. Такая поляризация по степени конкурентоспособности диктует и тактику внедрения новой кредитно-денежной системы. Очевидно, что она должна внедряться параллельно с ныне действующей системой и быть направлена на обслуживание и развитие конкурентоспособных секторов народного хозяйства. По мере расширения конкурентоспособного сектора, будет расти и новая кредитно-денежная система.
Организационная структура параллельной кредитно-денежной системы
Обозначим, в общих чертах, действия по организации параллельной кредитно-денежной системы.
Государство принимает законодательное решение о выпуске параллельной валюты - свободно конвертируемого рубля (СКР). Обеспечением эмиссии СКР будет совокупная стоимость товарной корзины высоколиквидной продукции отечественных производителей. К высоколиквидным товарам относятся товары с устойчивым спросом на мировом рынке. На сегодня, основными производителями высоколиквидных товаров в России являются, по крупному счёту, нефтегазовые и горно-металлургические компании.
Эмиссионным центром может стать, специально созданная структура - Национальная резервная система (НРС). НРС учреждают на долевых началах государство и национальные производители высоколиквидных товаров, причём государство осуществляет свой взнос в денежной форме в виде средств Стабфонда, а производители берут на себя определённые обязательства по продаже своих товаров, о чём будет сказано ниже.
Учредители формируют виртуальную товарную корзину, состоящую из стоимости годового выпуска высоколиквидной продукции, и заключают картельное соглашение о фиксированном коридоре цен на данную продукцию. Цены номинируются в СКР и фиксируются на 15 - 20 лет. Такой срок, по расчётам различных экспертов, необходим для модернизации отечественной промышленности и аграрного сектора. Ориентиром для установки ценового коридора принимается индекс мировых цен на соответствующие товары в предыдущее двадцатилетие.
Это касается экспорта, а для внутреннего рынка индекс цен рассчитывается на основе данных Госкомстата с 1992 года. Данный шаг укрепит претензии России на роль ценового регулятора на рынке экспортных ресурсов. Правда, на ближайшие годы российским производителям не грозят убытки из-за распродажи товаров по заниженным ценам, так как на валютном рынке будет дефицит СКР. Зато они получат новые возможности для финансирования долгосрочных проектов.
СКР могут выпускаться в электронном, бумажном и металлическом виде. За эталон монетного выпуска может быть принят золотой рубль весом 0,74 грамма - ради продолжения монетных традиций царского и советского периода. Через такой золотой стандарт, можно будет легко вычислить наполнение рубля другими товарными единицами из корзины НРС на 20 лет вперёд.
Механизмы реализации
Напомню, что главной целью рассматриваемого проекта на ближайшее двадцатилетие является обеспечение модернизации и развития экономики дешёвыми и долгосрочными финансовыми ресурсами. Для достижения этой цели НРС через уполномоченные банки запускает программу привлечения пятилетних безотзывных депозитов в рублях от физических и юридических лиц по нулевой ставке. Через 5 лет вклады можно будет получить в СКР по курсу, зафиксированному на момент заключения депозитного договора.
Фактически, вкладчики будут иметь премию за счёт курсовой разницы между обесцененным инфляцией рублём и стабильным СКР. Кроме того, они смогут покупать товары из корзины НРС по привлекательным ценам. Безотзывными вкладами в СКР заинтересуются в первую очередь хранители накоплений под матрацем и в оффшорах, так как их пугает нынешняя нестабильность валютных курсов всех резервных валют и возможность дефолта финансовой системы США. По оценкам экспертов, этот ресурс составляет не менее 300 млрд. долларов. Под такие депозиты банки смогут выдавать долгосрочные инвестиционные кредиты. Причём, ЦБ РФ должен ограничить верхний потолок банковской маржи.
СКР можно считать самой надёжной валютой мира, так как его обеспечивает не только корзина высоколиквидных товаров, но и Стабфонд, объём которого на 1 июля достиг 77 млрд. долларов. Поэтому разместить свои накопления на пятилетних депозитах наверняка захотят и западные пенсионные фонды. К тому же, при необходимости, вкладчики смогут получать кредиты под залог своих безотзывных депозитов.
А какой интерес у производителей высоколиквидных товаров в организации НРС, кроме чувства патриотизма и социальной ответственности?
- Во-первых, первоочередное право на долгосрочное кредитование в рамках программы НРС будут иметь его учредители.
- Во-вторых, учредители смогут покупать друг у друга товары за СКР, для чего будет выпущена внутренняя эмиссия путём конвертирования части уставного капитала НРС (напомню - в качестве уставного капитала государство вносит ресурсы Стабфонда). Данная эмиссия позволит открыть долгосрочную кредитную линию каждому учредителю под закупку товаров за СКР.
В период становления кредитно-денежной системы, лимит эмиссии СКР не должен превышать сумму годового производства товарной корзины, что фиксируется уставом НРС (или законодательно).
Если производители высоколиквидной продукции не захотят вступать в НРС, то государство может пойти иным путём. Это путь создания монопольной организации по экспорту сырьевых и энергетических ресурсов акционерного типа, куда войдут все крупные экспортёры и государство с контрольным пакетом акций. Тогда данная организация создаст вместе с Минфином и его Стабфондом ту же самую НРС.
Экономические плюсы и минусы
Плюсы. Стратегические выгоды от реализации представленной концепции несомненны. По сути, крупнейший мировой экспортёр энергоресурсов отказывается от сверхприбылей в период благоприятной ценовой конъюнктуры. Однако взамен экономика получит массированные вливания дешёвых денег. Застраховать свои накопления, в период нестабильности валютных рынков, захотят не только российские вкладчики, но и зарубежные, в первую очередь страховые и пенсионные фонды. А вслед за деньгами придут и зарубежные производители, ведь кроме дешёвых денег проект гарантирует на 20 лет стабильные внутренние цены на сырьё и энергоресурсы.
Минусы. Производители и государство лишатся сверхприбылей, правда, произойдёт это не ранее, чем через 5 лет, когда вкладчики начнут снимать депозиты в СКР, а полное насыщение рынка новой валютой наступит лет через 10. Но ещё не известно, какова будет конъюнктура цен через 5 лет, возможно о сверхприбылях останутся одни воспоминания и без введения СКР. В любом случае рядовое население не пострадает, так как никто с ним не делится - государство прячет сверхприбыль в Стабфонд, а бизнесмены вывозят за границу.
Отдельно следует сказать о Стабфонде. Наконец-то он начнёт работать на российскую экономику, правда, опосредовано - в виде перестраховочного полиса для свободно конвертируемого рубля.
Политические дивиденды от финансовой новации
Реализация предлагаемой концепции может вывести частно-государственное партнёрство на самый высокий уровень, когда производители сырьевых и энергетических ресурсов выступят в качестве доноров модернизации отечественной экономики. По сути, данный проект сродни проекту индустриализации 1920 - 1930-х годов, когда зажиточное крестьянство было принесено в жертву ради ресурсного обеспечения модернизации советской экономики. Разница только в том, что тогда организация ресурсообеспечения держалась на репрессиях, а теперь на добровольном частно-государственном партнёрстве. При этом участие в НРС предоставит возможность бывшим олигархам стать национальными героями капиталистического труда.
Внешнеполитические дивиденды от проекта трудно переоценить, ведь его успешная реализация позволит России создать альтернативу западной (по сути глобальной) финансовой системе. Новая кредитно-денежная система станет главным инструментом расширения зоны нашего влияния в глобальном экономическом пространстве.
Сергей Матвейчук, заведующий лабораторией Московской геологоразведочной академии; журналист интернет-портала "Русская Цивилизация".
2006-09-28
"Агентство Политических Новостей"
www.apn.ru
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме