22:24 12.09.2006 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

Скрижали для преемника

   

Обозначая основные проблемы российского государства, Владимир Путин оставляет следующему президенту крайне ограниченный инструментарий для их решения.

На традиционной сентябрьской встрече с западными политологами, участниками Валдайского клуба, Владимир Путин фактически обозначил повестку для того, кто придет ему на смену после 2008 года. Из нее следуют два основных вывода. Первый: российская власть имеет представление о системных проблемах страны. Второй: за полтора срока нынешнего правления приблизиться к их решению так и не удалось.

Повестка для следующего президента возникла в процессе обозначения Путиным своих главных достижений и главных проблем, с которыми столкнется преемник. Главными достижениями он назвал восстановление целостности России, экономический рост и начавшееся решение социальных проблем. По первому пункту речь идет, в первую очередь, о контроле над Чечней, хотя форма этого контроля вызывает большие вопросы. Рост экономики, если учесть, что за время президентства Путина нефть выросла в цене почти в 8 раз, а ВВП России даже не удвоился, выглядит весьма относительным. На социальные нужды средства действительно выделяются регулярно, другой вопрос - контроль за их расходованием и эффективностью. Хотя и здесь стоило бы сопоставить динамику роста доходов и роста уровня социального обеспечения - видимо, зависимость будет совсем не линейной. Но если оставить за скобками сопровождающие соображения, то действительно достижения, во всяком случае формально, можно продемонстрировать.

Куда печальнее выглядит отрицательная часть политического баланса. К главным проблемам России президент отнес коррупцию, недиверсифицированную экономику и демографический спад.

Разумеется, все эти проблемы стояли перед страной и до начала работы сегодняшней администрации. Понятно также, что эти проблемы в ближайшем будущем неразрешимы в принципе. Вопрос в том, удается ли снизить их остроту, то есть опять речь идет о динамике и ее положительной или отрицательной направленности. И здесь приходится признать, что власть не только не приблизилась к какой-либо "расшивке" обозначенных проблем, но, напротив, способствовала усугублению ситуации. Окончательно политически подчинив экономику чиновничьему аппарату, позволив крупным чиновникам стать теневыми владельцами крупнейших российских госкомпаний, сегодняшняя администрация, хотела она того или нет, только нарастила масштабы коррупции.



Чиновники теперь не только торгуют государственными полномочиями, но и "сидят на потоках" крупнейших корпораций.

Свой бизнес имеют представители почти всех уровней исполнительной власти, включая силовые и правоохранительные. Начав фактический процесс приватизации крупных активов госчиновниками под маркой национализации и не проводя никаких структурных реформ, власть автоматически сузила и без того проблемную диверсифицированность экономики. Проблема эта носит двоякий характер: с одной стороны, речь идет о сохраняющейся критической зависимости России от экспорта углеводородных ресурсов, с другой - о фактическом огосударствлении всей крупной внутренней экономики, придании ей очевидно монопольного характера, а значит, о серьезном ограничении свободной рыночной конкуренции.

Демографический спад - проблема, не поддающаяся решению на отрезке, отпущенном по российской Конституции одному президенту, но часть этой проблемы, касающаяся разумной и эффективной миграционной политики, пока также не может называться результативной.



Обозначив весьма честно и точно основные проблемы российского государства, Владимир Путин, по сути, оставил преемнику крайне ограниченный инструментарий для их решения.

Выстроенная в России вертикаль власти подразумевает вертикализацию "заносов" и "откатов" с крайне высокой степенью вовлеченности госаппарата в бизнес. Это стройный коррупционный механизм, не трансформировав который, в принципе невозможно даже начать бороться с коррупцией. Для диверсификации экономики нынешняя модель власти, которую неизбежно унаследует официальный преемник или даже вдруг выигравший кандидат от оппозиции, тоже не подходит. Едва ли госчиновники, даже решившись на приватизацию крупных госкомпаний (западная пресса уже активно обсуждает слухи о возможности 100-процентной приватизации "Роснефти"), согласятся упустить личный контроль за наиболее прибыльными отраслями. А поскольку таковыми в обозримом будущем останутся сырьевые отрасли, едва ли стоит ожидать от нынешней государственной системы решительных шагов в области структурных реформ экономики.

Демографическая проблема отчасти связана с двумя вышеописанными. Несмотря на рост реальных доходов населения, они остаются достаточно низкими, количество людей, фактически не вовлеченных в рыночную экономику или не имеющих реальных шансов заработать достойные деньги, в России по-прежнему очень велико. Кроме того, у нас идет не просто демографический спад, приводящий к уменьшению численности населения. Идет качественное изменение национального состава: у мусульман России рождаемость увеличивается, а приток китайцев на российский Дальний Восток будет нарастать при дальнейшем уменьшении численности русского населения.

Программа для нового президента России сформирована, но теперь придется создавать системные предпосылки для решения системных проблем.



Демонтаж оказавшейся неэффективной путинской вертикали может оказаться главным содержанием правления его преемника.

Иначе проблемы, обозначенные вторым президентом России для третьего, неизбежно перейдут по наследству к четвертому.

11 СЕНТЯБРЯ 2006
http://www.gazeta.ru/



Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме