17:00 29.07.2006 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

Мария Чегляева: Политическое взвешивание

   
Чуть больше года остается до старта очередной избирательной кампании по выборам депутатов Государственной думы. К этому моменту партии, желающие преодолеть повышенный до семи процентов избирательный барьер, должны будут подойти в наилучшей форме. Представляется, что для этого некоторым из них необходимы структурные изменения. Однако для того, чтобы проделать необходимую работу, одного года крайне мало. Особенно коротким этот срок делает низкая политическая мобильность населения. Недаром специалисты по избирательным технологиям любят говорить, что новые выборы начинаются на следующий день после окончания предыдущих. Несмотря на прописные истины из учебников, долгое время работа большинства политических партий с обществом велась только в последние месяцы, максимум год перед выборами. При этом слепленные за три-четыре месяца до дня голосования предвыборные блоки соревновались за электорат как PR-проекты, а не как партии. Сейчас ситуация кардинально изменилась, как за счет законодательной реформы, так и в связи с новой политической реальностью.

Законодательные нововведения

Участникам избирательных кампаний в России не впервой приспосабливаться к новым правилам игры. Каждые последующие выборы депутатов Государственной думы проходили у нас по новому законодательству. Однако перемены, произошедшие в избирательной системе, в этот раз можно назвать почти революционными. Во-первых, нижняя палата парламента перешла исключительно на пропорциональную систему своего формирования. Во-вторых, не только отменено участие в выборах предвыборных блоков, но и значительно затруднено включение в предвыборные списки членов других партий.

Эта мера, введенная в самое последнее время, может существенно осложнить жизнь прежде всего оппозиционным политическим силам. Времени на реальное слияние уже нет, а многие из них как раз делали ставку на использования схемы "псевдоблокирования", когда под брендом одной партии выдвигаются представители нескольких объединений. Например, на выборы в Мосгордуму шло "Яблоко", в списках которого были представители СПС и "зеленых".

Теперь партиям, чьи представители пойдут в Госдуму по "чужим" спискам, придется с этими людьми расстаться. Другими словами, это приведет к тому, что партия, под именем которой одержана победа, останется на политической сцене, а ее "попутчикам" придется либо лишиться своих самых ярких персонажей и таким образом уйти даже не на второй, а на третий-четвертый план, либо попросту самоликвидироваться. Это обстоятельство должно существенно затруднить межпартийный диалог накануне выборов.

Представляется, что основная проблема для оппозиционных списков состоит во времени принятия нововведения - всего за полтора года до выборов. Вероятно, если бы эта норма была предусмотрена одновременно с основными изменениями в избирательное законодательство, то кого-то из партий это могло бы подвигнуть на форсированные действия.

Еще одно обстоятельство, которое может отразиться на ходе и результатах предстоящей избирательной кампании - это повышенный с 5 до 7% заградительный барьер. С одной стороны, все те партии, которые преодолели барьер в 5% в 2003 году, набрали более 7% голосов. Однако на результатах может отразиться феномен "голосования за победителя". То есть, выбирая между двумя или более предпочтительными партиями, избиратель часто отдает голос не за ту, которая ему больше нравится, а за ту, у которой больше шанс на победу.

Есть и другие проблемы, которые могут проявиться во время кампании 2007 года. Это апатия значительной части избирателей. Уже довольно продолжительное время социологические исследования свидетельствуют о том, что главным соперником "Единой России" являются такие пункты в опросах как "затрудняюсь ответить", "не пойду на выборы" и "проголосую против всех". По данным Фонда общественное мнение (ФОМ), в июне в "политическом болоте" была почти половина респондентов (49 процентов). В июле, когда из бюллетеней был исключен вариант ответа "против всех", несколько возросло количество тех, кто не хочет идти на выборы, и тех, кто затрудняется ответить, однако общая численность "политического болота" осталась прежней - 50 процентов. (Опросы ФОМ проводились в 200 населенных пунктах 63 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 17-18 июня и 15-16 июля 2006 г. В каждом участвовало 3000 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 2,5%).

Отмена графы "против всех" в той или иной степени оказала негативное влияние на интерес россиян к выборам. Однако представляется, что желающие заявить о своем протесте все равно смогут это сделать, либо не придя на выборы, либо испортив избирательные бюллетени. Такой вариант протестного голосования наши граждане уже применяли на региональных выборах весной этого года. Если же к отмене строки "против всех" добавится отмена порога обязательной явки (а такие варианты уже рассматриваются), то "протест ногами" не будет иметь никакого смысла. Сорвать выборы из-за низкой явки не удастся, и даже очень небольшая часть политически активных граждан сможет решать судьбу выборов.

Несмотря некоторую опасность, что произошедшие законодательные перемены, а также отсутствие предвыборной интриги могут повысить апатию части избирателей, ожидать значимого снижения явки на парламентских выборах все-таки не стоит. Во-первых, интерес к федеральным кампаниям традиционно значительно выше, чем к региональным. Во-вторых, как правило, перед крупными выборами используются дополнительные технологии мобилизации населения. Ими могут выступать как средства прямой агитации и информации, так и "теневые" технологии, направленные на создание видимости интриги предстоящих выборов. При этом вовсе не обязательно, что повышение явки и интереса к выборам будет на руку "партии власти".

Электоральная картина

Текущие электоральные рейтинги довольно стабильны и дают представление о том, какие партии могут быть более-менее спокойны по поводу своего попадания в Госдуму пятого созыва. Это "Единая Россия" - ее показатели сейчас от 26% (по опросам ФОМ от 15-16 июля 2006 года), до 47% (по данным ВЦИОМ). (Опрашивалось 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4% в июле 2006 года). Эти цифры дают основание предполагать, что "единороссы" смогут рассчитывать на половину или более мест в парламенте.

Отличительной особенностью электоральной структуры "Единой России" является то, что ее избиратели не занимают какую-либо конкретную нишу. Электоральный срез избирателей "единороссов" практически повторяет общероссийский. Это обстоятельство оставляет поле для маневра так называемым "правому" и "левому" крыльям "Единой России". Можно сказать, что таким образом "единороссы" играют на политических полях большинства партий, за исключением разве что маргинальных. Это должно позволить им успешно работать с большинством основных социальных запросов, как по отдельности, так и находя для них какую-то общую формулировку.

Помимо "единороссов", по данным социологов, уверенно претендовать на места в Госдуме может еще только одна партия - КПРФ. Сейчас коммунисты имеют поддержку от 7% (июльский опрос ВЦИОМ) до 10% (ФОМ от 15-16 июля). Несмотря на то, что нынешние показатели КПРФ ниже, чем те, которые эта партия получила в 2003 году, они продолжают показывать неплохие результаты на региональных выборах. Это дает основания полагать, что во время кампании 2007 года им удастся привлечь на свою сторону больше избирателей, чем показывают нынешние рейтинги.

Согласно тем же социологическим исследованиям, ЛДПР пока находится на грани прохождения барьера, имея 5-7% голосов. Однако практика предыдущих избирательных кампаний показывает, что Владимиру Жириновскому довольно быстро удается привлекать на свою сторону некоторые категории избирателей. Либерал-демократы смогут претендовать как на часть маргиналов, так и на определенный процент национально ориентированного избирателя. Помимо этого, в числе отдающих свои голоса ЛДПР оказываются люди, основным мотивом голосования которых вовсе не являются политические лозунги. Они выбирают лично Жириновского, потому что "это весело".

На данный момент политические рейтинги не дают возможности говорить о том, что еще какая-либо партия сможет преодолеть заградительный барьер. Показатели остальных политических сил значительно ниже этой черты. Тем не менее, представляется, что наличие огромного, почти 50-процентного электорального "болота" и ряда общественных запросов даст возможность на получение заветных голосов и другим партиям.

Общественный запрос и электоральные ниши

По мнению ряда политологов, основным электоральным запросом 2007 года должно стать требование "продолжения политики Путина". Но это все же не самостоятельный запрос, а обобщающий. Дело в том, что уровень доверия президенту по-прежнему крайне высок, впрочем, как и его электоральный рейтинг. Причем в отличие от нормальной международной практики, когда даже у успешных президентов со временем рейтинг чуть-чуть снижается, показатели Владимира Путина медленно, но верно идут вверх. То есть это тот запрос, который для каждого из сторонников президента означает что-то свое. Для кого-то социальные гарантии, для кого-то - это стабильность и т.д.

Одним из основных общественных запросов электорального цикла 2007-2008 годов может стать также требование социальных гарантий. Однако пока этот запрос не имеет яркой актуализации, а значительная часть его выразителей находится все в том же "политическом болоте". О наличии такого запроса говорит и тот факт, что на последних региональных выборах заградительный барьер с хорошими показателями и почти повсеместно преодолевали партии, основными лозунгами которых являются социальные гарантии и другие "левые" ценности. Причем КПРФ, которая традиционно работает в этой нише, не "выбирает" ее полностью и "делится" голосами с левоцентристскими партиями "второго эшелона".

Причин того, что коммунисты уступают часть своего электорального поля, может быть несколько. За последние годы изменился избиратель, требующий этих самых социальных гарантий. Как правило, выразители данного социального запроса - это пенсионеры и работники бюджетной сферы. Если в бюджетной сфере все как было, так и осталось, то пенсионеры несколько изменились. В пенсионный возраст уже вступило так называемое поколение "шестидесятников". У многих его представителей отношение к коммунистам не самое дружелюбное. Также вплотную к пенсионной черте приблизилось уже и следующее поколение, пик активности которого пришелся на период "перестройки" и заката Советского Союза. В силу возрастных особенностей значительная часть этих поколений действительно задумывается о необходимости социальных гарантий. Однако, маловероятно, что большинство этих людей увидят выразителем своих настроений КПРФ.

На голоса этих избирателей может рассчитывать объединение из нескольких левых партий "второго эшелона". Вероятно, именно эту нишу хочет занять созданная на днях коалиция "Родины" и Партии жизни. При этом ее лидеры Сергей Миронов и Александр Бабаков утверждают, что почти половина населения России придерживается "левых" взглядов.

Если социальный запрос будет актуализирован во время кампании 2007 года, то его будет отрабатывать и самая крупная партия - "Единая Россия". Но ей, вероятно, точно так же, как и КПРФ, не удастся отработать этот запрос полностью. Скорее "единороссам" удастся привлечь на свою сторону тех, для кого социальный запрос одновременно является запросом на продолжение политики Владимира Путина.

Стоит отметить, что запрос на социальные гарантии и социальное государство приводил в думские кресла не только коммунистов. Довольно значительная часть "яблочного" электората, начиная с 1993 года, когда в Госдуму прошел блок "Явлинский, Болдырев, Лукин", была представителями этого общественного запроса. Именно эта часть сторонников "Яблока" (обедневшая творческая интеллигенция и иже с ними) отвернулись от партии на выборах 2003 года после того, как привычно эсдековское "Яблоко" встало на сторону одного их олигархов. Во многом потеря этой части электората и не позволила "Яблоку" сформировать свою фракцию в нынешней Государственной думе.

В определенной степени запрос на социальные гарантии смогут отработать даже правые партии. Дело в том, что разные слои общества требуют различных социальных гарантий. В связи с этим либералы в лице СПС и бывшие эсдеки - "яблочники" вполне могли бы сосредоточиться на гарантиях, необходимых среднему классу. Здесь, правда, возникает определенная сложность, связанная с противоречиями между различными слоями уже довольно многочисленного, но совершено разобщенного среднего класса. Дело в том, что в общероссийском контексте в эту категорию попадают как представители мелкого и среднего бизнеса, так и их наемные работники. Ставка же на верхние слои, которую также делают "правые", загоняет в одну электоральную нишу владельцев строительных "пирамид" и обманутых ими "дольщиков" и т.п. Представляется, что если многочисленные правые не будут выставлять на выборах десяток списков и если им удастся либо аккумулировать все эти группы, либо определить в качестве своей целевой аудитории самую многочисленную из них, то они вполне могут рассчитывать на преодоление барьера.

Стоит отметить, что для этого у них есть возможность опереться на соответствующую идеологическую нишу. По данным февральского опроса ВЦИОМ (опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах, статистическая погрешность не превышает 3,4 процента), за партию, выступающую за "демократические ценности, против государственного произвола и диктатуры", готовы проголосовать 18% избирателей. За партию, выражающую интересы "наиболее активных, способных добиваться успехов слоев общества", - 9 процентов, и за партию, выступающую за "развитие свободного предпринимательства и рынка", - 6 процентов. В ходе опроса можно было выбирать до двух вариантов ответа, поэтому речь скорее может идти о пересекающихся множествах. Однако, даже разделив результат на два, получается, что в России есть около 16% граждан, готовых голосовать за идеи, традиционно называемые "либеральными". Таким образом, основной задачей правых на предстоящих выборах должна стать проблема "вытаскивания" этих потерянных избирателей из электорального "болота" и из числа сторонников "Единой России". Насколько они смогут отработать эту идейно-электоральную нишу, во многом будет зависеть и от их договороспособности и определения приоритетов.

Еще одной нишей, которую могут попытаться занять те или иные партии и получить от этого дивиденды в виде голосов избирателей, является русский национальный вопрос. Так, по данным уже упомянутого выше опроса ВЦИОМ, проведённого 19-20 февраля 2006 года, к сторонникам "русских национальных ценностей" относят себя 17% россиян. Почти такое же количество респондентов (16%) заявили, что им ближе партии, "отстаивающие интересы русского населения, выступающие за ограничение наплыва в страну мигрантов". С большой долей вероятности значительная часть людей с подобными взглядами поддержит ЛДПР. Часть может отойти коммунистам и другому "левому" проекту. На долю этого электората может рассчитывать "Единая Россия". Также есть вероятность того, что этих избирателей привлечет какой-либо проект объединенных партий, которые сейчас находятся в совершенно других идейных нишах. Подобные вещи уже случались: на выборах 2003 года "Родина" изначально как раз задумывалась как левый проект, призванный стать молодой перспективной альтернативой КПРФ, но уже тогда привлекла к себе не только левый электорат.

Несмотря на довольно большое количество потенциальных сторонников, представляется, что ни одна партия не сможет получить их целиком. Дело в том, что избирательное законодательство в вопросе затрагивания национальных отношений вновь планируется ужесточить. Соответствующие поправки уже прошли первое чтение в Государственной думе. Работать на этом поле станет гораздо труднее, так как в условиях избирательной кампании и жесткой конкуренции противники националистов обязательно постараются снять авторов "скользких" лозунгов с выборов.

Отметим, что любой социальный запрос, чтобы превратиться в электоральный потенциал той или другой партии, должен быть актуализирован. То есть задача политических игроков не только в том, чтобы донести до избирателя свои идеи, но и убедить его в том, что эти идеи им не менее интересны, чем самим политическим партиям. Если всем основным политическим игрокам удастся выбрать свои электоральные ниши, можно будет говорить о преодолении семипроцентного барьера пятью политическими партиями. Однако пока только две из них - "Единая Россия" и КПРФ - могут быть уверены в своем попадании в парламент, и одна - ЛДПР - находится у заветной черты. Остальным же, даже чтобы получить надежду, предстоит еще очень много сделать как в области структурных изменений, так и в работе с избирателем.

Опубликовано на сайте Страна.Ru 28.07.06.



Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме