20:00 19.07.2006 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Сергей Иванов: Триада национальных ценностей
Накануне саммита восьми крупнейших индустриальных стран мира, который пройдет 15-17 июля в Санкт-Петербурге, "Известия" публикуют статью вице-премьера - министра обороны России Сергея Иванова. "Триада национальных ценностей" - это взгляд Сергея Иванова не только на проблемы армии и стратегической безопасности страны (о них министр обороны не раз говорил в своих интервью "Известиям"), но и на всю идеологию современной России. "Впервые с момента провозглашения новой России мы смогли четко сформулировать ясный ответ на ключевые для любого народа и государства вопросы: Кто мы? Куда идем? В каком обществе хотим жить? Это серьезная заявка на концептуальную независимость России, на ее право самой, без подсказок со стороны решать, как именно надлежит строить жизнь в собственном доме", - считает Иванов.
Место России в мире
На протяжении долгого времени после распада СССР политика нашей страны в системе международных отношений и безопасности определялась во многом лишь инерцией советского наследия. Отсутствовали четкие представления о наших национальных интересах и какая-либо внятная стратегия по их реализации. В результате Россия постепенно выключалась из процесса формирования международной повестки дня. Из ведущего субъекта мировой политики мы превращались в ее объект, которому реально грозила утрата самостоятельности в принятии важнейших государственных решений.
Однако за последние шесть лет ситуация начала кардинально меняться. Россия стала занимать активную позицию в решении важнейших мировых вопросов, превратилась в полноправного члена "большой восьмерки" наиболее развитых государств планеты. Стремительный рост капитализации российских компаний за последние годы дает нам возможность стать одним из ведущих игроков на глобальном экономическом рынке.
"Мы должны не избегать неизбежного противостояния, а последовательно и аргументированно защищать нашу позицию перед лицом тех, кто нас критикует или является нашими открытыми противниками"
Сегодня Россия ведет последовательную, а где необходимо - даже и жесткую политику в вопросах отстаивания своих национальных интересов как внутри государства, так и за его пределами. В политической и общественной сферах мы решительно пресекаем все попытки вмешиваться в наши внутренние дела и навязывать чуждые жизненные стандарты.
В сфере экономики Россия проявляет твердость в отстаивании своего права самостоятельно выбирать торговых партнеров, исходя из приоритета собственной пользы, а не сомнительного деления государств на "свободные страны" и "страны-изгои". Осталась в прошлом такая практика взаимоотношений, при которой Россия несла существенные экономические убытки в обмен на политическую лояльность лидеров тех или иных зарубежных государств.
В то же время мы навсегда ушли от конфронтационной модели в системе "Восток-Запад".
Россия активно продолжает развивать взаимовыгодное сотрудничество в политической, экономической и культурной сферах как с Западом, так и с Востоком. С российской стороны были сделаны беспрецедентные шаги по интеграции в единую Европу, активному взаимодействию с бывшим противником в лице НАТО в вопросах борьбы против общей для всего цивилизованного мира террористической угрозы. Это - реальная политика, заключающаяся в умении добиваться конкретных результатов в защите национальных интересов.
Действия России на мировой арене стали более прагматичными.
Они определяются четким осознанием той роли, которую может играть наша страна исходя из ее геополитических и экономических особенностей.
В настоящее время экономический потенциал России позволяет, например, поддерживать мировую энергетическую стабильность.
Уже сейчас очевидна и неоспорима позитивность и важность нашей роли в процессе формирования единой европейской энергетической стратегии. Для многих государств в этой сфере мы являемся надежным и предсказуемым партнером, который четко выполняет взятые на себя обязательства.
Этим объективно определяется новый статус России как энергетической сверхдержавы.
Некоторым нашим партнерам могут не нравиться такие цели, однако они продиктованы не стремлением вернуться к "имперским амбициям", а нашей новой ролью в глобальной экономической системе, опирающейся на уникальные возможности России и ее искреннее стремление внести свой достойный вклад в создание нового, более справедливого мироустройства, гарантирующего процветание и благополучие для всех.
Наши ценности и кто им угрожает
Россия сегодня в полной мере вернула себе статус великой державы, несущей глобальную ответственность за ситуацию на планете и будущее человеческой цивилизации.
Большую роль в этом сыграло кардинальное изменение общего вектора государственной политики, формирование новой, стратегически мыслящей национальной элиты. Однако главная причина заключается в том, что в России завершился трудный, идущий с начала 1990-х годов процесс формирования новой системы ценностей, определяющих мировоззренческую основу российского общества в наступившем тысячелетии.
Впервые с момента провозглашения новой России мы смогли четко сформулировать ясный ответ на ключевые для любого народа и государства вопросы: Кто мы? Куда идем? В каком обществе хотим жить? Это серьезная заявка на концептуальную независимость России, на ее право самой, без подсказок со стороны решать, как именно надлежит строить жизнь в собственном доме.
Новая триада российских национальных ценностей - это суверенная демократия, сильная экономика и военная мощь.
Суверенная демократия - это квинтэссенция нашего внутреннего устройства, подразумевающая право граждан самим определять политику в своей стране и защищать это право от внешнего давления любым, в том числе и вооруженным, путем.
Сильная экономика - это залог удовлетворения материальных потребностей наших граждан, их высокого качества жизни. И в то же время она позволяет обеспечивать высокий уровень обороноспособности страны.
Военная мощь, основу которой составляют Вооруженные силы, - важнейший гарант нашей независимости. Ее поддержание и наращивание возможно только при высочайшем уровне развития передовых технологий и наличии мощной производственной базы.
Одной из ключевых тенденций развития мирового сообщества на сегодняшний день является обострение конкуренции. Причем не только в политической и экономической областях, но и в сфере идеологии, охватывающей различные системы ценностей. Каждая мировая держава сегодня - это не только границы, армия и экономика, но и особый идеологический проект, конкурирующий за право определять мировую повестку дня и дальнейшие перспективы развития всего человечества.
Заявив о своем собственном идеологическом проекте, Россия тем самым вступила в жесткую и бескомпромиссную конкурентную борьбу. И мы должны не избегать неизбежного противостояния, а последовательно и аргументированно защищать нашу позицию перед лицом тех, кто нас критикует или является нашими открытыми противниками. Всех их условно можно разделить как бы на два "лагеря".
Первый "лагерь" - это "мягкие" оппоненты, то есть те наши партнеры в сообществе демократических государств, кого не устраивает самостоятельная, сильная, уверенная в себе Россия, имеющая развитую экономику и ясную политическую позицию, способная выстоять в глобальной конкурентной борьбе и защитить свой суверенный путь развития.
Они нередко упрекают нас в недостатке демократии и даже в попытках возрождения авторитаризма. Но сегодняшняя реальность состоит в том, что Россия уже давно и, что особенно важно, самостоятельно сделала свой выбор в пользу построения демократии и не намерена ему изменять. Мы убеждены в том, что базовые демократические ценности являются универсальными и не могут зависеть от политической конъюнктуры.
Но при этом мы прекрасно понимаем и то, что "стерильной", "выращенной в пробирке" демократии не может существовать. Все демократические государства имеют свои национальные особенности, обусловленные уникальностью их исторического опыта и культурного наследия. А одной из главных демократических ценностей как раз и является право на суверенитет народа в принятии им самостоятельных решений без какого-либо давления извне.
Вот почему мы считаем недопустимым такой мировой порядок, при котором на планете пытается доминировать лишь один центр силы, навязывающий всем остальным правила игры, основанные на военном и экономическом превосходстве.
Проходя свой исторический путь, Россия всегда старалась придерживаться принципов невмешательства и уважения мнения своих политических и деловых партнеров. В то же время нельзя не отметить, что сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда сплошь и рядом под лозунгами демократии осуществляется активное вмешательство во внутренние дела других государств, отстаивающих свои суверенные интересы, идущие вразрез с насильственно устанавливаемыми в мировом сообществе "стандартами".
Вокруг этих государств искусственно создается истерическая обстановка, формируется политическая среда, благоприятная для запуска процесса свержения законных правительств.
Двойные стандарты некоторых любителей "чистой демократии" в определении демократических норм и ценностей вполне очевидны.
Такие же двойные стандарты существуют и в области борьбы с терроризмом. Есть "классические" террористы, в отношении которых все средства хороши, которых отслеживают, ловят и уничтожают по всему миру, и есть "повстанцы", нашедшие политическое убежище в западных столицах. Рядом с ними так же вольготно и безбоязненно чувствуют себя идейные вдохновители и спонсоры террористической деятельности, ведущейся против России.
Второй "лагерь" - это те, кто не просто не разделяет наших ценностей демократии и свободы, но и исповедует абсолютно другие, человеконенавистнические идеи, объявив террористическую войну на уничтожение всему цивилизованному миру.
Международный терроризм сегодня является одной из наиболее опасных угроз человечеству. И здесь, к сожалению, нужно признать, что, несмотря на активные и все более организованные усилия мирового сообщества, эта угроза не становится меньше.
Одна из ключевых причин - недооценка идеологического фактора. Экстремистская идеология находит благодатную почву в бедных и развивающихся странах, а также в маргинальных сообществах даже наиболее развитых государств мира. Поэтому победить террор только военным путем - задача неосуществимая. Необходимы меры социального и пропагандистского характера, принимаемые на уровне глобального международного сотрудничества.
Именно поэтому Россия последовательно выступает за создание единого международного фронта борьбы с терроризмом. Мы убеждены: такой фронт может быть эффективным только под эгидой Организации Объединенных Наций. Ни одно даже самое влиятельное государство не должно присваивать себе право использовать борьбу с террором для навязывания другим своего видения демократии.
Отстоять право на будущее
Судьба России как суверенного государства будет определяться ее способностью адекватно отвечать как на попытки внешнеполитического давления, так и на прямые акты агрессии, в том числе со стороны сил международного терроризма. В обоих случаях приоритетной является роль боеспособных, технически оснащенных и современных Вооруженных сил. В одном случае - как фактора сдерживания, в другом - как средства отражения возможного нападения и одного из инструментов идущей по всему миру "горячей" войны с терроризмом.
В условиях существующих геополитических рисков мы делаем ставку на качественное совершенствование Стратегических сил сдерживания, способных в ответном или ответно-встречном ударе в любых условиях обстановки гарантированно уничтожить посягнувшего на нас агрессора.
Для решения этой задачи на вооружение поступают ракетные комплексы наземного базирования "Тополь-М" и в ближайшей перспективе - морского: "Булава-30", дальняя авиация оснащается высокоточными стратегическими крылатыми ракетами с ядерной боевой частью.
Все это составит современную основу отечественных стратегических ядерных сил, боевые средства которых способны преодолевать существующие и перспективные системы ПРО. Именно это является лучшей гарантией предотвращения любых попыток ядерного шантажа в отношении Российской Федерации.
Наряду с развитием Стратегических сил сдерживания значительное место в планах военного строительства отводится и укреплению сил общего назначения.
Осуществляться оно будет за счет создания самодостаточных межвидовых группировок войск, оснащенных высокоточными разведывательно-ударными комплексами и способных совместно с ядерными силами решать любые задачи по обеспечению военной безопасности страны. При этом речь не идет о достижении количественного военного паритета с ведущими мировыми державами. Наши действия в этой сфере имеют асимметричный характер, опираются на интеллектуальное превосходство и будут менее затратными.
В заключение хотел бы отметить, что глубоко заблуждаются те, кто говорит, будто нынешняя обновляемая Россия слаба и не способна обеспечить собственную безопасность и отстоять свои интересы на мировой арене.
С каждым годом наша страна становится все сильнее, и не только в связи с ростом экономики и закупками новых видов вооружений. Главное - это изменение мировоззрения россиян, которые все в большей степени начинают чувствовать себя гражданами великой державы, осознавать свои ценности в современном мире и готовность защищать их от любых внешних посягательств.
Нам сегодня есть не только ЧЕМ защищаться, но и - а это гораздо важнее - ЧТО защищать. Мы все больше начинаем понимать, что Россия может быть только суверенной демократией, а иначе у нас не останется ни демократии, ни России.
Сергей Иванов, вице-премьер - министр обороны России
13.07.2006.
www.izvestia.ru
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме
29 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |