12:47 21.08.2008 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Алексей Подберезкин: "ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛЪ", том 2, глава 5, "Основные задачи развития креативных групп в России"
"Интеллигент не может не играть особой
роли в укреплении демократичных основ
и суверенитета России".
А. Торкунов.
Из вышесказанного следует, что сознательное и целенаправленное развитие креативного класса должно быть высшим приоритетом государства и общества на ближайшие десятилетия. Сегодня этого нет. Отмечаются лишь единичные, бессистемные попытки как-то выделить этот аспект. Такие, например, как выделение 3-х (трех!) премий президента России в июле 2008 года молодым ученым. В рамках нацпроектов также предпринимались определенные усилия, которые все-таки походили скорее на сигналы власти обществу, а не на государственную политику.
Для того, чтобы произошли такие радикальные изменения в политике они должны быть четко выражены в идеологии и закреплены в стратегии развития государства. Ни того, ни другого пока нет. Определение стратегических и тактических целей развития государства и общества является, с точки зрения стимулирования развития креативного класса, не только важнейшей политико-идеологической прерогативой власти, но и наиболее ответственной задачей, от точности и своевременности решения которой нередко зависит судьба страны.
Немного истории. Как уже говорилось, созидательные слои общества игнорировались властью в России и СССР исторически. Никогда они не входили в элиту общества. Стратегическое планирование, которым в советские времена занималось Политбюро и Госплан, также игнорировало развитие подлинного творчества. Более того, репрессии советского периода стали страшным ударом по тонкому слою российской интеллигенции, а последующая политика КПСС отводила интеллигенции незавидную роль "прослойки" между двумя доминирующими классами.
Еще хуже ситуация стала при М. Горбачеве и Б. Ельцине, когда социально-экономический кризис привел к резкому "вымыванию" интеллигенции, а весь творческий потенциал нации был сконцентрирован на задаче выживания. Так, только в Москве число научных работников в эти годы сократилось с 900 000 до 300 000 человек. Такая недальновидная политика стала одной из основных причин острого социально-экономического кризиса конца 1980-1990-х гг., когда к власти пришла полуобразованная номенклатура, прикрывавшаяся "демократическими" принципами.
В первый президентский срок В. Путина (особенно в период руководства Совбезом С. Б. Ивановым) стали разрабатываться основы стратегического планирования - идеи национальной безопасности, внешней политики, информационной безопасности и др., - а также долгосрочные отраслевые концепции и доктрины. Вместе с тем, общегосударственная теория развития, в которой учитывались бы такие ведущие факторы мирового развития, как человеческий потенциал, информатизация, креативность науки и образования, - отсутствовали, также как и стратегия развития, нацеленная на реализацию этих приоритетов.
Известно, что отсутствие долгосрочной стратегии государства, учитывающей глобальные изменения в мире, прежде всего в возможной расстановке политических сил, может привести к неэффективной и даже вредной политической практике. Именно практика, в конечном счете, подтверждает правоту научных и политических концепций. Но для этого такие должны изначально быть! В отсутствии ясно сформулированной теории развития общества можно и нужно, как минимум, исходить из самых общих представлений о приоритетах в развитии творческого потенциала нации. В этой связи, попытаюсь сформулировать ближайшие цели, как сугубо практические задачи, стоящие перед государством и обществом в этой области. Прежде всего, рассмотреть, как они коррелируют со стратегией опережающего развития с точки зрения развития творческого потенциала нации и формирования креативных групп.
Алексей Подберезкин - академик РАЕН, доктор исторических наук, профессор.
21 августа 2008 года.
www.nasledie.ru
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме
23 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |