16:15 06.08.2008 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Министерство экономического развития опубликовало два интереснейших документа о том, как мы будем жить в 2020 году и дальше
Вчера Министерство экономического развития действительно опубликовало доработанный проект "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации" и в качестве приложения к ней "Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 годов".
Документы Минэкономразвития направило вчера в правительство Об этом сообщил журналистам директор департамента стратегического управления и бюджетирования Минэкономразвития Олег Фомичев. По его словам, 22 сентября концепцию планируют рассмотреть на заседании правительства. Но до этого она еще будет обсуждаться на совещаниях у председателя правительства и его заместителей.
Как сообщают большинство информагентств и Интернет-изданий, начиная с ИТАР-ТАСС, РИА Новости, "Взгляд", "Российская газета" и заканчивая РосФинКом и "Газета", Олег Фомичёв рассказал о следующем.
Как сообщает "Российская газета", по сравнению с последней версией проект долгосрочного развития страны, который был опубликован министерством в марте, в новом варианте есть существенные поправки. Изменились и этапы, на которые была разделена реализация концепции. Так, раньше предполагалось, что путь к инновационному развитию будет состоять из трех периодов. Теперь министерство предлагает разбить концепцию на два этапа: до 2012 года в стране будут создаваться условия для инновационного развития и приниматься первоочередные меры, а затем эти результаты должны быть закреплены.
Наиболее кардинальной правке подверглись разделы концепции по инновациям и образованию. Они фактически написаны заново. В планах Минэкономразвития поставлены амбициозные цели: доля промышленных предприятий, внедряющих инновации, должна к 2020 году вырасти более чем в четыре раза, доля высокотехнологичного сектора и "экономика знаний" в объеме ВВП будет составлять не менее 17-20 процентов против сегодняшних 10-11 процентов. А затраты на исследования и разработки должны подняться с 1,1 процента ВВП до 2,5 -3 процентов ВВП.
При этом на тему инноваций, рассказал Фомичев, сделана ставка не только в "профильном" разделе. Она проходит и через все другие разделы.
Речь идет о том, чтобы была налажена тесная связь между отечественными производителями и инноваторами. Так, например, Минэкономразвития предлагает выделять на совместные проекты ученых и компаний специальные гранты. Будут поддерживаться и "взросление" малых инновационных компаний и создаваться условия для их перехода в более тяжелую весовую категорию.
Еще одно направление - это развитие научно-образовательных систем. Предусматривается создание специальных междисциплинарных центров по прорывным направлениям, для чего будут образованы 5-7 национальных исследовательских центров, а также будет поддержано формирование 10-15 исследовательских университетов. Эти идеи, кстати, перекликаются с предложениями, которые совсем недавно были озвучены бизнесом. И Фомичев не стал отрицать это. Подхвачено в концепции и другое предложение предпринимателей - создавать в России моду на инновации и инновационное поведение, формировать образ инноватора как успешного человека. Кроме того, министерство предлагает интегрировать российский высокотехнологичный сектор в глобальную экономику. А отечественным компаниям государство намерено оказывать политическую и конституционную поддержку при приобретении зарубежных высокотехнологичных фирм.
Помимо инновационного раздела, рассказал представитель Минэкономразвития, в концепции также откорректированы разделы по здравоохранению, пенсионной реформе. Правда, подробно об этих новациях Фомичев рассказывать не стал. Заметим также, что во время обсуждения концепции многие подвергали ее критике: цели, мол, заявлены хорошие, а вот каким образом они будут достигаться, - непонятно. Ответ на этот вопрос дается в пошаговом плане действий, приложенном к концепции. Впрочем, как рассказал вчера Фомичев, этот план пока еще не согласован со всеми министерствами и пока он непубличный. И потому от каких-либо комментариев воздержался.Известно лишь, что в нем будут указаны конкретные исполнители и сроки.
Однако ничего экзотического в этом плане нет, говорит Фомичев. Как пояснил г-н Фомичев, в отличие от двух других документов он внесен в правительство без обсуждения с другими ведомствами, так что сейчас обнародовать еще нечего, возможно, мероприятия подвергнутся значительной коррекции.
Как добавляет Интернет-издание деловая газета "Взгляд", на этот раз, уверяет Фомичев, инновации встали во главе угла новой версии. Кроме того, этапов, которые Россия должна пройти до 2020 года, стало не три, а два. Первый - подготовительный, в ходе которого в стране будет создаваться потенциал для развития, - продлится до 2012 года. На этом этапе будут приняты экстренные меры для улучшения демографической ситуации и снижения инфляции до 5-6,5% в год к 2012 году, создана инфраструктура международного финансового центра в Москве, завершено формирование национальной инновационной системы.
В ходе второго этапа экономика должна сменить статус с сырьевой на технологичную и наукоемкую. Как говорится в концепции, будет совершен "рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики".
По сути, Россия должна за это время отказаться от нефтегазовой зависимости и перейти на инновационные рельсы. Доля высокотехнологичных отраслей в ВВП должна резко повыситься - до 17-20%. Что касается инфляции, то к 2020 году она должна достичь уровня развитых стран - не более 3% в год.
В концепции также заложено снижение НДС с 2010 года до 12%. По мнению авторов документа, эта мера ускорит рост ВВП на 0,2-0,5% в год.
Между тем министр финансов Алексей Кудрин отметил, что новая версия концепции-2020 не была согласована с Минфином, передает "Интерфакс". По его словам, в ней нет оценок баланса бюджетной системы на все эти годы. В пятницу Министерство финансов планирует внести в правительство финансовый план России на 2009-2023 годы, который будет учтен при доработке всей концепции. Финплан обещает быть сверхконсервативным. По словам Кудрина, удовлетворить потребности всех министерств в финансировании курируемых ими направлений не получится. "Перед правительством стоит задача выбрать приоритеты и определить баланс между доходами и расходами", - заявил Кудрин.
Спор Минфина и Минэкономразвития о приоритетах экономического развития продолжается. Точку в споре, что главнее - борьба с инфляцией путем ограничения инвестиционных возможностей роста или подпитка экономики госинвестициями и рекордные темпы роста ВВП, поставит премьер Владимир Путин 22 сентября на заседании правительства.
Приложенные к Концепции "Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 годов" достаточно подробно комментирует РосФинКом.
Как он сообщает, общий рост ВВП к 2020 году составит 2,3 раза по отношению к 2007 г. против 2 раз в энерго-сырьевом варианте и 1,8 раза в инерционном варианте. Такие показатели содержатся в проекте основных параметров прогноза социально-экономического развития страны на 2020-2030 гг., подготовленном Минэкономразвития и опубликованном на сайте министерстве 5 августа.
Сценарий инновационного развития будет сопровождаться активными структурными сдвигами, поддерживаемыми значительным повышением эффективности использования ресурсов. Доля инновационного сектора в ВВП повысится с 10,9% в 2007 г. до 17,2% в 2020 г. (в ценах 2007 г.) при снижении доли нефтегазового сектора с 18,7% до 11,1%.
При этом инновационный вариант предъявляет и наиболее высокие требования к снижению энергоемкости производства. Энергоемкость ВВП в 2020 г. должна составить 60% от уровня 2007 г. Снижение энергоемкости будет обеспечиваться в этом варианте не только за счет сокращения потерь электроэнергии, топлива и тепла и структурных сдвигов в пользу менее энергоемких отраслей и производств, но в большей степени за счет внедрения высокоэффективных энергосберегающих технологий, обеспечения массового выбытия энергоемких основных фондов и роста производительности труда.
Такой структурный маневр будет обеспечиваться ростом инновационной активности и поддерживаться повышением расходов: на НИОКР (за счет всех источников финансирования) - до 2,2% ВВП в 2015 г. и 3% ВВП в 2020 г., на образование - до 6,4% ВВП в 2015 г. и 7% ВВП в 2020 г. (в т.ч. государственные расходы достигают 5,5% ВВП).
Такой рост экономики позволит увеличить реальные располагаемые денежные доходы населения в инновационном варианте в 2,6 раза против 2,3 раза в энерго-сырьевом варианте и 1,9 раза в инерционном, сократить бедность до 6,2% (6,7% в энерго-сырьевом и 7,9% в инерционном варианте).
В случае реализации инновационного сценария развития экономики существенно сократится разрыв между Россией и ведущими странами мира по уровню благосостояния. Объем ВВП на душу населения к 2015 г. составит не менее $23 тыс. (в ценах 2005 г.), к 2020 году - более $30 тыс., что приблизительно соответствует современному уровню развития стран Еврозоны. Разрыв в уровне ВВП на душу населения по сравнению с США сократится с трех до менее двух раз (отношение данного показателя возрастает с 32% до 57% от уровня США). В 2030 г. уровень ВВП на душу населения достигнет $50 тыс., что превысит средний уровень стран Еврозоны.
Доля России в мировой экономике увеличится с 3,2% в 2007 г. до 3,8% в 2015 г. и 4,3% в 2020 г. По размеру экономики Россия переместится с восьмого места в 2007 г. на пятое место в 2020 г.
Значительно повысится конкурентоспособность и улучшится структурная диверсификация российской экономики. Определится специализация России на рынках высокотехнологичной продукции - авиационной и космической техники, судостроительной продукции, ядерных технологий, создания программного обеспечения, космических запусков, услуг космической связи, навигации и геоинформационного обеспечения. Экспорт машиностроительной продукции в долларовом выражении по отношению к 2007 году увеличится в 2,8 раза к 2015 г. и почти в 6,2 раза к 2020 г.
Деловая газета "Взгляд" к этому добавляет, что сальдо торгового баланса РФ примет к 2011 году отрицательные значения, что, прежде всего, будет связано с быстро расширяющимся дефицитом торговли машинами, оборудованием и транспортными средствами, и резким сужением профицита торговли сырьевыми неэнергетическими товарами.
Такая оценка содержится в опубликованных Минэкономразвития РФ Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ и Основных параметрах прогноза социально-экономического развития РФ на период до 2020-2030 годы.
Превышение импорта машин и оборудования над экспортом увеличится с 2007 года по 2011 год с 82 млрд. долларов почти до 256 млрд. долларов, а профицит сальдо торговли сырьевыми товарами - металлом, лесом, химической продукции снизится с 35 млрд. долларов до 28 млрд. долларов.
После 2013 года, считают в МЭР РФ, расширение дефицита внешней торговли резко замедлиться, что будет связано с ускорением роста экспорта и улучшениями условий торговли. Относительно ВВП отрицательный торговый баланс достигнет максимума в 2018 году, и в дальнейшем будет оставаться на уровне 1,6-1,8% ВВП.
Соотношение динамика экспорта и импорта по ряду товарных групп также будет изменяться. После 2013 года рост экспорта машин и оборудования начнет опережать рост импорта и увеличение дефицита торговли машинами резко замедлиться. Перестанет сокращаться профицит торговли сырьевыми товарами, а стоимость экспорта минеральной продукции начнет увеличиваться за счет увеличения цен, сообщает ПРАЙМ-ТАСС.
Издание "Газета" предлагает следующую таблицу, суммирующую некоторые данные, приведённые в Концепции.
Индикаторы инновационного счастья