11:45 31.07.2008 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Стенограмма заседания Общественного Комитета "За честные выборы!" на тему "О подготовке политических партий к муниципальным и региональным выборам в июне-октябре 2008 года" от 27.06.2008
Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Добрый день уважаемые коллеги. Мы продолжаем нашу работу и сегодняшняя повестка дня - это подготовка политических партий к муниципальным и региональным выборам, как летом этого года в июне-июле, так и осеннем в октябре. Хочу напомнить, что в ближайшее воскресенье, 29 июня у нас досрочные выборы главы муниципального образования города Горячий Ключ в Краснодарском крае и досрочные выборы главы муниципального образования города-курорта Сочи. Скажите, пожалуйста, из политических партий, которые здесь присутствуют, в выборах главы муниципального образования города-курорта Сочи кто-то принимает участие?
Чупанов Андрей Сергеевич (КПРФ).
КПРФ принимает.
Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
КПРФ. И все, да? Теперь дальше, у нас следующие выборы идут 6 июля, 27 июля, 12 октября. В законодательные собрания субъектов Российской Федерации в октябре 2008 года выборы пройдут в Кемеровской области, Иркутской области, Сахалинской области и Забайкальском крае. В этих субъектах Федерации из присутствующих политических партий принимает кто-нибудь участие? Уважаемые коллеги, мы традиционно даем возможность высказаться всем участникам круглого стола. У меня убедительная просьба. Тема круглого стола избирательное законодательство в проекции на муниципальные выборы и выборы в законодательные собрания Российской Федерации. И конечно, понятно, что субъекты Российской Федерации вправе принимать нормативные акты по поводу обсуждавшейся неоднократно темы о залогах, о сборе подписей и о конкретной ситуации в связи с этим. И кроме всего прочего у нас есть заявление Партии социальной справедливости, с которым выступит наш коллега Лев Иванов.
Умалатова Сажи Зайндиновна (партия Мира и Единства).
Что я хочу сказать. Конечно, если существует круглый стол, на котором выступают политические партии, то должны присутствовать средства массовой информации. Средства массовой информации приходят к нам тогда, когда они хотят или когда им дают указания. Я считаю, что недопустимы такие явления, чтобы мы друг другу что-то рассказывали. Наверное, то, что мы говорим должен знать и народ. На предстоящих выборах мы будем принимать участие, хотя каждая присутствующая здесь политическая партия прекрасно понимает. Как они будут сложны и как будут всех давить, чтобы они не принимали участие. Потому что у нас определились четыре партии, которые считают, что кроме них никто не имеет права участвовать в выборах. Если осенью сложиться такое же положение, которое было в Думских и всех остальных выборах, то надо политическим партиям объединиться и объявить, что они вообще бойкотируют выборы в России. Всему есть предел. Это, во-первых. Во-вторых, Государственная Дума перешла все возможные рамки нравственности и морали. Для того чтобы выполнить свои обещания, данные своим избирателям, где они говорили о том, как они переступят порог Государственной Думы, в стране будет порядок, стабильность, безопасность, еда, одежда, работа. Вместо этого мы сегодня читаем о том, что Государственная Дума уже почти подготовила закон для того, чтобы вместо 5 рублей за каждый голос себе получить 20 рублей. Я считаю, что это аморально и безнравственно, когда в стране такая обстановка, когда у нас более 40% людей живут за чертой бедности, есть им нечего, когда у нас в упадке сельское хозяйство, промышленность. Мы были депутатами СССР. Несмотря на то, что не было такой обстановки в стране, мы депутаты добровольно ежемесячно в детские дома, больницы отправляли свои заработные платы. Это я говорю, как пример. Но это оправдывается тем, что партии не будут зависимы от олигархов, не будут брать с других деньги. Неправда, как брали, так и будут брать. От того, что сегодня по 20 рублей из бюджета будут за каждый голос брать, что эти деньги будут прозрачны, их не оправдывает. Депутаты очень богатые люди и они могли бы свою зарплату скидывать каждый месяц и за счет зарплаты содержать свою партию. Но сегодня пошли по другому пути. Это, во-первых. Во-вторых. Как только Государственная дума начала свою работу мы слышим о том, что будут менять закон теперь уже вместо 50 тысяч - 100 тысяч членов партии. Тоже не понятно. У кого есть 50 тысяч у них будет и 100 тысяч. Если есть попытка удушить партии, если кто-то думает, что сегодня, после закрытия партий улучшиться обстановка в стране, он ошибается. Это далеко не так. Депутаты сегодня озабочены не тем, чтобы страна поднималась: экономика, промышленность, сельское хозяйство, безопасность, стабильность. Государственная Дума озабочена сегодня тем, чтобы всех задавить, всю свою жизнь приватизировать в Думу и сидеть там. Так не бывает. Когда народу, как говорил Карл Маркс, кроме своих цепей нечего будет терять, из Государственной Думы не только депутатов, но и само здание снесут. И вы это прекрасно понимаете и те, кто сидит в Думе, должны это понимать. Очень хотелось бы, чтобы наконец-то и Государственная Дума, и политические партии, и Центральная избирательная комиссия, да все, кто есть в нашей стране, обратили внимание и свой взор на страну, всех объединили бы и начали работать во имя страны.
Иванов Лев Иванович (член Президиума Партии социальной справедливости).
Я хотел бы начать с Заявления Президиума Политического Совета, которое было принято сегодня. Текст Заявления у всех на руках имеется. Я его зачитывать не буду. Отмечу только несколько обстоятельств. В начале июня наша партия выдвинула лозунг: "Левые России, объединяйтесь!" Нас услышали, начались переговоры. По итогам переговоров на сегодняшний момент наша партия приняла решение о том, чтобы вынести на рассмотрение ближайшего съезда, который у нас состоится в 1-ой декаде сентября 2008 года вопрос об объединении нашей партии с партией "Справедливая Россия" при сохранении идеологического, политического и кадрового потенциала Партии социальной справедливости. Президиум нашей партии обращается ко всем политическим партиям социалистической, социал-демократической, патриотической ориентации с призывом начать консультации о максимально широком и представительном объединении левых сил на базе партии "Справедливая Россия". Из Заявления я бы хотел подчеркнуть один момент. Мы отмечаем то, что проводимая новым Президентом России Дмитрием Медведевым социально-экономическая политика полностью соответствует программным положениям нашей партии. Речь идет о том, что лозунг, который выдвинул Дмитрий Медведев и который был одним из основных в его избирательной кампании, который звучит так, что пусть никто не сомневается в том, что вложения в человека, в развитие его человеческого потенциала будет для нас всегда абсолютным приоритетом. Это лозунг нашей партии. Основа идеологии социального консерватизма, который разработал лидер нашей партии Алексей Иванович Подберезкин. Теперь перейдем к повестке дня. Я хочу обратиться еще раз лично к Николаю Николаевичу Гончару с тем, чтобы он все-таки в качестве первого шага выдвинул законодательную инициативу, которую предложила наша партия официально в решении Президиума. Речь идет о чем. О том, чтобы внести маленькую такую поправку в закон об избирательных правах, которые устанавливают сроки проведения муниципальных и региональных выборов в первое воскресенье октября и в первое воскресенье марта. Два слова надо изменить. Наше предложение состоит в том, чтобы октябрь поменять на ноябрь, а март на апрель. Почему? Потому, что из-за того, что выборы проходят в октябре, начинается кампания буквально через пять дней за 90 дней до 5 октября. Два месяца приходятся на лето, да и сентябрь тоже неудачно. Если перенесем на ноябрь, то все будет прекрасно. Сентябрь, октябрь - два полноценных месяца, в которые можно будет заниматься агитацией и пропагандой. Апрель тоже. Почему? Потому, что выборы в начале марта приводят к тому, что один из пиков избирательной кампании, сдача подписей, оформление приходятся на январские 10-тидневные каникулы. Пропадает 10 дней, когда никто не работает. Избирательная комиссия работает, но не совсем творчески. Это очень логично. Тогда избирательная кампания будет начинаться как раз в общенародный январский разгул, 10 дней - это ерунда. Только для того, чтобы решить участвуем или не участвуем, их никто и не заметит, а останутся полноценные: Январь, февраль и март. Три месяца полноценной работы. Всего два слова поменять. Николай Николаевич, первый шаг от имени Комитета, от имени партий, я думаю, что коллеги присутствующие здесь меня поддержат. Я бы просил поддержать это предложение. Теперь о выборах. В ближайшее воскресенье мы не участвуем, а в следующее 6 июля 2008 года в Самарской области, где пройдут выборы Главы Кинельского района, мы выдвинули кандидатуру от нашей партии. Это бывший депутат областной Думы Звягина и 6 июля посмотрим, кто выиграет. О выборах в законодательные собрания. Мы приняли решение и провели предварительные переговоры, что на выборах в законодательные собрания этих четырех субъектов наши кандидаты будут проходить по спискам партии "Справедливая Россия" и таким образом участвовать в выборах как беспартийные, но Партия социальной справедливости будет поддерживать список партии "Справедливая Россия" с нашими кандидатами. Поэтому мы будем участвовать во всех четырех выборах в законодательные собрания и надеемся на успех вместе с партией "Справедливая Россия". Мы предлагаем всем другим левым партиям, у которых нет своих финансовых или других возможностей участвовать в этих выборах в законодательные собрания также провести на эту тему переговоры со Справедливой Россией о том, чтобы они включили их кандидатов в свои списки на этих выборах. Спасибо.
Чупанов Андрей Сергеевич (КПРФ).
Уважаемые коллеги, прежде чем начать по теме дискуссии хотелось бы высказаться по поводу выступления предыдущих участников. С нашей точки зрения проект объединения всех партий под два больших проекта Единой России и Справедливой России, в конце концов, он не удался, после выборов марта 2006 года. Он не удастся и в дальнейшем, как мы считаем, потому, что в принципе, если говорить о технологических проектах Администрации Президента, там существуют две абсолютно противоположные точки зрения. Одна точка зрения на то, что у нас должно остаться две партии, и мы должны создать американскую систему, а у нас ее пытались внедрить чуть ли не с 96 года. Помните проект Ивана Рыбкина? Тема создания двухпартийной системы постоянно у нас педалируется. Другая часть Администрации Президента категорически возражает против этого и считает, что должно остаться в России 5-6 крупных партий, которые должны быть партиями реально выражающими интересы каких-нибудь слоев населения, не партиями-проектами, а партиями, которые реально существуют. С нашей точки зрения попытка подогнать все партии под два проекта Единой России и Справедливой России будет обречена на провал, потому что не могут существовать две политические структуры с разными идеологическими направлениями, поддерживающие одних и тех же лиц. Выдвижение Медведева, как кандидата от четырех партий наглядно это показало. Не могут партии с разными убеждениями поддерживать одного человека. Теперь что касается темы нашего заседания. Хотелось бы отметить предложения Компартии, которые касаются избирательного законодательства, процедуры проведения выборов на региональном, муниципальном уровне и т. д. Итак. Первое. Избирательный залог. Не понятно нам, почему избирательные залоги на выборах в субъектах, на муниципальных выборах иногда превосходят залоги на Федеральных кампаниях по выборам, например, депутатов Госдумы. В Санкт-Петербурге залог при выборах в Заксобрание больше, чем залог политической партии при выборах в Государственную Думу. Например, размер избирательного залога в городе Москве. На последних муниципальных выборах он составлял 120 тысяч рублей. При этом кандидат в депутаты в среднем на муниципальную кампанию он тратит от 1 тысячи, в случае бюджетной кампании, для того, чтобы просто на своем оборудовании распечатать листовки или наклейки, до 10-15 тысяч рублей максимум. То есть сложно понять, для чего нужно вносить залог в 120 тысяч рублей, если кампания вся стоит от 1 до 10-15 тысяч. Мы считаем, что залог обязательно должен оставаться страховкой в случае, если признание подписи не действительно. Обязательно это должно быть, как это было раньше. Сейчас фактически в той же Центральной избирательной комиссии, мы были свидетелями рассмотрения многих жалоб на то, что, например, людей отсекали от выборов только на том основание, что в платежном поручении, в таком маленьком документе не указаны все реквизиты, которые должны быть в законе. Тот текст, который надо вместить, огромен, он еле влезает в это платежное поручение. Также мы считаем, что инициатива, которая выдвинута партией "Единая Россия" и ЛДПР об увеличении численности партии до 100 тысяч человек очень вредная. Для партии устанавливать численность в 50 тысяч, в 100 тысяч - это вопрос больше административный, чем идеологический, политический и т.д. Если говорить о США, то там партии массовые, там нет формального членства. В Соединенных Штатах Америки если человек выступил в поддержку того или иного кандидата, то его уже считают членом партии. Если говорить о партии Большевиков, которая пришла к власти в 17 году, то ее численность в апреле месяце была несколько тысяч человек. Эти формальные требования лишь позволяют отсечь партии от участия в выборах. Все эти барьеры мы считаем административными, навязанными, придуманными и очень вредными для политической жизни страны. Также мы считаем, что на региональных выборах не должно быть очень большого заградительного барьера. На тех же выборах в Мосгордуму десятипроцентный заградительный барьер - это ненормально. Он хотя бы должен быть не больше, чем на федеральных выборах. Оптимальным мы считаем барьер не больше 3-5%. Теперь следующее. Во всех регионах у нас постепенно переходят к системе партийных списков. У нас в партии существует несколько мнений по этому поводу. Одни считают, что это правильно, потому, что депутат будет привязан к своей партии, к ее решениям. С другой стороны это неправильно, когда люди голосуют за партийный список, в котором известные фамилии. Потом эти известные фамилии от своих мандатов отказываются и приходят совсем неизвестные никому "серые лошадки". Люди должны знать за кого они голосуют. Также мы считаем неправильным порядок формирования Центральной избирательной комиссии, избирательных комиссий субъектов, территориальных комиссий и т.д. В данный момент, это установлено конституцией, 5 членов назначаются Президентом, 5 членов от Совета Федерации, которые прямо или косвенно фактически формируются Президентом. Через этих представителей влиять на него очень легко. 5 членов от Госдумы, которые ничего не могут сделать с теми 10-ю членами, которые фактически представляют Президента. Мы считаем, что ЦИК должен формироваться пропорционально по партийной системе, то есть предложения по кандидатурам в состав ЦИКа должны давать зарегистрированные политические партии. Это позволит сохранить большую объективность на данный момент. То же самое комиссии субъектов, когда половина состава комиссии назначается Губернатором, половина назначается Законодательным собранием. Фактически в Законодательном собрании, если хотя бы есть один из членов субъектовой комиссии назначенный от партии, поддерживающей Губернатора, всегда будет перевес комиссии на стороне Губернатора. Комиссия будет принимать только те решения, которые будут выгодны главе исполнительной власти. С учетом того, что он назначается Президентом, фактически они формируется из одного центра. Мы считаем необходимым сократить перечень документов, представляемых кандидатами для регистрации. Сейчас на муниципальных выборах у нас порядка 100 человек сняли по формальным основаниям. Снимали людей только за то, что, например, отсутствуют одна или две пустые страницы в паспорте. Мы считаем это неправильно. Для выдвижения кандидата должно быть достаточно установление, скажем так, волеизъявления выдвигающегося субъекта. Если подписи предоставлены, если, скажем, кандидат выдвинут политической партией, то этого должно быть достаточно. Если человек внес залог - это должно быть достаточно для того, чтобы принять участие в выборах. Мы считаем, что недопустимо создавать в избирательных комиссиях любого уровня рабочие группы. Рабочие группы позволяют избирательным комиссиям не рассматривать никакие жалобы, как это было на Думских выборах, Президентских выборах. Хотя по закону избирательная комиссия обязана это делать до подведения итогов. Мы считаем необходимым, несмотря на то, что отменена графа "против всех" реализовать право граждан на отказ от участия в выборах, исключение себя из списка избирателей так, чтобы каждый гражданин мог прийти в избирательную комиссию субъекта, написать заявление, чтобы его исключили из списка избирателей, если он не хочет голосовать. Этим он сможет выразить свое отношение не только к кандидатам, но и ко всей политической системе. Мы считаем, что необходимо отменить нотариальное удостоверение групп объявляющих инициативу проведения референдумов, групп выдвигающих политические партии. Это нотариальное удостоверение фактически создает лишние препоны для этих комиссий, для граждан, которые пытаются провести выборы. Например, у нас одна из групп пыталась провести референдум города Москвы, нужно было собрать 500 человек и провести нотариальное удостоверение подписи каждого из этих граждан. У нас был сочувствующий нотариус, который взялся за это дело. Заверение подписей шло 8 часов. Собрать 500 человек в каком-то зале - это очень сложно. Мы считаем, что агитацией должна быть любая информация о кандидатах, которые зарегистрированы на соответствующих выборах, будь то выборы в субъектах, будь то выборы в Госдуму. В последние выборы у нас информация о деятельности заместителя председателя Правительства, Президента и т.д. подавалась как информация об этих гражданах. Если шла строка на телевидении, что это кандидат в Президенты, то это считалось агитацией. Все остальное преподносилось как информация. Мы считаем, что любое появление на экране, в печати соответствующего человека, его фамилии с какими-то положительными комментариями должно рассматриваться, как агитация. Это не позволит так манипулировать тем информационным пространством, которое у нас было на Думских выборах, было на Президентских выборах. Мы считаем, что все люди участвующие в выборах должны уходить в отпуск. Во всех странах имеется такая практика, когда человек, который пытается избираться в представительный орган должен уходить в отпуск, а не использовать государственные средства для того, чтобы путешествовать по стране. Это мы считаем недопустимым. Мы считаем, что необходимо прекратить практику "паровозов", когда, например, от Единой России 98 депутатов Государственной Думы, ключевые фигуры отказались от своих мандатов. Голосовали за одних людей, а прошли совсем другие, которых никто не знал. Мы считаем, что необходимо ввести ответственность в партии за отказ таких людей от мандатов. Либо запретить таким людям в течение года отказываться от мандатов, а исполнять обязанности по своей депутатской должности, либо мандат, от которого отказался член партии, должен передаваться другим партиям в соответствии в пропорции полученных ими голосов. Мы считаем, что необходимо запретить давать прогнозы явки на выборах. Любой Губернатор, который говорит о том, что у нас ожидается явка, например, 75% фактически негласно указывает всем главам администрации, административным органам, что надо всеми правдами и неправдами обеспечить эту явку. Мы считаем, что на муниципальных выборах должно быть необязательным создание фондов для кандидатов, потому очень часто бывает так, что на муниципальных выборах люди не тратят никакие деньги. Они лишь организуют встречи с гражданами на детских площадках и т.д. У нас бывает так, что за неоткрытие счета, за непредоставление документа, за какие-то ошибки оформления людей просто снимают. Так же мы считаем, что нужно установить ответственность за выдачу неверных копий протоколов избирательных комиссий. Необходимо внести изменения в УПК. В Татарстане, например, нам отказывают в возбуждении уголовного дела на том основании, что отсутствует субъект возбуждения дела в отношении членов комиссии, что возбуждать дело должен следователь прокуратуры, а их сейчас у нас нет, они все на следственном комитете. У нас еще есть некоторые предложения, но основные я озвучил.
Прохоров Вадим Юрьевич (адвокат СПС).
Добрый день. Я постараюсь быть краток. В данном случае поддержу коллегу. Да, действительно, ЦИК валит с больной головы на здоровую. Не только у коммунистов, это имелось частично у партии "Яблоко", у СПС, когда возникают спорные, конфликтные ситуации всегда, к сожалению, ведущий Центральной избирательной комиссии пытается занять такую позицию, а как бы сделать так, чтобы ответственность возложить на того, кто скрыл нарушения, как у нас было, например, в Таганском районе. Пришлось выяснять чуть ли не нашему наблюдателю, который пресек вброс. Он мог бы вполне быть привлечен к уголовной ответственности. Далее, что касается фундаментальных вопросов, о которых сказал Николай Николаевич, действительно, те предложения, о которых мы говорили, все есть. Мы их все представили. Во многом они совпадают с тем, что коллеги уже говорили. Никаких изменений к лучшему в этом плане нет пока, я думаю, что они не предвидятся с учетом той ситуации, что если большинство присутствующих здесь, в основном, конечно, друг другу говорят, что нельзя увеличивать обязательное количество членов партии, реформировать нужно в целом подход, а воз не только и ныне там, но еще похоже, что к осени готовятся соответствующие поправки. Вполне очевидно, что люди из ликвидируемых партий в большие партии все не уйдут, многие будут уходить в незарегистрированные партии. Они существуют и зачастую влияние незарегистрированной партии гораздо выше, чем влияние иной зарегистрированной. Если хотят добиться этого, то идут по правильному пути. Что касается вопросов, связанных с местными выборами, то в некоторых, например, наша партия собирается участвовать, в частности в Ставрополе и т. д. В некоторых регионах вообще уходят от прямого выбора глав местного самоуправления. Например, в Калужской области. Несколько лет назад решил губернатор, что там главы выбираются из числа депутатов, то ли сити-менеджеров, при чем по всей области. По сути - это изменение всей системы местного самоуправления и уход от прямых выборов глав местного самоуправления. Там, где глава местного самоуправления не выбирается прямыми выборами, говорить о реальном волеизъявлении не приходится, поскольку известно, чья наибольшая фракция в местном органе и т. д. Со многим из того, что говорили предыдущие выступающие можно согласиться, единственное, что никаких особых позитивных изменений я пока не вижу и, наверное, их не стоило и ожидать. Но, тем не менее, нашу позицию мы высказали.
Райков Геннадий Иванович (член Центральной избирательной комиссии).
Я постараюсь прокомментировать коротко. Что касается региональных выборов, то здесь все вам понятно и ясно, и четко. И ЦИКу все ясно и четко. Что касается муниципальных выборов, то тут есть проблемы и у ЦИКа. Центральная избирательная комиссия на муниципальные выборы выходит по закону опосредованно. Она напрямую не может заниматься муниципальными выборами и только одна буква закона - седьмая статья, когда имеются жалобы в областную комиссию, то через нее можно выходить на ЦИК. В связи с такой загогулиной мы участвуем в муниципальных выборах. Это вопрос, который надо изучать. Все основные жалобы идут на муниципальных выборах. Понятно почему. Земля стала товаром. Каждый хочет избрать своего главу, чтобы потом торговать землей. Мы сейчас готовим определенные инструкции, чтобы упорядочить все эти вещи. И будем выходить к законодателям. Ряд областей решили эту проблему просто - муниципалы все передали ТИКам. И тогда мы уже попадаем напрямую над выборами муниципальной системы. Например, в Ростовской области нет ни одной муниципальной комиссии. Все муниципалитеты передали территориальным избирательным комиссиям свои права. А, например, в Подмосковье 499 муниципальных комиссий, которые формирует сам муниципалитет. Мы готовимся к муниципальным выборам, в октябре будет кроме этих, в Подмосковье будет 499 выборов в маленьких муниципальных образованиях. Это большой объем и здесь, конечно, партии должны участвовать. Хорошо, что Комитет существует, ЦИК старается работать таким образом, чтобы вести правовое обучение. Я возглавляю рабочую группу по разборке жалоб. Все жалобы мы рассмотрели, книжку зеленую издали, читайте, там все написано. 261 жалоба поступила от КПРФ, все до одной мы рассмотрели. Итого 472 жалобы всего. Не нравятся ответы? Это другой вопрос. Есть суд. Вы судитесь сейчас с Центральной избирательной комиссией. Успешно судитесь. Партии сейчас будут участвовать в выборах. Нужно учитывать, что в регионах и законы разные, у кого-то есть одномандатные округа, у кого-то нет одномандатных округов. Не везде идут только по партийным спискам. Там был такой переходной период, поэтому в этом отношении ЦИК готов помогать политическим партиям оказывать всяческую поддержку в региональных муниципальных выборах.
Аставина Александра (Российская экологическая партия "Зеленые").
Я хочу сказать, что мы направляли свои замечания по поводу совершенствования избирательной системы. По поводу того, что уже было сказано, я скажу, что, во-первых, мы согласны по поводу сроков выборов в октябре. Это однозначно неудобно из-за летних месяцев, во-вторых, мы согласны по поводу избирательного барьера, потому что, если на федеральных выборах еще реально преодолеть 7% барьер, то в некоторых регионах это практически нереально, исходя из того, какую поддержку имеет партия власти. По поводу нотариального заверения тоже считаем, что оно не функционально. Более того, хотелось бы вообще говорить об отмене сбора подписей и отмене избирательного залога, потому что получается такая ситуация, что партия существует, она зарегистрирована, и второй раз должна что-то доказывать. Получается такой двойной фейс-контроль, который никому не нужен. Потому что не меняет сути ситуации, только усложняют задачу партиям. Еще такой вопрос, который не упоминался. Это плата за использование бесплатного эфирного времени. У нас, например, есть еще долги в некоторых регионах. Как с этим работать дальше, мы не знаем и проблема в том, что даже в тех регионах, в которых нет платы, даже если ты не преодолеваешь 3% барьер, то исходя из опыта партий в других ситуациях, партии, региональные отделения уже боятся использовать это время. Я с этим столкнулась, когда работала в регионах. Это серьезная проблема. И еще по поводу работы Центральных избирательных комиссий. Проблема в том, что все избирательные комиссии в регионах действуют по одной схеме. Они начинают публиковать у себя на сайтах информацию, как только это становится возможным. Эта информация очень редко имеет отношение к правде. Они обычно завышают процент "сильных" партий и таким образом, там, где еще идет подсчет голосов, эта информация становится доступной и начинается подгонка результатов под то, что уже показано. В регионах это работает, потому что есть страх такой, которого, наверное, нет в Москве. Эти данные никак нельзя проверить. Тогда нужно публиковать один раз точные данные, которые можно проверить и то, к чему уже можно придираться, потому что когда ты пишешь, что это были временные данные, то никто за них ответственности не несет. Спасибо.
Качура Геннадий Николаевич (Политическая Партия "Народный Союз").
Мы, конечно, будем участвовать в этих выборах. Может быть, будем участвовать чисто формально, как, думаю, большинство здесь присутствующих партий, потому что есть требования ЦИКа, что нужно участвовать, иначе нас лишат регистрации. И даже на съезде прозвучали такие мнения, что нужно зарегистрироваться, чтобы формально участвовать, и можно не тратить деньги и тому подобное. Зарегистрироваться не такая большая проблема. Проблема провести предвыборную кампанию, потратить средства, ничего не получить. Наверное, движение в сторону ужесточения будет продолжаться. Мне кажется, что большинство присутствующих здесь партий на следующих федеральных выборах не будут участвовать, потому что они просто не доживут до них. Уже объединяются на основе Справедливой России левые партии. Она будет развиваться дальше. Я был не на одном заседании Комитета, слушаю, мы обмениваемся мнениями, это все интересно, но это все происходит в форме аналитики. А изменить это движение по ужесточению, запрещению партий, к уменьшению количества, по-моему, уже невозможно. Эта тенденция сохраниться. Поэтому формально мы в этом участвуем. А что касается того, что партия решит на осеннем съезде, может быть и будем с кем-то объединяться. Мы участвуем в Кемеровской, Курской, Сахалинской, Забайкальской областях.
Степанов Владимир Николаевич (руководитель регионального отделения Комитета по Ленинградской области).
Я хочу привести, как пример, нашу избирательную комиссию в Ленинградской области по поводу того, о чем говорил Гончар Николай Николаевич. Секретарь избирательной комиссии, был выдвинут Центральной избирательной комиссией, Самохиным, глава районной администрации Самохин родной брат. Кумовство и т.д. - это все происходит. Я хочу предложить делегировать в региональные избирательные комиссии людей от Комитета. Правовое основание простое, в частности по Ленинградской области - политические партии, общественные объединения. Во-первых, мониторинг провести, что сейчас по времени, как работают, у кого есть полномочия, кто формируется по новому, посмотреть, может быть есть какие-то конфликтные регионы. ЦИК может и от себя это сделать или от Комитета. Наблюдатели должны быть. Хорошо, если это будет решающий голос, может быть и совещательный голос. Во всяком случае, в Москве все понятно, люди все в теме, все понимают, а в регионах все по-другому. Мало того, что 90% людей просто не понимают, что такое выборы, как таковые. Если бы от Комитета кто-то присутствовал в региональных избирательных комиссиях, то это было бы здорово, на мой взгляд. Во всяком случае, какие-то первоисточники были бы. Все. Спасибо.
Журавлев Владимир Владимирович (Союз молодежных организаций России).
Много было сказано достаточно интересного, может быть и познавательного, но мы все знаем, что у нас руководящая, направляющая сила только одна. Мы об этом говорили, либо две партии, либо шесть партий. Может быть, все эти наши потуги столько лет не приносят какого-то реального результата. Почему мы обращаем внимание и просим всегда нашего уважаемого Николая Николаевича, почему бы нам наши предложения не направить чисто формально в Администрацию Президента.
Умалатова Сажи Зайндиновна (партия Мира и Единства).
Почему в Администрацию? Давайте направим Президенту.
Журавлев Владимир Владимирович (Союз молодежных организаций России).
Это первый тезис. Второй тезис. Я думаю, что многие политические партии работают с молодежью. Например, сегодня съезд Молодой Гвардии Единой России. Там присутствовали и "Нашисты", но их было всего 120 человек. Это федеральный съезд. 120 человек еле-еле набралось. Нам говорят, что у них есть резерв, но мы видим, что это не так. Он проявляется только во время выборов. И третье, о чем говорил Николай Николаевич - земля и т.д., но здесь существует еще одна большая проблема. В любом случае руководитель органов исполнительной власти - это одна партия и поэтому всегда в муниципальные собрания избираются те же люди. То есть получается однопартийная система, а если руководитель исполнительных органов власти еще и руководитель региональной партии, то понятно, что все будут слушать то, что он говорит. Здесь, конечно, участие всех политических партий было бы желательно, но обстоятельства, как говорят - все хорошо, да не пускают. А то, что органы исполнительной власти могут делать все что угодно, то вот последний пример по Москве. В Северный административный округ назначили заместителем Префекта двадцатишестилетнюю гимнасточку Чащину Иру, у которой нет даже опыта государственной деятельности. Надо же по законодательству, чтобы было, как минимум, 4 года опыта работы в органах исполнительной власти, государственной власти, надо обязательно высшее образование, а там 1-ый курс государственного института управления. Это показатель того, что, что хотим, то и делаем. Поэтому давайте более конкретно, детально и жестко реализовывать наши идеи. Спасибо.
Смирнов Вячеслав Николаевич (Демократическая партия России).
Я коротко. Нас пока ни с кем не объединяют. Это хорошо. Тенденций к объединению у нас в Демократической партии нет, и не будет. Поэтому приходится думать за жизнь, потому что висит 7 млн. долларов, которые являются долгом по бесплатным эфирам, так же как у всех партий. У кого-то это 9 млн. долларов, у кого-то 7 млн. долларов. Но я думаю, что если через 4 года мы к тем выборам подойдем, то заплатим. Это не проблема. Сейчас мы будем участвовать и в муниципальных выборах, и в выборах в трех субъектах Федерации в октябре, кроме Сахалина. У нас на Сахалине ничего нет. Проблем нет, за исключением одной. Наши потенциальные кандидаты, в том числе и наши, в первую очередь хотят пристроиться в парламентские партии, которые без залога, без всего будут участвовать в выборах. Политическая война на региональном, на муниципальном уровне разворачивается на уровне трех сил: федеральной силы, которая пытается контролировать местную Единую Россию, региональной губернаторской силы, которая со своей стороны пытается не допустить федеральные силы в Единую Россию и не дать свободы муниципалам, главам администрации городов, которые тоже хотят контролировать Единую Россию. Когда кто-нибудь из них проигрывает эту борьбу, то они уже начинают смотреть на другие партии. У Справедливой России есть, они, как правило, бывшие Единороссы, выгнанные оттуда. Они идут в Справедливую Россию и сразу становятся левыми. А к нам идут те, которые сразу поняли, что нечего делать со Справедливой Россией, с Единой Россией. У них просто столько денег нет, чтобы заплатить и они не главы администрации. Они идут к нам, они идут в другие партии. Особенно на муниципальном уровне. Может быть, на региональном там политики, а на муниципальном там люди, которые трудно сидят на земле и у них там какой-то бизнес, какой-то экономический интерес, политический их мало интересует. То, что остаток - это идет ко всем остальным партиям, которые не в парламенте. Приходится работать, особенно по Московской области. Единственное огромный минус - это не партийная система, потому что если эти люди потом попадут в муниципальный парламент под эгидой нашей партии, под эгидой СПС, ЛДПР - нет гарантии, что потом им не скажут вступить в Единую Россию. Такие случаи были. Мы готовимся к выборам. Это интересно.
Потапов Александр Александрович (Всероссийская политическая партия "Гражданская Сила").
У нас все то же самое, как и у всех остальных партий. Основной вопрос - это те долги, которые сейчас повисли с Думских выборов и участие в субъектовых выборах, которое тоже связано с определенными затратами. В этих субъектах, конечно, будем стараться участвовать. Могу сказать, что даже в тех четырех субъектах, которые здесь перечислены, у нас есть долги и поэтому, как это все будет в реалии неизвестно. Хотелось бы, конечно, участвовать не только для участия, хотелось бы участвовать для достижения какого-то результата. Понятно, что в борьбе за власть для непарламентской партии в этих регионах речи быть не может. Мы рассматриваем для себя участие в этих выборах в большей степени даже как донесение до избирателя своей идеи. Сами понимаете, что в отсутствии финансовых средств, все проблематично. То, что сейчас определенные структуры пытаются выступить регулятором на политическом рынке, в том числе, и через внесение выгодных им законодательных инициатив, не рассматривая те инициативы, которые, в том числе исходили от нашего Комитета, это все вызывает очень большое удивление. Если у нас в экономике есть антимонопольная служба и не дают крупным компаниям "сожрать" мелкие, то, что сейчас происходит в политике, когда всеми средствами пытаются идеи, которые отличаются от главенствующей в обществе уничтожить. Это все достаточно странно. Я все-таки надеюсь, что когда-нибудь наш Комитет услышат и то, что мы здесь будем собираться - это будет не только выпуском пара в свисток, а все-таки когда-нибудь наши обращения будут реально лежать на столе у тех, кто принимает решения. Пожалуй, все.
Пузановский Адриан Георгиевич (Аграрная партия России).
Мы провели Правление, подвели итоги, послевыборный шок снят, руководству партии партия простила все, выдала тельняшки с надписью "Варяг" и сказали стоять дальше. Это первая часть. Вторая. Мы участвуем во всех субъектах Федерации, тем более что у нас повсюду было присутствие в Законодательных собраниях. Но, например, в Кемерово председателем Законодательного собрания был господин Дюдяев - аграрник из аграрников. Сейчас он депутат Государственной Думы в победоносной партии "Единая Россия". Я не буду умножать количество примеров, связанных с этим. Их много. Тем не менее, и в Кемерово остались у нас депутаты аграрии, и на Сахалине, в Иркутске, в Забайкальском крае. Будем повсюду участвовать. Несколько слов о муниципальном уровне. То, что там происходит, проецируется с верхнего уровня на нижний уровень, но в худшем варианте. Если наверху апеллируют к закону, к праву, соблюдается, не соблюдается, то там апелляция к другим институтам и органам будет, а мотивация известна. Да, действительно, земля, лес и торговые места. Что делать в отношении данного уровня? Навряд ли можно что-либо изменить радикально. Законодательная база остается той же самой. Изменений никаких мы внести с вами не сможем в краткосрочной перспективе, поэтому остается пользоваться только теми ресурсами, которые есть и, прежде всего, институтами наблюдения. Но там, где будет сильная организация, где будет какая-то солидарность между партиями в наблюдении за выборным процессом, что-то можно будет достичь. Но сомнения большие в этом плане. И, наконец, по вопросу, который поставил Лев Иванович. Нельзя не приветствовать консолидацию политических сил в определенном спектре, в данном случае в левом. Конечно же, это шаг в правильном направлении. Пусть у вас все получиться. Что получится? Будем наблюдать. Кроме ваших левых есть и другие левые, которые отнюдь небезразличны к этим процессам. Так же как мы без ревности. Но с интересом наблюдаем за объединительным процессом в правом спектре. Без злорадства, смотрим и переживаем, потому что хорошо понимаем, что без консолидации, без объединения, без создания работоспособных и эффективных политических структур мало что мы можем изменить в условиях доминирования определенной политической силы. Она исторический факт, факт нашей политической реальности, и она будет действовать, как факт в соответствии с теми законами, которые определены самим политическим процессом. И в заключение, уважаемые, коллеги, мы уже говорили о ценности нашего формата. Но вот в чем дело. Мы используем только одну форму заседания Комитета этого уровня. Между тем наше положение позволяет нам несколько варьировать эти формы. Есть предложение. Давайте проведем конференцию с участием ЦИКа. Давайте установим представительство, предположим от каждой партии, условно говоря, 15 человек, местными ресурсами, может быть даже силами тех, кто живет в Москве, каждая партия сама решит. Давайте соберемся, проведем конференцию партий, неудобно говорить внепарламентских партий, чтобы не обижать, например, КПРФ - она парламентская партия, но найдем этот формат. Давайте выйдем на этот уровень. Я думаю, что руководство не будет сопротивляться данному начинанию. Проведем конференцию на более широком уровне, подготовим документы, обращение. Комитет есть комитет - это один стандарт, а конференция с подготовкой политических документов, деклараций - это другой стандарт. Давайте проведем, подумаем, во всяком случае.
Ясинский Игорь Алексеевич (руководитель Московского городского отделения ЛДПР).
Я на прошлом собрании Комитета не был. Но сейчас послушал и опять же вернулся к той мысли, которую коллеги в прошлый раз не поддержали. Проведение в настоящее время выборов в нашей стране не дает больших плюсов для развития страны. Поэтому я опять вернулся к той теме, чтобы обдумать вопрос о том, чтобы наложить на какое-то время эмбарго на выборы. Это необходимо сделать на какой-то момент. Почему? Они поняли, что написали законы не те, которые нужны, поэтому сейчас обращаются к нам, к вам и т. д., помогите. А как можно помочь партии, которая сама себя загнала в угол. Там нет партии, там есть многослойный пирог, где у каждого, на каждом уровне есть свой интерес. Если этот интерес не будет соблюдаться, то ему наплевать на ту политическую вывеску, которая у него висит. Если у него отбирает бизнес родная партия, то ему наплевать на нее. И он прав, потому что своя рубашка ближе к телу. И нас пытаются ввязать в эту борьбу. И в моей партии есть такие ситуации. Мой знакомый в одном районе Подмосковья оказался в такой ситуации. Я не могу ему помочь, потому что у него свой интерес, у меня свой интерес. Для чего это надо? Страна от этого страдает. Если касаться Подмосковья, то лет через 10, если все пойдет такими темпами, то мы останемся без легких, здесь жить будет нельзя. Если все застроится, то у одного миллионы, у другого миллионы, они уехали, но жить-то здесь будет нельзя. Надо же думать вперед чуть-чуть, а не топтаться на месте. Спасибо.
31.07.2008
Источник: пресс-служба Комитета.
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме
23 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |