20:00 23.07.2008 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Стенограмма заседания Общественного Комитета "За честные выборы!" на тему "О подготовке политических партий к муниципальным и региональным выборам в июне-октябре 2008 года" от 27.06.2008 (Продолжение)
Прохоров Вадим Юрьевич (адвокат СПС).
Добрый день. Я постараюсь быть краток. В данном случае поддержу коллегу. Да, действительно, ЦИК валит с больной головы на здоровую. Не только у коммунистов, это имелось частично у партии "Яблоко", у СПС, когда возникают спорные, конфликтные ситуации всегда, к сожалению, ведущий Центральной избирательной комиссии пытается занять такую позицию, а как бы сделать так, чтобы ответственность возложить на того, кто скрыл нарушения, как у нас было, например, в Таганском районе. Пришлось выяснять чуть ли не нашему наблюдателю, который пресек вброс. Он мог бы вполне быть привлечен к уголовной ответственности. Далее, что касается фундаментальных вопросов, о которых сказал Николай Николаевич, действительно, те предложения, о которых мы говорили, все есть. Мы их все представили. Во многом они совпадают с тем, что коллеги уже говорили. Никаких изменений к лучшему в этом плане нет пока, я думаю, что они не предвидятся с учетом той ситуации, что если большинство присутствующих здесь, в основном, конечно, друг другу говорят, что нельзя увеличивать обязательное количество членов партии, реформировать нужно в целом подход, а воз не только и ныне там, но еще похоже, что к осени готовятся соответствующие поправки. Вполне очевидно, что люди из ликвидируемых партий в большие партии все не уйдут, многие будут уходить в незарегистрированные партии. Они существуют и зачастую влияние незарегистрированной партии гораздо выше, чем влияние иной зарегистрированной. Если хотят добиться этого, то идут по правильному пути. Что касается вопросов, связанных с местными выборами, то в некоторых, например, наша партия собирается участвовать, в частности в Ставрополе и т. д. В некоторых регионах вообще уходят от прямого выбора глав местного самоуправления. Например, в Калужской области. Несколько лет назад решил губернатор, что там главы выбираются из числа депутатов, то ли сити-менеджеров, при чем по всей области. По сути - это изменение всей системы местного самоуправления и уход от прямых выборов глав местного самоуправления. Там, где глава местного самоуправления не выбирается прямыми выборами, говорить о реальном волеизъявлении не приходится, поскольку известно, чья наибольшая фракция в местном органе и т. д. Со многим из того, что говорили предыдущие выступающие можно согласиться, единственное, что никаких особых позитивных изменений я пока не вижу и, наверное, их не стоило и ожидать. Но, тем не менее, нашу позицию мы высказали.
Райков Геннадий Иванович (член Центральной избирательной комиссии).
Я постараюсь прокомментировать коротко. Что касается региональных выборов, то здесь все вам понятно и ясно, и четко. И ЦИКу все ясно и четко. Что касается муниципальных выборов, то тут есть проблемы и у ЦИКа. Центральная избирательная комиссия на муниципальные выборы выходит по закону опосредованно. Она напрямую не может заниматься муниципальными выборами и только одна буква закона - седьмая статья, когда имеются жалобы в областную комиссию, то через нее можно выходить на ЦИК. В связи с такой загогулиной мы участвуем в муниципальных выборах. Это вопрос, который надо изучать. Все основные жалобы идут на муниципальных выборах. Понятно почему. Земля стала товаром. Каждый хочет избрать своего главу, чтобы потом торговать землей. Мы сейчас готовим определенные инструкции, чтобы упорядочить все эти вещи. И будем выходить к законодателям. Ряд областей решили эту проблему просто - муниципалы все передали ТИКам. И тогда мы уже попадаем напрямую над выборами муниципальной системы. Например, в Ростовской области нет ни одной муниципальной комиссии. Все муниципалитеты передали территориальным избирательным комиссиям свои права. А, например, в Подмосковье 499 муниципальных комиссий, которые формирует сам муниципалитет. Мы готовимся к муниципальным выборам, в октябре будет кроме этих, в Подмосковье будет 499 выборов в маленьких муниципальных образованиях. Это большой объем и здесь, конечно, партии должны участвовать. Хорошо, что Комитет существует, ЦИК старается работать таким образом, чтобы вести правовое обучение. Я возглавляю рабочую группу по разборке жалоб. Все жалобы мы рассмотрели, книжку зеленую издали, читайте, там все написано. 261 жалоба поступила от КПРФ, все до одной мы рассмотрели. Итого 472 жалобы всего. Не нравятся ответы? Это другой вопрос. Есть суд. Вы судитесь сейчас с Центральной избирательной комиссией. Успешно судитесь. Партии сейчас будут участвовать в выборах. Нужно учитывать, что в регионах и законы разные, у кого-то есть одномандатные округа, у кого-то нет одномандатных округов. Не везде идут только по партийным спискам. Там был такой переходной период, поэтому в этом отношении ЦИК готов помогать политическим партиям оказывать всяческую поддержку в региональных муниципальных выборах.
Аставина Александра (Российская экологическая партия "Зеленые").
Я хочу сказать, что мы направляли свои замечания по поводу совершенствования избирательной системы. По поводу того, что уже было сказано, я скажу, что, во-первых, мы согласны по поводу сроков выборов в октябре. Это однозначно неудобно из-за летних месяцев, во-вторых, мы согласны по поводу избирательного барьера, потому что, если на федеральных выборах еще реально преодолеть 7% барьер, то в некоторых регионах это практически нереально, исходя из того, какую поддержку имеет партия власти. По поводу нотариального заверения тоже считаем, что оно не функционально. Более того, хотелось бы вообще говорить об отмене сбора подписей и отмене избирательного залога, потому что получается такая ситуация, что партия существует, она зарегистрирована, и второй раз должна что-то доказывать. Получается такой двойной фейс-контроль, который никому не нужен. Потому что не меняет сути ситуации, только усложняют задачу партиям. Еще такой вопрос, который не упоминался. Это плата за использование бесплатного эфирного времени. У нас, например, есть еще долги в некоторых регионах. Как с этим работать дальше, мы не знаем и проблема в том, что даже в тех регионах, в которых нет платы, даже если ты не преодолеваешь 3% барьер, то исходя из опыта партий в других ситуациях, партии, региональные отделения уже боятся использовать это время. Я с этим столкнулась, когда работала в регионах. Это серьезная проблема. И еще по поводу работы Центральных избирательных комиссий. Проблема в том, что все избирательные комиссии в регионах действуют по одной схеме. Они начинают публиковать у себя на сайтах информацию, как только это становится возможным. Эта информация очень редко имеет отношение к правде. Они обычно завышают процент "сильных" партий и таким образом, там, где еще идет подсчет голосов, эта информация становится доступной и начинается подгонка результатов под то, что уже показано. В регионах это работает, потому что есть страх такой, которого, наверное, нет в Москве. Эти данные никак нельзя проверить. Тогда нужно публиковать один раз точные данные, которые можно проверить и то, к чему уже можно придираться, потому что когда ты пишешь, что это были временные данные, то никто за них ответственности не несет. Спасибо.
Продолжение следует.
23.07.2008
Источник: Пресс-служба Комитета.
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме