08:45 24.06.2008 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Святой казарменный дух
Сегодня открывается Архиерейский собор Русской православной церкви (РПЦ), где среди прочего будет обсуждаться тема "Возрождение духовности в вооруженных силах". Участники собора готовы обратиться к президенту Дмитрию Медведеву с предложением пересмотреть нормы закона о воинской службе, принятые в 2006 году, согласно которым семинаристы лишились отсрочек от армии. Кроме того, деятели РПЦ предлагают ускорить введение института военных священников.
В воинских частях и на кораблях уже сейчас проводят службы около 2 тысяч священников. Точное число студентов духовных учебных заведений, призванных после недавней отмены отсрочки в армию на год, не поддается учету. Владыка Ставропольский и Владикавказский Феофан считает, что семинаристов в армии быть не должно, по крайней мере на срочной службе. По его мнению, из-за призыва пустеют приходы, тормозится духовное окормление мирян и мужание батюшек, а безопасность страны не повышается. По мнению архиепископа, молодые батюшки гораздо лучше справлялись бы с ролью военных священников. Эта позиция РПЦ уже давно подвергается отчаянной критике представителей других конфессий, прежде всего мусульман: они также хотят на законной основе заниматься окормлением военных.
Военные духовники за границей
Наиболее известным институтом военных священников считаются капелланы вооруженных сил США. На специализированных сайтах говорится, что ВС требуются священнослужители всех конфессий, во всяком случае, авраамических - римские католики, протестанты, православные, иудеи и мусульмане. Им предлагаются значительные социальные льготы - медицинская страховка, удобный пенсионный план, частичная или полная оплата дальнейшего обучения и так далее. Впрочем, и требования, предъявляемые к желающим стать капелланом, жесткие. Прежде всего сам человек не может претендовать на должность капеллана, его кандидатуру должна представить церковь, к которой он принадлежит.
Кандидат должен иметь научную степень не ниже магистерской с теологической специализацией, иметь опыт служения в религиозной общине не менее двух лет и быть не старше 50 лет. Кроме того, кандидат должен пройти экзамен по физкультуре.
Капелланы могут работать как полный рабочий день (тогда их назначают в действующую армию), так и неполный (тогда они служат с резервистами, проходя ежемесячные мини-тренировки и раз в год - двухнедельную). Капелланами в действующей армии могут быть только американские граждане. Для того чтобы работать с резервистами, достаточно иметь вид на жительство в США.
В ряде исламских стран роль капелланов выполняют войсковые муллы. В их задачи входит руководство коллективной молитвой военнослужащих, они также разбирают вопросы религиозного характера. Обычно войсковые муллы получают определенное воинское звание, однако фактически они полностью свободны от военных обязанностей.
Например, в армии Ирана проходят службу десятки войсковых мулл, чьей деятельностью руководит главный мулла армии. Эти духовные деятели работают не только в обычных, но и в элитных военных корпусах, например, в рядах Корпуса стражей исламской революции.
В Афганистане эта система тоже сохранилась, хотя и не в таком четком состоянии. Кроме того, войсковые муллы могут быть штатными и внештатными. Внештатники - это обыкновенные призывники, которые имеют определенную религиозную подготовку и могут выполнять соответствующие обязанности.
АНТОН ИВАНИЦКИЙ, ИГОРЬ КРЮЧКОВ
Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан вчера заявил, что на соборе среди других будет обсуждаться и вопрос службы духовенства в армии - как по призыву, так и в качестве капелланов. Как рассказал корреспонденту "Газеты" владыка Феофан, в результате отмены с 1 января отсрочки от призыва для духовенства призывного возраста, в том числе рукоположенного в сан, начали пустеть приходы. "Я сам служил в армии, как и мои четверо братьев, - пояснил владыка. - Но сейчас речь идет о том, что церковь должна окрепнуть". По словам архиепископа, молодых священников, которых немало, посылают окормлять паству в самые отдаленные приходы, для которых и так не просто найти священников. "Этот молодой человек имеет сан, а значит, не может брать в руки оружие", - отметил владыка. Если отправить в армию даже всех молодых священников и семинаристов, считает владыка Феофан, это не решит проблемы укрепления обороноспособности и безопасности.
Владыка отметил, что в его епархии на Северном Кавказе он сам духовно окормляет много войсковых частей. "Я вижу, какая есть острая нужда в том, чтобы были священники в армии, и как часто, как глотка воды или воздуха, молодые воины хотят услышать слово и утешения, и вразумления", - сказал Феофан. По его словам, схожей позиции придерживаются многие иерархи церкви.
По священнику в каждой части
Председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов сообщил корреспонденту "Газеты", что сейчас в Вооруженных силах работает около 2 тысяч священников. Они охватывают практически все части в России. При этом священники работают в частях бесплатно, как выразился отец Димитрий, "за счет религиозного энтузиазма". Как правило, священников в казармы направляют епархии в качестве дополнительной нагрузки к приходской жизни. "Я на собственном опыте неоднократно убеждался, что работа полковых священников сокращает дедовщину и поднимает боевой дух, даже сокращается количество суицидов и побегов из частей, - отметил протоиерей. - Я убедился на собственном опыте, что выпускники семинарий, которые идут служить в армию, проявляют духовную сознательность, и уровень дисциплины у них выше, чем у остальных призывников". Сейчас выпускники семинарий идут служить на общих основаниях, как и студенты светских вузов. От службы в армии освобождаются только обладатели священного сана. В прошлый призыв от службы освободили 108 священников.
Военнослужащие другого вероисповедания тоже не остаются без духовных наставлений. Даже если к части не прикреплен имам или раввин, православные священники помогают солдатам связаться с местными священнослужителями нужной конфессии.
Священная война с дедовщиной
Председатель Комиссии Общественной палаты по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей Александр Каньшин также считает, что опыт священнослужителей помогает улучшить моральный климат в частях. "Несомненно, духовная составляющая в армии должна укрепляться. Практика показала, что в частях, где работают священники, снижается уровень дедовщины и поднимается боевой дух, - заявил Каньшин корреспонденту "Газеты". - Это хорошо подтвердилось в ходе контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе". Он уверен, что церковь и государство должны двигаться навстречу друг другу, хотя государство уже создало необходимую законодательную, нормативную, штатную и материально-техническую основу для деятельности института полковых священников в условиях повседневной деятельности войск и при выполнении боевых задач. "При этом очень важно, чтобы религиозные деятели работали с учетом многонационального и многоконфессионального состава военнослужащих", - подчеркнул Каньшин.
Батюшка с Кораном в руках
Впрочем, в Госдуме до сих пор сомневаются в том, что окормление армии необходимо. Первый зампред комитета Госдумы по делам национальностей генерал-полковник Аркадий Баскаев заявил корреспонденту "Газеты", что этого делать нельзя. "У нас в России только коренными считаются 160 национальностей, представители каждой из них служат в Вооруженных силах, - говорит депутат. - И четыре традиционные религии, священники каждой из которых в этой ситуации должны быть откомандированы в воинские части". Генерал напомнил, что ссылки на императорскую российскую армию сейчас не актуальны: там были национальные формирования (например, "Дикая дивизия", калмыцкие и другие части), но они были моноконфессиональными, и личному составу каждой требовалось окормление представителей только одной религии.
Как полагает член Совета по внешней и оборонной политике Виталий Шлыков, священники армии все же нужны. "В тех армиях мультиконфессиональных стран, с которыми я знаком, один капеллан может выполнять ритуальные действия разных религий", - рассказал Шлыков корреспонденту "Газеты" и привел в пример армию США.
Правда, Шлыков сам не исключает, что в российских условиях против такого "духовного совмещения" протестовать, скорее всего, будут в первую очередь сами верующие.
Межконфессиональный подход
Говорить о введении в армии и на флоте института капелланов в РПЦ начали еще в конце 1990-х годов. Сначала на уровне средней руки духовного начальства патриархии, затем - вплоть до патриарха. В 2005 году впервые из уст начальника главного управления воспитательной работы Минобороны генерала Николай Резника прозвучала мысль о введении института армейских священников. К февралю 2006-го Главная военная прокуратура даже написала соответствующий законопроект "О полковых священниках". Тогда он вызвал недовольство мусульманского духовенства и самой армии. Муллы критиковали священников за якобы нарушения Конституции. Комментируя законодательную инициативу о военном духовенстве, муфтий Нафигулла Ашигов заявил, что введение капелланства не соответствует конституционным принципам и может принести раскол в армию. По его мнению, введение штатных священников в армии приведет к тому, что люди, имеющие на руках оружие, отвечающие за безопасность страны, будут вынуждены в рамках одной роты выяснять, кто из них мусульманин, кто - христианин, кто как поклоняется.
Премия за счет сокращения
В 2013 году в Российской армии будут служить 1 млн человек. Об этом после совещания у президента Дмитрия Медведева вчера заявил министр обороны Анатолий Сердюков. Нынешняя численность ВС достигает 1,13 млн человек, из которых 430 тысяч составляют офицеры. За четыре с половиной года предполагается сократить всего 130 тысяч человек. Ранее уменьшить личный состав до такой численности планировалось медленнее - к 2016 году.
За счет освободившихся средств Сердюков намерен поднять доходы офицеров. "Мы предлагаем двигаться более ускоренными темпами, понимая, что денежное довольствие нужно будет существенно поднять", - сказал Сердюков. Правда, прибавки будут выдавать не всем, а в качестве премий наиболее отличившимся, например, по итогам тех или иных учений.
По прогнозу министра, они коснутся только 10% офицерского состава. Для этих целей решено создать поощрительный фонд, из которого в 2009 году будет выплачено 25 млрд рублей, в 2010-м - 31 млрд рублей, в 2011 году - 42 млрд. Как сообщил министр, надбавки будут выплачиваться, во-первых, в частях постоянной боевой готовности, а также специалистам высокотехнологичных сфер обороны. "Полагаю, что это будет стратегическая авиация, подводный флот, РВСН, Космические войска", - пояснил Сердюков. По его словам, будет разработана целая система критериев, на основании которой будут выплачиваться премии.
МАДИНА ШАВЛОХОВА
Как обеспечить свободу совести (вероисповедания) в Российской армии?
ВЛАДИМИР ВОЙНОВИЧ, писатель:
- Прежде всего солдат нужно оберегать от того, чтобы им не навязывали насильно ту или иную религию. А еще за рубежом (не только в воинских частях, но и, скажем, в больницах) есть специальные молельные комнаты, куда может прийти человек любой веры и помолиться. Может быть, и у нас в армии нужно сделать что-то подобное. Да, православным и мусульманам сейчас довольно просто обеспечить доступ к соблюдению своих религиозных ритуалов, но что делать людям, исповедующим не очень распространенные религии? А вот такая молельня для всех, возможно, очень бы в этом смысле помогла.
ВИКТОР ОЗЕРОВ, председатель комитета Совета федерации по обороне и безопасности:
- А у нас каждый свободен в выборе своего вероисповедания. Если солдат хочет отправить религиозный культ, то можно пойти в увольнение и сделать это. И нет никаких проблем.
САЖИ УМАЛАТОВА, председатель Российской политической партии мира и единства:
- А в чем, собственно говоря, сложность? Главное - чтобы были желание и воля, ничего невозможного нет. Хочешь верить - верь, но будь честным, чистым и нравственным. Бог един для всех людей, в том числе и для тех, кто проходит воинскую службу. Я езжу по воинским частям, а недавно вернулась из Чечни и могу засвидетельствовать, что сейчас в армии воцаряется мир и покой. Я была в Грозном и ни одного плохого слова о военных не услышала. Помню, чеченские ребята вечером собрались прогуляться по городу и, увидев, что я с опаской отношусь к этой затее, сказали: "Чего же нам бояться? Здесь же военные стоят". Поджигателям войны надо просто головы оторвать, а некоторым военачальникам не нужно сталкивать людей и нельзя разделять их ни по национальному, ни по религиозному принципу.
АРКАДИЙ ИНИН, писатель, сценарист:
- По-моему, у нас в стране существует свобода совести, и это, кстати, в Конституции записано. Видимо, во время прохождения воинской службы каждый должен иметь возможность соблюдать определенные религиозные обряды. Но я являюсь атеистом и считаю, что подобное вообще не нужно. И тем не менее я уважаю чувства верующих, и если они считают необходимым молиться во время воинской службы, то пусть делают это. Главное - чтобы это было не в ущерб службе. Впрочем, и изучение марксизма-ленинизма в ленинских комнатах тоже не должно было быть в ущерб службе, но ведь и на это тратили уйму времени.
ГЕОРГИЙ ШПАК, экс-губернатор Рязанской области, бывший командующий Воздушно-десантными войсками, генерал-полковник:
- При царе в русской армии служило 97% православных, и лишь 3% тех, кто исповедовал другую веру. Так что в то время такой проблемы в армии не было. Тогда православные и мусульмане никогда не служили в одной части. А теперь представители разных конфессий могут служить в одном и том же полку. Сейчас, например, в Воздушно-десантных войсках довольно успешно идет работа по введению в каждый полк православных священников. А вообще, сейчас тот, кто желает, имеет полный доступ и к православию, и к мусульманству, и к иудейству. Не думаю, что проблема вероисповедания является главной для нашей армии, и никаких запретов на отправление религиозного культа не существует. Условия равны для всех.
НАТАЛЬЯ КРАЧКОВСКАЯ, народная артистка России:
- Духовное воспитание людей, конечно же, очень необходимо, и об этом в армии должно думать прежде всего командование. Знаете, возможность отправления религиозных культов нужно просто-напросто записать в устав. Иными словами, по-военному поставить задачу и выполнить. Православным - церкви, мусульманам - мечети и так далее.
АНАСТАСИЯ НОВИКОВА, МИХАИЛ ВИНОГРАДОВ, опрос подготовил АЛЕКСАНДР САРГИН
Материал опубликован в "Газете" No115 от 2008-06-24г.
http://gzt.ru/society/2008/06/23/223038.html
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме