16:30 08.06.2008 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Восемь тезисов Эльвиры Набиуллиной для американских компаний
Партия социальной справедливости считает XII Петербургский международный экономический форум одним из важных этапов подготовки и принятия окончательной редакции Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года.
Поэтому мы отслеживаем не только работу на нём Президента России Дмитрия Медведева, но и выступления на нём членов российского правительства и, если удастся раздобыть прямую информацию, выступления иностранных представителей мировой бизнес-элиты.
Серию этих материалов о работе XII Петербургского международного экономического форума Партия социальной справедливости начинает с выступлениями на нём автора проекта Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года Министра Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной.
Как сообщила пресс-служба этого министерства 6 июня 2008 г. Министр экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллина выступила с докладом на российско-американском круглом столе "Стратегическое партнерство России и США в экономической сфере", проходившем в рамках ХII Петербургского международного экономического форума.
Партия социальной справедливости к сожалению не располагает тестом самого доклада, но полагает, что тезисы выступления Министра экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллиной на "круглом столе" "Стратегическое партнерство России и США в экономической сфере" не слишком от него отклоняются. Вот они
1. Разрешите поблагодарить организаторов "круглого стола" за предоставленную возможность выступить перед столь представительной аудиторией российских и американских бизнесменов, прибывших на Петербургский международный экономический форум. Полагаю, для вас будет небезынтересно услышать комментарии с российской стороны, а также Министра торговли США К. Гутьерреса в отношении перспектив развития торгово-экономических отношений между нашими странами.
2. В своем кратком выступлении перед вами мне хотелось бы предложить совместно подумать, как с наибольшей отдачей для деловых кругов наших стран можно было бы воспользоваться динамичным ростом рынков и укреплением макроэкономической стабильности России на фоне накапливания известных рисков в мировой экономике.
Приведу некоторые данные, которые говорят сами за себя.
По объему ВВП Россия закрепилась на седьмом месте в мире. По паритету покупательной способности российский ВВП превысил в этом году 2,1 трлн. долларов, 15,0 тысяч долларов на душу населения. Устойчиво высоки в последнее время темпы роста российской экономики - 6-7% в год. В 2007 году ВВП вырос на 8,1%, а в январе-апреле текущего года - на 8,4%. При этом нестабильность на мировых рынках, ухудшение условий внешних заимствований для российских компаний и отток капитала в конце прошлого - начале текущего года не затормозили экономический рост. Наша экономика надежно защищена от воздействия внешних шоков международными резервными активами Российской Федерации, составляющими около 550 млрд. долларов.
3. Накопленный запас прочности в экономике позволяет нам перейти к решению структурных задач долгосрочного развития страны, которые Президент России поручил сформулировать в стратегии социально-экономического развития до 2020 года. Мы хотим видеть Россию страной с диверсифицированной экономикой, основанной на применении инноваций и технологий, обеспечивающих прорыв в конкурентоспособности. Разумеется, мы не собираемся отказываться при этом от наших естественных конкурентных преимуществ, состоящих в развитии ресурсной, в том числе энергетической, базы экономики и ресурсоемких производств, на основе их рационального и эффективного использования, которое невозможно без инноваций. Международное взаимодействие в решении этих задач, и, прежде всего, привлечение "умных", готовых работать на российскую экономику иностранных инвестиций - наш долгосрочный курс.
4. Россия вступает в новый этап своего экономического развития. К настоящему времени этап создания необходимых условий для предпринимательской деятельности в нашей стране уже пройден. Об этом наглядно свидетельствует продолжающийся бурный приток иностранных инвестиций в российскую экономику. Еще в 2006 году в Россию поступило 30 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций, в 2007 году - 45 млрд., в этом году мы ожидаем 58-60 млрд., а к 2011 году - более 70 млрд. долларов. При этом вложения в основной капитал в России составляют около 380 млрд. долларов и увеличиваются более чем на 20% ежегодно.
Короче говоря, иностранные инвесторы нам поверили и уже без прежних опасений стремятся к расширению своего присутствия на российском рынке. Наряду с этим значительно повысилась активность российских компаний на внешних рынках.
Теперь мы можем подойти к решению задач долгосрочного характера, опираясь на инновационное развитие. Разумеется, реализация долгосрочных планов социально-экономического развития нашей страны невозможна без тесного взаимодействия с нашими основными торговыми партерами, в число которых входят и Соединенные Штаты Америки.
5. По масштабам экономического сотрудничества с нашей страной США пока заметно отстают от европейских партнеров. Достаточно сказать, что на долю США приходится лишь около 3% всего товарооборота России, в то время как на долю ЕС - более 50%. Реакция американских компаний, многие видные представители которых присутствуют здесь, на положительные изменения в нашей экономике явно запаздывает.
У нас складывается впечатление, что в настоящее время сложился некий "закрытый клуб" компаний США, действующих на российском рынке, который фактически не пополняется. Другие компании США пока предпочитают воздерживаться от "вступления" в этот клуб, что во многом связано с их опасениями и, соответственно, выжидательной позицией, не учитывающей заметное улучшение делового климата в России. А ведь российский рынок уже сейчас дает возможность американскому бизнесу зарабатывать миллиарды долларов ежегодно. Перспективы - еще лучше: российская экономика на подъеме, потребительский рынок растет опережающими темпами; политическая ситуация - стабильная. Все это выгодно отличает российский рынок от рынков многих других стран регионов.
6. Судя по всему, американскому и в определенной степени российскому бизнесу не хватает политических сигналов для налаживания продвинутого всестороннего экономического сотрудничества. Нужен открытый и прямой диалог между российскими и американскими бизнесменами, и взаимодействие этого диалога с государственными структурами двух стран.
Полагаем важным, чтобы бизнес-диалог ориентировался на широкую повестку дня. Его усилия должны быть сконцентрированы не только на выработке рекомендаций правительствам, но и на практических вопросах: развитие прямых деловых контактов, поиск и продвижение новых проектов, преодоление выжидательных настроений бизнеса в отношении двустороннего сотрудничества. Думаем, что знаковыми для бизнеса являются такие вопросы, как скорейшее завершение процесса присоединения России к ВТО, включая выведение нашей страны из-под действия поправки Джексона-Вэника, устранение барьеров в торговле, создание более благоприятных условий для инвестиционного сотрудничества.
Основные идеи и практические шаги по формированию такого бизнес-диалога, налаживание которого предусматривается "Декларацией о стратегических рамках российско-американских отношений", принятой президентами России и США по итогам их встречи в Сочи 6 апреля 2008 г., по нашему убеждению, должны исходить от самого бизнеса. Здесь весьма важно найти наиболее эффективную форму взаимодействия. Рассчитываем, что российские и американские деловые круги, уже давно создавшие свои организации, успешно содействующие развитию двустороннего торгово-экономического сотрудничества, смогут достаточно быстро найти такую форму.
7. Для роста взаимной торговли и инвестиционного сотрудничества и его диверсификации есть все необходимые условия. В пользу этого говорит тот факт, что развитие российско-американских торгово-экономических связей объективно отвечает взаимным интересам наших стран. В частности, существуют возможности для развития сотрудничества в сфере энергетики, высоких технологий, машиностроения, авиационной промышленности, мирного освоения космоса, инноваций, АПК, металлургической, целлюлозно-бумажной, пищевой отраслях промышленности. Реализация этих возможностей будет во многом зависеть от активности российских и американских компаний.
В конкретном плане имеются возможности постепенного перехода в среднесрочной перспективе к более эффективным формам взаимодействия, предполагающим не только осуществление обычных торговых операций, но и производственную кооперацию в таких областях, как авиастроение, автомобилестроение, нанотехнологии. Рассчитываем также на продолжение совместного участия с США в двусторонних и многосторонних проектах по добыче и транспортировке нефти. При наличии заинтересованности с американской стороны можно было бы договориться об использовании трансполярных авиационных маршрутов для перевозок пассажиров и регулярных грузов между Евразией и Северной Америкой.
Рассчитываем также на более широкое использование возможностей российских разработчиков информационных технологий, программного обеспечения, авиационной техники для выполнения соответствующих американских заказов в этой сфере в России. В более отдаленной перспективе полагаем возможным вывести двустороннее сотрудничество в сфере высоких технологий и инноваций на качественно новый уровень, соответствующий мировому статусу обеих стран.
8. Хочу выразить уверенность в том, что присутствующие в этом зале внесут свой вклад в прогресс наших торгово-экономических отношений и создание более благоприятных условий для взаимовыгодного сотрудничества.
Желаю больших успехов в вашей работе и надеюсь, что участие в форуме будет для вас плодотворным.
Партия социальной справедливости считает необходимым вычленить из этих тезисов следующие самые главные посылы Эльвиры Набиуллиной американскому бизнесу:
"Международное взаимодействие в решении этих задач, и, прежде всего, привлечение "умных", готовых работать на российскую экономику иностранных инвестиций - наш долгосрочный курс".
"Разумеется, реализация долгосрочных планов социально-экономического развития нашей страны невозможна без тесного взаимодействия с нашими основными торговыми партерами, в число которых входят и Соединенные Штаты Америки".
"Реакция американских компаний, многие видные представители которых присутствуют здесь, на положительные изменения в нашей экономике явно запаздывает".
"Судя по всему, американскому и в определенной степени российскому бизнесу не хватает политических сигналов для налаживания продвинутого всестороннего экономического сотрудничества".
"Для роста взаимной торговли и инвестиционного сотрудничества и его диверсификации есть все необходимые условия. В пользу этого говорит тот факт, что развитие российско-американских торгово-экономических связей объективно отвечает взаимным интересам наших стран".
"В конкретном плане имеются возможности постепенного перехода в среднесрочной перспективе к более эффективным формам взаимодействия, предполагающим не только осуществление обычных торговых операций, но и производственную кооперацию в таких областях, как авиастроение, автомобилестроение, нанотехнологии".
Партия социальной справедливости согласна с Министром Минэкономразвития в том, что американские бизнесмены в их боязни политических рисков остались в эпохе "холодной войны" и рискуют очень сильно опоздать к пиршественному столу и остаться "на бобах". А это в гораздо большей степени вредит их бизнесу, чем России. К нашим услугам в плане инвестиций весь мир, который уже становиться в очередь, и Америка может оказаться в ней последней.
Россия без Америки жила в советские времена - проживёт и сейчас. А вот проживёт ли Америка без России в условиях мировых финансового и продовольственного кризисов - большой вопрос.
Не прощёлкайте зубами, господа американские бизнесмены. Потом будете от бессилия и злобы на самих себя "кусать собственные руки".
P.S. Эльвира Набиуллина выступила сегодня на заседании XII Петербургского международного экономического форума с отдельным докладом, развивающим и конкретизирующим идеи и предложения Президента России Дмитрия Медведева о роли России в мировой экономики, но об этом в следующем материале.
Лев Иванов - член Президиума Политического совета политической партии "Партия социальной справедливости".
08 июня 2008 года.
www.nasledie.ru
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме