17:30 07.06.2008 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Дмитрий Медведев в Германии: первое публичное выступление в Европе.
Партия социальной справедливости считает чрезвычайно важным предоставить общественности страны возможность лично познакомиться с текстом выступления Президента России Дмитрия Медведева на встрече с представителями политических, парламентских и общественных кругов Германии и его ответов на вопросы присутствующих. Это не журналисты и вопросы они задавали очень серьёзные - убедитесь сами.
Мы публикуем эти тексты с любезного разрешения кремлёвского сайта www.kremlin.ru, а потом наши эксперты их проанализируют.
Выступление на встрече с представителями политических, парламентских и общественных кругов Германии
Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые дамы и господа, коллеги!
Я просил бы вас запастись некоторым терпением, потому что у меня довольно большое выступление, но, надеюсь, оно не будет совсем скучным.
Признателен вам за возможность выступить перед представителями политических и общественных кругов Германии. Здесь находятся люди, связанные годами сотрудничества с Россией. Те, чья личная инициатива, деловые качества, творческие проекты развивают дух партнерства и сотрудничества между нашими государствами и народами.
Во многом благодаря именно вашим усилиям наши контакты носят сегодня столь насыщенный, регулярный и обширный характер. Рассчитываю, что мой первый визит в ФРГ в качестве Президента Российской Федерации послужит их дальнейшему росту и укреплению.
Россия и Германия - две европейские страны, прошедшие через непростые исторические испытания. И, укрепляя шаг за шагом взаимное доверие, они показали поистине уникальный пример для Европы, в немалой степени определив атмосферу возрастающего доверия на всём европейском континенте.
Несмотря на трагедии двух мировых войн, мы смогли окончательно решить сложнейшую задачу исторического примирения. И не только потому, что этого требовало время. Определяющую роль сыграли общеевропейские ценности и идеалы гуманизма, являющиеся неотъемлемой частью культуры России и объединённой Германии. И я согласен со своим коллегой вице-канцлером Штайнмайером в том, что российско-германские отношения являются в значительной мере отношениями российско-европейскими.
Сегодня многие задаются вопросом, какой политики ждать от России. Мне неоднократно приходилось отвечать на этот вопрос. Сразу скажу: в международных делах, как и внутри страны, мы будем прежде всего настаивать на верховенстве права, на соблюдении всеми государствами - и прежде всего ведущими державами - международного правопорядка. Это, без сомнения, ключевое условие поддержания управляемости мирового развития. И особенно важно это сейчас, когда на смену искусственной биполярности приходит более естественная полицентричная международная система, с опорой на Организацию Объединенных Наций.
Её основатели, основатели ООН, многое предугадали. И в основе своей ООН - это компетентная организация для взаимодействия на равноправной основе. Хотелось бы сразу заметить, что другой у нас нет и, по всей вероятности, в ближайшие годы не будет. И попытки заменить Организацию Объединенных Наций "эксклюзивными форматами" (а это иногда предлагается) имели бы для текущего миропорядка абсолютно самые разрушительные последствия.
Разумеется, что Организация должна модернизироваться, с тем чтобы адекватно отражать реалии современного многополярного мира. Отсюда и необходимость реформы Совета Безопасности на основе формирования широкого согласия государств - членов ООН. И мы ценим стремление Германии к поиску компромиссных, а не раскалывающих Организацию Объединенных Наций по этому вопросу формул.
Будущий миропорядок прямо связан с судьбой Европы, всего евроатлантического региона, а значит, и с судьбой всей европейской цивилизации.
Убеждён, что проблемы Европы не будут решены до тех пор, пока не будет достигнута её идентичность, органичное единство всех её интегральных частей включая и Российскую Федерацию. Ведь, сбросив советскую систему и отказавшись от её реставрации в определённый исторический период, Россия заложила основы формирования государства, абсолютно совместимого с остальной частью Европы - точнее говоря, с тем лучшим, что составляет общее наследие европейской цивилизации.
Если пользоваться образным языком Джона Ле Карре, Россия сегодня "вернулась из холода" - вернулась после почти столетия изоляции и самоизоляции. И сейчас она активно возвращается в глобальную политику и экономику, причём со всеми своими природными, финансовыми и интеллектуальными ресурсами и возможностями.
Россия делает ставку на инновации. В условиях устойчивых макроэкономических показателей, высокого уровня финансовой, социальной и политической стабильности для серьёзных игроков на европейском и мировом рынке открываются новые перспективы для надёжных и современных инвестиций.
Наши цели сегодня - это не только качественный подъём экономики, но и трансформация всей социальной структуры общества, включая поддержку быстро растущего среднего класса. Только он может стать твёрдой опорой развития демократии и устойчивого развития в целом.
Сегодня отчётливо вырисовываются контуры нашей новой и долгосрочной экономической политики, в основе которой - полноценная, всесторонняя модернизация ключевых отраслей промышленности и инфраструктуры. По сути, речь идёт о технологической революции, и здесь один из наших безусловных приоритетов: этот приоритет - сотрудничество с европейскими государствами в этой сфере.
Я ещё остановлюсь сегодня на этих вопросах. Но очевидно одно: свободный рынок и открытость внешнему миру гарантируют необратимость наших перемен.
В результате окончания "холодной войны" возникли условия для налаживания подлинно равноправного сотрудничества между Россией, Евросоюзом и Северной Америкой как тремя ветвями европейской цивилизации.
Я убежден, что атлантизм как единственный принцип исторически изжил себя - теперь речь должна идти о единстве всего евроатлантического пространства: от Ванкувера до Владивостока. Сама жизнь подсказывает именно такую формулу взаимодействия.
Но если говорить о строительстве устремлённых в будущее отношений между государствами Европы, сегодня настораживает тенденция выборочного и политизированного подхода к нашей общей истории.
И здесь, на мой взгляд, должны быть честные, нормальные научные дебаты. Так, явно недооценивается значение российско-германского примирения. Это фактор не меньшего значения для мирного будущего Европы, чем примирение, скажем, между Францией и Германией.
В частности, надо понять, к чему приводят маргинализация и изоляция государств, выкраивание зон с разной степенью безопасности, отказ от создания общерегиональной системы коллективной безопасности. А всё это, к сожалению, присутствует сегодня в Европе.
Мы также не должны позволить лишить нас общего духовно-нравственного достояния, которым является великая Победа над фашизмом. Нельзя забывать, что в материальной культуре Европы, которую удалось сохранить в годы войны, - многомиллионные жертвы народов Советского Союза, других европейских народов.
Давайте внимательно посмотрим, что мы имеем сейчас в Европе. Трудно уйти от вывода, что её нынешняя архитектура несёт на себе отпечаток идеологии, унаследованной от прошлого. Казалось бы, что воплощать вновь обретённое единство европейской цивилизации должна такая организация, как ОБСЕ. Но ей этого не дают: не дают превратиться в полноценную общерегиональную структуру.
И дело не только в незавершённости её институционального развития - мешают другие структуры, запрограммированные на воспроизводство блоковой политики.
НАТО тоже никак не может обрести новый смысл своего существования. Сегодня его пытаются найти на основе глобализации миссии альянса, в том числе и в ущерб прерогативам ООН, о которой я только что говорил, за счёт привлечения новых членов. Но очевидно, что это всё равно не решает поставленной задачи.
Говорят о возможности размена дальнейшего расширения НАТО на Восток на "что-то ещё". Я думаю, что всё это иллюзии. Убеждён, что наши отношения с альянсом в этом случае будут просто подорваны, испорчены капитально на очень долгое время. Понятно, что конфронтации не будет. Но цена вопроса будет очень высокой. Это нанесёт очень серьёзный ущерб.
Трудно найти другой пример совпадения коренных интересов безопасности между НАТО и Россией, как это имеет место применительно к Афганистану. Мы уже активно помогаем нашим партнёрам, работающим в этой стране. На саммите Россия-НАТО, который был в Бухаресте, мы сделали важный шаг, договорившись о наземном транзите невоенных грузов через территорию Российской Федерации. Завершаем работу по использованию нашей военно-транспортной авиации. Россия расширяет возможности подготовки кадров для афганских антинаркотических и антитеррористических структур. Вот где работать надо.
Всё это крайне важно для выполнения задач, поставленных международным сообществом в лице Совета Безопасности ООН. Надо ли подвергать испытаниям это сотрудничество в угоду блоковой инерции?
Убеждён, что без открытого и честного выяснения всех имеющихся у нас на сегодняшний день озабоченностей нам не продвинуться в деле создания подлинно большой Европы. И если наши предшественники смогли в условиях "холодной войны" разработать Хельсинкский Заключительный акт (как правовую основу, кстати, европейского устройства, выдержавшую вопреки всему испытание временем), то почему бы нам сегодня не сделать следующий шаг? А именно - разработать и заключить юридически обязывающий Договор о европейской безопасности. Его сторонами могли бы стать и действующие в евроатлантическом пространстве организации.
Кстати сказать, попытки заключить такой договор делались в прошлом. Достаточно вспомнить Пакт Бриана-Келлога 1928 года. Но тогда он так и не смог сработать и разделил печальную участь Лиги наций. В современных условиях, когда никто не хочет войны в Европе и когда все мы умудрены опытом XX столетия, у такой договорённости есть шансы на успех.
Речь могла бы идти о региональном пакте, который бы опирался, естественно, на принципы Устава ООН и внес бы окончательную ясность в значение фактора силы во взаимоотношениях в евроатлантическом сообществе. В комплексе решались бы и вопросы неделимости безопасности, и проблемы контроля над вооружениями в Европе, которые всех так заботят.
Предлагаю подумать над идеей и общеевропейского саммита, на котором можно было бы дать старт процессу разработки такого договора. Важно, правда, чтобы все государства - абсолютно все государства Европы - участвовали в нём в своем национальном качестве, оставив блоковые и иные групповые соображения за дверью. При этом точкой отсчёта для всех должны быть, что называется, "голые" национальные интересы, не искажённые какими-либо идеологическими мотивами.
Главное, на мой взгляд, состоит в том, что без экономии на военных расходах нам не изыскать ресурсы, необходимые для эффективного ответа на реальные вызовы, такие как нелегальная иммиграция, изменение климата и глобальная бедность.
Они вообще ведь не решаются при помощи силы - ими надо заниматься у источника их образования, вникая в те проблемы, которые и порождают указанные угрозы.
Это, кстати, и глобальный продовольственный кризис, затрагивающий сегодня не только материальное существование человека, но и вопросы этики, когда с ничтожной энергоэффективностью на топливо переводятся продовольственные культуры.
Это и энергобезопасность, которую не обеспечить без коллективных усилий всех участников энергетической цепочки.
Именно Россия подняла эту тему на саммите "Группы восьми" в Санкт-Петербурге. Но нам нужно идти дальше, отталкиваясь от согласованных тогда принципов. Мы готовы работать с Евросоюзом над созданием механизма раннего предупреждения в сфере энергетики - разумеется, с участием транзитных стран.
Готовы рассмотреть и возможность создания международных консорциумов, которые стали бы операторами транзитных трубопроводов с участием компаний России, Евросоюза и государств транзита. Это, кстати, как раз та самая взаимозависимость, о которой мы говорим в Европе и в глобализирующемся мире в целом.
Наряду с продуктивной работой по выстраиванию общеевропейской стратегии мы должны двигаться вместе и в части инновационного прорыва - я бы сказал, в направлении общего технологического пространства.
Европейская интеграция не может и не должна останавливаться на берегах Балтики или на восточноевропейских границах, и наращивание взаимных инвестиций в высокотехнологических отраслях - это необходимые шаги.
Единая Европа объективно заинтересована в расширении объёмов и качества российских инвестиций. Мы намерены серьёзно поддержать компании, готовые цивилизованным образом вывозить капитал, заниматься совместной организацией новых перспективных производств. Примеры такого успешного сотрудничества уже есть даже в таких чувствительных областях, как ядерная энергетика, космическая деятельность, авиация, транспортное машиностроение.
Однако сегодня существует неоправданное ни с экономической, ни с политической точек зрения ограничение на российские инвестиции в европейские предприятия и проекты. Мы же стремится выстроить понятные правила игры, создать режим максимального благоприятствования для иностранных предпринимателей, развивающих такие высокотехнологичные производства у нас. И мы хотели бы, чтобы такой же подход разделяли наши партнёры в Европе.
Уважаемые дамы и господа, России не нужны хаос и неопределённость в современном мире. У нас нет никаких интересов, которые надо было бы обеспечивать таким извращённым образом.
Часто приходится слышать обращённые к Москве призывы к сдержанности. Сдержанность требуется от всех, чтобы остановить эскалацию по любому вопросу, разорвать порочный круг односторонних действий и реакции на эти действия. Отказаться от попыток форсировать развитие событий и проводить политику уже свершившихся фактов. Для начала неплохо бы просто взять паузу и осмотреться, где мы оказались и во что погружаемся, будь то Косово, расширение НАТО или противоракетная оборона.
Весьма симптоматично и то, что текущие разногласия с Россией трактуются многими на Западе с позиций необходимости подтянуть просто российские подходы к западным. Но нам не нужно, чтобы нас таким образом "обнимали". Мы должны находить общие развязки. В некоторых случаях нам просто говорят: перестаньте быть колючими, ершистыми в международных делах, проблемы же демократического развития и соблюдения прав человека - это все производное, мы на это закроем глаза. И приводят в пример другие страны, с которыми поступают именно так, и тех это устраивает.
Но хотел бы вам сказать, что нам это не подходит. И прежде всего потому, что мы сами считаем права человека базовой, фундаментальной ценностью. Они ни на что не должны размениваться. И поэтому мы открыты к спокойному, честному разговору на любые темы на основе взаимности.
И в этой связи ещё раз хотел бы заметить: российскую и европейскую демократии объединяют общие корни. У нас единый ценностный набор, общие правовые истоки: это римское, германское, французское право. Я уже неоднократно говорил, что демократия всегда исторична и национальна по своей природе. Так вот у нас и общая история, и единые гуманитарные ценности. И это основа мышления, позволяющая нам сегодня говорить не только на одном правовом или деловом языке, но и, надеюсь, на языке политическом.
Уважаемые коллеги, в связи с вышесказанным считаю важным подробнее осветить ещё один блок вопросов, связанных с развитием российской политической системы. Это вызывает сейчас интерес - наверное, это нормально.
Но, к сожалению, здесь присутствует и недопонимание, а иногда и просто искажённое представление о том, как у нас идут эти процессы.
Мы придаём огромное значение совершенствованию политической системы и развитию институтов гражданского общества.
Сначала несколько слов о формировании зрелой и дееспособной партийной системы. Такая задача стояла с самого начала демократических преобразований в нашей стране. И здесь мы прошли, надо признаться, непростой путь: от появления множества мелких партий-однодневок, партий одного лица - до создания крупных, влиятельных и ответственных в целом партийных организаций.
Разумеется, этот процесс ещё не завершен. Когда мы говорим о партийном строительстве, забываем, что во многих странах - и в Германии в том числе - на эти процессы уходили десятилетия. Мы же этим занимаемся всего десяток лет, всего лишь. Но оптимизм внушает как минимум уже то, что два созыва Государственной Думы, нашего парламента, уже четыре партии представляют в ней своих избирателей.
Огромную роль в строительстве стабильной и предсказуемой партийной системы сыграло обновление законодательства о выборах. Речь в первую очередь идёт о выборах по партийным спискам и о достаточно высоких требованиях, цензе к партиям, претендующим на голоса избирателей. Это было сделано сознательно, ровно для того, чтобы укрепить партийную систему в нашей стране, чтобы она не распылялась.
Это были не только оправданные, но, на мой взгляд, необходимые шаги. И они, конечно, соответствовали и нашим представлениям, и международным ценностям, потребностям российской политической системы.
Поддержка неправительственных организаций остается нашим безусловным приоритетом. Вы знаете, что значительная часть таких организаций до 2006года в основном финансировались из-за рубежа. Не думаю, чтобы какая-либо развитая западная страна могла допустить такое тотальное вложение внешних капиталов в свой "третий сектор". Поэтому мы приняли решение о выделении собственных средств для поддержки российских структур гражданского общества. Это решение было закономерным. И сейчас с каждым годом мы все большее и большее количество денег тратим на поддержание такого рода неправительственных организаций - за счёт в том числе и государственного бюджета. Не могу не сказать и об успешной работе Общественной палаты. Жизнь доказала ее востребованность. Это структура, которая, по сути, создаёт основу для развития гражданского общества в целом.
Мы крайне заинтересованы, чтобы появлялось как можно больше неправительственных организаций, занимающихся вопросами местного самоуправления, укреплением толерантности и межнационального согласия.
Весьма позитивную роль играет идущий непрерывно межконфессиональный диалог. К слову, количество зарегистрированных в настоящий момент у нас религиозных объединений увеличилось за последние годы в пять раз.
Однако мы хорошо понимаем и то, что вопросы межнационального неблагополучия стали приобретать глобальный характер. И для многих европейских стран стали уже абсолютно реальной, существующей проблемой. Полагаю, что нам надо объединить усилия для выработки общих подходов в решении столь непростых задач.
Теперь несколько слов на ещё одну актуальную весьма актуальную на сегодняшний день тему - тему, связанную со средствами массовой информации, их свободами. Я абсолютно согласен с тем, что свобода СМИ требует защиты - защиты в рамках законодательства. Несколько лет назад такая защита требовалась от прямого порабощения СМИ частными компаниями, сейчас - от административного аппарата на разных уровнях.
Однако, по большому счёту, - и сегодня я как раз это обсуждал с госпожой Федеральным канцлером - мы уже стоим на пороге полной свободы СМИ: я имею в виду в данном случае не Россию - я имею в виду ситуацию в мире в целом, которую обеспечит им технологический прогресс, и в первую очередь неукротимо растущие возможности глобальной сети Интернет. Приведу лишь один пример. В 2000 году численность пользователей Интернета в России составляла всего около трёх миллионов человек. В прошлом году это были уже 30-35 миллионов человек - по сути, каждый третий-четвертый россиянин. И, как говорят эксперты, эта динамика будет стремительно нарастать.
Такая ситуация выдвигает на первый план уже не просто идею свобод СМИ, ибо такая свобода уже гарантирована на сегодняшний день современными цифровыми технологиями, их никто не может перекрыть, а проблему сохранения в этом общем информационном пространстве нравственных и культурных ценностей. Это задача не только и не столько национальная, сколько и общеевропейская, и общемировая. И это, кстати, один из серьёзных вызовов для всей цивилизации.
Уважаемые дамы и господа, планы долгосрочного развития России, её места в Европе и мире уже не раз обсуждались и будут обсуждаться с вашим участием, в том числе и на экономическом форуме в Санкт-Петербурге, - и, надеюсь, уже буквально завтра многих из вас снова увижу в нашей северной столице.
Подчеркну, мы хорошо осознаём, насколько сложен инновационный путь развития, который выбрала для себя наша страна, - он непрост и для такой мощной экономической державы, как Германия, - и заинтересованы в углублении научно-технической кооперации, сотрудничества в образовании, в сфере поддержки малого и среднего бизнеса и, разумеется, в работе крупных компаний тоже.
В основе наших действий в экономике и дальше будут лежать последовательное, системное улучшение делового климата и снятие избыточных административных барьеров, избавление от коррупции, которая является очень серьёзной проблемой в нашей стране, максимальная поддержка малого бизнеса (мои первые решения были посвящены как раз этим вопросам) и, разумеется, укрепление роли права и закона в обществе и государстве, создание эффективной независимой и судебной системы.
Сейчас мы активно работаем над этими сложными и крайне важными для нас задачами. Повторяю, что их развитие связано с продвижением права - права, которое стоит на защите интересов человека, защищает его честь и достоинство.
Предлагаю правильным подумать и о совместных проектах в названных сферах. Один из возможных таких проектов - это взаимная стажировка юристов, судей. Другой - это совместные программы подготовки эффективных чиновников. Базой, кстати, здесь является опыт 10-летнего немецкого вклада в Президентскую программу подготовки кадров управления. Отмечу, что за это время Россия получила около трёх с половиной тысяч специалистов. А с 2006 года 100 немецких стажёров ежегодно повышают и у нас свою квалификацию в сфере российско-германской кооперации.
Такие кадры очень хорошо востребованы в российских регионах. А с учетом их укрупнения появляются новые перспективы сотрудничества с федеральными землями Германии. Надо учиться общаться на едином языке, как, например, это успешно сделали Санкт-Петербург, Новгородская, Калининградская, Калужская области и соответствующие земли Германии.
Кроме того, мы заинтересованы продолжать практическое сотрудничество по важнейшим проблемам глобального развития. Россия неизменно поддерживает усилия Германии, направленные на продолжение сотрудничества ЕС в области климата, в том числе по сокращению выбросов углекислых газов в атмосферу. Открыты мы и к диалогу по всему комплексу природоохранных тем, в том числе проблем Арктики. Кстати сказать, сегодня во многих странах мира, в том числе в России и в Германии, отмечается Международный день охраны окружающей среды. Кроме того, в нашей стране именно сегодня впервые отмечается День эколога. И, пользуясь случаем, хотел бы поздравить всех, кто занимается этой проблематикой. Буквально два дня назад у меня на эту тему тоже было совещание, и был подписан специальный Указ, касающийся поручений в экологической сфере.
Уважаемые дамы и господа, за последние 6 лет товарооборот между Россией и Германией вырос в 4 раза. Он достиг в прошлом году рекорда, превысив 52 миллиарда долларов. ФРГ является для России главным поставщиком импортной продукции, 90 процентов которой составляют машины, оборудование, металлопродукция. И в ближайшие годы именно наша страна станет для Германии ключевым, после США, импортёром, обойдя по этому показателю даже Китай. Германия в России - также в числе лидеров по объёму реальных инвестиций, который уже составляет 28 миллиардов евро.
Для нас очевидны и большие перспективы совместных проектов российских и германских учёных. И здесь особое значение приобретают вопросы внедрения прикладных разработок и эффективного использования совместной интеллектуальной собственности.
Продолжать российско-германское взаимодействие, насыщать его новыми инициативами предстоит молодому поколению граждан наших стран. И вы хорошо знаете, что молодёжные контакты уже давно стали опорными в нашем сотрудничестве. Как писал немецкий поэт и мыслитель Шиллер, "человек вырастает по мере того, как растут его цели".
И всё, что мы отдаём сегодня молодым, естественно, вернётся к нам завтра. Убеждён, что наш вклад в их образование, в развитие интеллекта, талантов, духовного богатства - это вклад в прогресс и надёжное будущее как двух наших народов, так и Европы в целом.
Ещё один из очевидных резервов сближения - это наши соотечественники, в первую очередь российские немцы. Их мнения и особый взгляд на развитие наших отношений - это своего рода "лакмусовая бумажка" российско-германского сотрудничества, помогающая, кстати, избавиться от заезженных стереотипов.
В этой связи мне очень импонирует идея модернизации наших гуманитарных связей. Разумеется, наши подходы к ней должны вырабатываться совместно и опираться, прежде всего, на общественную поддержку, на заинтересованность масс-медиа, на инфраструктуру наших межрегиональных и межконфессиональных связей.
Уважаемые коллеги, находясь в Берлине, остро чувствуешь, как переплелись здесь история и современность, память о прошлом и представление о будущем. Берлин - это такой город, о котором в России знает каждый человек, и у многих россиян есть здесь свои сокровенные места.
Сегодняшний Берлин - это живой, волнующий и устремлённый в будущее город. Этим он, кстати, похож на Москву, у которой тоже есть своя специфика, своя динамика, своя энергия. И здесь особенно ощутимо, что история связывает, а не разделяет нас. Уверен, что те, кто осознаёт эту истину, никогда не проиграют.
Спасибо.
Ответы на вопросы представителей политических, парламентских и общественных кругов Германии
ВОПРОС: Господин Президент, позвольте задать вопрос об отношениях России с Европейским союзом. Каковы основные цели предстоящих переговоров по новому соглашению?
И еще вопрос. Вы поставили цель, чтобы к 2020 году от 50 до 70 процентов населения России могли причислять себя к среднему классу. Видите ли вы возможность поддержки в достижении этой цели со стороны Европейского союза? Создание широкого среднего класса должно идти одновременно с созданием гражданского общества, преодолевающего границы. Что Вы лично можете сделать для расширения прямых, межличностных контактов между россиянами и европейцами?
Д.МЕДВЕДЕВ: Могу сказать, что я готов делать всё, что от меня зависит, для расширения такого рода контактов. В том числе и наш сегодняшний разговор направлен именно на это. Что же касается целей - конечно, мы заинтересованы в стабильных, полноценных, устойчивых отношениях с европейским сообществом, с Германией. И я, как человек с юридическим стилем мышления не могу еще раз не подтвердить, что без надёжной правовой основы, это всё равно не имеет перспектив. Да, конечно, мы друг от друга никуда не денемся, мы все равно находимся рядом, у нас общеевропейский дом, одни и те же во многом исторические ценности, одни и те же проблемы. Но надёжная правовая основа крайне важна, и то, что мы сейчас выходим на новый договор о сотрудничестве и партнерстве с европейским сообществом, это крайне для нас важно. Я надеюсь, что в ближайшее время, в том числе в ходе саммита, который состоится в Ханты-Мансийске, мы сможем окончательно утвердить рамки такого рода соглашения.
Что же касается развития нашей страны, я действительно неоднократно говорил и готов ещё раз засвидетельствовать и в этом зале - я не вижу перспектив развития нашего государства без формирования мощного среднего класса. Да, у нас есть очень крупные компании, многие из них сегодня известны и здесь, в Германии, потому что это реально центральные игроки в европейской, в мировой экономике. Но это всё-таки компании, которые определяя даже экономический строй, не охватывают значительной части населения. А улучшить качество жизни людей, улучшить стандарты жизни можно лишь вовлекая их в бизнес, создавая им возможность для занятия собственным делом, занятия предпринимательством, возрождения того, что является вот такой предпринимательской жилкой, что, к сожалению, на протяжении десятилетий вытравлялось в прежние годы. И это очень важная и действительно амбициозная цель.
Но мы обязаны сделать все, чтобы наши граждане были готовы к занятию предпринимательством. И в конечном счёте были созданы условия для того, чтобы к среднему классу относилось приличное количество людей, живущих в Российской Федерации.
Что же касается общегуманитарных элементов, то совершенно очевидно, крайне важно, чтобы обмен осуществлялся на уровне гражданского общества, не только в форме диалога элит - потому что это и раньше было - элиты могут встречаться, спорить до хрипоты, целоваться, но от этого ничего не меняется. Надо чтобы в ткань отношений включались гораздо более широкие слои наших народов, чтобы были постоянные обмены. Мы только что говорили на эту тему с господином Федеральным президентом. Молодежь должна встречаться, общаться и лично, и по Интернету, ходить на футбол - вот это и есть единое гуманитарное пространство. И если мы создадим такое пространство, то тогда у наших отношений самое светлое будущее.
ВОПРОС: Я являюсь координатором по вопросам науки и образования в рамках Петербургского диалога и заместителем генерального секретаря Германской службы академических обменов (DAAD). Господин Президент, во время командировки Штайнмайера в Москву обсуждалась концепция партнерства в вопросах модернизации, особенно что касается вопросов здравоохранения. Вы в своем выступлении еще до того, как стали Президентом, в Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации говорили на темы демографического развития, обратили внимание на это. Сегодня Вы еще раз говорили о значении права. У нас встаёт вопрос: можем ли мы ожидать Вашей поддержки, чтобы до Петербургского диалога осенью этого года (конкретная дата пока не названа) у нас была конкретная концепция сотрудничества, в том числе включая вопросы обмена, чтобы как можно быстрее здесь получить конкретный результат?
Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо. Это очень хорошая тема. Я действительно некоторое время назад начал заниматься демографическим проектом в нашей стране. Проект этот абсолютно уникальный, потому что он нужен нам как воздух. Думаю, и вам тоже. Очень многие вызовы, с которыми сталкивается сегодня европейская цивилизация, абсолютно похожи. Снижение численности населения, которое в силу известных причин происходит в нашей стране, происходит и в других странах, в странах Европы. И нам необходимо было с самого начала создать систему мотиваций, чтобы демографическая ситуация менялась, чтобы наши люди с удовольствием создавали семьи, рожали детей.
Это очень тонкая сфера. Мы с вами понимаем, что иногда и деньги в этой сфере не работают. Особенно в тех ситуациях, когда уровень жизни уже достаточно высок. У нас он пока не так высок, как в Германии. Поэтому мы, используя ряд идей, решили, что необходимо простимулировать семьи к новым рождениям. И стали развивать такую идею как материнский капитал.
Что это такое? Это такой грант, который получает женщина в случае, если она рождает второго и последующего ребенка. Этот грант, по российским меркам, достаточно приличный - он составляет около восьми - восьми с половиной тысячи евро. Причём его можно потратить и на образование, и на пенсию, и на решение жилищных проблем.
Понятно, что это не решит всех задач, которые стоят перед нашей страной. Но я говорю об этом, потому что мы обязаны сейчас этим заниматься. И в этом смысле у вас есть очень хороший опыт реализации ряда демографических программ.
Есть ряд технологических вопросов, по которым мы уже сотрудничаем. Например, развитие такого национального проекта в нашей стране, как модернизация здравоохранения. Мы приняли решение создать в нашей стране 15 совершенно новых, высокотехнологичных медицинских центров. Очень важная для России штука. Основными поставщиками модульных узлов, из которых состоят эти высокотехнологичные центры, являются немецкие фирмы. Почему? Потому что качество очень приличное и конкурентоспособная цена. Это прямое развитие наших отношений и возможность для кооперации в такой сфере, как демография. Есть и ряд других проектов. Мы действительно с моим коллегой господином Штайнмайером это неоднократно обсуждали. Я думаю, что у нас есть все условия и основания двинуть и дальше этот проект. В том числе и в преддверии Санкт-Петербургского диалога, который как Вы правильно сказали, состоится осенью этого года в том числе и в рамках межгосконультаций, которые проходят в этот период. Сегодня мы договорились, что это будет в конце сентября - начале октября.
ВОПРОС: Господин Президент, я представляю огромное транспортное предприятие, предприятие логистики в Германии - Дойче Бан. (Deutsche Bahn, Немецкая железная дорога). Мы очень тесно сотрудничаем с Российскими железными дорогами. У нас есть целый ряд совместных проектов, которые очень быстро развиваются. Конечно, мы очень заинтересованы, чтобы отношения России и Германии, Европы развивались хорошо. Ведь мы как логистический концерн причастны к этому процессу. Как Вы лично и ваше Правительство работает по вопросу членства в ВТО?
Д.МЕДВЕДЕВ: Вопрос членства России в ВТО - это не дань моде, это просто тот рубеж, который мы должны преодолеть. Мы потратили на это много усилий, времени, и в значительной мере опирались на поддержку наших европейских коллег, кстати сказать, и тех, кто работает здесь, в Германии. Надеюсь, что в ближайшее время этот процесс будет завершен. Я неоднократно говорил, что членство в ВТО нам необходимо не любой ценой. При всем уважении к этому международному институту это все-таки инструмент достижения целей, но не сама цель. Но это тот инструмент, который необходимо иметь, для того чтобы нам общаться на одном языке и находиться на одном поле. Это всегда непростой процесс, потому что есть сферы, которые как правило страдают в ходе вступления в ВТО. Мы должны максимально смягчить для отдельных отраслей нашей промышленности, для сельского хозяйства эти процедуры. Но тем не менее это тот рубеж, который мы должны преодолеть. Этот курс никто не менял и менять не собирается. Вступление в ВТО должно быть солидным, достойным, открывающим для России новые перспективы. Мы так и собираемся действовать.
ВОПРОС: Господин Президент, Вы говорили о свободе слова. Как Вы хотите реализовать это? Как Вы хотите обеспечить, чтобы российское телевидение было более независимо от российского государства? Какой вклад Вы как Президент можете внести и в то, чтобы вопросы убийства некоторых журналистов в конце были раскрыты.
И еще вопрос. Приближается 40-летие "пражской весны". Что эта дата означает для человека Вашего поколения? Может ли Россия взять часть ответственности за те события сегодня на себя?
Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо.
По поводу независимости телевидения. Я считаю, что телевидение само по себе должно быть независимым институтом гражданского общества. Институтом, с одной стороны, независимым, с другой стороны - ответственным перед страной, перед теми людьми, которые получают его продукты. Телевидение может быть и государственным, и частным. Лишь бы оно было правдивым.
Телевидение может строиться на рекламных принципах, то есть существовать за деньги, и телевидение может быть общественным, то есть существовать за счет взносов, которые делаются гражданами. Я считаю, что в принципе возможно развитие всех видов телевизионного вещания. Но я неслучайно говорил о технологической революции, которая уже сегодня по сути вступила в каждый дом.
Сегодня я обсуждал это с госпожой Меркель. Абсолютно уверен, что через пять лет не останется практически никакой разницы между компьютером и телевизионным приёмником. Для любого государства - и для России, и для Германии - на передний план выйдут не вопросы регулирования деятельности тех или иных телевизионных компаний, лицензирование их деятельности, налогообложение их деятельности, и уж тем более не вопросы, связанные с природой их собственности, а вопросы контента, вопросы того, что и каким образом размещается по сути в глобальной медийной среде.
При этом мы должны понимать, что человечество пока не нашло даже ответа на ряд вызовов в этой сфере, которые сегодня перед нами стоят. Что я имею в виду? Вы знаете, что мы за последние сто лет создали достаточно разветвленную систему регулирования авторского права. Эта система покоится на ряде международных конвенций. Переход телевизионного вещания, вообще всех информационно-коммуникационных технологии, в глобальную среду напрочь уничтожает этот порядок. Мы должны понять, каким образом человечество будет регулировать эти вопросы. Не говоря уже об обеспечении обычных моментов, таких как безопасность, нравственность. Вот этими проблемами, я считаю, мы должны заниматься совместно.
Что же касается развития наших СМИ, то они взрослеют, и телевизионные каналы начала девяностых годов, я об этом говорил, отличаются от того, телевидения, которое есть сегодня. Это более зрелое, более развитое телевидение. Я имею в виду и государственные, и частные каналы. В этом смысле я уверен, что всё будет развиваться абсолютно нормально.
Вы затронули печальные вещи. Действительно, к сожалению, в нашей стране случаются тяжелые происшествия, иногда и гибель журналистов. Конечно, это происходит не только в нашей стране, но говорить о проблемах других стран я не буду. Каждый руководитель должен отвечать за свои дела. Так вот, могу Вам сказать только одно. Те случаи, связанные с преступными посягательствами на жизнь и здоровье журналистов в нашей стране, буду расследованы и доведены до самого конца, независимо от сроков, когда произошло соответствующее преступление. Это наш долг, долг государства, мы обязаны его исполнить. Мы сделаем это.
Ну и, наконец, Вы коснулись различного рода печальных событий, дат. Знаете, в истории государственных отношений таких дат немало. Я не считаю правильным специально каким-то образом выпячивать что-то. У нас были и очень сложные периоды, и периоды настоящей полноценной дружбы. Мне кажется, что мы должны помнить о всех печальных событиях прошлого, не подвергая сомнению их историческую природу. Мы должны помнить и лучшие страницы наших отношений.
Но история - такая хитрая штука. Она состоит и из того, и из другого. Мы должны, не отвергая ничего в прошлом, все-таки думать о будущем. Но по каждому такому событию, я считаю, у нас должна быть отдельная программа, которая, не загоняя никого в угол, позволяет рассказывать современным поколениям о том, что происходило в тот или иной исторический период, чтобы в памяти новых поколений и российских граждан, и немцев эти события оставались как знак предупреждения. Но это, уважаемые коллеги, наша с вами совместная задача.
ВОПРОС: Господин Президент! Мы с начала 90-х годов имеем несколько тысяч сотрудников в вашей стране, производим строительные материалы. Мы были очень довольны все это время. Конечно, за последние восемь лет экономика России динамично развивается. Наш бизнес был очень успешным. В этом году мы снова будем вкладывать многомиллионные суммы в евро. Я часто бываю у вас, я также читаю в газетах, что профицит составляет где-то 50 миллиардов евро. Я подумал, что, может быть, разумно предоставлять более широкие кредитные линии для среднего и малого бизнеса в России. Именно для тех, кто в долгосрочной перспективе будет иметь наибольшее количество сотрудников. Малый бизнес нужно финансировать. Для этого нужны банки. У Сбербанка много филиалов, которые везде могут работать. Мне кажется, что эта цель может быть достигнута с учетом нынешнего профицита.
Д.МЕДВЕДЕВ: Господин, Кнауф Вы абсолютно правы. Правы в том, что Вы уже много лет работаете в России, и у Вас это получается. Название Вашей фирмы было одним из первых, которые я усвоил еще в тот период, когда работал в Санкт-Петербурге. Вы очень многое сделали за это время и, как мне кажется, для пользы нашей страны, и для собственной пользы. Нам бы хотелось, чтобы Вы и дальше продолжали эту работу.
Что же касается малого бизнеса, то Вы и в этом правы, господин Кнауф. Конечно, мы должны создать условия для так называемого микрокредитования. Крупные фирмы получат свои кредиты даже в условиях финансового кризиса, в котором мы по сути сегодня находимся - я имею в виду глобальный финансовый кризис. Что же касается малых фирм, то даже небольшой рост инфляции и соответственно банковской ставки приводит к тому, что они неспособны взять кредит. Задача государства в том, чтобы обеспечить им более-менее гладкие условия для получения кредитов. В некоторых ситуациях (и мы, кстати, на это шли и будем идти) даже с субсидированием этой кредитной ставки - просто для того, чтобы они выжили. Я специально занимался кредитованием нашего аграрного сектора, который еще некоторое время назад был совсем в печальном положении. Могу Вам сказать, что потребность в кредитах огромная. Больше всего меня в какой-то период стало радовать, что наши аграрии, селяне, люди, которые живут в условиях деревни и, может быть, далеко не всегда разбираются в тонкостях рыночной экономики, стали осознанно, по-серьезному брать кредиты. Причем не просто так, чтобы взять и впоследствии сказать "Ну, государство разберется", а считая доходность, возвратность, определяя условия, на которых они смогут по ним рассчитаться. Это означает революцию в мозгах, это очень важно. Государство просто обязано этим воспользоваться, для того чтобы не убить тягу к занятию бизнесом. Ну а что такое малый бизнес, мы уже сегодня обсуждали.
* * *
Если можно, я еще два слова скажу, прежде чем мы с вами сегодня расстанемся. Спасибо вам большое за то, что вы пришли и так внимательно слушали мое выступление. Для меня это означает только одно: у российско-германских отношений очень хорошее будущее. Потому что вы интересуетесь, задаете разные вопросы, вы неравнодушны к тому, как создается ткань российско-германских связей. И то, что здесь присутствуют и представители бизнес-элиты, и государственные служащие, и депутаты, и представители общественных организаций, настраивает меня на то, что самое главное, к чему мы стремимся - это чтобы развивался полноценный общественный диалог, чтобы мы слышали друг друга, чтобы мы работали над совместными экономическими и социальными проектами. Все это вполне может получиться. Я еще раз хотел бы сказать, что у нас особые, стратегические отношения, у нас особая история. И я уверен, что у российско-германских отношений блестящее будущее.
Спасибо вам большое.
Наше первое впечатление в Партии социальной справедливости от этой речи и ответов на вопросы Президента России Дмитрия Медведева простое: речи не мальчика, а мужа, самым достойным образом представившем Россию.
Ждите наших комментариев.
Лев Иванов - член Президиума Политического совета политической партии "Партия социальной справедливости".
06 июня 2008 года.
www.nasledie.ru
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме