16:30 28.05.2008 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Пионерия прививала общечеловеческие ценности
На днях Всероссийское педагогическое собрание приняло устав Всероссийской ассоциации детско-юношеских общественных организаций. Новое объединение будет сокращенно называться "Юность России" и создается при поддержке партии "Единая Россия". Его уставные цели включают содействие развитию детских и юношеских организаций и защиту прав детей и юношества.
Инициаторы объединения полагают, что в "Юность России" войдет примерно половина всех российских школьников и около 600 организаций.
О том, насколько нужна сейчас возрожденная пионерия - разговор SAMRU.ru с психологом Еленой Сидоренко.
- Как Вы расцениваете факт создания организации, похожей на пионерскую? Была ли в этом необходимость?
- Я не могу настолько уверенно говорить о том, хорошо это или плохо, но в контексте процессов, которые сейчас происходят в обществе, я думаю, что это закономерный процесс. Это необходимо для развития детей. Воспитанием детей занимаются родители, но также и школы. И создание организации, подобной пионерской, будет способствовать социализации подрастающего поколения.
- По Вашему мнению, сама школа недостаточно социализирует ребенка, и нужна еще такая надстройка в виде организации?
- До того времени, как у нас распался Советский Союз, у нас существовала социальная система, которая готовила ребенка к тому, чтобы он становился гражданином нашей страны.
После того, как Советский Союз распался, настали времена перемен, и различные процессы, которые до этого существовали в школе (встречи с уважаемыми людьми и так далее) постепенно стали принимать стихийный, хаотичный характер. Ценности, которые прививались в пионерии, просто-напросто стали обесценены, и в результате школьники оказались в ситуации, когда они начали прислушиваться к тому, что говорят вокруг них. А это и родители, и учителя, и одноклассники, и просто знакомые. Результат этих перемен в том, что сейчас многие школьники дезориентированы. Они не знают, что хорошо, а что плохо, и они буквально воспринимают все то, что происходит вокруг.
А родители, в силу того, что они заняты, вынуждены, прежде всего, решать вопросы материального обеспечения, просто не успевают заниматься духовным развитием ребенка. По крайней мере, чаще всего они не занимаются воспитанием в том объеме, в котором необходимо ребенку.
Ребенку нужна социальная поддержка, и создание пионерии - одна из ее форм, это и есть ребята, которые разделяют ценности, представления. В общем - это ни плохо, ни хорошо, это социальный процесс.
- Пионерия была чрезвычайно идеологизирована, то есть ценности, которые прививались были скорее не социальными, а идеологическими, и она тоже имела мало общего с реальной жизнью, создавала определенный диссонанс в сознании человека между реальной жизнью и теми идеологическими постулатами, которые внедрялись в головы детей...
- Я хотела бы здесь не согласиться. Речь идет об оценке деятельности пионерии. Когда я сама училась, я без опаски могла ходить в школу пешком, начиная с первого класса. Сейчас ситуация такова, что до конца начальной школы, ребенка одного отпускать в школу нежелательно. И родители только в крайнем случае отправляют ребенка одного в школу. Потому что это сейчас небезопасно. Опасность исходит от общества, от людей. Люди непредсказуемы, они не ориентируются на нормы.
- Это связано каким-то образом с наличием пионерии?
- Это связано с обществом. Я думаю, что вопрос создания организации, которая будет заниматься с детьми, нельзя рассматривать отдельно от общественных процессов. Я не знаю, как будет реализовываться эта организация, но я знаю точно из своей практики, что сейчас люди страдают не от того, что они подавляют свои какие-то влечения. У многих существуют внутренние конфликты, потому что люди дезориентированы, люди получили ощущение вседозволенности, полного внешнего и внутреннего хаоса. А это ощущение и есть результат того, что ценности в подростковом возрасте не были привиты. К сожалению, сейчас среди зрелых людей основная ценность - это быть сильным. Быть сильным - хорошо, быть слабым - плохо. И для этого используются любые средства: деньги, власть. Если человек не понимает, что становится человеком только тогда, когда у него начинают появляться человеческие ценности: ценность другого человека, ценность самого себя, поддержка другого человека.
Если говорить о пионерии, то там эти ценности прививались. Другое дело, что это было обесценено после того, как Советский Союз распался в связи с обесцениванием идей коммунизма.
Но идеи сами по себе - ни плохие, ни хорошие, просто они могут использоваться для разных целей. Новая молодежная организация также - ни плохая, ни хорошая, но любая система лучше, чем ее отсутствие. С одной стороны, система может идти от государства, вместе с идеей гражданского общества, с другой стороны эти идеи могут вырастать, исходя из человеческих убеждений, а они могут происходить и из пороков человека. После революции, когда возникают гражданские войны или противостояние, это ничего хорошего для человека не дает, и люди участвуют в этом просто потому, что не могут опираться на какие-то другие ценности.
Сейчас происходит некое восстановление стабильности, порядка. Я не думаю, что сейчас возможно вернуться к идеям коммунизма, которые существовали 20-30 лет назад, это обязательно будет что-то новое.
- Один из главных принципов, которые сейчас провозглашаются официозными молодежными организациями, - воспитание "успешного" молодого человека. Вас не пугает это слово - "успешный"? Мне кажется, оно очень близко к тому, о чем Вы говорили, т.е. о праве сильного. Главное - успешный, и не важно, какой ценой успешный.
- Мне кажется, из того, чтобы воспитывать успешного молодого человека, не следует, что это поддержка силы любой ценой.
- Не слишком ли много внимания уделяется успешности? Вполне возможно, что в ущерб другим человеческим качествам: сострадание, милосердие, ценность жизни другого человека?
- Да, действительно, сейчас успешность человека понимается в урезанном смысле - успешный человек это тот, который достиг определенного положения в обществе, и больше не рассматриваются никакие другие аспекты.
Но мне кажется, что успешным человеком может быть только человек полноценный с богатым внутренним миром, который способен к состраданию. Я сейчас не "за" организацию и не "против", я сейчас хотела бы обратить внимание на то, что процесс организации "Юность России" - это процесс, который является достаточно логичным и последовательным в плане восстановления государственной системы, и это хорошо.
Я думаю, что стоит направлять усилие на то, чтобы человеческие ценности прививались детям и, соответственно, чтобы речь шла не о критике организации этой системы и не поддержании ее в абсолютизированном значении, а о том, чтобы обращали внимание на сочувствие и поддержку. Я думаю, что те люди, которые занимаются разработкой и внедрением этой программы, апеллируют к этим понятиям. Другое дело, что сейчас создать такую организацию возможно, опираясь на те принципы и ценности, которые есть.
- Как Вы считаете, может ли одна организация, пусть даже мощная, поддержанная государством, действительно что-то изменить во взглядах подрастающего человека на общество, на самого себя в то время, как вне этой организации он видит отнюдь не благие примеры, возьмем СМИ, телевидение, посмотрим, какие там ценности проповедуются? Насколько идея жизнеспособна без изменения климата в целом, без каких-то других усилий государства?
- Мне трудно делать оценки, будет ли жизнеспособной эта организация и сможет ли она действительно повлиять на детей, но я знаю, что любой проект оказывает влияние на какую-то часть людей. Я думаю, что в любом случае хорошо, что это есть.
- Сейчас организаторы заявляют, что организация охватит до 50% наших школьников. Как Вы считаете, не будет ли здесь диссонанса между теми, кто состоит в организации и теми, кто в ней не состоит? Помните, как было в пионерские времена: если тебя не приняли, значит, ты практически становишься изгоем, значит, ты неправильный.
- Очевидно, что существуют мифы относительно таких организаций, опасения по поводу того, что создание такой организации может привести к неблагоприятным последствиям. Я думаю, что ничего не повторяется в жизни, поэтому таких вещей, которые были в прежние времена, уже не будет. Будет как-то по-другому.
Как-то я размышляла по поводу репрессий. Ведь, если вдуматься, большого количества семей коснулась ситуация, когда приезжали какие-то люди и забирали близких. Я думаю, что вся та ситуация породила две реальности.
Одна реальность - тот социальный строй, который был, и был определенный порядок, и люди знали, чего бояться и знали, что можно делать, а чего делать не надо. Вторая реальность - это страдание людей, которые оказывались угнетенными в этой ситуации, когда люди чрезмерно боялись того, что их могут забрать, что-то с ними сделать.
Когда сейчас возникают разные идеи создания организаций, систем, в результате активизируются эти страхи. А страхов действительно очень много, потому что не одно поколение выросло в этом и, естественно, что когда что-то может измениться в социальном плане, это вызывает тревогу, и появляются внутреннее сопротивление этому. Для человека жить в таком тотальном страхе очень сложно.
- То есть Вы сторонник того взгляда, что само по себе это событие нейтральное, все зависит от его воплощения?
- Да. И воплощение зависит от тех людей, которые будут этим заниматься, какие ценности будут вкладывать. Я оптимистично смотрю, я думаю, в результате все будет хорошо. Развивается страна - развивается система. Я не вижу здесь серьезных оснований для того, чтобы препятствовать развитию новой молодежной организации. Мне кажется, нужно участвовать в этом, причем активно, и поддерживать человеческие ценности: сострадание, милосердие, поддержка, взаимное уважение, уважение чести другого человека.
21.05.08
http://www.samru.ru/society/opinion/38438.html
Приложения:
Фото 1. 4 Kb
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме
25 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |