16:15 26.05.2008 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

Стенограмма заседания Общественного Комитета "За честные выборы!" на тему "О совершенствовании Федерального закона "О политических партиях" от 22.05.2008

    Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Здравствуйте. Мы продолжаем работать. Технология стандартная, идем по кругу. Хочу напомнить о том, что в прошлый раз мы просили вас предоставить предложения по совершенствованию действующего законодательства, которые внесены не участниками круглого стола, а политическими партиями. То есть это предложения от политических партий, одобренные соответствующим по уставу органом. Об этом мы говорили. У нас есть материалы, которые мы собрали, у нас есть содержательная часть этих предложений, но у нас не всегда есть документ, который подтверждает, что высказанная и сформулированная на бумаге точка зрения есть позиция партии, а не просто человека, эксперта, представителя партии, Центральной избирательной комиссии и прочее. Об этом мы говорили не один раз. Итак, начинаем слева направо. Пожалуйста, Союз молодежных организаций Российской Федерации. Мы предоставляли такое право, просили сделать соответствующие предложения не только от политических партий, но и от общественных организаций, не только к закону "О гарантии избирательных прав", но и, может быть, к закону "О политических партиях".

Журавлев Владимир Владимирович (Союз молодежных организаций РФ).
Уважаемые друзья, я как всегда защищаю молодежные организации. Мы понимаем, что внести в Федеральный закон "О политических партиях" какие-то предложения молодежные, конечно же, это не реально. Но вот одно, о чем говорили и спорили раньше, если это реально, внести все-таки квотирование в том, чтобы в политических партиях, в том числе при выдвижение и в органы местного самоуправления, и в Государственную Думу была квота, закрепленная за молодежью в возрасте до 25 лет. Это одно из наших предложений. Как его рассмотреть и как реально его включить? Я думаю, что это только законодатели могут.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Маленькая ремарка. У нас есть Конституция, в которой сформулированы полномочия, в том числе право на законодательную инициативу депутата Государственной Думы. В нашей работе участвуют политические партии, представленные в Государственной Думе, в том числе вашим покорным слугой. Милости просим. Но я прошу следующее. Если я возьму на себя обязательства внести такую законодательную инициативу, мне бы хотелось увидеть ее текст.

Прохоров Вадим Юрьевич (Союз Правых Сил).
Мы свои предложения сегодня представили, причем не только и не столько по закону "О политических партиях", сколько в большей мере по избирательному законодательству, поскольку в прошлый раз я отсутствовал на заседании. Что касается законодательства "О политических партиях", то хочу сказать следующее. Конечно, многое нужно менять и в самом законе "О политических партиях" и в тех подзаконных актах, которыми иногда по не вполне понятным причинам регулируется их деятельность, в частности, акты распущенной ныне ФРС, функции которой перешли к Минюсту. Это отдельная проблема, но, если не будет нормально отлажено правоприменение тех законов, которые есть, с точки зрения права, с точки зрения закона, а не с точки зрения произвола, то любой самый хороший закон не будет нормально функционировать - это совершенно очевидно. К сожалению при нынешней политической системе, нынешнем режиме этого ожидать не приходится, если ситуация серьезно не поменяется. Но, надеюсь, что не исключено, что какие-то изменения произойдут. Повторяю, что, с моей точки зрения, главная проблема заключается в правоприменении. Тем не менее, сам закон, конечно же, нуждается в ряде поправок. То, что представили коллеги, с подавляющим большинством поправок мы готовы согласиться и даже, может быть, в большей степени поддержать и повышение размера возможных пожертвований от физических лиц, увеличение степени независимости партии. Это все верно. Но еще раз повторяю, что только само по себе внесение изменений в закон - это ничего не изменит. Тем не менее, хотел бы обратить внимание коллег на то, что и законы, прежде всего этот закон "О политических партиях", который был разработан некоторыми членами Центральной избирательной комиссии, не совершенны. Приведу один простой пример. Понятно, в чем должна быть основная цель функционирования политической системы - в создании конкурентной среды. Если нет конкурентной среды, тогда надо возвращаться к шестой статье Конституции, вносить, что есть одна правящая партия, тогда, по крайней мере, все понятно. В противном случае нужна конкурентная среда и, действительно, равенство и равноправие политических партий, в том числе и по возможности их зарегистрировать. Есть, например, такая статья 20-ая закона "О политических партиях" основания для отказа в государственной регистрации политической партии. Все вы знаете, что последнюю пару лет нескольким партиям, представляющим разные направления политического спектра и Великой России, и НДС Касьянова было отказано в регистрации, не говоря уже про ряд других, по достаточно интересным причинам. Я приведу одну причину, с чем, например, столкнулась НДС. Есть в законе такое положение - основания для отказа. Федеральным уполномоченным органом установлено, что информация, содержащаяся в представленных для регистрации документах, не соответствует требованиям настоящего Федерального закона. Как это трактует ФРС, а за ними и Таганский районный суд. Сейчас это дело перемещается в Мосгорсуд. При своем создании политическая партия представляет в ФРС пачку документов. Там общие собрания, учредительный съезд и данные членов партии. Например, в данном случае, там были 56 тысяч членов, и представитель Федеральной регистрационной службы в суде говорит: "Мы толкуем эту норму следующим образом: вот по одному единственному принявшему участие в любом общем собрании, в любом регионе неправильно указан год рождения - это уже неправильно представленная информация". Все. Понимаете. О чем я говорю. 56 тысяч человек собрались создавать партию, любая одна единственная ошибка в документах, это официальная позиция ФРС, влечет к тому, что, понятно, что раз это ошибка, то сведения не соответствуют закону, и тем самым можно отказать партии в регистрации. Но я напомню, что даже на выборах Президента, при регистрации кандидатов на высшую должность в стране, все-таки 5% брака допустимы. Здесь они не допускают ни одну единственную опечатку, помарку. Был указан год рождения 1053 с очевидностью 1953. Вот такого одного случая из 56 тысяч достаточно для отказа партии в регистрации. Иначе, как издевательством над здравым смыслом я это назвать не могу. Посмотрим, какую позицию займет Московский городской суд. Еще раз повторю. Что это тот самый случай, когда, может быть, вопрос скорее в правоприменении, а не только в самой размытой форме закона. Все-таки как толковать: полномочны ли были собрания, действительно ли там 56 тысяч? Есть фундаментальные вещи, которые должны быть соблюдены. Но то, что одна единственная помарка в одном единственном годе рождения одного из 56 тысяч человек влечет к отказу партии в регистрации, иначе как издевательством назвать нельзя. Здесь нужно идти по двум направлениям: первое, поправки в закон, в том числе в закон "О политических партиях", второе, конечно же, разбираться с правоприменением, которое, иначе как произвольным и судами и в том числе расформированной Федеральной регистрационной службой, назвать нельзя. Я закончил. Спасибо.

Архангельская Екатерина Леонидовна (Всероссийская политическая партия "Гражданская Сила").
Наши предложения вам представлены в виде документа. Остановлюсь на некоторых моментах, которые мы предлагаем. Первое. Мы предлагаем исключить из закона норму, не допускающую создание партийных ячеек на негосударственных предприятиях и в негосударственных организациях. Мы предлагаем в государственных учреждениях оставить, как есть, в негосударственных разрешить создание партийных организаций. Сейчас вся коммуникативная деятельность происходит по месту работы и глупо нерационально ограничивать партийную активность только по территориальному признаку, по месту жительства. Это одно из наших ключевых предложений. Второе. Мы предлагаем раскрыть в законе "О политических партиях" понятие преимущества должностного и служебного положения, которые сейчас там не раскрыты, а раскрыть их по аналогии с законом "О выборах", где это все прописано на двух страницах. Третье наше предложение - установить в качестве максимального ограничения для пожертвований физических лиц одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленного Федеральным законом на 1 марта, году предшествующему, году, в котором производится этот взнос. Четвертое. Мы предлагаем расширить и дополнить разрешенные политическим партиям виды деятельности, например, разрешить проводить на платной основе независимые экспертизы, консультации всего, что касается общественно-политической сферы. Это просто необходимо для обеспечения партией деятельности, возможность самостоятельно себя обеспечивать.

Продолжение следует.

26.05.2008
Источник: Пресс-служба Комитета.



Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме