14:30 08.05.2008 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

Интервью Виталия Иванова: "Личность - это и есть институт"

   
Состоялась инаугурация Медведева, завтра должно пройти утверждение Госдумой Путина на должность премьера. Что изменится в структуре и содержании деятельности правительства под руководством Путина?



На мой взгляд, очевидно, что речь идёт о раскрытии конституционно-правового и политического потенциала правительства, которое все годы с момента принятия Конституции находилось в некоем "спящем состоянии". Безусловно, Россия - президентское государство. Однако это не исключает наличия не технического, а сильного политического правительства. И Конституция, и государственная традиция это вполне позволяют. Поэтому выстраивание формальной властной конфигурации после инаугурации Дмитрия Медведева и назначения председателем правительства Владимира Путина пройдёт по пути, определённому самим же Медведевым. Напомню, что он недавно назвал Россию "президентской республикой с сильной исполнительной властью". Это как бы общая установка. А конкретно это проявится в том, что правительство займётся стратегированием в более широких объёмах и пределах, чем раньше. Это заложено было, собственно, в докладе Путина, который он огласил перед Государственным Советом, - его знаменитая "Программа 2020".

Я думаю, что правительство будет играть более существенную роль в региональной политике и региональном развитии. В пользу этого свидетельствует недавнее решение Путина о подключении правительства к процессу оценки деятельности руководителей регионов. Похоже, что гораздо большую роль правительство будет играть в руководстве силовыми структурами, я не исключаю появления должности вице-премьера по силовым структурам в составе правительства. У нас часто утверждают, что силовые структуры целиком и полностью подчинены президенту. Это как бы так и не так, потому что, с одной стороны, у президента здесь действительно максимально широкие полномочия, но по Конституции правительство и председатель правительства полностью от этого не отключены. И соответственно можно неким образом перераспределить полномочия и ответственность с тем, чтобы с одной стороны разгрузить президента, а с другой стороны - подчеркнуть реальный статус председателя правительства в системе власти.



Уже заявлено о том, что увеличится количество заместителей председателя правительства, как это отразится на работе кабинета министров?



В своё время была принята, на мой взгляд, совершенно неправильная, более того - порочная концепция максимального сокращения количества вице-премьеров. К счастью, от этого уже отказались, и в дальнейшем мы вернёмся к хорошо зарекомендовавшей себя в 90-е годы системе нескольких вице-премьеров. У Черномырдина их число доходило чуть ли не до десятка, а может быть даже и больше. И это было нормально. Я думаю, что и сейчас, семь - восемь, а может быть, и больше вице-премьеров - это нормально. Что касается непосредственно структуры исполнительной власти, то вряд ли будут какие-то серьёзные изменения. Говорят о реогранизации Минздравсоцразвития, и о том, что разделят какие-то другие министерства и ведомства. Но, на мой взгляд, в этом ничего принципиального нет, это нормальный, что называется, процесс. Сама по себе реорганизация отдельных министерств и ведомств - это непринципиальный, перманентный процесс, он идет постоянно. Каждое назначение правительства, каждое серьёзное политическое решение, как правило, сопровождается реорганизацией какой-то системы исполнительной власти.

Хорошо известно, что в России "личность - это и есть институт", как в своё время точно сформулировал Сурков. У нас есть такая пословица: "не место красит человека, а человек место". Собственно, формулировка "личность есть институт", это такой политический перевод этой известной поговорки, даже не поговорки, а расхожего выражения. Безусловно, раскрытие государственного политического потенциала правительства связано исключительно с тем, что на пост председателя правительства переходит Владимир Путин. То есть, если бы Путин не переходил на пост председателя правительства, то, я думаю, вопрос о пересмотре в сложившейся конфигурации власти не встал бы.



Стратегия развития определяется президентом страны в ежегодных посланиях Федеральному собранию. Путин предложил "Стратегию развития 2020", и деятельность Медведева будет направлена не на формирование стратегической линии, а на выполнение "Стратегии 2020", не нарушает ли это распределение функций между президентом и премьер-министром?



Нет, "Стратегия 2020" - это единая программа российской власти, единая стратегия, она не является исключительно путинской или исключительно медведевской. Это, если угодно, их совместная программа, совместная стратегия, и они её выдвигали совместно, Путин выдвинул, Медведев развивал. Я не вижу здесь никаких проблем. Как они поделят различные участки пока обсуждать рано. А то, что они будут этим заниматься совместно, совершенно очевидно. Полномочия президента, правительства и председателя правительства определены Конституцией. Это с одной стороны. С другой стороны, все мы понимаем, что организация власти не исчерпывается её формальным конституционным описанием.

Виталий Иванов, Заместитель генерального директора Центра политической конъюнктуры, публицист, владелец проекта "Антиреволюционер"

7 Май 2008
"Кремль.ORG". Политическая экспертная сеть
http://www.kreml.org/interview/180652994?mode=print



Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме