07:30 27.04.2008 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

Патриарх Алексий II: Любви и радости

   
Накануне православной Пасхи Патриарх Алексий II ответил на вопросы, интересующие читателей "Российской газеты"

В воскресенье православные христане празднуют главный свой праздник Святую Пасху - Воскресение Господне.О жизни церкви, о ее причастности к самым животрепещущим вопросам общественной жизни - наш разговор со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

Церковь в Отечестве и в мире

Российская газета: Ваше Святейшество, накануне Пасхи мы не только готовимся к этому главному для православных христиан празднику, но и подводим итоги прошедшего Великого поста, да и всего времени, прожитого нами до нынешнего Воскресения Христова. Последний год был отмечен историческими событиями в жизни церкви - был подписан Акт о каноническом общении в Поместной Русской православной церкви. Высказывались опасения, что последует раскол в зарубежной церкви, что паства не поддержит решение иерархов. Какова истинная картина этого события? Что можно сказать о роли в этом процессе владыки Лавра, с которым мы недавно простились?

Патриарх Алексий II: Подписание Акта о каноническом общении стало результатом возникшего между Церковью в Отечестве и русским церковным рассеянием взаимопонимания и желания идти путем служения Богу вместе. Своими подписями мы с новопреставленным митрополитом Лавром скрепили возникшее в наших сердцах и в сердцах нашей паствы единство. Это единство, как вы знаете, сразу же после торжественной церемонии подписания Акта скрепил и Сам Господь, Телу и Крови Которого мы впервые за многие десятилетия причастились вместе за праздничной литургией в присутствии тысяч жаждущих воссоединения православных верующих.Роль почившего митрополита Лавра невозможно недооценить. Верные чада Русской православной церкви всегда будут помнить о нем как о ревностном архипастыре, выполнившем уготованное ему Промыслом Божиим предназначение. Кто, как не он, сплотил своим молитвенным предстоятельством зарубежную паству? Кто, как не он, позволил ей возрадоваться о выстраданном несколькими поколениями русских эмигрантов воссоединении с Церковью в Отечестве?

РГ: Православие - не собственно российское явление, сейчас как раз по российскому телевидению идет киноцикл "Планета православия", напоминающий об этом, а для многих и открывающий истинный масштаб и великое разнообразие вселенского православия - есть православные японцы, православные арабы, православные американцы. Какие главные события происходят сегодня на этой "планете", каковы надежды, проблемы, вызовы в нынешнем православном мире?

Алексий II: Православный мир - это пятнадцать братских Поместных православных церквей, которые состоят в общении друг с другом и в совокупности являют собой Единую Соборную и Апостольскую православную церковь. Сохранение православного единства остается важнейшей задачей, особенно актуальной для нашего времени. Ведь не секрет, что бушующие в мире политические бури нередко проникают и в церковную ограду, провоцируя недоумения и разделения между братскими церквами и народами. Между тем только вместе мы можем действенно свидетельствовать современному человечеству о непреходящих духовных и нравственных ценностях Православия.

Модуль веры

РГ: Одна из самых горячих общественных полемик в нашем обществе, продолжающихся уже много лет, связана с преподаванием "Основ православной культуры". Изобретаются все новые варианты противодействия этой идее или подмены этого предмета. Кто и почему сопротивляется? И какова сегодня позиция Церкви на этот счет?

Алексий II: Образование - это сфера совместных трудов государства и общества. Государство не может не учитывать требований к образованию, предъявляемых семьей, религиозными и национальными общинами, нашим народом в целом. Поэтому можно только приветствовать широкую дискуссию о формах присутствия знаний о религии в общедоступной школе. И сегодня есть основания говорить об определенных положительных итогах этой дискуссии. Позиция Церкви, которая говорит о необходимости воссоединить образование и воспитание, была поддержана значительной частью нашего народа, многими в органах законодательной и исполнительной власти. Свидетельством этому являются принятые в декабре прошлого года поправки в Закон "Об образовании", в котором впервые в качестве важнейшей цели образования обозначено "формирование духовно-нравственной личности".Мы достигнем этой цели, если в школе будет вестись преподавание учебных курсов духовно-нравственного содержания, в том числе курсов по истории и культуре религий, которые исповедуют сами школьники и их родители. Специалистами Российской академии образования, Федерального института развития образования, а также учреждениями Русской православной церкви разработана концепция включения в новое поколение государственных стандартов учебного предмета "Основы православной культуры", который должен стать составной частью новой образовательной области учебного плана "Духовно-нравственная культура".Данная образовательная область будет иметь несколько модулей. Это основы традиционных для России религиозных культур и курс нерелигиозной этики. Учащиеся и их родители смогут самостоятельно выбирать тот или иной предмет в соответствии со своим мировоззрением. Уважение свободы выбора и вариативность курсов позволит не допустить дискриминации учащихся по мировоззренческому признаку. На наш взгляд, только такой широкий подход может сохранить принцип светскости образования и одновременно соблюсти свободу совести в школе. Как ни странно, именно этот подход не всеми приветствуется. Противники модульности предметов высказывают опасение, что дифференцированное преподавание духовно-нравственных дисциплин может привести к разделению учеников по религиозному признаку. Я не согласен с этой точкой зрения. Напротив, именно углубленное изучение собственной духовной традиции является условием успешного формирования целостной личности, способной полноценно участвовать в межкультурном диалоге, столь востребованном сегодня.Идея единого для всех школьников учебного курса об истории религий неприемлема по ряду причин. Такой курс не может быть основан на духовно-нравственной культуре ни одной из традиционных религий, в том числе и православия, так как может вызвать непонимание у лиц, принадлежащих к другим религиям, и стать основанием для подозрительности и напряженности. Нам предлагают общий курс, который оценивал бы все религии с позиции "объективизма", а на самом деле секулярного агностицизма, который мировоззренчески неприемлем для верующего человека. Ясно, что такой курс в лучшем случае может стать просто энциклопедией о религиях, но он не сможет послужить духовному и нравственному воспитанию школьников. Более того, его введение будет означать отказ от свободы в мировоззренческой области, так как все будут вынуждены изучать "единственно правильный" подход к религии.

РГ: В последние годы в мире участились всевозможные антирелигиозные провокации - на выставках, в фильмах, кощунственных акциях, книгах. Что стоит за ними? Надо ли различным религиозным конфессиям объединять свои усилия в противодействии этим атакам?

Алексий II: Думаю, по-настоящему религиозный человек не будет оскорблять ценности других людей. Конечно, те, кто это себе позволяет, нуждаются в жалости, ибо это очень душевно бедные и неспокойные люди. Но в то же время оскорбительные выпады должны пресекаться. Зло, в отличие от добра, агрессивно и стремится утвердиться с помощью насилия, попрания богоданной свободы, попыток разрушить любовь к Богу и ближним. Для противостояния злу должны объединиться все люди доброй воли. "Ибо кто не против вас, тот за вас", - говорит Христос Спаситель. Такое соединение усилий не влечет объединения вер, оно лишь усиливает наш голос. Кроме того, соприкасаясь с иными религиями и конфессиями, мы свидетельствуем миру о святом православии, подавая пример деятельной веры.

РГ: Клуб православных журналистов выступил с идеей создания Общественного совета на телевидении. Реальна ли такая идея, будет ли от нее толк? Что, на ваш взгляд, сегодня представляет собой телевидение в России?

Алексий II: Создание Общественного совета по нравственности - идея здравая. Ведь большинство общества, включая политиков, педагогов, людей творчества, самих журналистов, говорят о том, что разрушительный аморализм и бездумная развлекательность, которые господствуют на телевидении, не устраивают никого и вредят всем. Телевидение само по себе - лишь инструмент, огромные возможности которого могут быть направлены как на созидание здорового и гармоничного общества, так и на пропаганду культа наживы, циничного отношения к окружающим, всевозможных пороков, которые делают человека больным, слабым и несчастным. Чтобы наши сограждане смогли влиять на политику телеканалов, смогли решать, что будут смотреть их дети, и нужен Общественный совет.

Иностранные радости


РГ: В последнее время появляются новые светские празднества, заимствованные из религиозных традиций, часто неправославных - например, день святого Валентина или день святого Патрика. Стоит ли вытеснять их соответствующими православными, например, днем памяти святых Петра и Февронии?

Алексий II: Наше общество стало открытым для внешнего мира. Одновременно произошла утрата прежних идеалов и символов, а возрождение многовековых религиозных и культурных традиций только набирает силу. Именно в этот момент и стали популярными иностранные праздники. Но давайте зададимся вопросом: почему они нашли отклик, особенно у молодежи? Разве молодых людей привлекает религиозный смысл дней святого Валентина и святого Патрика? Очевидно, что нет. Если в первом случае притягательным является покровительство любви, то во втором - покровительство радости и веселью. Для меня это все - сигналы глубокого желания молодежи утвердить в жизни любовь и радость. Но разве в истории нашего народа нет образов, которые помогут обрести эти прекрасные и высокие чувства? Мне обидно, что мы не ценим собственный опыт и подчас заранее отказываемся от него в пользу иностранных традиций. Поступая так, мы обедняем и общечеловеческое наследие, лишая его наших сокровищ.Убежден, что наш народ может черпать нравственные силы из опыта своих отцов и дедов. Так, святые благоверные Петр и Феврония в своей жизни явили образец истинной любви, которую ищут как верующие люди, так и люди нерелигиозные. Сердцем каждый понимает, что для полноценной и гармоничной жизни нужна не страстная и эгоистичная любовь, а любовь жертвенная и верная. И об этом должны говорить наши праздники, наша школа, детские и молодежные телепрограммы, вся наша культура.

РГ: Что теперь можно выделить из задач на будущее как приоритет?

Алексий II: Сделать нужно еще очень много. Задача Церкви - вести людей ко Христу. Что мешает на этом пути? Грех, который удаляет от Бога, лишает человека счастья, обрекает на страдания и в конечном счете на смерть. Мы грешим всякий раз, когда попираем заповедь о любви к Богу и ближнему - самую главную и самую трудную. Как любящая мать Церковь открывает свои объятия всем чадам Божиим. И главное для нее - просветить человека, наполнить его внутренний мир верой, добром, истиной. Для этого нам, пастырям, нужно постоянно идти к людям. Идти через слово, через общение, через пример добрых дел. Наша первоочередная забота - о тех, кто больше всего в ней нуждается: о детях, молодежи и людях старшего возраста. В здоровом обществе не должно быть несчастных детей и брошенных стариков.



Праздник через покаяние

Патриарх Алексий II поздравляет читателей "Российской газеты" с православной Пасхой

Завтра православные христиане празднуют свой главный праздник: Святую Пасху - Воскресение Христово. Для верующих это не дата в церковном календаре, а главное событие в истории человечества.

Сегодня, когда культурообразующее начало веры становится все очевиднее в стране, расстающейся с тотальным атеизмом и преодолевающей кризис перехода от одного социально-экономического устройства к другому, слова церковных пастырей возвращают себе то место в публичном внимании, которое по праву им принадлежит. Святейший Патриарх Алексий II сегодня поздравляет читателей "РГ" с православной Пасхой и отвечает на вопросы корреспондентов "РГ".

О помудрении общества

Российская газета: Ваше Святейшество, вы как-то рассказывали о том, что переживаете Пасху как личный праздник. Скажите, о ком или о чем вы вспоминаете в эти дни?

Патриарх Алексий II: За 58 лет священнослужения есть что вспомнить. Были и трудные годы. Вспоминается, как в 1945 году мне и еще одному псаломщику было поручено подготовить к открытию Александро-Невский кафедральный собор в Таллине, закрытый ранее оккупационными властями. Это было первое Пасхальное богослужение в храме после четырехлетнего перерыва, оно прочно запечатлелось в моей памяти.

РГ: Что бы вы выделили из особо значимых перемен, происходящих в последнее время в нашем обществе?

Алексий II: Думаю, что общество становится мудрее. По моим наблюдениям все больше становится людей, осознающих свою ответственность за жизнь ближних, внимательных к окружающим, способных с помощью Божией бороться с грехом, достигших зрелости. Уходит в прошлое период "опьянения свободой". Может быть, медленнее, чем хотелось бы, но мы возвращаемся к своим традициям.

РГ: Ваше выступление на сессии ПАСЕ в Страсбурге в минувшем году вызвало большой резонанс. Даже противники православия признавали, что впервые на таком уровне прозвучало то, что волнует очень многих: начиная от губительного для европейской цивилизации разрыва взаимосвязи прав человека и нравственности и заканчивая изгнанием религии из публичного пространства. Почему сегодня так непросто произносить для широкой аудитории спасительные истины? Насколько серьезно повреждено нравственное состояние человечества, не угрожает ли это повреждение самому его существованию?

Алексий II: Выступление на сессии ПАСЕ стало исключительной возможностью для выражения церковной позиции. Причем, как вы правильно заметили, я постарался выразить чувства и мысли, которые свойственны не только православным христианам, но и многим другим людям. Приглашение Советом Европы религиозного лидера для выступления на столь высоком уровне - это свидетельство того, что политики хотят знать мнение верующих по наиболее важным вопросам жизни Европы. Это весьма важно для продолжения нашего диалога с этой организацией, которая стала уделять пристальное внимание вопросам диалога религий и культур.

Как Предстоятель Церкви, так и простые верующие не должны стесняться своего мнения, свидетельствуя об Истине каждый на своем месте. Не следует забывать о словах Христа: "Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов" (Лк. 9, 26). Часто многие христиане, в том числе известные в обществе, не решаются открыто говорить о вере и нравственности, опасаясь, что их сочтут людьми с устаревшими взглядами. Некоторые боятся за свою карьеру и благосостояние. Но, поступая так, мы изгоняем Истину из жизни общества, забываем о ценностях, которые на самом деле существенны для нас. И тем самым разрушаем свою жизнь и жизнь ближних. А ведь в Европе и мире большинство людей хотят услышать не политически корректные недомолвки о реальных проблемах, а правду. Боюсь, что человечество само обрекает себя на разрушение, отказываясь жить в согласии с вечными нравственными нормами, данными нам Богом.

О передаче власти и невизантийских уроках

РГ: Сейчас в стране важный момент - передача власти от одного президента к другому. Как вы к этому относитесь? Каковы были ваши отношения с президентом Путиным и с вновь избранным президентом Медведевым как с политиками, государственными деятелями, православными христианами?

Алексий II: Для России преемственность власти всегда была важнейшим условием стабильного развития страны. Для простых людей важно, чтобы государство заботилось об их нуждах и потребностях, обеспечивало достойный уровень жизни. Уверенность в завтрашнем дне для себя и своих детей во многом определяет отношение людей к руководству страны и проводимой им политике.В начале 90-х годов прошлого века мы видели, с каким недоверием и апатией общество, находясь под гнетом тяжелой экономической ситуации, социальных трудностей, относилось к политическому курсу государства. С тех пор в стране многое изменилось к лучшему. Большой вклад в этот процесс внес Владимир Владимирович Путин. Он приложил немало усилий для того, чтобы в людях вновь возродилась уверенность в завтрашнем дне. К заслугам президента относится и поддержание добрых конструктивных отношений с Церковью. Мы неоднократно встречались с главой государства, и он неизменно проявлял внимание к нуждам Церкви и к ее служению в обществе.В мае этого года произойдет вступление в должность нового президента России. Быть главой государства - это высокое и ответственное служение. Оно потребует напряжения сил, самоотдачи, жертвенности. Дмитрий Анатольевич Медведев не понаслышке знает об этих трудностях. Его многолетний опыт работы на ответственных должностях позволяет надеяться, что он и далее будет успешно трудиться для процветания нашей страны и ее народа. Знаю, что на этом нелегком пути ему будет помогать искренняя вера. Молюсь, чтобы Господь дал новому президенту сил и умудрил его в исполнении возложенных на него обязанностей. Надеюсь, что мы сохраним и будем развивать добрые отношения с руководством страны, активно вести диалог по всем важнейшим вопросам жизни Церкви, России, мира.

РГ: Бурную дискуссию в обществе вызвал фильм архимандрита Тихона (Шевкунова) "Гибель империи. Византийский урок". Людям свойственно сравнивать настоящее с прошлым, проводить исторические аналогии. Скажите, с чем бы вы сравнили то время, которое сейчас переживает Россия?

Алексий II: Я бы не стал сравнивать с нашим временем те события, которые происходили в Византии. У каждого народа, у каждой страны - свой путь, определенный Волей и Промыслом Божиими. Слава Богу за то, что Он дает нам силы и мужество совершать этот путь. Мы же тоже пережили нелегкий период нашей истории: вспомните хотя бы 90-е годы. В этом году мы будем отмечать 1020-летие Крещения Руси. Думаю, стоит подумать о том, как изменились Церковь и страна за последние 20 лет, как изменились сами люди. Ведь мы живем уже не в той стране, в которой отмечали 1000-летие Крещения Руси. Что отрадно, сегодня в стране возрождаются храмы, но восстанавливает их не власть, а сами верующие. Значит, вера нужна людям. Это засвидетельствовал и завершающийся Великий пост: очень много людей в этом году постом приходили на богослужения в храмы, исповедовались, в Вербное воскресенье московские храмы были переполнены. Люди приступают к Чаше Христовой сознательно, через покаяние принимая Святые Тайны. Слава Богу, меняется сознание, возрождаются духовные начала в жизни людей.

Об общей купели и православии на Западе

РГ: Вам предстоит визит на Украину. Чего можно ожидать от этого события и от дальнейшего развития ситуации с православием на Украине?

Алексий II: Я рад возможности вновь посетить нашу украинскую паству. Особое значение этому визиту придает то, что он приурочен к знаменательной дате - 1020-летию Крещения Руси. Это празднование - хороший повод вспомнить о том, что у наших народов общая крещальная купель и общая историческая судьба. Этим духовным единством надо дорожить. Оно составляет драгоценное достояние наших народов, оно живет в сердцах людских. А опыт показывает, что в таких случаях не властна и самая мощная внешняя сила. Недаром говорят: сердцу не прикажешь. Было время - хотели и веру наших отцов объявить пережитком прошлого. Но ничего не получилось. Невозможно вытравить веру из душ людей. Так и стремление к истокам единой Святой Руси. Оно непобедимо.

РГ: Осенью у вас намечен визит в Вену. Каково значение русских православных храмов в Западной Европе?

Алексий II: К осени мы надеемся завершить реставрацию жемчужины русской архитектуры на западе Европы - кафедрального Свято-Николаевского собора в Вене, я намерен освящать его. В Западной Европе сейчас проживают несколько миллионов наших соотечественников, многие из которых исповедуют православную веру. Сердце христианина тяготеет к храму Божию. В том и роль русских зарубежных храмов, что они служат для нашей паствы источником духовного единения, местом соприкосновения со святыней, очищения и освящения души. Жаль, что пока не везде, где проживают русские православные верующие, есть возможность создать церковный приход и возвести храм. Но мы будем стремиться к тому, чтобы чада нашей Церкви, где бы они ни находились, сохраняли духовную связь с Родиной и с верой своих отцов.

О пензенском овраге

РГ: Много шума наделала в обществе "пензенская история" с подземными сидельцами. И похоже, что это не единичный факт. Апокалиптические настроения, агрессивное сопротивление ИНН и штрихкодам, стремление к изоляционизму, попытки добиться канонизации очень спорных исторических фигур - это явления одного порядка, какой-то новый симптом? Или нечто подобное было всегда? Как относиться к таким явлениям и людям, ведь среди них очень много искренне верующих?

Алексий II: Ожидание конца света и Второго Пришествия Спасителя было естественно для христиан всегда. Но Господь говорит нам: "Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий" (Мф. 25, 13). Такое бодрствование предполагает молитву, самосовершенствование, творение добрых дел во славу Божию...Наш народ пережил немало. Войны, революции, различные потрясения, произошедшие в прошлом веке, принесли нестабильность, неуверенность в завтрашнем дне, недоверие к власти. Подобные настроения активизируются в переходные периоды. Иногда все это сопровождается разными фобиями, полным подчинением сомнительным "наставникам" и болезненным недоверием ко всем остальным. Малограмотность и безграмотность в религиозной жизни, равнодушие и теплохладность окружающих, в том числе духовенства, - все это может подтолкнуть человека к самочинному "уходу в пещеры".К подобным людям надо отнестись с христианской любовью и сочувствием. Ведь, выражая протест, человек хочет быть услышанным. Так, несмотря на кажущуюся абсурдность сопротивления атрибутам современной жизни, надо признать реальную опасность подробного сбора и хранения информации о человеке, это может привести к тотальному контролю нам ним. И Церковь старается ставить перед властями вопросы, поднимаемые простыми людьми. Как правило, наши ходатайства не остаются без результата. Лучший же способ лишить радикальных лжеучителей их влияния - это с детских лет воспитывать людей в подлинной, мирной и мудрой религиозной традиции.

О книгах и талантах

РГ: Удается ли вам при огромной занятости знакомиться с новыми произведениями искусства, смотреть кино, телепередачи, спектакли, читать новые или перечитывать любимые книги?

Алексий II: По мере сил пытаюсь быть в курсе новинок. Но времени катастрофически не хватает. Встречи с людьми, работа с бумагами... Нагрузка все время возрастает. В целом с радостью наблюдаю возрождение культурной жизни: появляются новые книги и кинофильмы, ставятся спектакли, выходят в эфир интересные телепередачи... Наша земля богата талантами. Главное, чтобы мы все, каждый в меру сил и возможностей, трудились на благо России.

РГ: Общаетесь ли вы, кроме паствы и священства, с кем-то из деятелей культуры, науки, других сфер жизни? Чем занимаетесь на досуге, если он случается?

Алексий II: Вы знаете, среди известных в обществе людей многие являются православными христианами или находятся в духовном поиске. Патриаршее служение неразрывно сочетает в себе пастырство и общественную деятельность, протокольные мероприятия и доверительное общение. Как правило, люди из мира культуры и науки не слишком избалованы жизнью, но они преданы любимому делу, стараются принести обществу пользу, разделить с людьми тот дар Божий, который имеют. Они часто обращаются ко мне, и я стараюсь уделить время хотя бы для краткой беседы. Досуг бывает крайне редко. Люблю уединиться с книгой на природе. Читаю Слово Божие, творения святых, книги классиков и современных писателей.

РГ: Ваши пасхальные пожелания читателям "Российской газеты"?

Алексий II: Пусть радость о Христе Воскресшем наполняет все дни вашей жизни. Да не заслонят ее скорби и волнения! Щедро делитесь этой радостью с ближними и дальними. Желаю всем вам мира, надежды и любви. С праздником Пасхи Христовой!

Валерий Коновалов, Елена Яковлева

http://www.rg.ru/2008/04/26/patriarh.html



Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме