16:30 17.04.2008 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

Илья Константинов: "Жребий брошен: Владимир Путин меняет политическую систему"

    Девятый съезд политической партии "Единая Россия", по праву может считаться историческим. Вопрос, с каким знаком: " + " или " - " он войдет в историю, остается открытым, впрочем, как шутят иногда патологоанатомы - "вскрытие покажет". Нам же приходится лишь констатировать произошедшие изменения стратегии и конфигурации власти, и поразмышлять на тему возможных последствий масштабной политической рокировки.

Как и следовало ожидать, действующий Президент Владимир Путин согласился занять пост председателя партии "Единая Россия", а вновь избранный - Дмитрий Медведев, заявил, что считает свое непосредственное участие в деятельности партии преждевременным. Других слов Дмитрий Медведев, судя по всему, и не мог произнести: ведь в "Единую Россию" его пригласили скорее для приличия, чем от чистого сердца. Буквально за несколько дней до съезда Борис Грызлов "на голубом глазу" объяснял общественности, что членство в "Единой России" Д.Медведева несовместимо со статусом избранного президента, начисто забыв, что в течение нескольких лет настойчиво приглашал В.Путина возглавить правящую партию.

Разумеется, за Владимира Путина съезд проголосовал единогласно, причем открытым голосованием. Непонятно, почему организаторы действа не решились сделать все честь по чести, закрытым голосованием; можно подумать, что при таком варианте в зале нашлись бы противники действующего президента!? Но, что сделано, то сделано - Владимир Путин - председатель партии "Единая Россия", хотя к исполнению этой должности он приступит лишь по истечению срока своих президентских полномочий.

Накануне, съезд принял пакет поправок в устав "Единой России", разделяющий должности председателя партии и председателя высшего совета партии, которым остается Борис Грызлов.

Уставные полномочия председателя партии впечатляют: именно он предлагает кандидатуры на руководящие должности в центральных и региональных органах партии, приостанавливает полномочия любых руководителей и членов партии, обладает правом вето на всякое решение, за исключением принятого съездом. Снять председателя партии с должности может только съезд двумя третями голосов.

Любопытно, что при этом председатель партии формально может не являться ее членом.

Понятно, что это формальная оговорка мало, что значит. Председатель партии будет осуществлять фактически единоличное руководство "Единой России".

Став при этом Председателем Правительства РФ, Владимир Путин сосредоточит в своих руках полномочия, сопоставимые с теми, которыми он располагает в должности Президента РФ.

Главный вопрос, который волнует общество: на какие цели будет направлена эта власть? На сохранение малоэффективной российской бюрократии, или на ускоренную модернизацию страны, потребность в которой назрела и перезрела. Заявленная В.Путиным и Д.Медведевым стратегия долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, позволяет надеяться на серьезный прорыв. Политическая элита, кажется, осознала необходимость экстренных мер по переходу на интенсивный путь развития. Если вся политическая "кутерьма" с "Единой Россией" - ради серьезного дела, есть смысл потерпеть этот неважно срежессированный спектакль.

Таким образом, мы являемся свидетелями масштабной реорганизации структуры исполнительной власти в РФ, осуществляемой, правда, в рамках действующей конституции. Легким движением руки Владимир Путин преобразует президентскую республику, каковой, несомненно, до настоящего времени является Россия, в республику парламентско-президентскую.

Нынешняя Конституция РФ вполне допускает подобную метаморфозу.

Полномочия президента страны весьма обширны, но далеко не безграничны. Он назначает, с согласия Государственной Думы, Правительство, принимает решение о его отставке, представляет Государственной Думе кандидатуру Председателя Центробанка, по представлению Председателя Правительства назначает и освобождает от должности министров, представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судий Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов, а также - кандидатуру Генерального прокурора, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ. Остальные функции президента носят общий или представительский характер: является гарантом конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики, представляет РФ внутри страны и в международных отношениях, утверждает военную доктрину, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями и тому подобное.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство, на заседаниях которого Президент может председательствовать, а законодательную власть - Федеральное Собрание. При благоприятной политической ситуации и наличии личной харизмы, президент может руководить правительством, но вовсе не обязан это делать.

Многие наблюдатели недоумевали: почему Владимир Путин, несмотря на всенародные "мольбы", категорически отказался идти по проторенному азиатскому пути - проводить референдум о продлении срока полномочий. Теперь ответ лежит на поверхности: никакой референдум не сравнится по своей легитимности и политическому изяществу с осуществляемой сегодня операцией.

Для того, чтобы окончательно сконцентрировать в своих руках власть, причем, на неопределенно долгий срок, Владимиру Путину остается дописать на политической картине России лишь несколько штрихов.

Во-первых, конечно, стать премьер-министром. Но здесь срыва быть уже не может, есть договоренности, и договоренности жесткие.

Во-вторых, необходимо обеспечить тотальный контроль "Единой России" над законодательными органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления. Этот процесс практически завершен: резкая реакция властей на такие эксцессы, как победа "Справедливой России" в Ставропольском крае, свидетельствует о том, что подобных прецедентов впредь не будет.

В-третьих, целесообразно подкорректировать процедуру формирования Совета Федерации. Напомню, что в соответствии с действующим законодательством в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного и исполнительного органа власти.

Представитель законодательного органа избирается соответствующим заксобранием по представлению его председателя. При тотальном контроле "Единой России" над заксобраниями регионов, здесь вряд ли могут быть какие-нибудь неожиданности.

Что касается представителя исполнительной власти (губернатора), то теоретически "Единая Россия" может столкнуться с определенными трудностями, если губернатор проявит строптивость, если он будет пользоваться полной поддержкой Президента РФ...

На практике возникновение подобных конфликтов маловероятно, кроме всего прочего, еще и потому, что Закон предусматривает возможность утверждения кандидатуры члена Совета Федерации от исполнительной власти соответствующим заксобранием. Правда, для этого требуется квалифицированное большинство голосов, но в сложившейся политической системе проблем с этим не будет.

Проблемы могут возникнуть с назначением губернаторов.

Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, субъектов РФ" устанавливает довольно жесткую процедуру назначения губернаторов, где последнее слово, в любом случае, остается за президентом.

Действующая редакция закона дает руководителям фракции правящей партии в местном законодательном собрании право инициировать выдвижение кандидатуры на губернаторский пост. Но окончательное решение всегда остается за президентом.

В этом пункте логично выглядела бы "небольшая" поправка, ограничивающая безусловное право президента на отклонение предложенных правящей партии кандидатур. Возможны варианты: за президентом можно было бы оставить право единожды отклонить такую кандидатуру, или, напротив, предоставить законодательному собранию право в определенных случаях настаивать на своем выборе...

В любом случае, проблема назначения губернаторов остается главным препятствием на пути построения в России стройной системы парламентско-президентской республики.

Зная упорство и политическую хватку Владимира Путина, можно не сомневаться, что он найдет способ устранить это препятствие.

Сразу оговорюсь, что предлагаемые здесь гипотетические пункты дальнейшего реформирования политической системы РФ, кажущиеся логичными, отнюдь не являются обязательными.

Политическая система России традиционно действует "по согласию". Единственный сбой случился в 1993 году, когда президенту Ельцину не удалось достичь согласия с Верховным Советом. Но бывший секретарь обкома Б.Ельцин настолько топорно рвался к власти, что пренебрег всеми писаными и неписаными правилами политического компромисса.

Во времена В.Путина, действовавшего куда умнее и тоньше, система власти "по согласию" работала, практически, без сбоев: президент взял на себя общее руководство всеми ветвями власти и успешно его осуществлял.

Вполне возможно, что в качестве лидера правящей партии и Председателя Правительства РФ Владимир Путин столь же успешно "договорится" о перераспределении властных полномочий в пользу правительства. И, очень может быть, что новая система заработает успешнее старой.

При одном обязательном условии: нынешнее руководство страны необходимо основательно перетряхнуть. Власть нуждается в новой "крови", новых способных к современному мышлению людях.

Есть только одно "но": доверие россиян! Владимир Путин зарабатывал это доверие, не в последнюю очередь, прямотой и откровенностью своего диалога с обществом. Заявил, что будет "мочить в сортире" - и "замочил"! Заявил, что приструнит региональные элиты, и выстроил вертикаль власти.

И вот, первый раз сказал что "уходит на дембель", а сам...

При таком повороте событий, уж очень многое придется ему сделать, многого достичь, в полном смысле слова, поставить на дыбы Россию, чтобы оправдать доверие своего народа.

Илья Константинов
www.nasledie.ru
17.04.2008



Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме