11:00 25.10.2016 | Все новости раздела "Партия дела"
Здравоохранение должно быть опорой для развития страны
Здравоохранение должно быть опорой для развития страны
Проект федерального бюджета предполагает значительное урезание финансирования программ Минздрава, об этом сказано в пояснительной записке.
На приоритетные проекты ведомства планируется выделить за три года всего 610 млн руб. Это не только меньше, чем за предыдущие периоды (около 400 млн руб. каждый год), но и меньше, чем вообще запрашивало министерство. Минздрав рассчитывал на финансирование в объёме 32 млрд руб. на три года, но может получить в 52 раза меньше.
Ранее эксперты уже говорили, что правительство представило трехлетний "бюджет стагнации", однако есть и мнения, что министерство просто "загибает ценник" побольше. Можно ли достичь целей здравоохранения с таким объёмом финансирования и есть ли альтернативы таким подходам?
Об этом в интервью Накануне.RU рассказал член федерального совета "Партии дела", председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
Вопрос: Финансирование программ Минздрава могут сократить в 52 раза – вместо 32 млрд руб., которые запрашивало ведомство, проект бюджета предполагает лишь 610 млн руб. Задачи здравоохранения при этом выполнимы, на Ваш взгляд?
Юрий Крупнов:Надо понимать, какие вообще есть задачи здравоохранения: во-первых, это целенаправленная борьба со смертностью, то есть увеличение продолжительности жизни. У нас считается, что средняя продолжительности жизни составляет 71 год. Это на 7-10 лет меньше, чем средняя продолжительность жизни во всех развитых странах. Отсюда следует, что необходимо хотя бы лет на 5 подтянуть продолжительность жизни граждан, иначе мы сами себя уничтожаем и тратим деньги зря.
Во-вторых, учитывается интегральный показатель продолжительности жизни. От каких причин, кроме несчастных случаев, зависит смертность.
В-третьих, вопрос здоровья детей. Сколько детей к 20 годам оказываются в состоянии полноценного здоровья, репродуктивного в том числе. У нас около 5-7 млн бесплодных мужчин и женщин, половина функционально бесплодны в том числе от неправильной гигиены и прочего. Соответственно, сегодня детское здоровье просто запущено. Никто этим не занимается, а это означает, что теряется и рабочая сила в дальнейшем. Должен быть культ детского здоровья, должна быть база для взрослой жизни.
Наконец, в-четвертых, вопросы, связанные с восстановлением нормальной жизни людей при физиологической инвалидности, при реабилитации. Недостаточно просто сделать протез - нужно делать так, чтобы человек мог функционировать в максимальной степени приближённости к тому, что было до болезни. Это тоже эффективность, которую можно просчитать буквально до рубля. И в мире это просчитывают.
Поэтому нам надо выходить с этими целевыми параметрами, проводить аудит эффективности и в медицине, и в других отраслях, это большая и серьёзная работа, без которой деньги выбрасываются на ветер.
Вопрос: Но вот в прошлые годы сумма финансирования была выше, и, вероятно, продолжительность жизни, если не увеличилась, то, по крайней мере, не сократилась. Но почему тогда сократили поддержку теперь?
Юрий Крупнов: Сократили просто потому, что бюджет трещит по швам. Поэтому финансирование у слабых отбирают. С продолжительностью жизни всё, что можно было нагнать на уменьшение младенческой смертности современными зарубежными методиками, - всё уже нагнали, и это теперь не проблема. Но снижение финансирования, безусловно, может сказаться на продолжительности жизни. Но это будут объяснять расположением планет, санкциями, происками Обамы, Клинтон или кого угодно.
Вопрос:Вы сказали, что это может сказаться на продолжительности жизни – как именно?
Юрий Крупнов: Это скажется катастрофически, потому что здравоохранение будет действовать не в системе эффективности, а просто при этом будут "выжимать", сокращать наиболее продуктивные, эффективные кадры. Есть два основных противоположных процесса. Первый процесс –система повышения эффективности и аудит отсутствуют. А другой момент - поскольку будет снижаться финансирование, то чиновники будут просто увольнять или маргинализировать деятельность врачей, снижая зарплаты, премии. Как правило страдает наиболее профессиональный состав медиков - профессорский и практикующий состав. В итоге за 25 лет пройдет, по сути, третья волна изгнания профессионалов из медицины. Но потом, даже когда деньги появятся, и если они вообще появятся, то этих профессионалов уже не вернёшь - это будет колоссальный урон качеству медицины, по сути, развал системы, невосполнимые потери.
Вопрос:То есть главный вопрос все-таки не в финансировании, а в отсутствии проверки эффективности здравоохранения и расходования средств?
Юрий Крупнов:Вопрос в том, что у нас траты на медицину не привязаны к эффективности. Ни один человек в России не сможет сказать, что будет, если в 10 раз сократить или в 10 раз увеличить бюджет.
Сейчас во всём мире медицина привязана к смертности по регионам, по районам, городам и так далее, выявляются причины смертности. У нас фактически медицина привязана к "пролечиванию", к посещению, к разным мероприятиям, эффективность которых абсолютно неочевидна. Это, конечно, не значит, что можно сокращать финансирование бесконечно, и вообще не поддерживать здравоохранение, но с другой стороны, никто не скажет о снижении или увеличении эффективности.
И это проблема в целом – проблема неэффективности вообще всех систем, которые на настоящий момент созданы. Есть некие вложения, которые были в "тучные годы" сделаны, дальше они воспроизводились от достигнутого, планировались от достигнутого, но в них никто не разбирался. Аудита эффективности в стране ни по одной отрасли, ни по одной сфере не проводится, и фактически мы не знаем, что у нас происходит в отраслях. Мы не знаем ни бюджета, ни реальных практик, в которых мы сегодня существуем, поскольку за 25 лет это всё превратилось в непонятный "икс", неизвестное. И это и есть главная проблема.
Вопрос: Тогда возникает логичный вопрос – почему бы не провести аудит, не проследить эффективность?
Юрий Крупнов: Потому что эффективность — это ответственность. А за ответственность можно пострадать. Вот у нас "замечательно" отчитываются по продолжительности жизни - она у нас вернулась к самой высокой на излёте СССР и, даже говорят, на полгода больше. Но в развитых странах за последнюю четверть века продолжительность жизни увеличилась на 6 лет. Это, по сути, интегральный результат работы медицины.
А мы сейчас вернулись к 1991 г. и говорим, что произвели великое действие. А кто 6 лет украл? И сколько это стоит? Сколько "недовложили"? Сколько вложили не туда? И это еще одна ключевая проблема страны. В каком-то плане можно вообще бюджет убрать, и есть подозрение, что ничего не изменится, кроме проблемы конкретных чиновников, которых у нас в 3 раза больше, чем в РСФСР.
Вопрос: Тогда от чего зависит продолжительность жизни, если не от программ здравоохранения?
Юрий Крупнов: Продолжительность жизни зависит от десятка параметров. То, что мы догнали советскую продолжительность жизни, я связываю исключительно с современными методиками по снижению младенческой смертности до очень низких показателей. То есть мы переняли те методики, которые за последние 25 лет достигло мировое здравоохранение. Это здорово, мы серьёзно сократили младенческую смертность, а за счёт этого подтянули продолжительность жизни к параметрам Советского Союза. Но если бы в 1991 г. ввести методики, которые ввели в мире просто потому, что они стали, как айфон, очень просты и понятны, то продолжительность жизни в Советском Союзе была бы 76 лет, а не 71 в среднем. Получается, что за все время украли около 6 лет от того, что было в советском периоде; плюс украли ещё 6 лет, на которые развитые страны за эти годы ушли вперед. Вклад нашей сегодняшней медицины по продолжительности жизни - минус 12 лет.
Вопрос:Есть ли альтернативные программы, меры для того, чтобы понимать, как и что следует финансировать?
Юрий Крупнов: В "Партии дела" мы начали обсуждать проект "Здоровье", потому что и для промышленного развития это имеет принципиальное значение, ведь у нас через 10 лет на 10 млн граждан уменьшится экономически активное население. То есть у нас просто работать будет некому в буквальном смысле. Поэтому здоровье каждого гражданина имеет колоссальное и экономическое, и гуманитарно-человеческое значение. И в этом смысле "Партия дела" в рамках программы развития страны разрабатывает важнейший блок - здоровье как опора и промышленного развития, и новой индустриализации, и в целом развития страны. Я думаю, на Московском экономическом форуме весной следующего года эта программа и будет представлена. Мы будем сводить показатели эффективности, будем требовать соответствующего государственного финансирования и, соответственно, декларировать обязательство обеспечить такое финансирование, приведённое к реальным показателям.
Дата изменения: 25.10.2016 10:09:09
Источник: Партия дела
Обсудить новость на Форуме
22 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |