17:16 20.09.2013 | Все новости раздела "Партия дела"
"Исполнение приговора" уральским предприятиям: высокие налоги и цены на энергоресурсы мешают российским товарам конкурировать с западными в рамках ВТО
"Исполнение приговора" уральским предприятиям: высокие налоги и цены на энергоресурсы мешают российским товарам конкурировать с западными в рамках ВТО
Спустя год после вступления России в ВТО отечественные предприятия ощутили для себя не самые приятные изменения. Иностранные компании получили снижение пошлины на ввоз продукции, однако ожидаемого удешевления зарубежного товара на российских прилавках не произошло. В тоже время отечественные производители начали терять рынки сбыта, не в силах конкурировать с западными производителями по цене продукции. Российские предприниматели готовы вступить в конкурентную борьбу за внутренний рынок, но им мешают высокие тарифы на энергоресурсы и непосильное налоговое бремя, которые сказываются на себестоимости товара, а значит и на его конечной цене. Выйти на внешний рынок торговли российский бизнес пока и не надеется. Об этом говорится в документальном фильме "ВТО: Исполнение приговора", снятом в Миассе, передает корреспондент Накануне.RU.
В городе Миасс Челябинской области основными градообразующими предприятиями являются автомобильный завод "Урал" и государственный ракетный центр имени академика Макеева. По словам главы Миасса Игоря Войнова, вступление в ВТО никак не повлияло на работу этих предприятий. Тем не менее, глава округа констатирует, что АЗ "Урал" в прошлом году потерял гособоронзаказ, что отрицательно сказалось на объемах сбыта продукции – реализация оказалось самой низкой за 70 лет существования завода. Завод ежегодно выпускал около 12 тыс. автомобилей, а потеря нескольких тысяч единиц заказа существенно ударила по прибыли предприятия, а значит и по бюджету округа, который получает от завода налоги. Войнов связывает такое положение дел и с преддверием очередной волны экономического кризиса. По его словам, бюджет муниципалитета в 2012 г. был на 20% сформирован из налогов от малых предприятий. Теперь из-за роста налогового бремени и стоимости патентов об этом источнике пополнения бюджета можно забыть. Войнов надеется, что автозавод в скором времени все же выйдет из кризиса."После вступления России в ВТО пошлины на ввоз грузовиков снизились в зависимости от комплектации в три-пять раз. Бюджет России только от того, что сократились таможенные сборы, потерял 135 млрд руб. за прошлый год. Также бюджет потерял за счет того, что сократилось производство, значит, собирается меньше налогов. Эти факторы не говорят о том, что автозавод имеет предпосылки к быстрому выходу из кризиса. Поддержки экспорта машин мы пока не видим. Любой народ без созидания и производства существовать не может. Почему-то эту мысль наше правительство зачастую упускает из головы. Без производства и поддержки Россия ослабнет ", - высказал мнение президент ЗАО "Новое содружество" и ассоциации "Росагромаш" Константин Бабкин.
Налоговые обязательства стали неподъемной ношей после вступления в ВТО для субъектов малого и среднего бизнеса. Проблем предпринимателям добавили и вновь возросшие цена на энергоресурсы.
Председатель союза предпринимателей Миасса Игорь Степанов в фильме отмечает, что ежегодный рост тарифов не позволяет бизнесу развиваться – чтобы продукция российских производителей была конкурентоспособной, у нее должна быть невысокая себестоимость. По его словам, западный производитель получил прерогативы – были сняты таможенные барьеры. Для вступления в конкурентную борьбу отечественным производителям необходимо обновлять технические средства, но на это нет денег, поскольку себестоимость продукции постоянно растет. Нет у российского бизнеса и доступа к кредитным ресурсам, в отличии от Запада с его низкими процентными ставками в банках. Поднятие единого социального налога привело к тому, что более 7 тыс. предпринимателей Челябинской области закрыли свои компании. По словам Степанова, повышение налога привело не к увеличению поступлений в бюджет, а к сокращению.
"Стоимость энергоресурсов на российском рынке неоправданная и запредельно высокая. За 10 лет с 2003 г. доллар вырос на 3%. При этом бензин в 2003 г. на российском рынке стоил 13 руб., сейчас он стоит больше 30 руб. Мы видим сознательную политику Правительства на повышение внутренних цен на энергоресурсы. Нам искусственно подняли с помощью налоговых инструментов, с помощью отсутствия антимонопольной политики в два раза стоимость энергоресурсов. Это очень сильно тормозит развитие несырьевого производства и перекачивает деньги в сырьевой сектор, а также в бюджет, а бюджет средства направляет в стабфонд за границу на хранение или на использование нашими зарубежными коллегами. Анализ структуры налогов в стоимости энергоносителей в России говорит о том, что если бы она была такая же, как в США, то бензин стоил бы 15-16 руб.", - комментирует Константин Бабкин.
Генеральный директор миасского ТД "Автозапчасти", ООО "Надежда" Евгений Коняев считает, что с вводом в 2014 г. налога на недвижимость работающее население будет требовать повышения заработной платы. Но рост зарплаты возможен только при условии повышения производительности и выработки на одного человека, а объемы выпускаемой продукции постоянно сокращаются. Кредитоваться бизнесу также невозможно – ставки начинаются от 15%, плюс необходимо залоговое имущество, которого у предприятий нет, так как большинство работает на старых производственных площадках.
По его словам, несмотря на развитие рынка, для машиностроителей рынки не растут. Все новые автосборочные предприятия привезли своих поставщиков, российским производителям вклиниться туда невозможно. Объемы производства за шесть месяцев текущего года у "КАМАЗа" упали на 27%, у "УралАЗа" на 35%, у "АвтоВАЗа" на 30%. Таким образом, отмена пошлин привела к "проседанию" рынка для машиностроителей.
"То, что Минобороны отказалось от закупки "Уралов" – это продолжение политики Сердюкова, который волюнтаристски может разместить заказ, может его снять, завтра потребовать выпустить миллион автомобилей и сказать, что вы не справились и качество не то. Это не государственная политика. Я бы на месте президента рассматривал Минобороны и оборонную промышленность как единый комплекс. Нельзя говорить, что сегодня купим у одного завода, а второй угробим, мы за благополучие наших заводов не отвечаем. Вступление в ВТО это, конечно, удар по нашей экономике, но это не единственный удар. У нас нет разумной долгосрочной политики. Случай с Минобороны и "УралАЗом" - это небольшой пример. В мировой экономике такого уровня падений в автомобилях совсем нет, там развивается производство грузовиков", - считает Константин Бабкин.
Советник президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев отмечает, что президент полностью проинформирован о проблемах конкурентоспособности в рамках ВТО.
"Наши предприятия вынуждены платить больше денег за кредиты. На Западе сейчас 2-3% можно взять кредит, у нас меньше 12% едва ли найдешь. Для малого и среднего бизнеса кредит не доступен фактически по условиям кредиторов. Известна ситуация с тарифами, именно поэтому президент принял решение заморозить тарифы на услуги естественных монополий. Это решение связано с тем, что за последние несколько лет уровень тарифов зашкаливает за все мыслимые пределы. За электричество мы платим больше, чем платят американцы, гораздо больше, чем платят китайцы. Как можно конкурировать в этой ситуации?" – считает Глазьев.
По его словам, вопросам реформирования налоговой системы с точки зрения упрощения и снижения налогового бремени традиционно уделяется большое внимание.
"Нам удалось сдвинуть Центральный банк с их примитивной прежней позиции, когда им казалось, что их это вообще не касается и их задача борьба с инфляцией, к пониманию того, что важнейшей функцией Центрального банка является создание необходимых условий для поддержания экономического роста. Мы в период кризиса убедили денежные власти начать заниматься рефинансированием, то есть предоставлением кредитов коммерческим банкам, чтобы они кредитовали производственный сектор под обязательства производственных предприятий. Сейчас доля рефинансирования в денежной эмиссии составляет основную часть. Если раньше денежная эмиссия шла только под покупку иностранной валюты, то сегодня более 70% денег вливается в экономику по каналам рефинансирования. Надо увеличить этот канал, расширять денежное предложение и переходить на регулирование кредитной активности через управление процентной ставкой", - считает Глазьев.
По его словам, Центробанку необходимо снижать процентную ставку, которая сегодня делает неконкурентоспособными большую часть российских предприятий с одной стороны, а с другой стороны выдавливает наиболее платежеспособные компании заграницу, потому что там кредиты дешевле.
"Первый год работы ВТО показал, что выровняв условия конкуренции по торговле, мы теперь оголили инструментарий государственного регулирования небольшим набором мер, в которых мы все время проигрываем. ВТО разрешает проводить практически любую кредитную политику, этим на Западе активно пользуются. ВТО не навязывало нам никаких условий по тарифам, точнее, навязывало, но мы отказались. Мы здесь можем использовать государственную волю, чтобы снизить тарифы на услуги естественных монополий. И очень важно расширять механизмы институтов развития. Вес наших банков развития, венчурного, инвестиционного фондов ничтожно мал по сравнению с тем, что имеется в Европе, Америке или Японии", - считает Глазьев.
Так или иначе, для обретения конкурентоспособности отечественного товара необходимо снижать налоги, считают эксперты.
"Необходимо радикально снизить налоги, а выпадающую часть доходов бюджета возместить за счет того, что будет расти производство, надо с коррупцией поактивнее бороться, и сократить расходы на имиджевые суперпроекты – олимпиады, чемпионаты мира, саммиты. По-моему, уже принято решение строить высокоскоростные магистрали между Москвой и Казанью, БАМ модернизировать – вроде, звучит хорошо, но если мы посмотрим, как реализуются такие проекты, то увидим, что 90% денег, потраченных на сооружение магистрали, уйдут за границу. Олимпиаду строят иностранные рабочие по иностранным проектам, строительная техника иностранная, материалы зарубежного производства. Поезда "Сапсан", которые ходят межу Москвой и Санкт-Петербургом, тоже произведены в Германии и привезены в Россию", - отмечает Константин Бабкин.
Предприниматели считают, что при попытке выхода российского производителя на внешний рынок, он может столкнуться с системой защиты внутреннего рынка, не связанной с ВТО. По мнению бизнесменов, мешает развитию существующая система закупок, которая оторвана от конечного потребителя. Зачастую цена товара является самым важным фактором, а технические характеристики продукции, которая часто бывает низкосортной, декларируются, но на деле не подтверждаются. Здесь, по мнению предпринимателей, необходима государственная система поддержки отечественного производителя, который должен получать преимущество в тендерах. Не лишним будет и введение внеэкономических методов защиты рынка, то есть определенных стандартов, которые бы позволяли отсекать дешевую продукцию с несоответствующими характеристиками.
Специалисты отмечают, что обещанного снижения цен после вступления в ВТО не произошло. Цены либо выросли, в частности на продовольствие, либо остались на прежнем уровне. При этом доходы населения не изменились.
"Когда обсуждалось вступление в ВТО, грамотные специалисты говорили, что, несмотря на снижение пошлин, товары не подешевеют, потому что пошлина составляет незначительную часть стоимости товара. Это все предсказывалось", - считает Константин Бабкин.
Переговоры о вступлении России в ВТО велись более 20 лет, принятое решение носило больше политический характер, считает советник президента РФ Сергей Глазьев. По его словам, согласия не было по трем пунктам: ветеринарный контроль ввозимой продукции животноводства и растениеводства, снижение тарифов на импорт сельхозтехники, отказ от принудительной локализации производства для иностранных инвесторов в области автостроения.
"Плюс к этому мы категорически не соглашались брать обязательства сверх ВТО, в том числе по беспошлинному ввозу микроэлектроники, авиатехники, химической продукции. Это удалось отмести. Одну позицию отстояли. Промышленная сборка иностранных автомобилей с локализацией производства здесь будет вестись в соответствии с контрактами, предусматривает локализацию до 70% производства в России. Хотя это не соответствует некоторым нормам ВТО. Удалось отстоять привилегию регулировать госзакупки с преференцией отечественных товаров, хотя ВТО требует абсолютного равенства между отечественными и иностранными товарами", - пояснил Глазьев.
По его словам, было принято решение пойти на уступку американцам по ветеринарным сертификатам и европейцам по сельхозмашиностроению.
"Эти отрасли стали некоторым компромиссом, чтобы нас согласились принять в ВТО. При этом было сказано, что требования по ветеринарии мы компенсируем санитарными нормами. По сельхозмашиностроению было принято решение, что предприятия получат необходимые льготные кредиты и другие меры господдержки, которые позволят выстоять в конкуренции", - сообщил Глазьев.
Источник: http://www.nakanune.ru/news/2013/09/20/22324546
Дата изменения: 20.09.2013 14:50:41
Источник: Партия дела
Обсудить новость на Форуме