10:45 16.06.2007 | Все новости раздела "Российский Общенародный Союз (Народная Воля)"
Заявление Народного Союза в связи с обретением единства Поместной Русской Православной Церкви
Заявление Народного Союза в связи с обретением единства Поместной Русской Православной Церкви
В этом году в святой Праздник Вознесения Господня мы стали свидетелями уврачевания церковного раскола ХХ века и восстановления полноты Русской Православной Церкви. Мы дожили до времени, о котором могли лишь мечтать в недавнем прошлом.
«Явленное единство есть знак великой милости Божией к нашей Церкви и нашему народу, пережившему в ХХ столетии один из самых трагических периодов своей истории
Пережитые Россией испытания были закономерным итогом исподволь умножавшегося в нашем обществе духовного неблагополучия, об опасности которого предупреждали такие великие угодники Божии как преподобный Серафим Саровский, святители Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский. На духовные первопричины указывал и
святой исповедник Патриарх Тихон: Забыли мы Господа! восклицал он, Бросились за новым счастьем, стали бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, хлебу, к деньгам, упились вином свободы. За это много скорбей и страданий послал Господь на землю нашу, любовно наказуя нас и призывая к покаянию. Русская Церковь до дна испила горькую чашу людского горя, она глубоко выстрадала духовное преображение своего народа, дав в оправдание его перед Богом великий сонм Новомучеников и Исповедников Российских» сказано в Послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с подписанием Акта о каноническом общении внутри Поместной Русской Православной Церкви.
Церковный раскол ХХ века произошел в условиях, когда Россия и большая часть Русской Православной Церкви оказались в плену богоборческой власти.
Социальная революция начала ХХ столетия была прямо связана с отступлением большинства правящего слоя от веры в Бога, от Православия, с увлечением общества западными материалистическими учениями и как следствие с разрушением основ традиционной российской государственности. В результате заговора произошло падение Самодержавия, смута и приход к власти наиболее яростных богоборцев большевиков.
Девяносто лет назад во время революции и кровавой гражданской войны миллионы граждан России вместе с несколькими церковными иерархами вынуждены были покинуть пределы Отечества и обосноваться зарубежом, всем сердцем желая, но под угрозой смерти не имея права вернуться на родную русскую землю. Так возникла Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ).
Другая, большая часть верующих, вместе с Патриархом Тихоном и большинством епископов осталась в России, взяв на свои плечи тяжкий крест служения Богу в государстве воинствующего атеизма, в котором преследования за веру, зверские убийства иерархов, священников и монахов, бессудные расстрелы мирян, ограбления и разрушения храмов и монастырей, издевательства над христианскими святынями стали повседневной практикой богоборческого режима, стремившегося уничтожить Православие и подменить религию, веру в Бога коммунистической псевдорелигией.
Однако сущность происшедшего раскола заключалась не в вынужденном физическом разделении Церкви и обретении заграничной ее частью автономии, ибо на нее было дано согласие святым исповедником Патриархом Тихоном, а в сознательном прекращении канонического общения зарубежной Церкви с Московской Патриархией в период, когда Патриарший престол занял его местоблюститель митрополит Сергий, позднее избранный Патриархом, который пошел на ряд компромиссов с советской властью ради спасения легальной Церкви в России от полного физического уничтожения.
Русская Зарубежная Церковь осудила эти компромиссы, обличая митрополита Сергия и перенеся эти обличения на всю Московскую Патриархию.
Так между Московской Патриархией (РПЦ) и РПЦЗ пролегла, казалось бы, непреодолимая пропасть. И хотя Вторая мировая война с июня 1941 года большинством русских эмигрантов была воспринята как нападение на Отечество и большинство молилось за победу России и союзников над фашистской Германией, это не исправило отношений между иерархами.
К осуждению «сергианства», то есть вынужденного сотрудничества Московской Патриархии с богоборческой властью, с годами добавилось и требование канонизации Святых Царственных мучеников и осуждение участия РПЦ в так называемом Всемирном Совете церквей и некоторые другие разделяющие обстоятельства.
В то же время, сохранившаяся в СССР Русская Православная Церковь и в условиях надзора и богоборческого пленения смиренно продолжала свое главное дело «единое на потребу», помогая всем ищущим Бога, прийти к Православной вере, несмотря на запреты, крестя детей беспартийных и коммунистов, принося Бескровную Жертву, совершая другие таинства, и, несмотря на преследования властей, сохраняя потенциал духовного Возрождения Отечества.
Поворот к духовному возрождению наметился уже в канун 1988 года в процессе подготовки к празднованию великой даты: 1000-летия Крещения Руси. Было разрешено массовое издание Библии, Русской Православной Церкви передан и восстановлен Свято-Даниилов монастырь, ставший Патриаршей резиденцией. Очень ярко и незабываемо празднично прошли Дни Славянской письменности и культуры в Новгороде, в которых наряду с писателями, деятелями культуры и науки, впервые свободно участвовали иерархи и священники РПЦ, в том числе, митрополит Алексий (будущий Патриарх Алексий II).
Однако на отношения между РПЦ и РПЦЗ это не повлияло. Они практически не изменились и после новой революции и краха коммунистической идеологии в 1991 году.
Между тем Русская Православная Церковь в России шла путем возрождения, путем обретения подлинной религиозной свободы, путем постепенного восстановления своего духовного значения в российском обществе и государстве, окормляя все более широкие слои народа. Эволюционировало по отношению к религии и Церкви и все российское общество. Исчезла навязчивая опека государства, началось восстановление порушенных святынь, обнаружился всплеск религиозного просвещения и образования, в особенности в интеллигентной среде, заработали новые духовные учебные заведения, был восстановлен главный храм государства Храм Христа Спасителя. Отношение государства к Церкви стало более уважительным. Церкви начали возвращать отнятые имущества.
В то же время происходили и перемены внутрицерковной жизни. Были даны церковно-исторические оценки существования РПЦ в условиях богоборческого режима, в августе 2000 года канонизирован сонм Новомучеников и исповедников Российских во главе со Святыми Царственными страстотерпцами, богословски осужден экуменизм как ересь последних времен.
И все же инерция взаимного недоверия, посеянного в прежние десятилетия, долгое время не давала увидеть эти положительные перемены и смягчить позиции. Лишь чудом Божиим, в том числе, благодаря смене руководства РПЦЗ и личному участию в разрешении накопившихся противоречий Президента России В. В. Путина удалось, наконец, прийти к взаимопониманию и обретению долгожданного единства.
Сегодня мы вправе поздравить всех иерархов, священников и мирян с великим историческим событием в жизни Русской Православной Церкви: взаимным покаянием, прощением обид и восстановлением Церковного единства.
Мы особенно отмечаем заслуги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра и Президента России В. В. Путина в их исторической миссии, которую никогда не забудут потомки.
Действительно, значение этого события нельзя переоценить.
Оно означает взаимное признание канонической чистоты и истинности обеих частей единой Поместной Русской Православной Церкви.
Оно означает возвращение к братской любви между недавними соперниками в затянувшемся историческом споре.
Оно дает нам образ примирения и обретения национального единства в гражданском противостоянии «белых» и «красных» через прощение взаимных обид, нанесенных друг другу в междоусобной брани, и покаяние в грехах перед Богом и ближними.
Потомки белых эмигрантов, эмигрантов первой волны, русские люди, живущие сегодня заграницей, наконец, почувствовали, что путь к воссоединению с родным Отечеством свободен и от гражданских, и от последних духовных препятствий. В Россию возвращается не только прах ее героев, политиков и мыслителей: генерала Деникина, генерала Каппеля, Императрицы Марии Федоровны и религиозного писателя Ивана Ильина, но и живые ее верные сыны и дочери, соединенные с Отечеством крепкими духовными нитями. А те, кто остается жить заграницей, больше не будут чувствовать своей оторванности от Родины, имея возможность в любое время прийти в храм Русской Православной Церкви Заграницей, где так же, как и в российских храмах за литургией поминают Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и всех православных христиан в России и в рассеянии сущих, составляющих единый великий русский народ.
Для Народного Союза, признающего Православие основой духовно-нравственной жизни страны, а Русскую Православную Церковь главной хранительницей устоев жизни народа, его тысячелетних традиций и обычаев, совершившееся событие является особой исторической точкой нашего НАЦИОНАЛЬНОГО ПУТИ.
Мы видим, что Русская голгофа ХХ века близится к завершению. Через возрождение Православия и единства Церкви грядет предреченное святыми отцами Русское Воскресение.
Следующим принципиальным шагом для сплочения и укрепления нашего Отечества должно стать преодоление еще одного раскола, порожденного ХХ столетием: объединение в одно целое трех ветвей русского народа: великороссов, малороссов и белорусов, возвращение их в единое государство на основе Великого Земского Собора.
Мы также надеемся на возвращение в лоно Русской Православной Церкви и старообрядцев, для которых давно открыты двери и устранены церковные препятствия.
Разумеется, мы сознаем, что путь этот не прост, у него много врагов, и сам по себе этот день не наступит. Для этого нам всем необходимо много и упорно трудиться, отстаивая свое национальное право жить в единстве, совершенствуя наши отношения в духе христианской любви, заботясь и о материальном укреплении нашего Отечества, и об очищении нравственной атмосферы в стране, и о духовном и материальном благополучии нашего народа, о росте его численности и возрождении национальной культуры, и о более глубоком воцерковлении русского общества. Только так можно стать участниками еще одного чуда чуда объединения русского народа и Возрождения Великой Российской Державы.
Необходимые духовные основы для этого есть. Теперь нас вдохновляет и то, что в одном ряду с нами будут наши зарубежные братья и сестры.
Народный Союз еще раз поздравляет всех православных и всех российских граждан с великим событием обретения единства Поместной Русской Православной Церкви!
Президиум Центрального Совета
партии Народный Союз 14 июня 2007 г.
Источник: Народная Воля
Обсудить новость на Форуме