16:00 07.12.2012 | Все новости раздела "Российский Общенародный Союз (Народная Воля)"
Памяти Друга и Учителя
4 декабря 2012 года, на большой христианский праздник Введения во храм Богородицы, перешёл в вечную жизнь Василий Иванович Белов, классик современной русской литературы.
В православии совпадение дат случайным не бывает. Смерть на 4 декабря символична. Само Небо показывает, насколько ценит оно этого простого, русского человека, прозаика и поэта, как и кем будет он встречен в его новой жизни.
Писатель немало сделал для того, чтобы вернуть русский народ к Богу. Были книги, статьи, звучали речи, возродилась к жизни сельская церковь в родной деревне Тимониха.
Совсем недавно мы отмечали 80-летие писателя, говорили о его творчестве, литературной и человеческой судьбе, которая была и тяжёлой, и счастливой. Родился Василий Иванович в 1932 году в деревне Тимониха Вологодской области. Его отец, участник Великой Отечественной войны, отдал жизнь за Родину, когда сыну было 9 лет. Мать Анфиса Ивановна в одиночку растила сирот. В деревенской школе Василий учился семь лет, а после этого окончил ФЗО, где получил специальность слесаря 5-го разряда, освоил специальности моториста и электромонтёра. Потом служба в Советской Армии в 1952-1955 годах. В газете Ленинградского военного округа и были опубликованы первые стихи писателя. Затем была учеба в Литературном институте имени А. М. Горького.
С 1964 года писатель постоянно жил в Вологде, не порывая связь с «малой родиной» - Тимонихой, в которой черпал материал для своего творчества. Повесть «Деревня Бердяйка» и книга стихов «Деревенька моя лесная» созданы в 1961 году. Вслед за ними увидели свет кн0ига рассказов «Знойное лето» (1963) и «Речные излуки» (1964). Публикация повести «Привычное дело» (1966) принесла Белову уже широкую известность, утвердила за ним репутацию одного из родоначальников так называемой «деревенской прозы», которая по сути своей стала прозой совести, прозой голоса русского крестьянина.
В самые годы крушения Советского Союза, и даже ранее, в 1972-1984 годы, когда он пишет свои исторические хроники «Кануны», а потом и «Год великого перелома», осмысляя истоки крестьянской трагедии начала ХХ века, трагедии насильственной коллективизации, он не может обойтись без приложения к жизни и духовной меры.
Символична в «Канунах» сцена чтения Апокалипсиса, которая завершается страшным толкованием одного из мужиков: «Жить будет добро, только жить-то будет некому». Какими пророческими оказываются эти горькие слова!
Еще один герой Василия Белова священник Ириней говорит его собственными мыслями: «А не находите ли вы, что, лишая народ веры Христовой, вы возвращаете его вспять, к вакханалиям языческим?» До Белова никто в советской литературе не обозначил так ёмко и точно смысл происходящего: «Вы не отрицали её (Церкви) прикладного значения. Но вы отрицали веру. То есть саму церковную суть и дух Православия».
И никто до Белова не обозначил так коротко и содержательно ущербность восприятия Церкви, даже при внешней благожелательности, когда собираются иконы и слушаются литургические песнопения. Обрядовая и культурная сторона церковной жизни народа не изменят его к лучшему сами по себе, без участия в таинствах Божиих. Вне Бога нет смиренного человека, нет кротости в человечестве, вот и появляются такие безумные проекты, как поворот сибирских рек в Среднюю Азию, против чего активно выступал Василий Иванович.
Главный герой повести «Привычное дело», Иван Африканович Дрынов, – человек добрый, многодетный, безотказный. А вот его жена Катерина умирает, надорвавшись на непосильной работе после родов. Это была формула выражения геноцида русского народа, о котором писатель сказал и публично, с трибуны, едва появилась такая возможность. В 1989 году на II Съезде народных депутатов в Москве он заявил во всеуслышание: «Русский народ обманут. Россия оскорблена и унижена». В годы коллективизации «создали несколько комитетов, комиссий и подкомиссий, которые разрабатывали буквально все детали: сколько винтовок потребуется, сколько охраны, сколько расстрелять потребуется, сколько барж нужно и вагонов для пересылки. Речь идёт о геноциде…».
Это говорил прозаик, который знал русскую жизнь не из учебников истории. Он с детства узнал тяжёлый крестьянский труд, а, когда в 1943-м потерял отца, вместе с братом достроил родную избу в Тимонихе. Будущему мастеру Слова было тогда всего 11 лет. «Вот тебе соха, вот тебе земля, ежели к обеду полосу не вспашешь…» - дают типичное задание его герою в повести «Плотницкие рассказы». А зная жизнь народную, Белов не мог не любить и не защищать народ.
На глазах Белова фактически, десятилетие за десятилетием, разорялась русская деревня. Лучшие люди истреблялись или уезжали, многие оставшиеся, не видя высокого смысла в своей жизни, наблюдая потерю народом тысячелетних традиций, впадали в пьянство, то есть самоистребление. А дети, выброшенные из семьи, росли на казённый счёт, в казённых учреждениях. И тогда Белов, в противовес этому, пишет «самую оптимистичную, даже праздничную книгу» - «Лад» (1979), которой и напоминает русскому народу о той жизни, которая им во многом была утеряна.
«Лад» - не повесть, не роман, не публицистика, не поэма - это очерки о народной эстетике, о прекрасном в природе, в жизни. «Лад» - книга уникальная, неповторимая. Это не ещё одна книга, а единственная в своём роде», - поделился своими впечатлениями после прочтения очерков в письме Белову известный русский литературный критик Вадим Кожинов.
Перестройка не вернула нашему крестьянину лад. Она обобрала его окончательно. Будучи членом Верховного Совета СССР, в 1990 году, в одном из интервью Василий Белов сообщает: «Я теперь не писатель, а политик…За пять лет перестройки можно много бы сделать по укреплению экономики, а у нас продолжается развал государства…
Ельцину я тоже не доверяю… Когда Ельцин был во Владивостоке, я подавал ему телеграмму. Мне не нравится, что мы торгуем сырьём, что он ведёт речь о передаче части нашей территории Японии. Так можно всю Россию раздать направо и налево… Не такие уж мы и «отсталые». У нас создана великая промышленность. Другое дело, что сейчас кому-то выгодно создавать искусственные дефициты. Я имею в виду карточки на хлеб и мыло, табачные бунты… Государство погибнет без крестьянства. … Не с города надо было начинать, а с села…»
«Что вас беспокоит больше всего? – спросил корреспондент Василия Белова. «Судьба России. Её интересы попираются и сейчас…. Если ли я отстаиваю интересы своей республики, то непонятно, почему кое-кто называет меня национал - шовинистом. Обидно, что мы превратились в колонию, имея богатые природные ресурсы и дешёвую рабочую силу».
Если в восьмидесятых годах родное село Белова Тимониха обезлюдело, то в 1991 году Василий Иванович, озаботившись возрождением села, начинает с решения восстановить местный храм на его собственные средства. «Я хочу сохранить то, что от неё осталось, - говорит он в интервью «Русскому Северу». А осталось совсем немного: «…один куб. Отломана колокольня, зимнее здание. И эти останки … трактором подцепили и хотели разрушить, но они не поддались. Я хочу сохранить хотя бы эту часть. Там лежат мои предки, там моя родня. Прошлым летом заделали зияющие дыры, нынче надо починить кровлю».
В самом начале трагического 1993 года, отвечая на вопросы «Советской России», Белов в тревоге за наш народ говорил: «Взгляните в телевизор. Каждый день - доллары, доллары, доллары! Людей усиленно приучают к деньгам. Словно ничего нет мире, кроме денег. Но деньги никогда не были главным, определяющим в жизни нормального русского человека! Теперь же каждому мальчишке прививают вкус к банковским операциям, к ваучерам. Лотереи какие-то, рулетки... И назойливая реклама. И особенно отвратительна реклама курения, алкоголя. Но что говорить о рекламе, если в государственных документах уже значится такой продукт, как «спирт питьевой»? Ни в одной стране нет питьевого спирта. Везде он либо медицинский, либо технический». И страшный вывод: «Россия стала почти колонией. Я говорил об этом года три тому назад, даже раньше. И не я один. Многие предостерегали. Теперь обстоятельства изменились ещё более в худшую сторону».
В сентябре - октябре 1993 года, в Доме Верховного Совета РСФСР, против навязывания чуждого нам, убийственного образа жизни, поднялись лучшие русские люди. Писатель участвовал в обороне Дома Советов в 1993 году. Был обстрелян у Останкино. Событиям 1993 года посвящена и его пьеса «Семейные праздники», поставленная во МХАТе под руководством Татьяны Дорониной режиссёром и актёром Николаем Пеньковым.
Василий Иванович в те грозные дни вёл себя героически. Он до последнего дня расстрелянного парламента был в Москве, находился там, где вершилась история страны, где бушевали народные страсти, и, к великому прискорбию, проливалась невинная кровь, вершился неправедный суд. Истинный патриот не мог поступить иначе. Он безропотно сносил все беды и обиды, обрушившиеся на ополченцев. Его слово звучало на многих баррикадах и митингах, оно обладало крепким зарядом нравственной силы.
После кровавых событий Василий Белов пришёл в парламент. Он с трудом взошёл на трибуну и произнёс: «Я хочу сказать, что геноцид в нашей стране по вине господина Президента существует, и вы это здесь сами знаете». Он не пошёл на прислуживание ельцинской власти. Его перестали пускать на телевидение, на радио. Василий Иванович уже тогда был болен. Болен потому, что его Родина переживала трагедию. И он болел вместе с ней. И вместе с ней, с её лучшими людьми, не хотел сдаваться.
Белов был убеждён в том, что разлад в экономике и падение нравов в обществе стали неизбежными именно после расстрела парламента. По его мнению, эта трагедия служила отправной точкой отсчёта главных российских бед и преступлений.
Найдя единомышленников и людей, близких ему по духу, людей, с которыми он вместе был готов бороться за судьбу Родины, людей, которым он доверял и знал, что они будут до конца отстаивать интересы России, Василий Иванович пришёл в Российский общенародный союз.
В 2003 году Василий Белов получил Государственную премию Российской Федерации, орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орден Почёта - в 2008 году, награждён и орденами Русской Православной Церкви, которая считала его «своим», «Божьим человеком».
В одном из немногочисленных интервью последнего десятилетия писатель признался: «Это и мучает меня, что я очень уж долгое время был атеистом. Мне и сейчас, конечно, далеко до полноты христианского понимания и всепрощения, но стремлюсь к православной вере. Через ту же тютчевскую Божественную стыдливость стараюсь понять самого себя. Вера - это серьёзное дело... И её никакими знаниями не обретёшь. …»
Творчество Василия Ивановича Белова - это зёрна, посеянные на ниве народной жизни, и они обязательно дадут богатые всходы. Взойдут поколения за поколениями, и народ будет продолжать читать Белова, и повторять вслед за ним своим детям: «А пока наш народ не обретёт Бога в душе своей, до тех пор не вернётся и наш русский лад».
Повторять и его слова в защиту чистоты русского языка: «Кровный родитель русского языка - древнеславянский язык мы получили от Бога, и нельзя обращаться с ним кое-как. Родное русское слово в полноте своей выражает всё духовное и эмоциональное состояние человека». «Порабощение народа начинается с отвержения родного языка, с раздвоенности культуры. … Людей приучают думать и чувствовать не по-русски, не по-христиански, а по-демократически, что я отношу к скрытому цинизму. Я убежден: сохраним родной язык - сохраним всё!»
Россия потеряла Великого Русского писателя и прозаика.
Мы потеряли нашего Друга и Учителя.
Эта потеря невосполнима.
Вечная память Василию Ивановичу Белову