11:00 07.04.2008 | Все новости раздела "Другая Россия / НБП"

Диагноз - это обвинение

Сас Т. Фабрика безумия
Сас Т. Фабрика безумия: сравнительное исследование инквизиции и движения за душевное здоровье / пре. А. Ишкильдина. Екатеринбург: Ультра.Культура, 2008.512 с.

Основная идея этого антипсихиатрического памфлета кажется тем, кто знаком с подобной социально-критической литературой, если даже не "общим местом", то чем-то вполне знакомым и очевидным. Современная психиатрия не занимается лечением так называемых "психических больных". Она занимается, причём в чудовищных масштабах, выслеживанием, осуждением и изоляцией "ненормальных" - тех, кого в данной общественной системе в силу каких-либо причин решили считать ненормальными. Поэтому, пишет Сас, никаких "психических болезней" нет. Есть изощрённая система "институциональной психиатрии", как он её называет, существует она, чтобы очищать общество от "ненормальных". Томас Сас называет их "уклоняющимися" (думаю, что в оригинале -"девианты". прямо-так анти-функционализм!). Эти несчастные должны быть выявлены - для этого существуют сложные методы диагностики, и затем изолированы – для этого есть специальные учреждения, условия нахождения в которых зачастую таковы, что "живые завидуют мёртвым". Самое важное: сразу после того, как общество "спасено" от "уклоняющегося", оно должно забыть о нём. Забыть, что он или она – такой же человек, как и остальные, со своими пристрастиями, интересами, жизненными планами и любовью к свободе, которой он или она теперь отныне и навсегда лишены.

Книга Томаса Саса впервые опубликована в 1970 г., но написана раньше, в 1960-х. Это одна из ряда работ, появившихся в это же время и ставших частью той широкофронтальной гуманитарной революции, которая неузнаваемо изменила облик западной гуманитарной науки, а затем и всего западного общества. Шестидесятые! В это время появились и постколониальные исследования, и поднялась вторая волна феминизма (а с ней родились гендерные исследования), антиписихиатрия и антипедагогика, и постструктурализм в философии, да и другие "пост-"ы… Российским гуманитариям этот период до сих пор не то, чтобы неизвестен, но малопонятен. Конечно, самые влиятельные и важные работы того времени появились теперь и на русском языке. И вполне закономерно, что после того, как переведены практически все основные работы Мишеля Фуко, появляются книги второго плана – работы тех, кто вместе с ним занимался исследованиями власти, но не получил такой популярности и известности. Между тем, тому, кто хотел бы почувствовать "дух эпохи", есть резон обратиться к таким неизвестным у нас авторам.

Я упоминаю здесь именно Мишеля Фуко не только потому, что он стал несомненным символом этой интеллектуальной революции, но прежде всего потому, что он сразу же вспоминается при чтении "Фабрики Безумия". Сас также пишет о технологиях принудительного психиатрического лечения и о том, что критерии отбора "жертв" чрезвычайно субъективны и являются предметом в первую очередь политических и юридических, а не медицинских решений (нам это вполне знакомо: в нашем родном обществе в те же шестидесятые недаром появилось выражение, до которого Сас не додумался: карательная психиатрия). Он возводит "рождение клиники" к технологиям инквизиции (при этом без цитат из "Молота Ведьм" он, конечно, не смог обойтись). За последние четыреста лет общество стало безбожным и "просвещённым" - и "медицина вытеснила теологию, специалист по безумцам – инквизитора, сумасшедший ведьму. В результате массовое религиозное движение сменилось медицинским, а преследование душевнобольных заняло место инквизиции". Если Фуко, обратившись к этой истории, создал целую философию власти и дисциплинирования, Сас не ставит перед собой таких мощных задач. Его цель – "просто" изменить отношение современников к психиатрии, чтобы отношения "лечения по принуждению" повсеместно были заменены отношениями "лечения по договору", при котором за пациентом сохраняется полная свобода выбора. Фуко был реформатором, Сас – просветителем. Я назвал эту книгу "памфлетом", потому что автор чрезвычайно последовательно проводит через всю книгу несколько простых тезисов - впрочем простых для нас, которые уже знают, что происходило в шестидесятые, но не таких простых для тех, к кому Сас непосредственно обращался - и яркие исторические примеры только иллюстрируют эти несколько тезисов. Финал книги - яркое рассуждение о то, что "душевнобольной" - это просто современный вариант персонификации "другого", странного – и потому "ненадёжного" члена общества, ставящего сограждан перед моральной дилеммой: допустить ли явное нарушение прав немногих ради (всегда лишь временного) самоуспокоения остальных, или же не преодолеть собственный страх перед "другостью", "чуждостью" и устранить саму эту "фабрику, производящую безумие"? Различные общества до сих пор выбирают обычно первое. Кто именно будет избран в качестве "козла отпущения" - душевнобольной ли, или же гомосексуалист, коммунист, расист, антисемит или кто угодно ещё – это уже вопрос конкретных исторических обстоятельств. "Другой" всегда найдётся!

Естественное возражение против "антипсихиатрического" подхода Саса: разве психические болезни не существуют? Может быть, их просто необходимо лучше, точнее диагностировать? Нет, пишет Сас, этот вопрос мы не рассматриваем. Ибо, пока существует большая группа людей, заинтересованных в том, чтобы диагностировать а потом лечить, и они обладают властью – сам по себе подход к диагностике может быть каким угодно "усовершенствованным", но он всё равно будет в первую очередь позволять этим людям обвинять и осуждать (на костёр или на лечение – это не принципиальный вопрос). Продолжать выполнять свои античеловеческую роль "очистителей" общества от произвольно выбранных "козлов отпущения". Поэтому необходимо разобрать саму "фабрику безумия", а уже потом, может быть, будет смысл посмотреть – осталось ли что-либо вообще от того явления, которое все так долго, будто сговорившись, считали "безумием"? Возможно. Но, по крайней мере, это "безумие" уже никто не позволит лечить электрошоком, голоданием и лоботомией (см. "Над кукушкиным гнездом" Кена Кизи). Станут ли люди свободнее? Возможно. И в их распоряжении останется "договорная психиатрия", ради утверждения которой Сас и написал эту очень интересную и своевременную книгу.

Источник: Нацбол

  Обсудить новость на Форуме