02:30 12.09.2007 | Все новости раздела "Другая Россия / НБП"

Технология лжи

Раньше я, наивный, думал, что все эти ФОМы и ВЦИОМы, и прочие подкремлевские конторки сами «рисуют» результаты социологических опросов, т.е. занимаются откровенными фальсификациями. Уж очень эти результаты противоречат моим эмпирическим наблюдениям. Но оказалось, что так поступают лишь в экстренных случаях, а вообще-то есть наработанные технологии, как получить «хороший» результат, не прибегая к вопиющим подтасовкам. Об одной такой технологии рассказал мне мой старый знакомый, не один год проработавший в этой системе. Ни свое имя, ни название конторки, в которой он работал, просил не указывать. («Ты же сам написал: «Берегите детей», вот я и берегу…» – объяснил он с улыбкой).

Когда конторка (Центр, Фонд, Институт и пр.), изучающая общественное мнение путем опросов, работает достаточно долго, у нее накапливается банк данных. Например, регулярно проводится опрос: «За какую партию вы проголосуете, если бы выборы состоялись завтра?». Допустим, 20% проголосовали бы за «Единую Россию» в марте и 18% – в апреле. Так вот, когда в мае требуется узнать рейтинг президента или выяснить, как граждане РФ относятся к запрету НБП, то обязательно позвонят тем, кто месяцем или двумя раньше проголосовал бы за «ЕдРо». С большой долей вероятности, почитатель «ЕдРа» похвалит президента и выскажется за запрет НБП. Если таких прогнозируемых участников опроса будет хотя бы половина, то «хороший» результат опроса гарантирован.

Простой пример – для наглядности. Допустим, выясняется популярность того же «ЕдРа». Всего в опросе участвуют 1200 человек: 600 более-менее «прогнозируемых» и 600 случайных участников. Случайные участники опроса дают реальный результат: 120 человек, т.е. 20%, поддерживают «Единую Россию». А «прогнозируемые» дают результат 480 из 600. И получается в сумме, что 600 (120+480) из 1200 опрошенных, т.е. 50%, поддерживают «ЕдРо».

И никаких тебе грубых фальсификаций! Работаем не топором, а скальпелем. При желании можно «честно» сделать рейтинг Путину 99% и доказать, что никто в России не слышал фамилии Лимонов. Только это было бы уж слишком.

Наверняка это не единственная «черная» технология, применяемая в опросах…

Источник: НБП

  Обсудить новость на Форуме