05:00 28.11.2006 | Все новости раздела "Другая Россия / НБП"

Вступительное слово Сергея Ковалева на конференции "Другая Россия"

Конференция «Другая Россия». Первая сессия.

«От России чиновников к России граждан»

Стенограмма выступлений

Сергей Ковалев, правозащитник

Сергей Ковалев, правозащитникДобрый день. Если оргкомитет решил назвать конференцию «Другая Россия», так значит, какая-то еще Россия, не схожая с этой другой, уже существует. И мы эту Россию очень хорошо знаем. Настолько хорошо, что в этой аудитории нет надобности во вводном выступлении сколько-нибудь подробно ее описывать, тем более, что сегодня и завтра здесь о ней, вероятно, будет сказано. Нас много. Потому буду совсем краток. Та Россия, в отличие от другой, ни в каких конференциях, спорах и обсуждениях не нуждается. Она единогласна. Если что и обсуждает, то, так сказать, по необходимости. И понарошку, в общем, по принятым в мире правилам приличия. А так что обсуждать? Тебе говорят, ты делаешь. Непрерывная властная вертикаль сверху донизу. Наскоро сляпала ту Россию за немногие годы дружная команда из КГБ. Занозой сидит в памяти и жутковатая шутка на этот счет нынешнего президента, о десанте во власть из ФСБ. Сейчас часто говорит о власти: команда троечников. Это не совсем точно. Врать и мошенничать они умеют на твердую четверку. А лучше и не нужно. Как говорится, лучшее – враг хорошего. Ведь и так любовь, не любовь, но поддержка и потоки льстивой хвалы от представителей масс обеспечены.

Вранье – любимый, испытанный, важный инструмент как внутренней, так и внешней политики. Привести хоть приблизительный список самых ярких примеров запредельной лжи невозможно. Он неисчерпаем. Но если угодно, из рубрики «А вот на днях». Именно на днях на вопрос о том, почему Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье имеют право на самоопределение, а Чечня, выходит, нет, наш гарант на «Голубом глазу» сослался на твердую волю чеченцев навеки пребывать в составе России, выраженную в референдуме 23 марта 2003 года. Извините, президент что же, забыл, кто заказывал результаты референдума? А до того результаты переписи населения Чечни. Он забыл, какими методами были выполнены эти заказы? Он, бедняга, не знает, как отнеслись к этому референдуму отечественные, международные общественные организации, и самые авторитетные межгосударственные организации, в которые, кстати, входит и руководимая им страна. Он, выходит, ничего этого не знает. Но тогда почему он президент? Времена переменились. Грязная контора, убившая в свое время несколько миллионов наших соотечественников, та самая контора, откуда проник во власть упомянутый президентов десант, она уже не вооруженный отряд партии, как прежде, наоборот, теперь у них есть своя угодливая партия на побегушках. Ну, и служивая «правая», и служивая заслуженная Общественная палата, и разнообразные служивые советы при, и даже двухпалатный служивый парламент. В общем, укомплектованная команда вралей и имитаторов. И Конституция у них есть, вполне пристойная во многих разделах. Не стыдно показать хоть в Страсбурге, хоть в Люксембурге. Ни они ее писали, но они снабдили самым важным, самым прагматичным по жизни качеством, слизанным со сталинской Конституции. Подобно сталинской, наша теперь больше не предназначена для употребления, поэтому неважно, что там написано. Ну, подумаешь, какое-то там разделение властей, или, допустим, название страны - Российская Федерация. Ну, где же это видано, полноценному субъекту Федерации, государству, состоящему в равноправном союзе с другими государствами-членами Федерации главу назначают извне, из федерального центра. Мы опять привыкли не вспоминать о Конституции, как источнике права. В нашем сознании это опять инструмент жульнической дипломатии. Разумеется, Бродский прав, но ворюги мне милее, чем кровопийцы. В политике, однако же, мошенники слишком часто превращаются в кровопийц. Вот мы и имеем клокочущий Северный Кавказ, и всю кровь Чечни наш несмываемый грех, нашу постыдную плату за электоральный триумф Путина в 2000 году. Самым мощным психологическим фактором этого триумфа были возмущения и ужас от ночных взрывов жилых домов осенью 1999 года. Не могло не возникнуть страшное подозрение о какой-то причастности государственных спецслужб к этим взрывам. Власть обязана была опровергнуть это подозрение единственным убедительным способом: подробным и прозрачным расследованием страшной версии. Это не было сделано. Вместо того, подозрение обросло огромным комом намеков, нелепой и беспомощной лжи. Как жить в стране гражданину с таким подозрением? Вот такова в очень кратких словах та послушная Россия, которую власть с некоторым смущением предъявляет миру. Ну, а своих оппонентов, предварительно лишив их слова, представляет не вполне адекватными маргиналами, да еще и с некоторым криминальным душком. К чему же, по-моему, разумно стремиться этим маргиналам, впервые собравшимся вместе в столь широком и разнородном составе? Я надеюсь, что инициаторы конференции не рассчитывают учредить какую-либо новую общественно-политическую структуру.

Принципиальные, даже просто значительные разногласия и противоречия внутри политической партии, политической коалиции или блока обстоятельства крайне опасное для этих политических организмов. Часто нетерпимое, подчас попросту быстро уничтожающее их. Ибо партии, коалиции, блоки, по определению, суть политической организации единомышленников. Но гражданское общество принципиально разнородно. Оно точно также при некоторых условиях погибает, только его убийца, напротив, единомыслие. Гражданское общество, вмещающее разнообразные, часто противоположные убеждения и интересы, становится неким единым целым только и исключительно благодаря упрямой воле поручать мирное разрешение этих противоречий единым, одинаковым для всех правилам игры. Иными словами, гражданское общество возникает только на основе примата права, демократической процедуры, независимого справедливого правосудия. Все ли участники нынешней конференции в самом деле последовательно придерживаются демократических убеждений? С моей точки зрения, это не так. Более того, многие представленные здесь концепции, говоря самым мягким способом, какой я могу изобрести, мне крайней несимпатичны. С другой стороны, мои очевидные оппоненты, скорее всего, я почти уверен в этом, обсуждают мое неприятие реаль-политик, мой нескрываемый идеализм.

Возможно, в лучшем случае они находят его социально опасным мечтательством. Кто из нас, однако, взял бы смелость сказать другому: нет, тебе не место в гражданском обществе. У демократии есть важное свойство: вполне демократическими способами она должна быть способна уничтожить себя самое. Если его величество народ путем свободного волеизъявления пожелает делегировать властные прерогативы к очередным гарантам порядка и народного счастья, которое, как это им свойственно, предпочитают обходиться без утомительных дискуссий и нудных процедур, ну, что ж, имеет право. История знает всякие кульбиты, кончающиеся большой кровью. Да мы и сами теперь не то, чтобы на грани, а уже, пожалуй, и за гранью некой трансформации, о которой речь была выше. Не будем лукавить, трансформации, между прочим, мощно поддержанной очень многими нашими соотечественниками. Другое дело, что современная представительная демократия имеет и совершенствует механизмы, тормозящие опрометчивые решения этого рода. Прежде всего, нарочито сильно затрудняющей кардинальные изменения в Конституции. И это очень важно. Но право народа свободно избрать любое государственное устройство – есть фундаментальная основа демократии. Кстати, недурно было бы нашему Конституционному суду расследовать вопрос о наглом самоуправстве нынешней власти в сфере конституционного права. Да и не для того этот горемычный суд создан. Что же могло бы столь разнообразных участников конференции, с моей точки зрения, с очевидностью объединить?

Я полагаю, что два требования к будущему нашей страны, к будущему нашего государственного устройства. Одно: власть обслуживает общество, а не наоборот, потому власть должна быть подконтрольна источнику власти – народа и гражданскому обществу, его авангарду. И второе: смена власти должна происходить в результате открытой прозрачной, добросовестной, политической конкуренции, а не путем назначения последующей власти ее предшественником. Вот я думаю, что эти требования могут оказаться общими для всех столь разных участников конференции, какие собрались сегодня здесь. Спасибо за внимание.

11 июля 2006 года

Источник: НБП

  Обсудить новость на Форуме