20:15 02.12.2008 | Все новости раздела "Другая Россия / НБП"
"Ледоруб / Убийство Троцкого", Джозеф Лоузи
Такая вот странная штука |
В последние годы жизни Троцкий находился в Мексике. За ним шла охота, к нему подсылали политических убийц, его детей и родственников затравили, но он продолжал писать статьи, направленные против Сталина. Троцкого называли шпионом в пользу США, врагом народа, что, конечно, является недоказанным, — сущность разногласий между Лениным и Троцким не выходила за грань споров в рамках одной фракции, о чем он сам писал в "Перманентной революции", а в США, узнав, что кроме критики Сталина Троцкий ни на что не готов и собирается читать лекции о победе мировой революции, так и не впустили его в страну. После смерти Ленина противоречия между Троцким и Сталиным обострились, Троцкий был выслан и объявлен врагом. В Мексике на него было совершено два покушения, второе из которых завершилось успехом — убийца, опознанный гораздо позже как Рамон Меркадер, вошел в доверие Троцкого, прикидываясь троцкистом, а потом проломил голову одного из вождей Октября ледорубом. Не самый обычный способ убийства, что и говорить. Впоследствии Меркадер был награжден орденом Ленина и даже работал советником министерства иностранных дел при Кастро. Об этих двух покушениях и рассказывает фильм, делая акцент на внутреннем мире убийцы.
Сценарий настойчиво избегает любых интересных фактов жизни Троцкого, авторы словно старались сделать кино максимально непривлекательным. Возможно, это произошло из-за того, что авторы сценария были хорошо знакомы с фактами, которые для нас покрылись пылью. К примеру, убийца Жак и его координатор полунамеками касаются предстоящего покушения на фоне красочной фрески на стене. "Может ли быть художник человеком дела?" — спрашивает один из героев, разглядывая полотно с гнетущей многозначительностью. Для человека со стороны это смотрится как абсурдистская сцена — что-то висит в воздухе, но суть дела остается непознаваемой. Все становится понятно, когда знаешь, что герои стоят напротив грандиозной "Истории Мексики" Диего Риверы, художника-коммуниста, который приютил Троцкого. Троцкий прожил некоторое время в доме Риверы и его жены Фриды Кало (об этой паре, кстати, Джули Тэймор сняла фильм "Фрида", там есть и карикатурный Троцкий). По некоей иронии Ривера являлся другом еще одного известного мексиканского художника Сикейроса, коммуниста-сталиниста, который как раз и устроил первое из указанных в фильме покушений на Троцкого. Именно поэтому ящики с оружием и полицейскую/военную форму приносят в художественную мастерскую. Сикейрос не только был вдохновителем покушения, но и возглавлял его в реальности, переодевшись в военную форму. В итоге разговор легко дешифруется как сомнение в том, доведет ли Сикейрос дело до конца, будет ли иметь реальное продолжение художественная агрессия. Честно говоря, я не могу сказать, что мне не нравится такой подход, потому что приходится напрягаться, вспоминать, листать литературу.
Образ убийцы трактуется Лоузи как смесь Раскольникова с Геростратом. В конце фильма, проходя через страх и любовь к Троцкому, он обретает себя как "человека, убившего Троцкого". Несмотря на усилия, с которыми режиссер и Делон стараются убедить нас в ценности такого образа, я бы предпочла обойтись без "Убийства Джесси Джеймса". Кстати, о Делоне. Конечно, Делон в такой роли — заведомый китч, который отражает выбранный мной постер. Видеть на его лице вечного уверенного убийцы и плейбоя трепет перед стариком странно, но давящая атмосфера фильма не дает воспринимать это как шутку. Этот китч отражается даже в самом названии, которое меня заворожило с самого начала. Вы только произнесите это — Assasination of Trotsky. Тем не менее, Лоузи удалось обуздать эти ассоциации и сделать картину крайне мрачной, безнадежной. Неестественность разговоров в осажденном доме. Слова будто зависают в воздухе, тугом и душном, как пленка. Троцкому, кажется, вообще не с кем поговорить, он только вещает, диктует, общается сам с собой, опираясь на преданность жены. Он ничего не обсуждает, ни с кем не спорит. Троцкий Лоузи совершенно лишен харизмы, иногда так и вовсе несет какую-то чудовищную чушь. Он загнан в угол и пытается передавать послания, надеясь, что они дойдут до мира. Положение Троцкого Лоузи иллюстрирует через корриду, на которой присутствует будущий убийца Жак и его любовница. Бык пронзен множеством копий, каждое уменьшает его силу, но это всего лишь изматывающие удары, за которыми следует смертельный выпад. Троцкий загнан в угол, копья его измотали, остался только решающий удар, которого он ждет.
Лоузи часто прибегает к визуальным параллелям. Например, в эпизоде, где убийца и его женщина плывут на лодке, он помещает их на раскрашенную яркую поверхность, так схожую с выразительными, колоритными картинами испанских коммунистов. Жак и Гита становятся героями фресок, лишенными личности, помещенными в чуждую, почти мультипликационную среду. В итоге пасторальное катание на лодках выходит тягостным. Правда, оно подытоживается комическим появлением отражения Сталина, что мне кажется явно чрезмерным и нелепым. Столь же любопытно смотреть на игру Делона. Он борется со своим собственным лицом, изображая нервозность и пугливость, но это порождает непривычный эффект. Стоя за спиной Троцкого, он похож на мальчишку, впечатленного размером личности. Убийца-Делон — жалкий непрофессионал, он наносит удар в спину и вопит, отступая от окровавленного старика, как последний трус. Могу ошибаться, но мне кажется, что реальный убийца должен быть гораздо более примитивен и хладнокровен, хотя выбор оружия действительно поражает. Притащить в дом ледоруб, тогда как легко можно было выбрать пистолет или нож, — это должно что-то значить.
Источник: Нацбол
Обсудить новость на Форуме