01:00 23.11.2008 | Все новости раздела "Другая Россия / НБП"

"Ульжан. Забытый свет", реж. Ф. Шлендорф

Кадр из фильма "Ульжан. Забытый свет"
В рамках международного фестиваля "Роза мира" впервые в России показан художественный фильм легендарного немецкого режиссера Фольклера Шлендорфа. Это повесть о смысле жизни и смерти в эпоху глобальной утраты ценностей.

Действие фильма происходит в современном Казахстане, где юрты соседствуют с мегаполисом, неожиданно вырастающим прямо в степи. Здесь, как и на всем Востоке, существует невероятный контраст между традиционным обществом и населением больших городов, которое нелепо примеряет на себе буржуазные ценности "прогрессивного" человечества.

Главный герой - француз, приехавший в неизветсный ему Казахстан, чтобы обрести здесь свою смерть, ибо смысла жить больше нет. Он презирает цивилизацию, ведь она отняла у него ценность жизни, и прежде всего семью (жена и дети, вероятно, погибли в катастрофе). Читая казахского поэта Абая у созданного наспех костра, он затем бредет по степи, сознательно не имея никакой цели, не задавая себе ненужных вопросов куда и зачем он идет. Жизнь - вечна.

В типичном захолустном городишке заходит в клуб, в котором тусуется местный бомонд, они радуются как дети каждой брошенной им бумажке с надписью Евро. Сцена с проституткой показательна - нашему (уже подвыпившему) герою противен свой же инстинкт, слабость к наслаждению, делающим все бессмысленным. Жизнь обесценивается в обмен на сиюминутное удовольствие. Он это понял; понял что такое цивилизация с бескрайнем количеством мелких удовольствий.

Чтобы обрести себя надо ощутить себя частичкой бесконечности, слиться с ней. Нужно побыть одному, жить в степи, пустыни, в горах. Ночуя то в разваленной грязной ферме, то в юрте с открывающимся видом на звезды, он пытается понять Судьбу, когда-то еще понимаемую человеком.

В Астане, столице Казахстана, сотрудник посольства искренне удивлен, почему нашего героя ничуть не беспокоит восстановление украденного паспорта ("Мне он не нужен"). Сцена в Астане говорит об огромном таланте режиссера. Мы видим абсурдность ситуации, в которой оказывается человек, размысляющий о смысле жизни, вечности Вселенной, когда он присутствует (по приглашению сотрудника посольства) на выставке мод с участвующими там полуголыми сучками.

Контраст ко всему вышесказанному - затерянный в степях аул. Желая купить лошадь, главный герой знакомится с дочерью продавца лошадей – умной и скромной девушкой. Зовут ее Ульжан, она преподает французский язык в местной школе и держит все хозяйство своего отца. Ее бабушка столь традиционна, что гораздо логичнее было бы ее встретить в мохнатом XV веке.

Не позволяя беглецу от цивилизации умереть в пути, Ульжан следует за ним и помогает выжить в суровых степных условиях. Самоотверженность Ульжан, не свойственная современным людям, вызывает в нем противоречивые чувства. Он ей благодарен, но все же просит оставить его одного.

В последней сцене они останавливаются у подножия высоких гор и привязывают лошадей. Он бросает свою сумку в горный ручей, больше она не нужна. Ульжан видит в последний раз ставшего ей очень дорогим человека, впервые обнимает его. Он уходит в горы. Ульжан уходит в свой мир, но оставляет привязанную лошадь – ведь жизнь без веры бессмысленна.

Источник: Нацбол

  Обсудить новость на Форуме