18:30 03.10.2008 | Все новости раздела "Другая Россия / НБП"

"Слушая тишину", режисер Александр Касаткин

Речь в фильме идёт про девушку, сочиняющую музыку – поэтому и название такое. Хотя тишину нельзя слушать – это неточность, но всё же она её слушает, и, получается, слышит в этой тишине музыку. Это, впрочем, тоже неточность. Короче, всем понятно, что хотели сказать режиссёр и продюсеры, называя картину именно так. Что серьёзная музыка приходит к композиторше в тишине, а не в кабаке под шансон, и не когда сосед за стенкой целыми днями что-то сверлит дрелью. Так сказать, в ночной тишине музы дают музыку, а фурии – фуры под окно. Фильм лирический, и это определяет весь тон картины – композиторша, хоть и бедная, и не гражданка России (что в современной Москве порок куда худший, чем даже бедность), но талантливая. Поэтому она – главный положительный герой картины. Культурофилия авторов обуславливает основную мысль фильма: бедный гений лучше богатого злодея. Мысль глубокая, как Тихий океан; впрочем, что винить авторов? Хочешь создать кино, трогающее за душу – с серьёзным видом говори прописные истины. Любые этические постулаты сложнее "богатые должны давать деньги талантливым" только раздражают массового зрителя.

Главная героиня по имени Настя приезжает из Узбекистана в Москву. Поступок очень смелый, тем более что она русская и не собирается отделывать квартиры. Узбекистан изображён очень художественно: что-то среднее между фильмами "Безумный Макс" и "Кин-дза-дза". Полная разруха и одичание, аборигены в тюбетейках и остатки недораспиленных кораблей на берегах мёртвого Аральского моря. Хотя никакой этнографической сатиры в духе Кустурицы режиссёр себе не позволяет. Он остаётся в рамках Великой Русской Кинематографической Традиции, оставшейся в наследство от Тарковского: снимает долгие панорамные планы под унылую музыку. Настя хочет поступить учиться в консерваторию, хотя она закончила только музыкальную школу и ещё прочла какую-то книжку про композиторство. Брать её, конечно, не хотят. Денег, чтобы поступить на платное отделение, у неё тоже нет: до мёртвых берегов Аральского моря деньги как-то, видимо, вообще не доходят.

К счастью, она приглянулась одной преподавательнице старенькой, которую играет прекрасная актриса Ия Саввина. Строгая, но справедливая, как хозяйка детского дома, преподавательница берётся обучать Настю дома. А жить девушке приходится в больнице, потому что там уже живёт её старшая сестрица. В палате у неё лежит сыночек, у которого наблюдаем серьёзную болезнь почек.

Аля, сестра Насти, работает домработницей у бизнесмена Димы и его жены Светы. Дима – плейбой, то есть по-русски бабник, и ещё он очень любит футбол и пиво. Всё на свете мужик успевает. Некоторую часть фильма занимают блуждания Димы по Лондону с такими же, как он, взрослыми уже дядьками – фанатами "Спартака". По причине футбола и плейбойства с ним разводится жена. В эпицентр семейных страстей попадает и домработница Аля вместе с Настей, которая её иногда подменяет в чистке бизнесменовых унитазов и с удивлением наблюдает незнакомую ей по аральским степям гламурную жизнь. Кончается всё тем, что она влюбляется в пашущего за троих на разных фронтах бизнесмена Диму. Дальше начинается сказка о Золушке: конечно же, Дима тоже влюбляется в узбекскую пианистку. Чем она его привлекает, после бесконечной череды фотомоделей - непонятно. Создатели намекают, что своими душевными качествами. Ну, и впрямь Золушка. Далее пафос немотивированной доброты всё нарастает и нарастает. Все друг друга прощают, и даже если пытаются подстрелить из снайперской винтовки, то потом с чувством извиняются. Зрителю тут грех жаловаться – такой формат. Всё, что вышибает зрительскую слезу, валится в общий котел – и мать-одиночка с больным ребёнком, и отсутствие денег на операцию, и несчастная любовь молодой гастарбайтера к московскому бизнесмену, и проснувшаяся душа бизнесмена, которую он пытается выразить в игре на рояле. И конечно, очень умиляет, что бизнесмен-футболист играет на рояле руками, а не ногами и не головой.

Если быть объективным, то стоит признать, что это не режиссёр такой циник – вышибает из нас слезу больным ребёнком. Это вообще жанр такой, изобретённый в России. Назовите его лирическая трагедия, если хотите. Героям очень плохо, но они хорошие. И заканчивается всё очень плохо, но при этом появляется лучик надежды. Мир безнравственный, но мы извлекаем из этого мораль. Богачи аморальные – но это укрепляет нашу, простых людей, нравственность .

С художественных же позиций, которые вне логики и морали, фильм доставляет большое эстетическое удовольствие. Хорошая, серьёзная игра актёров – веришь, вовлекаешься в происходящее полностью. Хорошая, спокойная музыка, которая постоянно звучит в голове Насти – не сказать, что музыка сильно талантливая, но в целом ничего себе, чистая и созерцательная. Хорошо скроенный сюжет, который не утомляет за полтора часа, а, наоборот, поддерживает нарастающее удовольствие от картины. Хорошо уловленная атмосфера нашей богатой и нищей столицы, где грусть и одиночество такие же неизменные атрибуты жизни, как и мерины с бэхами.

"Слушая тишину" - хорошее кино, несмотря на некоторую психологическую фантастичность. Хотелось бы, чтобы все люди были похожи на героев фильма: даже ошибаясь, делали это от всего сердца.


Источник: Нацбол

  Обсудить новость на Форуме